Инвестиционное законодательство




Методология разработки инвестиционной стратегии субъектов фармацевтического рынка


Государственная инвестиционная стратегия

 

Среди множества показателей низкого качества экономического роста самым важным следует признать узость инвестиционной базы, которая в последние годы не позволяла обеспечить в России заметное увеличение основного капитала (табл. 21, 22).

 

Таблица 21

ВВП и инвестиции за 2004-2007 гг. (трлн. руб.)

         
ВВП        
Инвестиции 105,8 250,3   408,8
Соотношение 5,9:1 6,62:1 6,09:1 6,54:1

 

Таблица 22

Динамика и структура этих инвестиций за указанный период по отношению к ВВП (%)

         
Инвестиции в основной капитал 16,8   16,4 15,2
Производственные 9,4 8,4 9,8 9,8
Бюджетные 4,38 3,45 3,18 1,45

 

Как видно из приведенных таблиц, доля инвестиций в основной капитал, также как и производственных, по отношению к ВВП изменяется в незначительных пределах, в то время как бюджетное финансирование в 2007 году по отношению к 2004 году уменьшилось более чем в 3 раза.

Несмотря на значительное увеличение прямых иностранных инвестиций за 2004-2007 годы, из которых 31,8% направлено в промышленность в 2007 году, доля их невелика (табл. 23), но они имеют долгосрочный характер и могут рассматриваться как реальные ресурсы, используемые в основном совместными и чисто иностранными предприятиями.

Таблица 23

Внутренние и иностранные прямые инвестиции в 2004-2007 году (млрд. долл. США)

         
Инвестиции внутренние 47,6 54,9 66,7 68,1
Инвестиции иностранные прямые 0,55 1,87 2,04 3,89
Доля иностранных инвестиций, % 1,15 3,4 3,0 5,7

 

В целом по России сформировавшаяся структура источников финансирования показывает, что собственные средства предприятий и поступления из региональных бюджетов стали основными источниками их финансирования. Соотношение различных компонентов структуры капиталовложений по отдельным регионам приведено в табл. 24. Из 89 субъектов Федерации представлены типичные представители каждой группы.

Из сложившейся практики бюджетного финансирования доля (от 40 до 95%) прямых трансфертов федерального бюджета типична, как правило, для депрессивных регионов. К средним отнесены субъекты с показателем от 10 до 30 %, куда вошли Москва и Санкт-Петербург, где доля бюджетных инвестиций весьма значительна. К высшей группе отнесены регионы, в которых доля собственных средств составляет от 50 до 70 %. Именно эти субъекты Федерации по темпам роста промышленности (от 3 до 6%) опережают среднюю по стране (1,9%).

Что касается медицинской промышленности, то здесь основные показатели выглядят следующим образом.

В 2006 году предприятиями, выпускающими медицинскую продукцию, было освоено 388,6 млрд. рублей капитальных вложений, в том числе 148,0 млрд. рублей средств из федерального бюджета, а в 2007 году освоено 368 млрд. рублей, в том числе 80 млрд. рублей централизованных средств.


Таблица 24

Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования в 2007 году

Субъекты Федерации Удельный вес в общем объеме в %
  Всего, трлн. руб. Федеральный бюджет Региональный бюджет Собственные средства Заемные
Россия 408,8 9,5 9,7 61,5 19,3
Низшая
Ингушетия 0,431 93,6 2,7 2,4 1,3
Тыва 0,129 56,9 16,9 24,3 1,9
Агинский Бурятский 0,029 51,8 0,6 38,0 9,6
Эвенкия 0,020 48,9 42,8 2,9 5,4
Калмыкия          
Средняя
Москва 45,0 28,1 14,6 28,9 28,4
Амурская 2,0 27,4 10,1 37,9 24,6
Брянская 0,859 22,6 8,5 50,8 18,1
Смоленская 0,934 20,3 2,9 48,8 28,0
Санкт-Петербург 8,85 13,1 8,4 43,9 41,5
Высшая
Ханты-Мансийский 28,06 1,3 19,2 69,2 10,3
Башкирия 11,39 1,4 11,0 61,1 26,5
Ямало-Ненецкий 20,21 2,4 13,4 58,4 25,8
Самарская 8,1 3,6 6,9 64,6 24,9
Магаданская 1,29 4,2 3,3 16,0 76,5
Саха 5,12 4,4 16,2 48,6 30,8
Нижний Новгород 6,88 5,9 16,4 65,4 12,3
Татарстан 11,27 6,2 13,9 49,9 30,0
Саратовская 5,10 8,0 20,6 48,5 22,9

 

Доля государственных инвестиций в фармацевтическую промышленность резко уменьшилась, соответственно наблюдается рост "прочих" вложений (табл. 25)

Опыт сотрудничества целого ряда российских предприятий и их зарубежных партнеров демонстрирует принципиальную возможность функционирования в России различных моделей участия частного капитала (“прочих”) в производстве. От толлинга и установки фасовочной машины (Яманучи – Ортат, Байер – МБА и др.) до покупки контрольного пакета акций российского завода (ICN – Октябрь, Лексредства, Полифарм, Альфа Капитал – Акрихин) или строительства производства на “green field” (Серл) и некоторые другие.

 

Таблица 25

Инвестиции в фармацевтическую промышленность (млрд. рублей)

Показатель     Темпы роста, %
Освоение капитальных вложений, 258,5 53,6 20,7
в том числе:
Средства федерального бюджета 138,4 26,2  
Собственные средства 110,7 2,9 2,6
Средства субъектов Федерации 7,8 - -
Прочие 1,6 24,5 в 15 раз

 

Инвестиционное законодательство

 

Как было показано выше, в настоящее время распределение объемов инвестирования на рынке лекарственных средств существенно зависит от вложений иностранных инвесторов. Рассмотрим, как государство законодательно регулирует процессы инвестирования в этот высокодоходный по мнению этих инвесторов рынок.

Осуществление иностранных инвестиций на территории нашей страны регулируется рядом нормативных актов, предоставляющих инвесторам определенные льготы и гарантии, которые необходимы для того, чтобы привлечь и эффективно использовать все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными лицами в российские объекты предпринимательской деятельности.

Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях в РСФСР" предоставляет инвесторам гарантии от принудительных изъятий, а также незаконных действий государственных органов и должностных лиц, право на компенсацию и возмещение убытков.

Устанавливается порядок создания и ликвидации, а также виды и условия деятельности для предприятий с иностранными инвестициями.

Согласно закону предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и совместные предприятия, в уставном фонде которых доля иностранных инвестиций составляет более 30%, имеют право без лицензий экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию для собственных нужд за исключением случаев, предусмотренных действующим на территории России международными договорами.

Кроме того, для предприятий с иностранными инвестициями Закон предусматривает налоговые и таможенные льготы.

Серьезная попытка придать инвестиционному процессу с участием иностранного капитала определенную правовую стабильность была сделана в Указе Президента России от 27 сентября 1993 г. №1466 "О совершенствовании работы с иностранными инвесторами". Указом было предусмотрено, что вновь издаваемые нормативные акты, ухудшающие условия хозяйствования иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, не действуют в течение трех лет по отношению к предприятиям, функционирующим на момент вступления в силу этих актов. Однако данный пункт так и остался на бумаге и фактически не был реализован.

Формально эти положения продолжают действовать, но фактически 13 марта 2005 г. был подписан Федеральный закон "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности". Этим Законом отменены все ранее предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности льготы в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и других платежей по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами на товары, за исключением предоставленных в соответствии с Законами Российской Федерации "О таможенном тарифе", "О налоге на добавленную стоимость" и Таможенным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также ввозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции.

В постановлении Правительства РФ от 23 июля 2006 г. №883 раскрывается понятие "исключительных случаев" освобождения товаров, являющихся вкладом иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал от таможенных пошлин. Эти товары не являются подакцизными; относятся к основным производственным фондам; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала. Те же условия нужны для освобождения ввозимых товаров от налога на добавленную стоимость.

Помимо перечисленных льгот Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР" предоставляет инвесторам гарантии использования и беспрепятственного перевода за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте, в частности: доходов от инвестиций, полученных в том числе в виде прибыли; сумм, выплачиваемых на основании прав денежных требований и требований по исполнению договорных обязательств, имеющих экономическую ценность; сумм, полученных инвесторами в связи с частичной или полной ликвидацией или продажей инвестиций. Эти платежи могут реинвестироваться. Сокращение объема вывозимой прибыли вынуждает инвестора осуществлять реинвестирование значительной доли получаемого дохода.

Для осуществления инвестиционной деятельности в РФ и хранения денежных средств иностранные инвесторы (нерезиденты) открывают в уполномоченных банках Российской Федерации специальные рублевые счета: типа "И" (инвестиционные) и типа "С". Режим этих счетов регулируется инструкциями ЦБР от 16 июля 1993 г. №16 и от 27 апреля 2008 г. №72-И. Нерезиденты вправе производить инвестирование своих средств на рынок государственных ценных бумаг в случае, если Министерством финансов Российской Федерации при принятии решения о выпуске соответствующих облигаций не установлены ограничения на их потенциальных владельцев-нерезидентов Российской Федерации (положение ЦБР от 27 апреля 2008 г. №26-П).

Приказом ГТК РФ от 6 августа 2007 г. №478 утверждена Инструкция о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации. В соответствии с ней обширный перечень лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий и комплектующих изделий для их производства подлежит освобождению от уплаты НДС. Ставки импортных пошлин на ввоз этой продукции являются у нас сравнительно низкими (5-10%). В то же время хорошо развитый и дорогой по сравнению с другими развивающимися странами рынок рабочей силы позволяет сделать вывод о том, что выгоднее для этих стран ввозить сюда произведенный, например, в Индии уже готовый "к употреблению" товар.

С другой стороны, несмотря на то, что Федеральным законом от 13 марта 2005 г. №31-ФЗ отменены все ранее предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности льготы по уплате таможенных платежей, за исключением предоставленных в соответствии с Законами РФ "О таможенном тарифе", "О налоге на добавленную стоимость", "об акцизах" и Таможенным кодексом Российской Федерации, продолжает применяться Указ президента от 25 января 2005 г. №73 "О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации", например, уменьшение в два раза ставки действующих ввозных таможенных пошлин на товары, производимые компанией Марс и ввозимые на таможенную территорию РФ.

В соответствии с этим Указом льготные ставки таможенных пошлин могут применяться в отношении иностранных товаров в течение не более 5 лет при условии, что поставляющие их иностранные компании являются учредителями предприятий по производству аналогичных товаров на территории Российской Федерации с использованием отечественного сырья и труда российских работников и осуществляют прямые капиталовложения в отрасли материального производства РФ в сумме, эквивалентной не менее 100 млн. долларов США. При этом вклад иностранного участника в уставный фонд такого предприятия должен составлять сумму, эквивалентную не менее 10 млн. долларов США. Уменьшенные ставки ввозных таможенных пошлин применяются в отношении иностранных товаров по решению Правительства Российской Федерации, принимаемому на основании инвестиционного соглашения, сторонами которого являются иностранная компания и Министерство экономики Российской Федерации.

В инвестиционном соглашении устанавливается, в частности: объемы, направления и сроки осуществления иностранных инвестиций; номенклатура, объемы, сроки и порядок реализации на территории Российской Федерации иностранных товаров; ответственность сторон за нарушение условий инвестиционного соглашения и порядок его досрочного расторжения.

Министерство экономики РФ оказывает иностранному инвестору необходимое содействие для реализации инвестиционного соглашения в части решения возникающих споров с заинтересованными органами исполнительной власти, российскими организациями.

Из мирового опыта видно, что существуют более эффективные методы государственной политики для стимулирования развития собственной промышленности. Например, такие, как 5-летние налоговые каникулы для компаний, осуществляющих крупные инвестиции в производство приоритетной продукции; гарантии для иностранных инвесторов; инвестиционные скидки и освобождение от импортных таможенных пошлин, НДС и других налогов на импортируемые технологии; налоговые стимулы для компаний, осуществляющих программы по достижению GMP. По мнению зарубежных предпринимателей, в России никаких привлекательных условий для инвесторов создано не было. Более того, существуют еще и дополнительные, специфические трудности, среди которых называется непоследовательная налоговая политика, при которой невозможно планировать деятельность как того требуется инвесторам, хотя бы на 5, а то и на 10-20 лет вперед.

Тем не менее компании – члены AIPM уже к 2006 году вложили средства в новые предприятия и технологии, общий объем инвестиций составил 25 млн. долларов СЩА, в 2005 году 1200 российских граждан получили работу в качестве медицинских специалистов и сотрудников управленческого и обслуживающего персонала. Кроме того компании инвестировали более 20 млн. долларов США в обучение новых сотрудников в России и за рубежом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: