ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ




ВВЕДЕНИЕ

Ведущими целями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;

• креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Цель пособия - помочь специалистам дошкольных учреждений в организации проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми 2-3 лет (первая младшая группа), способствовать целенаправленному системному доступному планированию по Программе, полагаясь на методические рекомендации к ней.

Распределение тематики занятий по неделям достаточно условно, его не следует соблюдать буквально. Педагогу, работающему в группе, следует доверять собственному опыту, интуиции, опираясь на возможности детей.

В течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на табличную форму плана, могут планировать по своему усмотрению.

Перспективный план воспитательно-образовательной работы с детьми (на учебный год) в предлагаемом пособии представлен следующими разделами:

• Ребенок и окружающий мир:

Предметное окружение.

Явления общественной жизни. Природное окружение.

• Формирование элементарных экологических представлений.

• Организация деятельности детей на прогулке.

• Обучение правилам дорожного движения.

• Развитие речи. Художественная литература.

• Формирование элементарных математических представлений.

• Изобразительная деятельность: рисование, лепка.

• Музыкальное воспитание.

• Физическое воспитание.


РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Фундаментом умственного развития ребенка является сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире.

Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.

Отбор программного материала осуществлялся с опорой на известные принципы Я. А. Коменского:

• энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний обо всем, что его окружает;

• природосообразность (человек - часть природы, и он подчиняется ее законам);

• воспитательная ценность знаний.

Каждый подраздел Программы имеет свою базовую основу. Введение в предметный мир предполагает:

• ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, классификация и т. п.);

• восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.

В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд взрослых. Эта тема в одинаковой мере касается всех обозначенных рубрик подраздела: «Родная семья», «Родная страна», «Наша армия» и т. п.

Умственное воспитание в Программе организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:

• формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

• развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений), местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);

• ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциями и назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);

• формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.);

• формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни.

К концу года дети первой младшей группы могут:

• различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи, виды транспорта;

• свободно ориентироваться в ближайшем окружении; узнавать свой дом и квартиру, детский сад и групповую комнату;

• знать имена членов своей семьи и персонала группы.

 

ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

(перспективное планирование)

 

 

 

 

Время проведения Тема и цель занятий 1-й недели Тема и цель занятий 2-й недели Тема и цель занятий 3-й недели Тема и цель занятий 4-й недели
         
Сентябрь Тема Знакомство с членами семьи Одежда Овощи и фрукты Домашние животные
Цель Учить называть свое имя и имена членов своей семьи. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать) Учить: - называть по внешнему виду одежду; - различать сходные между собой объекты. Познакомить с назначением предметов одежды и ее значением для человека Учить: - узнавать овощи по цвету, величине, вкусу, называть их; - различать по внешнему виду фрукты и овощи. Дать представление о харак­терных признаках некоторых овощей, их цвете Вызывать интерес к рас­сказу. Расширять словарный запас. Учить находить на картине и называть собаку, кошку, ку­рицу
Октябрь Тема Знакомство с группой Посуда «Листопад, листопад, листья желтые летят...» Рыбка плавает в воде
Цель Учить: - ориентироваться в помещении своей группы, на участке; - называть основные помещения, сооружения (групповая комната, лестница, веранда, песочница, горка). Воспитывать чувство симпатии к сверстникам Учить: - узнавать и называть по внешнему виду столовую и чайную посуду; - различать между собой. Познакомить с назначением и свойствами посуды Дать элементарные представления об осенних изменениях в природе. Формировать умения определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку. Учить выделять ствол, ветки и листья деревьев Понаблюдать за рыбками, отмечать их особенности («Имеет хвостик, глазки, рот, живет в воде»). Учить различать по цвету, форме. Воспитывать бережное отношение к обитателям аква­риума
Ноябрь Тема Моя любимая бабушка Мебель Дерево и куст. Осенний наряд Кошка и собака в доме
Цель Развивать умение внимательно рассматривать фотографии бабушек, составлять по ним рассказы о своей бабушке: работает она или нет, что делает по дому, играет ли Познакомить с понятием «мебель», назначением и предметами мебели. Учить узнавать и называть по внешнему виду мебель, части и детали разных предметов Учить рассматривать дерево (основные особенности строения), обращать внимание на календарные изменения в жизни растений (показать, что осенью листья деревьев меняют Закрепить характерные признаки внешнего вида кошки (котенка), собаки (щенка): длинные (короткие) уши, большие (маленькие) глаза, на теле мягкая пушистая

 

 

 

 

    с детьми, читает, рассказывает им сказки, вкусно готовит и т. п. мебели (у дивана - ножки, у кресла - спинка и др.); раз­личать между собой объекты (диван, кресло) окраску, бережно относиться к растениям шерстка, короткий хвост и др. Воспитывать у детей доброе отношение к животным
Декабрь Тема Мама дома - повар Купание куклы Кати Снеговичок и елочка У кормушки
Цель Помочь понять, как важен труд мам по приготовлению еды для всей семьи, какие вкусные блюда они готовят. Воспитывать уважитель­ное отношение к труду мамы Учить правильно называть предметы и принадлежности купания (полотенце, мыло, ванночка). Воспитывать эмоциональную отзывчивость (при­ятные воспоминания о купа­нии) Расширять представления детей о деревьях. Показать свойства снега. Познакомить с елкой, признаками отличия ели от других деревьев Расширять представления о поведении птиц у кормушек. Продолжить формировать умение различать птиц по внешнему виду. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок сада
Январь Тема Здравствуй, детский сад! Транспорт Комнатные растения Котенок Пушок
Цель Учить узнавать свой детский сад, находить свою группу, рассказывать чем заняты дети, кто о них заботится в детском саду. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам Знакомить с транспортными средствами, различать и называть по внешнему виду грузовые, легковые автомобили. Учить различать и правильно называть трамвай, машину, автобус Дать представление о частях растения (стебель, лист, цветок), о приемах полива комнатных растений Дать представление о домашних животных и их детенышах. Знакомить с русским бытом. Воспитывать доброту по отношению к животным
Февраль Тема Дом, в котором я живу Постираем кукле платье Морковка от зайчика Заяц и медведь
Цель Учить: - ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом, свою квартиру, называть улицу; - отвечать на вопросы воспитателя о месте жительства, об устройстве их жилища Дать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз или корыто). Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых. Упражнять в назывании предметов одежды, белья Расширять представления об овощах (о моркови: оранжевая, гладкая, продолговатая, есть верхушка, корешки, хрустящая). Формировать доброжелательное отношение к окружающим Учить: - находить картинки с зайцами, медведями и называть их; - выделять наиболее характерные особенности животного (голова, хвост, ноги)

 

 

 

 

Март Тема Знакомство с городом Игрушки Травянистые растения Петушок и его семейка
Цель Напомнить название города, в котором живут дети, название их улицы. Закрепить умение называть родной город, улицу, на которой живут. Развивать умение внимательно рассматривать иллюстрации города, отвечать на вопросы Учить: - находить существующие у игрушек свойства (бьются, рвутся), качества (гладкие, мокрые, холодные); - подбирать и группировать игрушки по форме, цвету. Воспитывать бережное отношение к игрушкам Формировать желание любоваться появившейся зеленой травкой. Показать первые весенние цветы. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям (не рвать, не топтать) Расширять представления о домашних животных и их характерных особенностях. Рассмотреть внешний вид петушка, как передвигается (ходит важно), как клюет зерна. Формировать желание проявлять заботу о домашних животных
Апрель Тема Какие мы помощники Автомобили «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко...» Насекомые
Цель Учить: - выполнять поручения взрослого; - знакомить с выражениями, которые содержат предлоги (на, под, за) и местоимения (там, тут, такой же и др.). Наблюдать, как старшие дети убирают с участка прошлогоднюю листву Расширять запас понимаемых слов. Учить: - правильно называть трамвай, троллейбус; - различать виды и части автомобиля (грузовой, легковой); кабина, руль, колесо); - отвечать на вопрос: «Что это?» полным предложением, состоящим из 3-4 слов Дать представление о весенних изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы. Поддерживать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, (чтение стихотворений). Учить передавать образ солнца в рисунке Закреплять желание наблюдать за насекомыми. Расширять представления о насекомых. Учить характеризовать внешний вид и поведение насекомых Продолжать учить различать насекомых. Воспитывать доброе отношение к насекомым
Май Тема Труд взрослых Знакомство со свойствами бумаги и ткани Там и тут, там и тут одуванчики цветут... Обитатели уголка природы
Цель Познакомить с трудом помощника воспитателя (няни). Учить различать некоторые трудовые действия. Воспитывать чувство уважения к труду помощника воспитателя (няни) Помочь выявить свойства бумаги и ткани. Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность Формировать представления об одуванчике. Учить: - выделять характерные особенности; - называть его части. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы Дать представление о том, что рыбки в аквариуме плавают; в клетке - птичка (летает, пьет воду, клюет корм). Воспитывать бережное отношение к обитателям уголка природы

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

(перспективное планирование)

 

 

 

 

 

 

Время проведения   Тема и цель занятия Наблюдения на прогулке
  Растительный мир Животный мир Неживая природа
         
Сентябрь Тема Овощи с огорода Дать представление: - о травянистых растениях; - об овощах: моркови, огурцах, помидорах, репе; - о деревьях. Учить различать овощи по вкусу, виду, форме. Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья) Дать общее представление о птицах - голубях, воронах, воробьях. Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Дать представление о животных - бабочках, жуках, божьих коровках) Дать элементарное представление о свойствах песка. Формировать понятие -о том, что для жизни на Земле нужно Солнце. Показать природное явление - ветер
Цель Учить различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, мор­ковь, репа). Расширять представление о выращивании овощных культур
Октябрь Тема Меняем воду в аквариуме Учить: - любоваться осенними листьями; - различать листья по цвету (желтый, зеленый, красный), высокие и низкие цветущие растения. Закреплять знания о фрук­тах - яблоках и грушах. Знакомить с характерными особенностями осенних де­ревьев, с осенним явлением природы - листопадом. Показать, что осенью ли­стья деревьев меняют окраску Учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д.). Подвести к пониманию, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Воспитывать у детей доброе отношение к птицам, на­секомым Дать элементарное пред­ставление о свойствах воды. Показать, что осенний дождь может быть разным, особенности осеннего неба. Учить: - наблюдать, есть ли на небе солнышко, тучи; - отмечать, какое небо (хмурое, чистое, голубое, ясное); - отвечать на вопросы, напри­ мер: - Что сделали тучи? (Закрыли солнце.)
Цель Расширять знания о деко­ративных рыбках. Дать элементарное пред­ставление об уходе за деко­ративными рыбками. Формировать доброе от­ношение к окружающему миру. Познакомить со средой обитания рыб (песок, камешки, растения). Воспитывать желание ухаживать за обитателями ак­вариума

Продолжение табл.

 

 

 

 

 

 

 

         
Ноябрь i______________________________________________________________________________ Тема В гостях у бабушки Расширять представления о том, что осенью собирают фрукты. Учить: - различать по внешнему виду, вкусу, форме яблоки и груши; - называть некоторые фрукты (яблоки и груши); - бережно относиться к растениям; - различать деревья по листьям; - узнавать плоды рябины Закреплять представления о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных. Формировать: - эмоциональную отзывчивость к восприятию объектов при­ родного мира, к общению с живыми существами; - желание наблюдать за насекомыми Показать простейшие связи между явлениями природы. Учить: - определять ветреную погоду; - наблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки, летят с деревьев листья; - отвечать, почему так неспокойно ведут себя деревья: Дует, дует ветер, Дует, задувает, Желтые листочки С дерева срывает
Цель Продолжать знакомить детей с домашними животны­ми и их детенышами. Учить правильно обращать­ся с домашними животными. Воспитывать у детей доброе отношение к живот­ным, желание ухаживать за ними, заботиться о них
Декабрь Тема Подкормим птиц зимой Расширять представления о деревьях: у дерева есть ствол, ветки. Показать особенности травянистых растений в зимний период. Уточнить строение комнатных растений: различие названий стебель, лист, цветы Расширять представления о птицах - голубях, воронах, воробьях, синицах. Дать представление о снегирях. Закреплять умение узнавать воробья по внешнему виду. Наблюдать за повадками птиц около кормушки Показать: - солнце светит во все времена года; - особенности зимнего неба. Познакомить с характерными признаками зимы. Формировать общее представление о зимних явлениях природы
Цель Закреплять знания о зимних явлениях природы. Показать кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах
Январь Тема «В январе, в январе, много снега во дворе...» Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам, чувство красоты зимнего убранства деревьев. Рассмотреть одно из комнатных растений. Помочь запомнить название растения и его частей Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами. Обратить внимание детей на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое): Мороз и солнце - День чудесный. (А. Пушкин) Дать представление о свойствах снега. Показать особенности ветреной погоды зимой: быстро и низко несущиеся облака, раскачивающиеся ветви деревьев. Учить определять, откуда дует ветер
Цель Уточнить знания о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизиро­вать словарный запас детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль Тема «У меня живет котенок...» Продолжать: - учить видеть красоту заснеженных деревьев; - знакомить с названиями комнатных растений (1-2 контрастных по внешнему виду). Привлекать внимание детей к комнатным растениям (какие они красивые, как украшают группу) Формировать желание помогать птицам в зимний период. Обратить внимание на птиц, прилетающих к кормушке. Закрепить знание названий птиц Продолжать знакомить со свойствами воды. Закреплять представления о признаках зимы. Наблюдать метель, послушать завывание ветра, как он несет снег, наметает сугробы» -
Цель Продолжать знакомство с домашними животными. Формировать умение правильно обращаться с животными. Развивать желание наблюдать за котенком. Учить делиться полученными впечатлениями
Март Тема Уход за комнатными растениями Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Закреплять представления о кустарниках. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям (не рвать, не топтать) Расширять представления о поведении птиц весной. Продолжать формировать умение различать птиц по внешнему виду (голубь, ворона, воробей, скворец) Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно Солнце. Показать: - свойства снега весной; - что весной солнце светит и пригревает землю
Цель Расширять представления о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой, поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними
Апрель Тема Прогулка по весеннему лесу Формировать желание любоваться появившейся зеленой травкой. Показать: - первые весенние цветы; - изменения, происходящие с кустарниками в весенний период; - посадку овощей Показать отличительные особенности червей. Отметить появление насекомых. Продолжать учить различать насекомых. Воспитывать у детей доб­рое отношение к насекомым Показать: - особенности весеннего неба. - что весенний дождь может быть разным. Обратить внимание на свойства песка: сухой, рассыпается; если полить (или он после дождя), становится влажным и из него можно лепить «пирожки»
Цель Знакомить с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях и животных. Формировать элементар­ные представления о простей­ших связях в природе
Май Тема Экологическая тропа Формировать бережное отношение к природе. Наблюдать за первыми Формировать доброе отношение к миру природы. Расширять представления Закреплять знания о признаках весны.
Цель Расширять знания детей о растениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Формировать: - бережное отношение к растениям; - трудовые навыки. Дать представление о посадке деревьев. Наблюдать за работой взрослых по посадке деревьев цветущими культурными растениями - тюльпанами, нарциссами. Посадка лука, гороха. Познакомить с правилами ухода за растениями. Обратить внимание на красоту цветущего сада. Наблюдать за всходами овощных культур о насекомых - мухах, бабочках, божьих коровках, муравьях. Учить: - наблюдать за насекомыми; - узнавать и называть разных насекомых, их признаки Продолжать знакомить с природным явлением ветер. Учить детей игровой дея­тельности с ветром (взять с собой на прогулку бумажные ленточки, вертушки и понаблюдать, как ленточки разве­ваются, шуршат вертушки)
Лето Июнь Тема Растения луга. Птицы. Природное явление радуга Рассмотреть: - травянистые растения луга и уточнить названия, особенно­сти внешнего вида колокольчи­ков, ромашек; - растения цветника, уточнить цвет, форму листика. Напомнить о правилах ухода за растениями Продолжить формиро­вать умение отличать птиц по внешнему виду (голуби, вороны, воробьи, скворцы, утки). Уточнить знания о собаке и щенках (особенности внеш­него вида, отличия) Предложить детям по­смотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое), подставить ладошки лучам солнца и поиграть с солнеч­ным зайчиком. Наблюдать радугу (по воз­можности)
Цель Закреплять знания о тра­вянистых растениях, птицах. Уточнить представления о строении растения. Воспитывать у детей доб­рое отношение к пернатым
Июль Тема Овощи. Насекомые. При­родное явление гроза Показать, как растут овощи летом. Познакомить с овощными культурами, которые начинали созревать летом (репа, морковь, огурец, помидор). Учить различать некоторые садовые и полевые цветы по форме, окраске, запаху Расширять представления о насекомых - мухах, бабоч­ках, божьих коровках, муравь­ях, кузнечиках. Рассмотреть внешний вид насекомых, способы их пере­движения (летают, прыгают, ползают и т. д.) Наблюдать летнюю грозу. Учить: - устанавливать простейшие связи: идет дождь - на земле лужи; - по цвету определять, сухой или мокрый песок. Продолжить вести наблюдение за ветром
Цель Закреплять знания об овощах. Расширять представления о насекомых. Понаблюдать за появив­шимися на участке бабочками, летающими на паутинке пауч­ками
Август Тема Кустарники Расширить представления о кустарниках (малина, смо­родина). Показать, что на кустарни­ках созревают ягоды Продолжать учить отли­чать насекомых от других жи­вых существ. Воспитывать у детей доб­рое отношение к насекомым Закреплять умение опре­делять состояние погоды по основным признакам. Показать, что летний дождь может быть разным
Цель Расширять представления о кустарниках. Закреплять знания о при­знаках погоды



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: