Риторика делится на общую и частную.
Ядром современной общей риторики является тот путь от мысли к слову, который в классической риторике описывается как совокупность ряда этапов (или как канон риторики - совокупность правил, приёмов; то, что твердо установлено; стало традиционным, общепринятым; нечто, служащее нормативным образцом.
эти этапы: - инвенция (лат. inventio) - или «нахождение, изобрение», умение изобрести содержание речи, осмыслить и продумать содержание речи; - второй этап - диспозиция (лат. dispositio) - расположение изобретенного, структура, композиция речи; - третий этап - элокуция (лат. elocutio) - словесное оформление речи, украшение ее, выбор т. н. «цветов красноречия» - специальных фигур и тропов, служащих украшению и эстетическому наслаждению речи;
- четвертый этап - меморио (лат. memorio) - запоминание речи, умелое использование приемов, помогающих запомнить подготовленный материал для публичной речи;- пятый этап - акцио (лат. actio) - само произнесение речи, этап, теснейшим образом связанный с техникой речи и жестами, мимикой и позой оратора в процессе произнесения речи.
По мнению Цицерона, вся деятельность оратора предстает в этих пяти частях. Это как бы образец (парадигма) мыслительной и речевой деятельности.
Предметом общей риторики является также теория аргументации (связанная с искусством ведения спора), сюда же входят учение о риторе, знания о речевом поведении и национально-культурных традициях речевого поведения, что очень важно в процессе общения.
В деятельности человека есть особые области, которые называют сферами «повышенной речевой ответственности», потому что в них ответственность человека за свое речевое поведение, за умение (или неумение) владеть словом необычайно велика. Это дипломатия, медицина, юриспруденция, журналистика, услуги и т. п. Для этих областей, успех в которых особенно связан с речью, разработаны (в основном пока еще за рубежом) так называемые частные риторики.
|
Частные риторики, в отличие от общей, изучают законы эффективной речи, действующие в областях «повышенной речевой ответственности». Здесь же рассматривается и искусство составления писем.
В каждой культуре складываются особые и вполне определенные представления о том, как должно происходить речевое общение.
Приобщая к общим правилам речевого поведения и речевого произведения, риторика дает и общие представления о прекрасном - общеэстетическому и этическому идеалам, сложившимся исторически в данной культуре.
Риторический идеал - это система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре в определенное время и отражающая систему ее эстетических и этических ценностей. Система эта закономерна и исторически обусловлена. Поэтому история риторики рассматривается именно как история возникающих, развивающихся и сменяющих друг друга риторических идеалов.
Как любая наука, риторика имеет свои основные законы и категории. К основным законам риторики можно отнести следующие:1. Концептуальный закон предполагает систематизацию материала выступления, всесторонний анализ предмета речи и формулирование основной идеи сообщения. С помощью этого закона оратор учится выделять главное и второстепенное, располагать материал в определенной последовательности, предвидеть его воздействие на аудиторию. 2. Закон моделирования аудитории (А) предусматривает знание оратором аудитории, перед которой ему предстоит выступить. Он должен иметь четкое представление о трех главных признаках, составляющих “портрет” любой аудитории. Ее социально-демографические характеристики определяются полом, возрастом, национальностью, уровнем образования, профессией и др.
|
Социально-психологические признаки обоснованы мотивами поведения, отношением к предмету речи и говорящему, уровнем понимания обсуждаемых проблем. Индивидуально-личностные признаки учитывают тип нервной системы, способ мышления, особенности мышления, темперамента слушателей и др. 3. Третий закон риторики (С) определяет стратегию поведения оратора, требуя установить: - цели речевой деятельности (зачем?); - противоречия в исследуемых проблемах и пути их разрешения; - главный тезис выступления;- собственную позицию. 4. Четвертый закон риторики формирует тактику (Т) составления выступления. При этом предполагается следующая последовательность действий:- заинтересовать аудиторию;- вызвать слушателей на размышление;- вывести их на уровень обсуждения предмета речи. 5. Пятый закон риторики (СВ) требует внимания к словесно-речевому выражению, учит речевому мастерству, тому, как облекать мысль в действенную словесную форму.
6. Закон эффективного общения (ЭО) формирует и развивает умение устанавливать, сохранять и закреплять контакт с аудиторией, завоевывать ее симпатии, внимание и интерес. Для этого также предусматривается определенная система действий:- управление собственным поведением;- управление поведением аудитории;- корректировка подготовленного текста по ходу выступления. 7. Системно-аналитический закон риторики (СА) развивает у оратора умение выявлять и оценивать собственные впечатления от выступления и анализировать речевую деятельность других, что помогает по мере накопления опыта совершенствовать мастерство своих публичных выступлений.
|
Центральными категориями риторики являются этос, пафос и логос.
Этосом принято называть те условия речи, которые слушатель предлагает оратору, это как бы нравственные начала речи, нравственная характеристика самого оратора. Нравственные начала касаются темы речи и связаны со временем, местом ведения речи, определяя часть содержания речи. Риторический этос основан на фундаментальном принципе риторики: слово является поступком, осознанным действием, цель которого изменить мысли или деятельность других людей.
Пафосом принято называть эмоции, чувства, воодушевляющие оратора, способность сформировать нужные эмоции у слушателей, связанные с замыслом, целью речи. Пафос ограничивается с одной стороны этосом, то есть может развиваться лишь в тех пределах места, времени, этичности темы, которые предлагаются получателем речи оратору. Если оратор призывает к справедливости, то он не должен вызывать, например, чувство зависти (следует учитывать этические условия речи). Другим ограничением пафоса являются словесные средства, которыми располагает создатель речи для установления контакта со слушателем.
Логосом (мысль, заключенная в речи, и слово, выражающее ее) принято называть словесные средства, использованные оратором в данной речи при реализации замысла ее. Логос требует использовать такие понятия, слова, которые были бы доступны слушателю данной речи. Для общения, согласия, убедительности речи требуется такая форма ее выражения, при которой высказывание может быть понято, обсуждено и оценено. Логос также связан с этосом (этичность аудитории обнаруживается в отношении к слову - слушатель должен свободно, самостоятельно и ответственно принять решение о согласии или несогласии с оратором, а для этого необходим обмен мнениями) и пафосом (этичный оратор использует эмоции, которые совместимы с условиями общения).
Три основные категории риторики - этос, пафос, логос - находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другую.
Ораторское искусство шлифуется, доводится до совершенства не только усвоением правил и образцов красноречия великих ораторов, но и постоянным непрекращающимся духовным обогащением личности оратора. Недаром древние говорили: «Красноречие - дитя знаний» (Цицерон).
Важнейшими стимулами развития риторики выступают те области гуманитарного и социального знания, которые имеют прямое отношение к процессу человеческого общения вообще и в особенности - к речевому общению.
Схема общения довольно проста: оратор - процесс речевого взаимодействия и взаимовлияния - слушатели. Но она вызывает целый ряд вопросов: кто такой оратор? Что, как, с какой целью он говорит? Кто такие слушатели и каковы их демографические, профессиональные и иные характеристики? Как установить контакт со слушателями? Какие средства убеждения следует использовать? И многое-многое другое. Эти вопросы требуют ответа, но риторическая наука вряд ли может справиться с ними собственными силами. На помощь ей приходят другие науки.
Нет необходимости говорить о важности философского образования и философского видения мира. Об этом уже давно было сказано великими ораторами и теоретиками красноречия. Философия формирует критический и одновременно конструктивный тип мышления.
Риторика как рациональная дисциплина всегда опиралась на разум, аргументировала свои идеи. Аристотель построил свою риторику на прочном фундаменте созданной им формальной логики, которая формирует дисциплину мышления, обостряет критическую функцию ума, исключает бездоказательные, голословные суждения, совершенствует полемическое мастерство оратора. Хотя основной вопрос риторики - вопрос о том, как произнести речь, ее занимают вопросы и о том, как и кем воспринимается речь, кто и почему пришел слушать оратора.
Отсюда ясна роль психологии, которая своими средствами исследует механизм взаимодействия оратора и аудитории, предъявляет целый ряд требований к поведению и подготовке оратора, умению сочетать рациональное с эмоциональным, с разных точек зрения - возраста, профессии, однородности и др. - анализируется аудитория, ее отношение к оратору. В своих речах оратор убеждает в чем-то аудиторию, призывает ее к чему-то, информирует, разъясняет что-либо, учит, то есть занимается теми проблемами, которые относятся к педагогике, хотя цели оратора и учителя различны.
Социология исследует важнейшие основы человеческих отношений: образ жизни, привычки, духовные ценности, национальные особенности, верования и т. д. Без знания и понимания структуры общества вряд ли можно разобраться в множестве идей, взглядов, убеждений, интересов. Ораторские речи, составляя часть духовной жизни общества, отражают всю эту сложнейшую мозаику жизни.
Наиболее тесными узами связана риторика с филологией и лингвистикой. Общим объектом их исследования является язык как важнейшее средство человеческого общения. Риторика даже трактовалась как теория любой речи - устной и письменной, поэтической и прозаической.
Одним из важнейших понятий, общих для филологии и риторики, является культура речи. Различия национально-культурных традиций речевого общения и поведения, возможные способы наладить взаимопонимание, избежать ошибок, связанных с иными национальными традициями, помогает этнолингвистика. В теории коммуникации для риторики особенно важна диалогическая трактовка речи, рассчитанная на понимание, согласованность участников диалога. Не меньшее значение имеет этика, эстетика, теория сценической речи.
Мы еще будем говорить об этичности самого оратора и его выступления; о том, что речь должна соответствовать красоте как основной категории эстетики; любой выступающий как актер должен знать основы сценической речи: для того, чтобы вас мог слышать целый зал или отдельные слушатели необходимы правильное дыхание, хороший голос, четкая дикция, соответствующая роду и жанру речи мимика, жесты, поза оратора.
Нередко возникает спор: каждый ли человек может стать хорошим оратором? Спор этот не нов: он ведется на протяжении всей истории ораторского искусства. Мнения расходятся: одни считают, что только природные данные могут сделать человека оратором, другие утверждают, что «ораторами становятся» в процессе изучения основ ораторского искусства и применениях их на практике. Знаменитый древнеримский оратор Марк Туллий Цицерон произнес знаменитое: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Он был уверен, что с поэтическим талантом человек рождается, а оратором можно стать, если приложить к этому некоторые усилия. Выдающийся судебный оратор А. Ф. Кони по этому поводу замечал, что если под красноречием разуметь дар слова, волнующий и увлекающий слушателя красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений, то для этого нужно иметь особую способность, частью прирожденную, частью же являющуюся результатом воспитательных влияний среды, примеров, чтения и собственных переживаний. Поэтому невозможно преподать никаких советов, исполнение которых может сделать человека красноречивым. Иное дело уметь говорить публично, то есть быть оратором. Это умение достигается выполнением ряда требований, лишь при наличии которых можно его достичь. Таким образом, Кони А. Ф. считал, что следует различать красноречие как дар, данный от природы, и умение говорить публично, которое приобретается в результате повседневной практики. Действительно, хорошим оратором может стать только тот, кто стремится к этому, кто много работает над собой, своими возможностями, своими приобретенными и природными данными - голосом, дыханием и т. д.