Индустриализация Москвы и Московской области




В связи с окончанием восстановительного периода перед московским пролетариатом, как и перед всем советским народом, встали новые задачи — преодоление экономической отсталости страны, превращение ее из аграрной в индустриальную, построение социалистического общества.

Московская партийная организация вместе со всеми трудящимися столицы решала ответственную задачу — превратить Москву «ситцевую» в Москву передовой тяжелой индустрии. Москва должна была стать центром передового машиностроения. Необходимо было переоборудовать старые московские заводы.

Так, коренным образом был реконструирован автосборочный завод, превратившийся в крупнейшее предприятие автомобилестроения. За 4 года (с 1924 по 1928 год) завод увеличил выпуск своей продукции в 11 раз.

С 1928 года, по первому пятилетнему плану, в Москве должны были получить развитие такие отрасли металлообрабатывающей промышленности, как автомобильная, электротехническая, станкостроительная, авиационная.

За годы первых пятилеток в Москве и Московской области было построено значительное число новых фабрик и заводов. Больше всего строилось заводов, изготовляющих станки, машины, электротехническое оборудование, химические продукты. Тяжелая промышленность по Москве и области выросла в четыре раза. К концу первой пятилетки Москва и Московская область дали по машиностроению, по автомобилям, по электрической промышленности значительную долю продукции всего Советского Союза.

Ряд вновь построенных в Москве заводов стал выпускать продукцию, которую мы раньше получали из-за границы. Так, Завод револьверных станков имени С. Орджоникидзе освоил выпуск сложных станков, на которых стали изготовлять части для тракторов, автомобилей и других машин.

В 1932 году на московской окраине вырос «Шарикоподшипник». Он вырабатывает миллионы блестящих стальных цилиндров — роликов и шариков — маленьких, как пшеничное зерно, и великанов, весом в тонну. На этих подшипниках работают тракторы, станки, комбайны, автомобили, самолеты, экскаваторы. Даже стрелка точного компаса снабжена маленьким подшипником.

Огромный Московский электрокомбинат выпускает трансформаторы для электрических станций, электропечи для выплавки качественной стали и сотни типов электрических ламп — от крохотной для хирургических кабинетов, до громадных ламп морских маяков.

Рядом с автомобильным заводом расположен всесоюзный центр электромоторостроения — завод «Динамо». Он дает электромоторы железным дорогам, троллейбусам, электрические лебедки, мостовые краны. Когда первые теплоходы пошли по каналу Москва—Волга, работой его шлюзов управляли автоматические электроаппараты, изготовленные в цехах «Динамо». Когда были пущены первые поезда Московского метрополитена, они шли на моторах «Динамо».

На старой московской окраине родился завод «Калибр». Он выпускает измерительные приборы; некоторые из них с точностью до одного микрона — тысячной доли миллиметра. В Карачарове раскинулся завод «Фрезер» — один из крупнейших инструментальных заводов.

На месте старого завода Бромлей встал «Красный пролетарий». В 1940 году он дал стране в два раза больше сложных станков, чем в 1913 году все станкозаводы России.

Старый завод Листа превратился в завод «Борец». Из его ворот вышло оборудование для Магнитостроя, Кузнецкстроя, Днепростроя. И величайшие в мире насосы канала имени Москвы изготовлены в цехах «Борца».

Неузнаваемым стал завод «Серп и молот». Теперь основная его продукция — высококачественная, нержавеющая сталь.

Так советская Москва стала центром индустрии, стали и машин.

Широко развертывается восстановление и строительство заводов и фабрик в Московской области. Завод «Электросталь», близ Ногинска, стал вырабатывать высокого качества сталь для тракторов, автомобилей и машиностроения. Крекингостроительный завод в Подольске начал изготовлять сложные машины, при помощи которых можно добывать из нефти бензин.

Заводы Московской области производят тепловозы (Коломна), вагоны для электропоездов (Мытищи), электровозы (Подольск). Люберецкий завод имени Ухтомского изготовляет сельскохозяйственные машины и запасные части к ним.

Новомосковский и Воскресенский химкомбинаты - дают огромное количество ценных химических продуктов и минеральных удобрений для колхозных полей.

За годы первых пятилеток сильно выросла электрификация Московской области. Электрифицированы крупнейшие промышленные города: Коломна, Серпухов, Подольск, Егорьевск, Орехово-Зуево, Ногинск, Мытищи и другие. Электрифицировано пригородное движение по железным дорогам. Электрический ток проведен в шахты Подмосковного угольного бассейна, который стал давать миллионы тонн угля в год.

Борясь за развитие тяжелой промышленности, московские большевики, выполняя решения и указания партии, в то же время уделяли большое внимание развитию легкой промышленности в Москве и Московской области.

В Москве самая крупная текстильная фабрика — Трехгорка. Среди хлопчатобумажных фабрик Московской области она «старушка»: основана в 1799 году. Видела она в своих стенах и крепостного рабочего, а после «освобождения крестьян» — «свободного рабочего». Дорого доставалась эта «свобода» текстильщикам Трехгорки. Эксплуатация их труда была самая жестокая. Но эта же фабрика выковала из трехгорца закаленного пролетария. В революционных боях рабочие Трехгорки всегда были на передовых позициях. Краснопресненские баррикады 1905 года обагрились кровью не одного трехгорца. В борьбе за Октябрь Трехгорка также сыграла громадную роль. Теперь старую Трехгорку не узнать. 0на расширена и заново перестроена, стала одним из крупнейших предприятий Советского Союза. Рабочие Трехгорки идут в первых рядах ударников, строящих коммунизм.

В Московской области имеются крупные хлопчатобумажные фабрики: в Орехово-Зуеве — большая фабрика «Пролетарская диктатура» (основана она в 1830 году и раньше называлась Морозовской мануфактурой), Глуховская хлопчатобумажная фабрика имени Ленина (в Ногинске), Раменская мануфактура, группа хлопчатобумажных фабрик в Серпухове и другие.

Москва и Московская область являются также крупным центром шерстяной промышленности: фабрика имени Калинина в Москве, три фабрики в районе Ногинска (Ногинск, Купавна, Обухово) и другие.

На предприятиях Москвы в 1935 году развернулось движение отличников производства, то есть рабочих, перевыполнявших план, полностью ликвидировавших брак и выпускавших продукцию только высокого качества.

В августе 1935 года секретарь Московского комитета партии Н. С. Хрущев провел беседу с отличниками московских предприятий. В ней приняло участие свыше 100 человек заводов «Серп и молот», «Красный пролетарий», электрозавода, «Динамо», имени Кирова, автозавода, Трехгорной мануфактуры, 1-го Государственного подшипникового завода, ЦАГИ и др.

Н. С. Хрущев рассказал, какое значение Коммунистическая партия придает вопросу овладения техникой, наиболее полного ее использования, указал на роль ударников и отличников производства в борьбе за выполнение народнохозяйственных задач. Особое внимание было уделено вопросам качества продукции столичных предприятий — это честь заводской марки, и ею особенно надо дорожить.

Огромное значение в освоении новой техники, в перевыполнении планов имело стахановское движение. Московские рабочие шли в первых рядах новаторов. Кузнецы московского автозавода Бабков, Хромилин, Лапин, соревнуясь с горьковчанином Бусыгиным, вдвое превысили свои нормы. Фрезеровщик станкозавода имени Орджоникидзе И. И. Гудов, изменив технологию обработки деталей и увеличив скорость резания, выполнял по три-четыре нормы, а в отдельные дни даже свыше 10 норм. На Трехгорной мануфактуре ткачиха Екатерина Фадеева перешла на обслуживание 16 станков. Организуя трудовой подъем рабочих, партийные организации Москвы добивались, чтобы коммунисты и комсомольцы показывали личный пример в работе. К началу 1936 года в Москве насчитывалось 200 предприятий, где все комсомольцы стали новаторами.

Бурный рост техники остро ставил вопрос о квалифицированных работниках. Лозунг партии — «Кадры решают все» понимали и поддерживали трудящиеся Москвы и области. Московская партийная организация и профсоюзы вместе с руководителями предприятий организовали техническое обучение сотен тысяч новых рабочих, пришедших в промышленность из деревни, помогли им овладеть передовой современной техникой, повысить культурно-технический уровень, воспитать у них сознательное отношение к труду и социалистической собственности. В первых рядах рабочих, изучавших технику, шли коммунисты и комсомольцы.

За годы предвоенных пятилеток в Москве неизмеримо повышался материальный и культурный уровень трудящихся. Если до Октябрьской революции почти половина населения Москвы была неграмотна, то к концу 30-х годов Москва стала городом сплошной грамотности. Было введено обязательное семилетнее обучение, успешно осуществлялся переход к всеобщему среднему образованию. Выросла советская интеллигенция, тесно связанная с рабочим классом и трудовым крестьянством.

Во много раз увеличилась сеть детских ясель, садов и культурно-просветительных учреждений.

Ярким примером роста индустриальной мощи и быстрого технического прогресса страны явилось развитие авиационной промышленности. Москва стала одним из главных центров этой промышленности. Во второй пятилетке начали изготовлять новые типы самолетов. Их высокое качество, мужество и искусство летчиков были продемонстрированы рядом выдающихся полетов. В 1937 году В. П. Чкалов и М. М. Громов со своими экипажами впервые в истории совершили беспосадочные полеты из Москвы через Северный полюс в Америку.

В 1936 году 5 декабря на VIII Чрезвычайном съезде Советов была принята Советская Конституция. В статье 145 Конституции записано: «Столицею Союза Советских Социалистических Республик является город Москва».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: