Профилактика стоматологических заболеваний




Санитарно-просветительная работа в практической деятельности врачей и медицинских сестер лечебно-профилактических стоматологических учреждений имеет особо важное значение не только из-за высокой распространенности кариеса зубов и заболеваний пародонта, но прежде всего потому, что многие профилактические и гигиенические мероприятия должны осуществляться лично, в домашних или производственных условиях. Поэтому без пропаганды основных сведений о сущности стоматологических заболеваний и методах их предупреждения немыслимо и проведение профилактической работы среди населения.

Цель санитарно-просветительной работы — доступное разъяснение сущности стоматологических заболеваний и их влияния на состояние внутренних органов и систем организма, пропаганда простых массовых и индивидуальных методов профилактики кариеса зубов, заболеваний пародонта и зубо-челюстных деформаций, включая рациональное питание, общие оздоровительные мероприятия и гигиену полости рта, как составной части общих профилактических мероприятий.

Задачи осуществления основной цели этой важной работы будут различными в зависимости от контингента слушателей и места ее проведения. Так, в условиях детского сада и школы они сводятся к следующим:

— ознакомление родителей с основными факторами, влияющими на возникновение стоматологических заболеваний у детей, методами предупреждения кариеса зубов и заболеваний пародонта и обучение правилам рациональной гигиены полости рта;

— ознакомление воспитателей и педагогов с основными факторами и причинами, влияющими на возникновение стоматологических заболеваний, а также с комплексными профилактическими мероприятиями, проводимыми органами здравоохранения;

— ознакомление среднего медицинского персонала с основными формами и методами профилактики стоматологических заболеваний, обучение правилам рациональной гигиены полости рта для обеспечения постоянной воспитательной работы с детьми по профилактике заболеваний зубов и тканей пародонта;

— ознакомление школьников с основными факторами, неблагоприятно влияющими на зубы и ткани полости рта, обучение правилам рациональной гигиены полости рта.

Санитарно-просветительная работа не должна ограничиваться только беседами в условиях поликлиники. К сожалению, с таким положением мы встречаемся довольно часто. Такая работа малоэффективна и не приносит ожидаемых результатов. Санитарно-просветительную работу целесообразно планировать в виде целого комплекса мероприятий в детских садах, школах, средних и высших учебных заведениях, учреждениях и на промышленных предприятиях с учетом конкретного контингента слушателей и обстановки. Наряду с этим стоматологические знания необходимо пропагандировать и более широко — через печать, радио, телевидение.

Проведение санитарно-просветительной работы должно быть предусмотрено общим планом лечебно-профилактической деятельности врача и медицинской сестры. Такой план целесообразно составлять на весь год с учетом основных профилактических мероприятий учреждения, графика отпусков, праздничных дней и распорядка дня подшефных организаций (детских садов, школ, учреждений и предприятий). В плане указывают вид мероприятия, тему, время и место его проведения. План санитарно-просветительной работы утверждается главным врачом поликлиники и доводится до сведения подшефных организаций.

Средства и формы санитарно-просветительной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения с целью профилактики стоматологических заболеваний должны быть разнообразными с учетом конкретного контингента слушателей и места проведения мероприятий. Рассмотрим основные из них более подробно и применительно к тем контингентам, в которых проводится профилактическая работа.

Вполне понятно, что в разных группах по-разному строится и проводится санитарно-просветительная работа. Если у детей младшего возраста целесообразно проводить беседы и занятия по типу игры, устраивать специальные обучающие игры, то работая со взрослым коллективом чаще надо прибегать к более серьезным видам пропаганды — плакатам, выставкам, памяткам, листовкам. В первом случае санитарно-просветительная работа должна носить наглядно-действенный, дидактический характер, а во втором она должна быть рассчитана не только на слуховой и зрительный анализаторы во время лекции или беседы, но и на последействие в виде листовок, памяток, которые можно прочесть и усвоить дома, например, полезные советы по рациональному питанию, по уходу за полостью рта и т. п. Особое внимание при этом должно быть уделено родителям, воспитателям и педагогам.

Правильная организация и постоянное совершенствование санитарно-просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний в целом должны способствовать проведению комплекса профилактических мероприятий, осуществляемых органами здравоохранения.

Смысловой анализ текста:

? 1. Используя содержание текста, дайте ответы на следующие вопросы:

- Какие методы профилактики стоматологических заболеваний существуют?

- В чем заключается суть санитарно-просветительной работы?

2. Определите тему текста.

3. Сформулируйте проблему, которой посвящен этот текст. Как авторы подтверждают свою мысль?

Лексико-грамматические задания:

4. Придумайте свое название к тексту.

5. Укажите вид связи между предложениями.

6. Составьте синквейн по ключевому слову этого текста. Запишите его. Сравните с ответами сокурсников. Выберите лучший вариант.

7. Составьте аннотацию к тексту.

Задание 13. Выпишите в отделе справочного каталога библиотеки две, три аннотации к учебникам по вашей специальности и выделите в них языковые и речевые стандарты-клише.

Лингвистическая игра «Скажите одним словом»

· совокупность мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний

· раздел стоматологии, который занимается профилактикой, диагностикой и лечением зубочелюстных деформаций

· раздел стоматологии, занимающийся возмещением дефектов видимой части зубов, при отсутствии одного или нескольких зубов, при полной или частичной потере зубов

Задание 14. 1) Мозговой спринт: на основе текстов по данной речевой теме выберите любое ключевое слово: «профилактика», «зуб», «заболевание». Запишите его и вокруг этого слова напишите как можно больше фраз, связанных с этим словом.

 

2) Выпустите плакат на тему «Профилактика – основа здоровья».

Задание 15. Прочитайте философскую притчу. Определите ее основную мысль.

Здоровье и Болезнь

Здоровье и Болезнь жили в основном порознь. Кратковременные встречи происходили лишь только тогда, когда они сменяли друг друга. Во время этих пограничных состояний между ними шла упорная, молчаливая борьба, и на этой почве возникла неприязнь друг к другу. Однажды они разговорились, инициатором была Болезнь.

- Знаешь, Здоровье, мне неприятно с тобой встречаться. Ты не из дураков и прекрасно понимаешь, что, в конечном счете, мне всегда проиграешь, но всё равно упираешься, хватаешься за последнюю соломинку, - высокомерно заявила Болезнь. – Разве тебе не ясно, что я ближе Человеку, чем ты? Я с ним до самой смерти; когда он уходит из жизни, тобою даже не пахнет…

- К сожалению, это так. Но я абсолютно знаю, что я человеку дороже всех благ. В самые тяжелые минуты болезни и даже перед самой смертью он всегда вспоминает и думает обо мне, как о самом светлом и ценном в жизни! – гордо ответило Здоровье.

(Анатолий Иванов).

 

А – Я

Профилактика – сақтандыру, алдын алу - prophylaxis, preventive

Стоматология – ауыз қуысы туралы білім - odontology

Патология – патология, дерттану - pathology

Диагностика – диагностика нақтама – diagnostics

Лечение – ем емдеу – treatment, cure

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

· Люди, которые чистят зубы три раза в день, реже страдают от избыточного веса. К такому выводу пришли японские ученые, которые изучили образ жизни 14 тысяч человек.

· Самый опасный спорт для зубов — это хоккей. 68 процентов профессиональных хоккеистов потеряли на поле хотя бы по одному зубу.

· Доказано медициной, наличие крепких зубов непосредственно отражается на памяти человека.

Задание 16. Прочитайте стихотворение. О чем оно? Определите его основную мысль. Что означают выражения «золотой запас», «золотая россыпь слов», «с момента первородства». Проведите беседу на тему данного стихотворения. Выучите наизусть.

Золотая кровь

«Ученые Грузии нашли золото в составе крови человека» (Из журнальной статьи)

Не так давно ученые открыли

Пусть небольшой, но золотой запас.

Они его не в рудниках открыли,

Они его нашли в крови у нас.

И пусть всего-то малая частица,

Не в этом суть, а суть, наверно, в том,

Что в нашем сердце золото стучится,

И мы весь век живем, как говорится,

Согреты этим золотым огнем.

Мы знаем фразу: «Золотые руки!»

Иль, скажем, «Золотая россыпь слов!»

Теперь буквально с помощью науки

Сказать мы вправе: «Золотая кровь!»

И может быть, с момента первородства,

Чем было больше золота в крови,

Тем больше было в людях благородства,

И мужества, и чести, и любви.

И право, пусть отныне медицина,

Ребят готовя в трудные бои,

Глядят не на процент гемоглобина,

А на проценты золота в крови.

И нет верней проверки на любовь,

На мужество и стойкость до конца,

Где полыхает золотая кровь,

Там бьются настоящие сердца!

(Эдуард Асадов)

— Девушка, когда вы улыбаетесь, у меня возникает большое желание пригласить вас к себе.

— Какой вы донжуан.

— Что вы, я зубной врач.

VII. Литература:

1. Мухамадиев Х.С. Профессионально-ориентированный русский язык: научный стиль речи. – Учебное пособие. – Алматы: Қазақ университеті, 2013. – 203 с.

2. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И.Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

3. Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.

4. Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: учебное пособие для студентов медицинских вузов (по специальности «Стоматология»). Часть 3. – Алматы, 2015. – 112 с.

5. Озекбаева Н.А. Научный стиль речи. Учебное пособие. – Алматы, 2015. 220 с.

VIII. Контроль:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: