УПП Лекция №1
Тема: Путь - единая комплексная конструкция. Классификация пути. Стратегия развития железнодорожного пути в современных условиях.
Цель дисциплины: обеспечить профессиональную подготовку специалистов по управлению процессами перевозок в области устройства и эксплуатации железнодорожного пути.
Изучив дисциплину вы обязаны хорошо знать: элементы верхнего строения пути (рельсы, скрепления, подрельсовые опоры, балластную призму) и земляного полотна; особенности устройства бесстыкового пути; устройство и проектирование рельсовой колеи и стрелочных переводов, виды ремонтов и основы проектирования технологических процессов по ремонтам, основные характеристики применяемых машин и механизмов, нормативную документацию.
Уметь выбрать тип верхнего строения пути в зависимости от эксплуатационных факторов, разработать оперативный план снегоборьбы на станции.
Основная литература.
- Железнодорожный путь/ Под редакцией Т.Г. Яковлевой. М.: Транспорт, 1999, 405с.
- С.В. Амелин Г.Е. Андреев.. Устройство и эксплуатация пути. М.:Транспорт, 238 с.
- Т.ехнические условия на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути/ ТУ-ЦПТ-53, М.: МПС РФ, 2003, 148 с.
Путь - единая комплексная конструкция
Железные дороги - основной вид транспорта, главный нерв экономической жизни нашей страны. Железные дороги имеют важнейшее государственное, народнохозяйственное и оборонное значение и являются одним из факторов повышения культурного уровня населения.
Ж.д. транспорт состоит из ряда взаимодействующих между собой отраслей, составляющих в целом единую систему. Путевое хозяйство – одна из важнейших отраслей железнодорожного транспорта, стоимость его основных фондов составляет 58% от общих фондов железнодорожного транспорта.
Кроме того. На путевое хозяйство приходиться порядка 26% эксплуатационных расходов и 20% эксплуатационного штата железнодорожников.
Железнодорожный путь- это комплекс инженерных сооружений и устройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеей. От его состояния зависит непрерывность и безопасность движения поездов, и эффективное использование главнейших технических средств железной дороги.
Требования к ж.д. пути
- Железнодорожный путь должен быть прочным и устойчивым, соответствовать нагрузкам на оси подвижного состава и скоростям.
- Должен обеспечивать расчетную пропускную способность.
- Должен быть экономичным.
Структура ж.д. пути приведена на рис.1.
Верхнее строение непосредственно воспринимает усилие от колес подвижного состава, упруго перерабатывает их и передает многократно уменьшив на земляное полотно.
Нижнее строение (земляное полотно) служит основанием для ВСП и искусственных сооружений. Покажем это на примере. (рис2).
Рис.2 Схема передачи нагрузки от колеса на земляное
на земляное полотно.
Вертикальная сила от колеса на рельс достигает 250 кН. и передается на головку рельса по небольшой площадке 1,2- 2,2 см2. Напряжения в зоне упругого контакта достигают 1200- 1700 МПа., а в кромках подошвы напряжения изгиба и кручения составляют 100- 300 МПа. Напряжения на деревянной шпале под металлической подкладкой уменьшаются д 1- 3 МПа, а на основной площадке земляного полотна – до0,09 МПа.
|
|
|
|
|
|

Рис,1 Структура железнодорожного пути..
Классификация путей

Грузонапряженность линии – Г - сумма произведений массы перевезенных грузов в течение 1 года на расстоянии перевозки, отнесенная к 1-му км эксплуатационной длины.
Г =
(под эксплуатационной длиной понимают протяженность ж.д. линии между станциями без учета станционных путей.)
Железнодорожные пути классифицируются в соответствии с таблицей 2 (Положение о системе ведения путевого хозяйства от 30.10.2010..
Таблица 2. Классы путей на участках совмещенного движения
Группа пути | Грузонапряженность млн.т км брутто/км в год | Категории пути – допускаемые скорости движения поездов (числитель – пассажирские, знаменатель – грузовые) | ||||||
С | ||||||||
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 40 и менее | ||
Главные пути | ||||||||
А | Более 80 | |||||||
Б | 51 - 80 | |||||||
В | 26 - 50 | |||||||
Г | 11 - 25 | |||||||
Д | 6 - 10 | |||||||
Е | 5 и менее | - | - | - |
Примечания к таблице 2.1:
1.При количестве графиковых пригородных и пассажирских поездов с максимальными скоростями движения 80 км/ч и более, независимо от значения грузонапряженности, путь должен быть не ниже:
1 класса- более 100 поездов в сутки;
2 класса - 31 - 100 поездов в сутки;
3 класса - 6 - 30 поездов в сутки.
2. На участках со сложным планом, на которых кривых с радиусом менее 350 м более 20%, или всех кривых более 40%, при прочих равных условиях класс пути повышается на одну ступень.
3. При совпадении 1 и 2 условий класс пути может быть повышен только один раз.
4. Приемо-отправочные и станционные пути, предназначенные для безостановочного пропуска поездов со скоростями 40 км/ч и более относятся к 3 классу. Станционные пути, не предназначенные для безостановочного пропуска поездов при установленных скоростях 40 км/ч, а также специальные пути, предназначенные для обращения подвижного состава с опасными грузами, сортировочные пути со скоростями движения 40 км/ч относятся к 4 классу. Остальные станционные, подъездные и прочие пути относятся к 5 классу.
.
Пример: 1Б2 (класс, группа, категория)