Для практических занятий




Методические рекомендации

Тема: Диада «стоматолог-пациент». Богатство речи. Экспрессивный синтаксис. Синонимическое богатство русского языка. Антонимия. Многообразие синтаксических конструкций.

 

Курс: 1

Дисциплина: русский язык

 

Составитель:доц.Даркембаева Р.Д

 

2015.

 

I. Тема: Диада «стоматолог-пациент». Богатство речи. Экспрессивный синтаксис. Синонимическое богатство русского языка. Антонимия. Многообразие синтаксических конструкций.

II.Цель: сформировать понятие о богатстве, многообразии синтаксических конструкций, чистоте речи.

III.Задачи обучения: Коммуникативно- аксиологическая компетенция: Коммуникативная компетенция: сформировать навыки использования многообразия синтаксических конструкций при составлении связного высказывания.

IV. Основные вопросы темы: синонимическое богатство русского языка, антонимы, омонимы, многозначные слова, чистота речи, заимствованные слова.

V.Методы обучения и преподавания: Репродуктивный: выполнение грамматических заданий с выявлением и характеристикой изучаемых конструкций, синтаксический анализ простых и сложных предложений и др.

Объяснительно-иллюстративный: объяснение теоретического материала.

Наглядный: использование таблиц, опорных схем.

Инновационный: составление терминологического глоссария, решение ситуационных задач, ролевая игра, деловая игра

Инновационный: решение ситуационных заданий, составление трехъязычного глоссария.

 

Задания по теме:

Ознакомьтесь с комментарием к терминам. Запишите данные определения.

Экспрессия – выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами (экпрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами, фигурами).

Экспрессивная лексика - слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д. (дочурка, сыночек, глупышка, балбес, трепач).

Заимствованные слова – слова, заимствованные из других языков.

Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи.

Риторический вопрос – вопросительное предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ.

Риторическое обращение – высказывание, которое адресуется неодушевленному предмету, понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи.

 

Задание 1. Прочитайте лингвистический текст. Определите ключевое словосочетание. Выделите основную информацию.

 

Богатство речи отдельного человека определяется прежде всего богатством его словарного запаса. Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Так, в «Словаре живого великорусского языка» В.И.Даля - более 200000 слов. Богатая русская фразеология представлена во «Фразеологическом словаре русского языка» под ред. А.И.Молоткова, в котором содержится 4000 словарных статей. Разнообразие словообразовательной системы представлено в двухтомном «Словообразовательном словаре русского языка» А.Н.Тихонова, включающем около 300000 слов.

Богатство речи определяется и смысловой насыщенностью слова. В русском языке немало многозначных слов. Так, в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова глагол идти имеет 26 значений. Очень богат русский язык синонимами и антонимами, которые делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избежать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Немало в русском языке слов, которые обладают экспрессией, т.е. передают чувства человека, положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли. Например, слова блаженство, роскошный, великолепный, неустрашимый, очаровать с положительной экспрессией, а слова болтун, недотепа, бестолковщина, мазня с отрицательной экспрессией.

Богатством отличается и грамматический строй русского языка: морфология и синтаксис (инверсия, риторический вопрос, риторическое обращение, сравнение). Риторический вопрос, риторическое обращение создают особую эмоциональность, разговорный колорит: Знакомые тучи! Как вы живете? ( М.Светлов ).

Богатство русского языка позволяет каждому сделать свою речь выразительной и оригинальной.

? Чем определяется богатство речи отдельного человека? В каких лингвистических словарях отражается лексическое, фразеологическое, словообразовательное богатство русской речи? Каким богатством отличается лексический строй языка? В чем состоит богатство синтаксиса?

Задание 2. Прочитайте отрывок из стихотворения С.Муканова. Для чего автор использует обратный порядок слов?

На юге встал стеною Алатау,

Солнцу равен он высотой.

Начало с этих гор берут семь рек,

Напор воды в них стремителен и крут

ызов, прямой характер, прямая речь, прямой угол.

 

Задание 3. Замените перечисленные слова иноязычными синонимами. Запишите их в синонимической паре.

Азбука, иносказание, словарь, доказательство, спор, согласие, представление, образ, чудовище.

Д л я с п р а в о к: алфавит, аллегория, лексикон, аргумент, диспут, консенсус, шоу, имидж, монстр.

 

Задание 4. Объясните значения заимствованных слов, используя Словарь иностранных слов. Распределите слова по тематическим группам. Составьте предложения со словами, которые относятся к профессиональной лексике.
Баннер, видеопират, компетентный, констатировать, конъюнктура, кастинг, дивиденды, имидж, адаптироваться, сайт, лояльный, пиар, продюсер, сингл, доминировать, суверенитет, имиджмейкер, бренд, интерпретировать, шоп, лимитировать, харизма, кворум, лицензия, имитировать, альтруизм, меценат, адекватный, импозантный,ноутбук, папарацци,хакер,шоумен, аккредитация, апофеоз, боулинг, презентация, виртуальный, генеалогия, гриф, досье, мониторинг, секьюрити, эксклюзивный, степлер, курсор, бонус.

Задание 5. Укажите в предложениях слова-паразиты, при удалении которых предложения не теряет смысла. Приведите устно подобные примеры.

1)Каждая поликлиника получила возможность, скажем так, использовать современные инновации. 2)Я посетил, будем так говорить, библиотеку КазНМУ. 3)Обсуждение вопроса с операцией, так сказать, затягивается. 4)Буквально через несколько дней я пошёл к врачу.5) Значит, я пойду. 6) Понимаешь, мне очень нужен этот словарь медицинских терминов. 7) Понимаете, это лекарство очень дорогое.

 

Задание 6. Прочитайте про себя предложения. Подумайте, уместно ли употребление в нихвыделенных слов? Объясните нарушение лексических норм.

Нового главврача представили этаким полиглотом: он и врач, и физиолог, и поэт. 2)Этот врач пользовался в коллективе особым приоритетом. 3)Медицинские работники призваны двигать вперёд научно-технический прогресс. 4)Всё это затрудняет предсказание точного прогноза операции. 5)У нас появилась свободная вакансия.

Задание 7. Объясните, почему неправильными считаются следующие выражения. Первый дебют, памятные сувениры, старый ветеран, своя автобиография, биография жизни.

Задание 8. Сравните данные пары. Укажите, какие слова и словосочетания являются канцеляризмами, неуместными в речи.

Лесной массив – лес, производить поливку – поливать, имеет быть – есть, ведет контроль – контролирует, будет происходить подъем и опускание занавеса – поднимется и опустится занавес, осуществлять вывозку – вывозить.

Задание 9. Замените глагольно-именные сочетания глаголами. С любыми двумя подобранными глаголами составьте распространенные предложения.

Организовать проведение практики, произвести улучшение, осуществлять заботу, осуществлять выдачу, произвести посев, осуществить руководство, допустить отставание, подвергнуть сокращению, подвергнуть исследованию.

Задание 10. Подберите к данным прилагательным синонимы. Составьте словосочетания. Охарактеризуйте сокурсника (цу), используя подходящие по смыслу прилагательные.

Общительный - ….., дипломатичный- …., взрывоопасный -……, эгоистичный - ………, толерантный - ………, деликатный - ……….

Д л я с п р а в о к: терпимый, себялюбивый, эмоциональный, учтивый, уклончивый, коммуникабельный.

 

Задание 11. Спишите, вставляя вместо точек один из синонимов. Мотивируйте свой выбор.

1) Волнуясь за здоровье дочери, он советовался с … (знающий, компетентный, сведущий) врачами. 2)Дня через два организм вырабатывает … (иммунитет, невосприимчивость), и опухоль спадает. 3) На совещании они заняли … (негативный, отрицательный) позицию, отклонив … (конструктивный, плодотворный) предложение. 4) Все свое внимание ученый …(сконцентрировать, сосредоточить) на исследовании лекарственных растений.

 

Задание 12. Подберите к словосочетанию «профессия врача» определения, используя толковый словарь С.И.Ожегова. Продолжите список, который может стать вашим личным активным лексическим запасом.

Профессия врача – престижная, значимая, бескорыстная, …

 

Задание 13. Прочитайте выразительно текст. Соответствует ли название содержанию текста? Если да, то почему?

Врач – профессия особая

Как важно воспитать в будущем враче чувство нового, вкус к нему, жажду к постоянному пополнению знаний. Нередко бывает так, что ученик превосходил своего учителя, успевал сделать больше в науке. И скорее всего, так и должно быть! Пусть ученик пойдет дальше учителя – к этому надо стремиться. Иначе трудно рассчитывать на успех в развитии науки.

Древние говорили: «Ученик – это сосуд, который надо наполнить, и факел, который надо зажечь». Бывает, что именно в трудах учеников по-настоящему раскрывается все величие и значение подвига учителя, которому при жизни не удалось добиться признания выдвинутой гипотезы, внедрить в практику разработанный метод диагностики или лечения.

Задача врача не только лечить болезни, сколько предупреждать их и учить беречь свое здоровье. Эти вещие слова давно вошли в моральный кодекс врача. Предупреждение заболеваний, профилактика стали ведущим принципом нашей медицины.

Самопожертвование, благородство, гуманизм, бескомпромиссность в выполнении общественного долга – норма поведения наших врачей. «Профессия врача – подвиг, - писал А.П.Чехов – Она требует самопожертвования, чистоты души и высоты помыслов. Не всякий способен на это». Как эстафету, передавали ученые опыт и знания следующему поколению, прививали ему любовь к науке, преданность своему врачебному долгу. С давних пор студенты-медики, выходя из стен вуза, дают клятву верности своему врачебному долгу.

Выпускники медуниверситетов торжественно обещают честно и добросовестно трудиться в области охраны народного здоровья:

- продолжать изучение медицины и всеми силами содействовать ее процветанию, в необходимых случаях обращаться за советом и помощью к своим учителям и коллегам;

- любить больных, проявлять к ним чуткое и заботливое отношение, не применять медицинские знания во вред здоровью человека;

- не разглашать сведения, доверяемые врачу больными;

- всегда помнить о своем врачебном долге, о высокой ответственности.

И эту клятву медицинские работники проносят через всю жизнь.

По-разному сложится жизнь молодых специалистов. Одни посвятят ее лечению больных, другие – науке, третьи придут на смену тем, кто когда-то приобщал их к великому искусству врачевания, станут преподавателями. Их ждут напряженный труд, успехи, трудности, победа над тяжелым недугом, над смертью, спасение жизни больных, шаг вперед к науке и высшая радость – радость призвания, творческого труда в системе здравоохранения.

Задания к тексту:1) Выпишите из текста «Врач- профессия особая» цитаты. Объясните их смысл 2) Составьте и запишитетематическую группу словосочетаний, характеризующих обязанности врача. 3) Выпишите из текста «Врач- профессия особая» сложные слова. Обозначьте морфемы и поставьте ударение. 4) Найдите в тексте «Врач- профессия особая»заимствованные слова, произнесите их. Выпишите, поставив в них ударение.

 

Задание 14. Прочитайте выразительно текст. Скажите, какова основная мысль текста? Выпишите ключевые слова и словосочетания.Определите стиль текста. Обоснуйте ответ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: