Классификация речевых ошибок




Задание 3. Чистота, точность, логичность, уместность речи. Речевые ошибки.

1. Точность речи. Речевые ошибки, связанные с нарушением точности речи.

2. Чистота речи. Чистота речи как требование лексической нормы. Ошибки, связанные с нарушением чистоты речи. Особенности употребления диалектных и жаргонных слов.

3. Логичность речи. Логические ошибки. 4. Богатство речи. 5. Уместность речи.

Задания: Составьте картотеку речевых ошибок в устной и письменной речи (10 - 15 единиц). Укажите источник, тип ошибки и исправленный вариант.

Составьте картотеку логических ошибок в устной и письменной речи (5 - 10 единиц). Укажите источник, тип ошибки и исправленный вариант.

Определите тип ошибки, дайте исправленный вариант:

1. Похоже, что Толкиен прочно обосновался в культурном поле Петербурга.

2. Основную функцию в тексте несут имена существительные.

3. Я собираюсь жить в демократической стране и вести достопоч­тенный образ жизни.

4. Нужно понять, что подсудимый такой же обыденный человек, как и мы.

5. О высоких потенциальных возможностях авангардного балета говорили все гости и участники фестиваля.

6. Надо пролонгировать систему налогообложения, чтобы избежать диспаритета цен в период сева.

7. Ботильоны женские — эксклюзивная модель.

8. Цены тут дешевле.

9. Открытие сыграет должный эффект в развитии экономики.

10. Жизненный уровень населения улучшался ежегодно.

11. Мы говорили о перспективах на будущее.

12. С золотой медалью ему в университет пути заказаны.

13. Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

14. Тезис, которым постоянно мотивировали выступающие.

15. Отряд добровольцев проделал определенную работу по оказанию помощи пострадавшим от наводнения.

16. Администрация одного из новочебоксарских предприятий обратилась в местную горбольницу разобраться с фактом незаконной выдачи больничного листа одному из работников.

17. Баламутит воду прекрасно вооруженная оппозиция. Конфликт между сторонами распалился не на шутку.

18. Человек в чеченском народном фольклоре отождествля­ется с одиноким волком.

19. У меня душа кровью обливается, когда я вижу что-то такое.

20. Я сегодня даже маковой росинки не ела.

21. У него от рождения был подвешен язык.

22. Под его личностью скрывался хитрый политик.

23. Тебе что в лоб, что в глаз, все равно не понимаешь.

24. Против существующего строя были не только революционеры, но и женщины.

25. Получил пособие в результате потери нетрудоспособности.

26. Богатыри на Руси славились силой, статью, здоровьем, красивыми женами.

27. История жизни Матрены Тимофеевны не была легкой.

28. Она обладала техническим образованием и нахальной красотой.

29. Ты рассказывал мне сказки, только я не верила тебе.

30. Стихотворения Есенина легки для понимания в сравнении с некоторыми другими поэтами.

31. Наблюдения верны, но немножко свалены в одну кучу.

32. Северо-Кавказский фонд буквально накануне Нового года вы­пустил справочник.

33. Читая его письма, я буквально уми­раю со смеху

34. Дарование ученого-огранизатора – один из уникальных видов человеческого таланта.

35. Она занимает порядка 17% рынка.

36. Жена звонила, с ней все нормально, она просто в шоке.

37. Доходы населения выросли за два последних года аж на 14%.

38. Сам я в результате чтения не получил более-менее убедительного ответа.

39. Федор Шаляпин однажды напрочь забыл, где он обещал выступить.

40. Русская культура через пару поколений растает напрочь.

41. Толстой правдиво, но с большой художественной силой показал русское крестьянство.

42. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью.

43. Можно ожидать роста экономики уже к следующему году.

Тест

Найдите ряды, в которых представлены словосочетания с нарушением лексической сочетаемости (хотя бы одно из словосочетаний ряда с лексической ошибкой):

1. возможность обладать собственностью; значительно улучшить уровень;

2. повысить рейтинг; играть немаловажную роль;

3. повысить уровень; произвести должный эффект;

4. усилить требования; функции поручаются руководителю;

5. имеет важное значение; поднимается уровень производства;

6. заслужить уважение; предпринять меры;

7. выполнять важную роль; подвести результаты встречи;

8. придать особое значение; обратить особое внимание;

9. большое место уделено вопросу; несут основную функцию;

10. высокие потенциальные возможности; дешевые цены.

Отметьте предложения, в которых нет лексических ошибок:

1. Неожиданный сюрприз преподнес знаменитый художник.

2. Мы говорили о перспективах на будущее.

3. Организована бесплатная опробация французской косметики.

4. На совещании был найден консенсус по общим вопросам.

5. Дарование организатора – один из уникальных видов человеческого таланта.

6. Мы ощущали прессинг все последние пять лет.

7. Результаты исследования были представлены комиссии.

8. Командировочное удостоверение выдано вовремя.

9. Большую часть своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации.

10. У сотрудников голова варит, но они, к сожалению, не используют свой потенциал полностью.

Классификация речевых ошибок

Критерий Вид ошибки
    Ошибки, связанные с нарушениемточности речи (семантический критерий) 1.Неточный выбор слова. Употребление слов в несвойственном им значении как следствие незнания значения этих слов: буквально умираю от усталости, порядка 17 %, дифирамбы в защиту.
2.Неточный выбор синонима: Он не находит в своем кругу сообщников.
3.Неточный выбор паронима (смешение паронимов): одеть-надеть; представить-предоставить.
4.Двусмысленность, связанная с многозначностью или омонимией: Все участники прослушали объявление.
5. Нарушение (расширение) сочетаемости: играть важное значение, увеличить уровень, цены дешевле.
6.Речевая избыточность (многословие, тавтология, плеоназм): например, такой пример, ни копейки денег, по моему личному мнению.
7.Речевая недостаточность – пропуск значимых слов: Не могу представить себе, о чем говорил оратор; Больные надеются, мы им поможем.
  Ошибки, связанные с нарушением чистоты речи(структурный критерий) 1. Употребление слов-паразитов: типа того, в принципе, как бы… 2.Немотивированное употребление в речи нелитературных элементов: - диалектных; - профессиональных элементов; - жаргонных; -просторечных, -грубо-просторечных.
Ошибки, связанные с нарушением богатства речи(структурный критерий) 1. Использование штампов. (проделать определенную работу абсолютно не в курсе дела.) 2. Однообразие.
  Ошибки, связанные с нарушением уместности речи(функциональный критерий) 1. Ошибки, связанные с неудачным употреблением стилистически окрашенных средств: Конфликт между сторонами распалился не на шутку. 2. Нарушение единства стиля: На предприятии систематически хромает учет загрузки и использования технологического оборудования. Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать аж 33. 3. Неоправданное употребление канцеляризмов: Посредством таких мероприятий дело сдвинулось с места. 4. Неоправданное употребление иноязычных слов: В зале превалировали представители молодежи.

Фразеологические ошибки

1. Незнание семантики: Он бежал без задних ног. Пуская наутек свой нравственный стержень, человек перестает развиваться.

2. Незнание сочетаемости:

3. Незнание стилистической окраски: семи пядей во лбу, скатертью дорога.

4. Разрушение структуры фразеологизма:

а) грамматические изменения (изменяется род, число, падеж, вид…): на босую ногу.

б) лексические изменения (новые компоненты, лишние слова, синонимы): адский сизифов труд.

в) контаминации 2 и более фразеологизмов: гроша выеденного не стоит.

5. Буквальное понимание фразеологизма: Они у добряют землю, не жалея пота.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: