Логистических систем
Построение системы торговой логистики с использованием современных технологий строиться на применении методов MRP–управления (Material Requirements Planning), подразумевающего автоматизированное управление заказами, поставками, контроль, как внутреннего перемещения товаров, так и всего торгового процесса.
Системы MRP характеризуются высоким уровнем автоматизации управления, позволяющим реализовывать следующие основные функции:
- обеспечивать текущее регулирование и контроль запасов;
- в реальном масштабе времени согласовывать и оперативно корректировать планы и действия различных служб предприятия – снабженческих, производственных, сбытовых.
MRP–система может быть сфокусирована на транспортной логистике, либо на складском учете и управлении запасами. Выбор приоритета зависит от предпочитаемой предприятием стратегии торговой логистики:
- стратегия «вытягивания» («Pull – стратегия ») товарных потоков из каналов дистрибуции (каналов товародвижения и распределения);
- стратегия «выталкивания» («Push – стратегия ») товарных потоков в дистрибутивные каналы.
Реализация предприятием «Pull–стратегии» заключается в проведении активных рекламных кампаний для конечных потребителей, которые создают высокий уровень спроса на определенные категории товаров, это побуждает ритейлеров делать срочные заказы оптовикам, которые в свою очередь обращаются к более крупным торговым компаниям, либо производителям, таким образом, происходит вытягивание товаров из дистрибуторского канала.
Таким образом, для «Pull – стратегии» MRP – система фокусируется на транспортной логистике, так как для данного стратегии характерен более низкий уровень товарных запасов во всех звеньях товародвижения, что является причиной жестких требований к срокам поставки, от которых, в конечном счете, зависит уровень товарооборота в конкретных магазина и промежуточных звеньях логистической цепи.
Преимущества тянущей системы
- отказ от избыточных запасов, информация о возможности быстрого приобретения товаров, или наличие резервных запасов для быстрого реагирования на изменение спроса;
- замена политики продажи произведенных товаров политикой производства продаваемых товаров;
- задача полной загрузки мощностей заменяется минимизацией сроков прохождения продукции по технологическому процессу;
- снижение оптимальной партии ресурсов, снижение партии обработки;
- выполнение заказов с высоким качеством;
- сокращение всех видов простоев и нерациональных внутризаводских перевозок.
«Push – стратегия» строится на стимулировании производителями оптовиков, которые в свою очередь активно предлагают продукцию более мелким компаниям и ритейлерам, которые стараются заинтересовать товаром потребителей; для ускорения товародвижения во всех звеньях логистической цепи происходит наращивание рекламы, в основном за счет производителя, что и ведет к росту продаж.
При использовании этой стратегии товарные запасы велики как у производителей, так и у дистрибуторов, поэтому на первый план выходит проблема сокращения издержек по хранению и управлению товарными запасами. Эта проблема и будет приоритетным направлением MRP – системы для «Push – стратегии».
Толкающие модели управления потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с массовым применением компьютерной техники. Основным недостатком «толкающих» MRP систем является необходимость создания и поддержания значительных буферных запасов между производственными подразделениями и этапами технологического цикла.
Свой вклад в развитие мировой логистической системы внесла Япония, которая разработала и применила впервые в мире прогрессивную логистическую концепцию «just in time» – JIT (точно в срок) и внутрипроизводственную систему KANBAN.
Одним из этапов на пути повышения эффективности работы компании, расширения сферы ее влияния на рынке сегодня является системный подход к материальным и информационным потокам, включающий в себя все виды деятельности, связанные с планированием и управлением бизнес-процессами. Это позволяет снизить издержки, повысить производительность, улучшить качество продукции и услуг, упорядочить производство и, в конечном счете, выжить на рынке.
Интерес к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах исторически был связан, прежде всего, с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и мирохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.
Развитие логистики помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, определили следующие два фактора:
- усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;
- создание гибких производственных систем.
Значительное воздействие на развитие логистики оказал переход от рынка продавца к рынку покупателей, сопровождавшийся существенными изменениями в стратегии производства и системах товародвижения. Если в допереходный период решение о выпуске продукции предшествовало разработке сбытовой политики (стратегии), что фактически предполагало «подстраивание» организации сбыта под производство, то в условиях перенасыщения рынка императивом стало требование о формировании производственных программ в зависимости от объемов и структуры рыночного спроса.
Приспособление к интересам клиентуры в условиях острой конкуренции, в свою очередь, потребовало от фирм-изготовителей продукции адекватной реакции на эти условия, и результатом стало повышение качества обслуживания, и, прежде всего, сокращение времени выполнения заказов и безусловное соблюдение согласованного графика поставок. Тем самым фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал определять успех функционирования предприятия на современном рынке.
Далее необходимо указать на усложнение проблем реализации при одновременном росте требований к качеству процесса распределения. Это вызвало у фирм-продуцентов аналогичную реакцию относительно своих поставщиков сырья и материалов. В итоге образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала модификации существовавших моделей организации в сфере снабжения и сбыта. Активно развернулись работы по оптимизации отдельных направлений товародвижения. Решались проблемы по оптимальному размещению складов, определению оптимальной величины партий поставок товаров, оптимальных схем маршрутов перевозок и т.д.
Как известно, замена традиционных конвейеров роботами привела к значительной экономии живого труда и созданию гибких производственных структур, сделавших работу по изготовлению небольших партий продукции рентабельной. Появилась возможность для крупных предприятий перестраивать свою работу с массового производства на мелкосерийное с минимальными издержками, малые же фирмы обрели шансы повысить свою гибкость и конкурентоспособность. В свою очередь, работа по принципу «малыми партиями» повлекла соответствующие изменения в системе обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции. Во многих случаях поставки больших объемов сырья, полуфабрикатов и конечной продукции стали не только не экономичны, но и просто не нужны. В связи с этим отпала необходимость иметь большие складские емкости на предприятиях и возникла потребность в транспортировке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки. При этом возросшие расходы на перевозку в значительной мере покрывались за счет сокращения складских издержек.
Кроме вышеизложенных факторов, непосредственно определивших развитие логистики, необходимо отметить и факторы, способствовавшие созданию возможностей для этого.
К ним следует, прежде всего, отнести:
- использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;
- ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения;
- унификацию правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений;
- стандартизацию технических параметров путей сообщения, подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств в странах, осуществляющих интенсивные мирохозяйственные связи между собой.
Безусловно, важную роль в создании объективных возможностей для развития логистики сыграл технический прогресс в средствах связи и информатики. Он позволил на более высоком уровне проводить контроль всех основных и вспомогательных процессов товародвижения. Применение современных средств информационного отслеживания материальных потоков способствуют внедрению «безбумажной» технологии. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать управленческие решения. С помощью «компьютерной логистики» на протяжении всей цепи обслуживания осуществляется анализ деятельности фирмы и дается оценка ее положения по сравнению с конкурентами. Сама же структура системы исходных данных, используемых для автоматического контроля, зависит от особенностей каждого предприятия, для которого составляется логистическая цепь с указанием всех узловых точек, входных и выходных путей к ним и соответствующих информационных потоков. Информационные системы обеспечивают также данные о емкости рынка и его насыщенности товарами.
Признание важности всех видов информации, ее внутренних и внешних потоков, контроля за ними и их использованием привело во многих корпорациях к изменению форм деятельности подразделений, ответственных за функционирование информационных систем.
Примерно в это же время были предприняты меры по регулированию международного товародвижения с целью упростить, минимизировать или устранить факторы, усложняющие прохождение товаропотоков, такие, как:
- различия в национальных стандартах на продукцию;
- большие расстояния в области передачи информации и перевозок;
- чрезмерно разросшийся объем документации по международным операциям с товарами и финансовыми расчетами по ним;
- наличие импортных квот и экспортных ограничений;
- весьма жесткие требования к упаковке и этикетированию грузов;
- разнообразие в технических параметрах транспортных средств и путей сообщения и т.д.
Одной из самых заметных тенденций на мировых рынках последнего десятилетия является необходимость интеграции логистических операций и контролирования всей логистической системы (поставок, производства, распределения).
Таким образом, учитывая современные направления применения логистических методов управления, предприятие должно создать свою собственную логистическую систему и найти такие решения, которые в первую очередь позволят не только выжить в условиях жесткого рынка, но и успешно конкурировать и, в результате, одержать верх над конкурентами.