Цель исследования: оценить уровни реактивной и личностной тревожности.
Материал и оборудование: бланк с напечатанными на его лицевой и оборотной сторонах шкалами самооценки и инструкциями, разработанными Ханиным, ручка или карандаш для письма.
Процедура исследования
Исследование уровня тревожности в данный момент, то есть реактивной тревожности и личностной, как устойчивой характеристики человека, можно проводить методом самооценки как индивидуально, так и в группе. Исследователь раздает каждому участнику бланк со шкалами самооценки и предлагает ответить на вопросы согласно инструкциям, помещенным на каждой стороне бланка. Он также напоминает, что отвечать нужно самостоятельно, и в ходе их работы следит за выполнением данного требования. Если у кого-то возникают вопросы, то можно еще раз обратить внимание на инструкцию и указать, что на каждый вопрос возможны четыре варианта ответа, различающиеся по степени интенсивности проявления указанного в вопросе состояния.
Обработка результатов
Задачей обработки результатов является получение показателей реактивной и личностной тревожности.
Показатель реактивной тревожности (РТ) высчитывают по формуле:
РТ =Σ2 - Σ1 +35, где
Σ1 – сумма зачеркнутых испытуемым цифр по пунктам шкалы: 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; а Σ2 – сумма остальных зачеркнутых цифр на лицевой стороне бланка, т.е. пунктов: 1, 2, 5, 8,10,11,15,16,19,20.
Показатель личностной тревожности (ЛТ) определяется по другой формуле:
ЛТ =Σ3 - Σ4 + 35, где
Σ3 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; а
Σ4 – сумма остальных зачеркнутых цифр на оборотной стороне бланка, т.е. цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
Оценивается уровень тревоги с помощью показателей реактивной и личностной тревожности можно следующим образом:
– до 30 – низкая тревожность
– 31-45 – умеренная тревожность
– 46 и более – высокая тревожность.
Затем проводится анализ результатов с составлением рекомендаций.
Сообщать результаты исследования при посторонних запрещено, а сам участник исследования должен узнать об уровне тревожности в как можно более корректной форме. При этом важно в беседе подчеркнуть, что тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный для каждого человека уровень "полезной тревоги".
Проведение исследования
Было проведено исследование двух групп по 10 человек. Группа А –испытуемые от 18 до 28 лет, группа В – испытуемые от 28 до 38 лет.
Испытуемым было предложено ответить на вопросы шкал согласно инструкциям.
Обработка результатов проводилась следующим образом:
4) Было проведено определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
5) Вычисление среднегрупповых показателей СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости от возрастного показателя, а также выявление лиц с высокой и низкой тревожностью.
6) На основе оценки уровня тревожности были сделаны соответствующие выводы и рекомендации.
Группа А | ||
СТ | ЛТ | |
МД | ||
НА | ||
БА | ||
ЯК | ||
ЧА | ||
ПА | ||
ДО | ||
ЛР | ||
ДВ | ||
АГ | ||
Σср = 38,8 | Σср = 42,2 |
Группа В | ||
СТ | ЛТ | |
МО | ||
МЛ | ||
МГ | ||
БН | ||
ЧВ | ||
РА | ||
ЖО | ||
ДР | ||
СВ | ||
СТ | ||
Σср = 46,3 | Σср = 50 |
7. Анализ результатов
В группе «А» среднее значение ситуативной тревожности составляет 38,8 баллов, среднее значение личностной тревожности составляет 42,2 баллов. Это умеренный уровень тревожности.
Самые низкие показатели у испытуемого АГ: СТ – 34, ЛТ – 39, что составляет умеренный уровень тревожности.
Самые высокие показатели у испытуемого МД: СТ – 45, у испытуемого ЯК: ЛТ – 51, это высокий уровень тревожности.
Группа «А» достаточно активна, имеет четко ориентированные интересы. Это достаточно уверенная в себе группа.
В группе «В» в среднем наблюдается высокая тревожность. Среднее значение ситуативной тревожности составляет 46,3 баллов, среднее значение личностной тревожности составляет 50 баллов.
Самые низкие показатели у испытуемого СВ: СТ – 43, ЛТ – 44, это умеренный уровень тревожности.
Самые высокие показатели у испытуемого МЛ: СТ – 48, ЛТ – 59, что составляет высокий уровень тревожности.
Реактивная, или ситуативная, тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Если она велика, то у человека нарушается внимание, а иногда и тонкая координация движений.
Личностная тревожность – это устойчивое состояние. Она характеризует склонность человека воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо связана с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и нервными срывами и с психосоматическими заболеваниями. Потому сообщать результаты этого исследования при посторонних запрещено, а сам участник исследования должен узнать об уровне тревожности в как можно более корректной форме. При этом важно в беседе подчеркнуть, что тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный для каждого человека уровень "полезной тревоги".
Вывод
В эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Эмоции человека, прежде всего, связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей. Люди, как личности, в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Стенические эмоциональные явления, которые связаны с большим влиянием на окружающую среду, воспринимаются как наиболее высокостатусные, свидетельствующие о большом личном ресурсе. Но более всего эмоциональная сфера личностей различается по силе, глубине чувств, а также по содержанию и предметной отнесенности.
Эмоции выполняют роль внутренних сигналов, позволяющих окружающим оценивать место индивида в социуме и строить по отношению к нему свое поведение.
Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни человека. Эмоции связаны с особенностями жизнедеятельности организма. Под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внешней и внутренней секреции. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать в организме неблагоприятные последствия. «Сердце чаще поражается страхом, печень – гневом, желудок – апатией и подавленным состоянием». Однако существует немало случав, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления.
Приложение № 1
Бланк шкал самооценки Спилбергера
Фамилия, имя отчество
Дата Возраст Образование
Шкала ситуативной тревожности (СТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое утверждение из приведенных ниже предложений и зачеркните цифры в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Суждения | ||||||
Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно | |||
Я спокоен | ||||||
Мне ничто не угрожает | ||||||
Я нахожусь в напряжении | ||||||
Я внутренне скован | ||||||
Я чувствую себя свободно | ||||||
Я расстроен | ||||||
Меня волнуют возможные неудачи | ||||||
Я ощущаю душевный покой | ||||||
Я встревожен | ||||||
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | ||||||
Я уверен в себе | ||||||
Я нервничаю | ||||||
Я не нахожу себе места | ||||||
Я взвинчен | ||||||
Я не чувствую скованности, напряженности | ||||||
Я доволен | ||||||
Я озабочен | ||||||
Я слишком возбужден и мне не по себе | ||||||
Мне радостно | ||||||
Мне приятно |
Приложение № 2
Шкала личностной тревожности (ЛТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое их приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Суждения | |||||
Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда | ||
Я меня бывает приподнятое настроение | |||||
Я бываю раздражительным | |||||
Я легко могу расстроиться | |||||
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | |||||
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | |||||
Я чувствую прилив сил, желание работать | |||||
Я спокоен, хладнокровен, собран | |||||
Меня тревожат возможные трудности | |||||
Я слишком переживаю из-за пустяков | |||||
Я бываю вполне счастлив | |||||
Я все принимаю близко к сердцу | |||||
Мне не хватает уверенности в себе | |||||
Я чувствую себя беззащитным | |||||
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | |||||
У меня бывает хандра | |||||
Я бываю доволен | |||||
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | |||||
Бывает, я чувствую себя неудачником | |||||
Я уравновешенный человек | |||||
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Приложение № 3
Бланк для ответов (по методике Ханина)
РТ – лицевая сторона бланка
Фамилия, И.О. | Дата | |||||
Инструкция: | ||||||
"Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет". | ||||||
Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно | |||
Я спокоен | ||||||
Мне ничто не угрожает | ||||||
Я нахожусь в напряжении | ||||||
Я испытываю сожаление | ||||||
Я чувствую себя свободно | ||||||
Я расстроен | ||||||
Меня волнуют возможные неудачи | ||||||
Я чувствую себя отдохнувшим | ||||||
Я встревожен | ||||||
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | ||||||
Я уверен в себе | ||||||
Я нервничаю | ||||||
Я не нахожу себе места | ||||||
Я взвинчен | ||||||
Я не чувствую скованности, напряженности | ||||||
Я доволен | ||||||
Я озабочен | ||||||
Я слишком возбужден и мне не по себе | ||||||
Мне радостно | ||||||
Мне приятно |
Приложение № 4
ЛТ – оборотная сторона бланка
Инструкция: | |||||
"Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет". | |||||
Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда | ||
Я испытываю удовольствие | |||||
Я очень быстро устаю | |||||
Я легко могу заплакать | |||||
Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие | |||||
Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения | |||||
Обычно я чувствую себя бодрым | |||||
Я спокоен, хладнокровен, собран | |||||
Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня | |||||
Я слишком переживаю из-за пустяков | |||||
Я вполне счастлив | |||||
Я принимаю все близко к сердцу | |||||
Мне не хватает уверенности в себе | |||||
Обычно я чувствую себя в безопасности | |||||
Я стараюсь избегать критических ситуаций | |||||
У меня бывает хандра | |||||
Я доволен | |||||
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | |||||
Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть | |||||
Я уравновешенный человек | |||||
Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
ЛИТЕРАТУРА
1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл; Издательский дом «Академия», 2004.
2. Вопросы мотивации и эмоций. Выпуск 1, учебное пособие, Издательство Московского университета, 1973
3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1.Психическое развитие ребенка. М.: «Педагогика», 1986.
4. Изард Э. Кэрролл. Психология эмоций. С-Пб.: «Питер», 1999
5. Изард Э. Кэрролл Эмоции человека. М.: Изд-во Московского университета,1980.
6. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Из-во «Просвещение», 1970.
7. Кочемировская Е.А., Жидко М.Е. Введение в общую психологию. Х. «ХАИ», 2002.
8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. «Политиздат», 1977.
10. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: «Политиздат», 1971
11. Немов. Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1.– М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
12. Общая психология; Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.
13. Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. Крылова А.А. и Маничева С.А. Издание 2-е, С-Пб, «Питер», 2002
14. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
15.Психологическое тестирование. Методики и тесты. «Бахрам –М»
16. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: «Просвещение», 1990.
17. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. I. Работы советских авторов периода 1918-1945 гг. Под ред. Ильясова И. И. и Ляудис В.Я. М.: Издательство Московского университета, 1980.
18. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. С-Пб.: «Питер», 2005.
19. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – СПб., 2001