Особенности:
- духовным источником явилось православие как специфический жизненный уклад;
- в центре внимания – тема Бога и человека, взаимоотношения между ними;
- основной вопрос – поиск путей развития России.
Владимир Соловьев (1853-1900).
В центр своей философии ставил религию и стремился подчинить ей философию, науку, этику. Резко критиковал материализм и атеизм, представляя их как учения безнравственные и ведущие людей в тупик. Является автором вселенской теократии. Считал, что в отношениях между собой люди должны руководствоваться христианским учением о любви к ближнему. Этот же принцип должен быть положен в основу между отдельными государствами. Выдвинул идею «богоизбранности русского народа».
Центральная идея Соловьева - всеединство, понимаемое как совершенный синтез ценностей, знаний, способов познания мира.
В полемике о месте России в мировой истории в 30-40-е гг. 19 в. оформились 2 течения:
славянофильство (А. С. Хомяков, братья Аксаковы, Киреевские, Кошелев).
- критиковали западную цивилизацию как безбожную и бездушную;
- православие – духовная основа русской нации, подлинный двигатель исторического процесса;
- русский народ – особый народ, призванный к высокой роли в мире;
- критиковали реформы Петра 1;
- полагали, что Россия должна развиваться по особому пути, не схожему с западноевропейским.
Западничество (Герцен, Огарев, Белинский, Чаадаев).
- считали религию и церковь тормозом общественного прогресса;
- высоко оценивали человеческий разум и науку;
- критиковали российскую социальную действительность и крепостнические отношения;
- высоко оценивали реформы Петра 1;
- считали, что у России нет особого пути развития, а все ее «национальное своеобразие» — результат отставания от мировой истории. Целью западничества было принятие Россией европейских ценностей и ее включение в цивилизованный мир.
|
Философия Достоевского
Ф.М. Достоевский (родоначальник русской философии, 1821-1881). Философия Достоевского – это философия гуманизма, призывающая к миру, единению народов и благополучию. Для его философии характерна «философия предупреждения». Ее лейтмотив – нравственный запрет на любой прогресс, любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. В 1860-х гг. Достоевский развивает программу почвенничества - философское направление, для которого главной была идея о «национальной почве» как основе социального и духовного развития России. Должна быть восстановлена разрушенная петровскими реформами связь общественной жизни России с исконными народными началами — духовностью, коллективизмом. Однако только при помощи социальных изменений нельзя решить наболевшие вопросы: для их разрешения необходимо обратиться к душе каждого конкретного человека.
Сущность человека состоит в его свободе. Но свобода без нравственности приводит человека к саморазрушению. Человеку нельзя просто дать свободу — он должен самостоятельно идти к ней, освобождаясь от страстей, искушений и общепринятых авторитетов. Это тяжелый путь, сопряженный со страданием. Только оно приводит к искуплению и дает полную свободу.
Л.Н. Толстой (1828—1910). В романе «Война и мир» он поднимает вопрос о движущих силах истории и критикует теорию «великих личностей» как творцов истории. Для Толстого творцы — не герои и вожди, а народные массы, движимые исторической необходимостью.
|
Он развивал нравственные идеи христианства и моральную философию Канта. Основной вопрос Толстого: как разорвать замкнутый круг насилия - вечный принцип человеческого существования. Все вокруг построено на насилии: государство осуществляет насилие над своими подданными и ведет войны против др. государств, родители подавляют своих детей.
И Толстой пришёл к мысли, что надо возродить основной принцип христианской религии - непротивление злу насилием. Если не отвечать насилием на насилие, прощать и даже полюбить врагов своих, что может сделать только очень сильный человек, то прервётся порочный замкнутый круг непрерывного насилия, творимого в истории. Есть два источника насилия в мире - государственная власть и революционеры, которые с ней борются. Власть - это всегда насилие..
Второй источник насилия - революционеры. Эти люди знают, как нужно устроить общество, в котором все будут счастливы. Обычно человек не знает, что с ним будет завтра, как сложится его жизнь через год, а революционеры знают, как устроить жизнь на рода через десятилетия. И в ответ на государственное насилие устраивают новое насилие, и снова текут реки крови, и снова страдают люди, а счастливое будущее не наступает и не наступит.
«Дошло до того, - писал Л. Толстой в статье «Не убий никого», - что если бы теперь дать в России всем людям возможность убивать всех тех, кого они считают для себя вредными, то почти все русские люди поубивали друг друга.
|
Толстой призывал: не отвечайте насилием на насилие, не служите государству, не принимайте и участия в вооружённой борьбе против государства. Насилие порождает только насилие и ничего больше. Единственный выход - моральное самоусовершенствование. Не поддавайтесь соблазнам мира: карьере, деньгам, власти, ибо опять окажетесь во власти насилия.
Революционный нигилизм в философии стал продолжением западничества. Лидер направления Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889) был последовательным атеистом, социалистом и противником монархии. Путь к осуществлению идеалов социализма лежит через нравственное воспитание человека. Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру. Идеи нигилизма наиболее подробно разрабатывал Дмитрий Иванович Писарев (1840—1868). Главная цель философии Писарева — освобождение человека от традиционных заблуждений, суеверий, веры в Бога, страха перед властью. Поскольку человек воспитывается в социальной среде, то самым очевидным выходом является уничтожение этой среды. Должна быть создана новая среда, где воспитывать людей будут люди труда, убежденные, что заслуживает уважения только практически полезное. Нигилизм близок к анархизму — общественно-политическому течению, провозглашающему полное освобождение личности от любой власти — духовной, политической, экономической. М.Л.Бакунин был ведущим идеологом мирового анархизма XIX в. Цель прогресса для Бакунина — увеличение степени свободы человека. Основной противник свободы — государство, созданное меньшинством для удержания большинства в рабстве. Второй враг свободы — религия, которая используется для оправдания государственной власти. И государство, и религия — формы власти. У власти самой по себе — аморальная, развращающая сущность. Любой, достигший власти, вне зависимости от своих былых качеств с необходимостью становится угнетателем. Уничтожить власть должен стихийный бунт. Пожар из России должен зажечь остальной мир и уничтожить «лживую цивилизацию».
Народничество – общественное движение 2-й половины 19 века. Основная цель передовой русской интеллигенции – «идти в народ» для подготовки его к революции. Идеологи: Ткачев, Лавров, Бакунин.
Философия начала XX в. Русский религиозный ренессанс. Для второй половины XIX в. характерен бурный рост революционных идей. Однако к началу XX в. интерес к проблемам религии, нравственности, национальных ценностей начинает возрождаться и постепенно захватывает все более широкие слои мыслящих людей. Слово «ренессанс» в переводе на русский язык означает «возрождение». Формируются религиозные общества и кружки, религиозно-философские идеи проникают в литературу (прежде всего в поэзию символистов). Перемены в мировоззрении находят отражение в таких философских сборниках, как «Проблемы идеализма» (1903) и «Вехи» (1909). Их ведущие авторы — Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк — в свое время начинали философский путь с увлечения марксизмом и нигилизмом, однако в итоге пришли к религиозной традиции и учению.
Николай Александрович Бердяев (1874— 1948) написал более 450 работ по различным, часто не взаимосвязанным проблемам философии. Но через все его творчество проходят четыре основные идеи — свободы, творчества, личности и смысла истории.
Бердяев - самый известный на Западе русский философ, человек огромного литературного и философского таланта, яркий и эмоциональный мыслитель, фанатик свободы и вечный обличитель всяческих форм насилия над человеком. Обладал большим личным мужеством - перед высылкой из России в 1922году отстаивал свои убеждения в ЧК перед Дзержинским.
Основные работы Н.Бердяева, оставившего большое философское наследие: «Смысл творчества», «Философия свободы», «Смысл истории», «О назначении человека», «О рабстве и свободе человека ».
Бердяев противопоставляет два мира — мир свободы (духа, личности) и мир необходимости (явлений, предметов). Свобода существует до бога, времени и бытия, она — первоисток мира. Свободный дух, реализуясь в мире явлений, отчуждается — превращается в мертвые предметы, подчиненные необходимости — законам пространства, времени, логики.
Мир необходимости — искаженный мир, полный зла, страдания и рабства. Противостоять отчуждению может только творчество — именно через творчество личность открывает свободу в глубине своей души.
Общество пытается поработить личность, растворить ее в коллективном, сделать своей частью. Цель человека — не поддаться этому давлению, не стать «винтиком» социального механизма, а развивать личные творческие способности и ставить свою свободу выше общественных требований. Это не означает, что нужно отречься от общества, просто необходимо искать способ соединения людей не на основе принудительности, а на основе свободного выбора. Такой общностью, согласно религиозной философии Бердяева, является соборность, где единство изначально подразумевает множественность.
Русская философия XX в.
Философия марксизма стала известной в России уже в 1840-е гг. Ведущая роль в этом процессе принадлежала Владимиру Ильичу Ленину (Ульянову) (1870—1924). Собственно философскими являются его труды «Материализм и эмпириокритицизм» (в котором дается понимание материи и критикуется идеализм) и «Философские тетради» (состоящие из конспектов разных философских работ и комментариев к ним).
После революции 1917 г. марксизм получил статус государственной идеологии России. Идеи Ленина заложили основы принудительной идеологизации и репрессивной системы государства, которые затем были укреплены Сталиным. Официальным Только в 1960-х гг., после осуждения культа личности, идеологический контроль был ослаблен и философия приобрела простор для творчества. Символом философской свободы стали работы Ильенкова (1924— 1979). Его труд «Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса», где разрабатываются вопросы диалектической логики и построения категорий, к настоящему времени признан одной из вершин марксистской философии.
Русская философия XX в., находившаяся под сильным давлением идеологии, все же не исчерпывается только официальным марксизмом. В России жили и работали многие мыслители, создававшие оригинальную философию советского периода.
Наибольшую мировую известность приобрели работы русского философа и филолога Бахтина. В работе «К философии поступка» Бахтин вводит идею «неалиби в бытии», где подчеркивает, что человек не имеет права на роль безучастного наблюдателя жизни: он ответствен за всякий поступок — любое свое действие или бездействие.
Алексей Федорович Лосев (1893-1988) - автор работ по античной эстетике, логике, теории символа, имени и мифа. Изначально Лосев принадлежал к группе философов русского религиозного ренессанса и был специалистом в области античной философии. В своих трудах он пытался объединить наследие Платона с традициями православия и новейшими философскими идеями. Мераб Мамардашвили (1930—1990) оказал заметное влияние на современную русскую философию. Основная категория его философии — сознание и его значение для становления человека, культуры, познания. Сознание для него — глубочайшее явление, связанное с самими основами существования человека и его мышлением: здесь Мамардашвили следовал знаменитому высказыванию Декарта «Мыслю, следовательно, существую». Помимо этого философ высказал ряд оригинальных идей о сущности философии, ее предназначении для жизни человека, о важности самостоятельного мышления в эпоху идеологической несвободы.