Специальность «Государственное управление и право»
(для всех форм получения образования)
Вопросы к зачету
1. Организация как социально-экономическая система, ее основные признаки.
2. Понятие внутренней и внешней среды.
3. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия.
4. Внутренняя среда организации: содержание и классификация.
5. Характеристики внешней среды: сложность, динамичность, агрессивность, разнообразие рынков.
6. Идентификация факторов ближнего и дальнего окружения организации, построение «карт причастных».
7. Анализ шансов и угроз для организации.
8. SWOT– анализ. Анализ сильных и слабых сторон организации.
9. Правовые формы организаций в Республике Беларусь.
10. Унитарные предприятия.
11. Хозяйственные товарищества.
12. Общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.
13. Акционерные общества.
14. Некоммерческие организации.
15. Виртуальные организации.
16. Организации с «внутренними рынками».
17. Интеллектуальные организации.
18. Сетевые организации.
19. Обучающиеся организации.
20. Структура системы управления организацией.
21. Структура механизма управления организацией.
22. Сущность и этапы процесса управления организацией.
23. Аппарат управления: сущность и классификация.
24. Сущность и классификация функций управления организацией.
25. Сущность и классическая классификация принципов управления организацией.
26. Современные принципы управления организацией.
27. Принципы управления персоналом организации.
28. Сущность целей, классификация целей организации.
29. Требования, предъявляемые к целям.
30. Миссия организации: факторы, влияющие на формирование миссии, механизмы формирования миссии организации.
31. Управление по целям (результатам).
32. Понятие стратегий организации и их классификация.
33. Эталонные стратегии организации.
34. Стратегии концентрированного роста организации.
35. Стратегии интегрированного роста организации.
36. Стратегии диверсификации.
37. Стратегии сокращения организаций. Понятие и содержание административных методов управления.
38. Понятие и содержание экономических методов управления организацией.
39. Понятие и содержание социально-психологических методов управления.
40. Административные методы мотивации: сущность и содержание.
41. Экономические методы мотивации: сущность и содержание.
42. Социально-экономическая мотивация: сущность и содержание.
43. Социально-психологические методы мотивации: сущность и виды.
44. Стратегии организаций в области цены и качества.
45. Понятие, элементы и классификация организационных структур.
46. Параметры организационных структур: уровень бюрократизации и централизации, соотношение норм управляемости на разных уровнях организации, соотношение линейных руководителей и административного аппарата.
47. Линейные и штабные организационные структуры.
48. Функциональные и линейно-функциональные организационные структуры.
49. Факторы, влияющие на организационную структуру организации.
50. Организационная культура: понятие, виды.
51. Факторы, определяющие культуру организации.
52. Дифференциация организационной культуры.
53. Проявление организационной культуры в организационных процессах (кооперации, контроля, выработки и принятия решений, организационных коммуникаций).
54. Понятие и соотношение категорий «персонал», «трудовые ресурсы», «человеческие ресурсы».
55. Особенности персонала как ресурса организации.
56. Мотивы поведения человека в организации: виды и классификация.
57. Процесс маркетинга персонала: содержание и этапы.
58. Роль отбора в механизме управления трудовыми ресурсами организации.
59. Производственная и непроизводственная адаптации персонала.
60. Методы оценки деятельности персонала: классификация и характеристика.
61. Деловая карьера и ее виды.
62. Содержание работы по развитию персонала.
63. Понятие и цели оценки деятельности персонала.
64. Функции управления человеческими ресурсами организации.
65. Понятие конкуренции, конкурентоспособности и конкурентных преимуществ.
66. Теория конкурентного преимущества М. Портера.
67. Анализ и формирование конкурентных преимуществ организации.
68. Конкурентная позиция организации.
69. Оценка уровня конкурентоспособности организации.
70. Конкурентный профиль организации.
Специальность «Управление информационными ресурсами»
Вопросы к зачету
1. Организация как социально-экономическая система, ее основные признаки.
2. Правовые формы организаций в Республике Беларусь.
3. Хозяйственные товарищества как организационно-правовая форма организаций.
4. Общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью как организационно-правовые формы организаций.
5. Акционерные общества как организационно-правовые формы организаций.
6. Унитарные предприятия как организационно-правовые формы организаций.
7. Некоммерческие организации в Республике Беларусь.
8. Процесс создания и государственной регистрации организаций в Республике Беларусь.
9. Внутренняя среда организации: сущность и характеристики.
10. Внешняя среда: организации: сущность и виды.
11. Внешняя среда организации косвенного действия.
12. Внешняя среда организации прямого действия.
13. Технология построения «карт причастных».
14. Анализ внешних шансов и угроз организации.
15. SWOT– анализ.
16. Сущность и содержание процесса бенчмаркинга.
17. Структура системы управления организацией.
18. Структура механизма управления организацией.
19. Подсистема управления персоналом организации.
20. Понятие и классификация функций управления организацией.
21. Сущность целей, классификация целей организации.
22. Построение «древа целей» организации.
23. Миссия организации: сущность и содержание.
24. Факторы, влияющие на ее формирование миссии организации.
25. Методы прогнозирования: экономико-математические
26. Методы прогнозирования: аналоговые, экспертные.
27. Понятие, цели и этапы планирования.
28. Виды планов организации.
29. Требования, предъявляемые к планам организации.
30. Процесс планирования в организации.
31. Понятие и классификация методов управления.
32. Понятие и содержание административных методов управления.
33. Понятие и содержание экономических методов управления организацией
34. Понятие и содержание социально-психологических методов управления.
35. Административные методы мотивации: сущность и содержание.
36. Экономические методы мотивации: сущность и содержание.
37. Социально-экономическая мотивация: сущность и содержание.
38. Социально-психологические методы мотивации: сущность и виды.
39. Понятие организационной структуры управления и ее основные элементы.
40. Линейные организационные структуры: сущность, преимущества и недостатки.
41. Штабные организационные структуры: сущность, преимущества и недостатки.
42. Функциональные организационные структуры: сущность, преимущества и недостатки.
43. Линейно-функциональные организационные структуры: сущность, преимущества и недостатки.
44. Дивизиональные организационные структуры: сущность, преимущества и недостатки.
45. Потребительские и региональные организационные структуры: сущность, преимущества и недостатки.
46. Проектные организационные структуры: сущность, преимущества и недостатки.
47. Матричные организационные структуры: сущность, преимущества и недостатки.
48. Факторы, влияющие на выбор структуры организации.
49. Понятие коммуникаций и информационных потоков в организации.
50. Физический информационный фильтр.
51. Семантический информационный фильтр.
52. Прагматический информационный фильтр.
53. Сущность и основные элементы коммуникационного процесса.
54. Открытые коммуникационные сети.
55. Закрытые коммуникационные сети.
56. Понятие организационной роли, ее характеристики.
57. Параметры организационной роли.
58. Восприятие работы исполнителем: сущность и характеристики.
59. Процесс утраты интереса к работе, его этапы.
60. Методы проектирования и перепроектирования роли.
61. Содержание должностной (рабочей) инструкции сотрудника.
62. Понятие и элементы организационной культуры.
63. Организационная культура и эффективность деятельности организации.
64. Основные факторы, влияющие на формирование организационной культуры.
65. Функции организационной культуры.
66. Классификация и основные виды организационных культур.
67. Менталитет общества и его влияние на организационную культуру.
68. Проявление организационной культуры в организационных процессах.
69. Дифференциация организационной культуры.
70. Формирование и укрепление организационной культуры.
Вопросы к экзамену
1. Организация как социально-экономическая система, ее основные признаки.
2. Системный, процессный и ситуационный подход в управлении организацией.
3. Понятие внутренней и внешней среды организации.
4. Идентификация факторов ближнего и дальнего окружения организации, построение «карт причастных».
5. Анализ шансов и угроз для организации на основе SWOT– анализа.
6. Сущность, классификация целей, требования, предъявляемые к целям.
7. Миссия организации, факторы, влияющие на формирование миссии.
8. Бенчмаркинг, его роль в управленческом цикле.
9. Стратегическое управление организацией.
10. Суть корпоративной культуры организации.
11. Проблемы повышения организационной культуры в организации.
12. Принципы организационного построения.
13. Полномочия и власть. Виды полномочий.
14. Делегирование полномочий и его основные принципы.
15. Централизация и децентрализация: преимущества и недостатки.
16. Информационное обеспечение управленческой деятельности. Сетевые организации.
17. Аутсорсинг как элемент процессного подхода в управлении.
18. Метод PDCA и его реализация через призму метода Кайцена.
19. Построение блок-схем процессов.
20. Управление ресурсами. Ресурсы управления.
21. Планирование как управленческая функция. Виды планирования.
22. Бизнес-планирование – современный метод управления организацией.
23. Содержание управленческой функции мотивации. Модель мотивационного поведения.
24. Контроль и анализ в системе управления современной организацией.
25. Аудит. Виды аудита. Особенности аудита.
26. Требования, предъявляемые к аудитору.
27. Функция анализа в управлении организацией на основе мониторинга.
28. Причинно-следственный анализ результативности управленческой деятельности.
29. Корректирующие и предупреждающие действия.
30. Контроллинг в стратегическом управлении организацией.
31. Статистические методы применительно к системе менеджмента качества.
32. Самооценка зрелости организации.
33. Методы управления, их классификация. Экономические методы управления в основе предпринимательского типа организации.
34. Гибкие системы оплаты труда.
35. Административные методы управления.
36. Методы социально-психологического воздействия и их роль в управлении организацией.
37. Ситуационный подход в управлении организацией, использующий соответствующие методы управления.
38. Стилистика управления процессами в организации.
39. Партисипативный и консультативный демократический стиль управления.
40. Оценка эффективности управленческой деятельности.
41. Подсистемы управления персоналом организации.
42. Принципы управления персоналом современной организации.
43. Персонал организации с позиций СМК.
44. Нормативно-правовая основа управления персоналом.
45. Стимулирование труда на основе контрольной и мотивационной функций управления.
46. Формирование коллектива. Маркетинг персонала.
47. Развитие персонала на основе оценки деятельности персонала.
48. Организация командной работы.
49. Содержание коммуникационного процесса. Модель коммуникационного цикла.
50. Барьеры в коммуникационном процессе. Их причины возникновения и пути устранения.
51. Виды коммуникаций. Вербальная коммуникация.
52. Особенности и роль невербальной коммуникации.
53. Особенности кросскультурных коммуникаций.
54. Управление организационными конфликтами и стрессами.
55. Управление знаниями. Управление на знаниях.
56. Обучающийся тип современной организации.