Разделенный подход к адаптации в проблемно-ориентированной среде
Салли Хи, Киншук, Хонг Хонг, Месси Университет, Н. Зеландия
Эшок Пейтел Де Монфор Университет, Великобритания
В статье обсуждаются ограничения проблемно-ориентированной среды (ПОС) и представлена технология адаптации студента для совершенствования и продуктивности учебного процесса в ПОС. Обеспечен сетевой прототип в области производства расчетов и их оценки при помощи использования PHP, MySQL и Apache. В этой системе студенты работают с реальными проблемами вычислений, и система оценивает полученные студентами результаты с целью обеспечения им необходимой адаптации.
Введение
Конструктивистский подход к учению распространен уже давно. Хотя теория конструктивизма отражена в развитии многих разнообразных учебных сред, тем не менее среда для проблемно-ориентированного учения представляется одной из наиболее подходящих разработок для использования в учебном процессе (Savery and Duffy, 1995). Проблемно-ориентированное обучение содержит интересный подход для формирования у учащегося крайне необходимых умений решения задач и самоуправления в процессе решения. Эффективность использования ПОС тем не менее трудно обеспечить. Большинство их страдает от того, что студенты легко справляются с хорошим дроблением проблем на фрагменты и при этом теряют общее видение целей учебного процесса. Данная статья описывает проблемно-ориентированную учебную среду, которая пытается решить эту задачу, используя технологии адаптации в деятельности студентов.
Теория конструктивизма и проблемно-ориентированное учение
Так же, как и другие теории учения, конструктивизм имеет многочисленные предпосылки в философских и психологических взглядах минувшего столетия. Многие современные теоретики познавательной деятельности принимают теорию конструктивизма, которая считает, что знание есть функция того, как индивид создает понятие из своих, его или ее, знаний в процессе учения и понимания [1]. Эта теория характеризуется следующими тремя положениями [2].
|
Знание проявляется во взаимодействии людей со средой: это внутренняя концепция конструктивизма.
Противоречие в познании является стимулом для учения и определяет организацию и сущность того, что изучается; само нахождение людей в учебной среде является для них определенным стимулом для учения.
На понимание оказывают влияние процессы, связанные с сотрудничеством в учении.
Характерные черты конструктивизма, обрисованные в общих чертах выше, явились основой для разнообразных учебных сред, включая проблемно-ориентированные учебные среды. Модель проблемно-ориентированного учебного процесса берет свое начало в ученичестве, или учении - в процессе деятельности. Это подчеркивает "реальный" подход к учению: как к процессу, нацеленному на студента, одновременно конструктивному и осуществляемому в сотрудничестве. Проблемно-ориентированное обучение мотивированно нацелено на учение, так как студенты вовлечены в активный учебный процесс, работая с реальными проблемами. ПОС - это среда, стимулирующая учение и удовлетворяющая как студентов, так и преподавателей. Внутри ПОС студенты способны формировать и совершенствовать свои умения в решении проблем и самоуправлении процессом учения. Вместе с тем, на практике, ПОС сложно использовать с, или без, компьютерно-ориентированной поддержки. В традиционной очной ПОС преподаватели должны быть специально подготовлены как тьюторы, и студентов часто не устраивает недостаточность информации. В компьютере, помогающем интеллектуальной среде, поскольку ПОС не определяет, что именно студенты могут предпочесть для изучения, программа может предусматривать небольшую навигацию по выбору лучших путей достижения учебных результатов, поэтому студенты должны быть убеждены в том, что выбранные ими учебные стратегии были не совсем правильными или эффективными. Обнаружить это достаточно сложно для студентов, работающих в компьютерной интеллектуальной обучающей системе ПОС, и они легко теряются в процессе учения и чувствуют себя беспомощными, не умея контролировать свои действия.
|
Адаптация студента в компьютерных интеллектуальных учебных системах
Адаптация студента в интеллектуальных учебных системах предусматривает способность систем адаптироваться к результатам и задачам студента, используя наблюдение за учебным процессом и качеством выполнения. Адаптация является одним из внутренних компонентов в интеллектуальных учебных средах. Главными причинами того, что адаптация студента так важна для интеллектуальных учебных систем, являются следующие:
Широкий спектр возможностей студента: он может меняться от степени наивного восприятия до степени успешности и даже продвинутости, что означает наличие у студентов достаточно широких различий в базовой подготовке, учебных стилях, индивидуальных предпочтениях и уровнях знаний. Системы, адаптирующие деятельность студента, способны повышать эффективность и продуктивность процесса учения.
Интеллектуальные системы направлены и сосредоточены на учебных интересах студента. Эти системы обычно используются студентами в различной обстановке, различной ситуации и наиболее соответствуют выбору субъектной учебной модели студента вместо обучающей субъект-объектной модели преподавателя. Адаптация студента в учебных системах учитывает индивидуальные предпочтения студента и уровень знаний, что делает учебный процесс более продуктивным и эффективным.