ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ




32.001 (07)

П - 50

 

Международный институт рынка  

 

 

ПОЛИТОЛОГИЯ

 

Методические указания

 

САМАРА


 

УДК 33.001 (07)

П - 50

 

ПОЛИТОЛОГИЯ. Методические указания /Составитель В.П.Рузанкин. - Самара: МИР, 2006. - 12 с.

 

 

Методические указания по курсу "Политология" содержат программу курса, вопросы и контрольные задания.

Пособие предназначено для студентов Международного института рынка, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии».

 

 

Составитель: Рузанкин Валерий Петрович

кандидат философских наук, доцент

 

 

Печатается по решению Научно-методического совета

Международного института рынка

 

 

Ó Международный институт рынка, 2006

 


ВВЕДЕНИЕ

Цель учебного курса – формирование у студентов демократической политической культуры, адекватной потребностям общества, государства и личности с высшим специальным образованием.

Задачами изучаемой дисциплины являются: политическое образование и воспитание студентов, информационно-аналитическая и методическая помощь им в овладении современными политическими знаниями, умениями, навыками и качествами, необходимыми для сознательного и активного участия в политической жизни общества, плодотворной профессиональной деятельности.

 

ПРОГРАММА КУРСА «ПОЛИТОЛОГИЯ»

Тема 1. Предмет политологии. Политика как общественное явление.

Предмет политологии, структура, социальные функции, место в системе общественных наук. Категориальный аппарат и методы политологии. Особенности становления политологии в России. Современные политологические школы.

Понятия политики и ее современные интерпретации. Политика и мораль: проблемы совместимости. Политика и экономика: модели взаимодействия. Проблема насилия и ненасилия в политике. Будущее политики.

Мотивация, средства и механизм реализации политической власти. Разделение властей как условие демократического режима. Легитимность власти и особенности и ее формирования при различных политических режимах. Функции политической власти. Новые тенденции в развитии политической власти.

Определение политической элиты. Функции политической элиты. Типы элит. Современные теории элит. Пути формирования элит: антрепренерская система и система гильдий. Политическая элита современной России. Политическая элита и контр элита.

Природа политического лидерства. Типологии и функции политического лидерства.

Тема 2. Политические системы современности.

Понятие, структура и типология политических систем. Механизмы функционирования политических систем.

Государство как основной институт политической системы. Формы государственного устройства. Формы государственного правления. Политические режимы. Органы государственной власти Российской Федерации.

Тема 3. Демократия: Теория и политическая практика.

Современные теории демократии. Демократия классического либерализма, коллективистская, плюралистическая демократия. Избирательные системы и выборы. Гражданское общество и правовое государство. Становление правового государства и гражданского общества в России. Политические партии, партийные системы, общественно-политические движения. Становление многопартийной системы в России.

Тема 4. Политическое сознание. Политическая культура.

Понятие и основные уровни политического сознания. Политическая психология и политическая идеология. Основные идеологические системы современности. Либерализм, неолиберализм. Консерватизм, неоконсерватизм. Социал-демократическая идеология.

Политическая культура. Функции политической культуры. Политическая социализация. Личность и политика. Политическое поведение и участие.

Тема 5. Современный политический процесс. Политические конфликты и способы их разрешения.

Особенности политического процесса, его основные виды. Конфликт как социальное явление. Типология конфликтов. Политические конфликты: сущность, виды и методы урегулирования. Особенности мирового политического процесса. Концепция национального интереса.

 

ВАРИАНТЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 1.

1. Объект и предмет изучения политологии. Как политология соотносится с другими общественными науками?

2. Что такое правовое государство? Каковы основные принципы правового государства?

3. Каковы основные причины и проявления кризиса политической власти?

4. Назовите виды и функции международных отношений.

5. Немецкий социолог и политолог Макс Вебер, анализируя феномен власти, пришел к выводу о существовании трех различных основаниях политической власти: традиции, харизме и легитимности. Анализируя построенные на этих основаниях формы организации политической власти, определите, какая из них в большей степени соответствует российскому менталитету и политической традиции.

 

Вариант 2.

1. Что означает понятие «политическая жизнь общества»? Назовите методы изучения политики.

2. Чем отличаются понятия «партия», «общественная организация», «общественное движение»?

3. Что такое политический экстремизм? Назовите черты экстремизма в идеологии и политике?

4. Опишите основные черты парламентской формы организации политической власти.

5. Какими признаками характеризуется правовое государство? Составьте таблицу наличия или отсутствия этих признаков в политической системе современной России.

 

Вариант 3.

1. В чем заключаются общественные функции и практическая направленность политологии?

2. Какие основные типы избирательных систем существует в современном мире?

3. Как соотносятся понятия «политическая социализация личности» и «политическая культура личности»?

4. Какие геополитические и экономические интересы можно назвать приоритетными для современной России?

5. Ознакомьтесь с типологией политического лидерства М. Херманна. Дайте характеристику основным типам лидеров и определите, к какому типу можно отнести Наполеона, И.В.Сталина, М.С.Горбачева, Ф.Рузвельта, В.И.Ленина, Дж.Вашингтона, Н.С.Хрущева, Гитлера, Ю.В.Андропова, Б.Н.Ельцина и др.

 

Вариант 4.

1. Дайте характеристику основных этапов развития социально-политической мысли. В чем принципиальное различие американской и европейской школ в современной политологии?

2. Раскройте место и функции государства в политической системе общества.

3. Что такое партийные системы? Дайте типологию партийных систем.

4. В каких формах может проявиться политическая активность личности? В чем смысл этой активности?

5. На чем, по-вашему, основывается власть:

· родителей над детьми;

· предпринимателя над наемными работниками;

· тренера над игроками;

· милиционера над гражданами;

· офицера над солдатами;

· президента над государственными служащими;

· организатора преступного сообщества над рядовыми его членами.

В каком случае власть носит политический характер?

 

Вариант 5.

1. Что такое политическая власть? Как соотносятся понятия: «власть», «политическая власть», «господство»?

2. Каковы отличительные черты президентской системы государственной власти?

3. Что такое политическая элита? Как соотносятся понятия «лидер», «вождь», «руководитель»?

4. Дайте анализ политической составляющей национализма.

5. Какие факты, на Ваш взгляд, относятся к понятию «равенство граждан перед законом», а какие - к понятию «равноправие граждан»? Поясните свое мнение:

· отказали в приеме на работу из-за национальной принадлежности;

· уволили журналиста, опубликовавшего статью о взяточничестве местных чиновников;

· «в порядке исключения» директору крупного предприятия дали разрешение на ношение оружия;

· привлекли к уголовной ответственности сотрудников милиции за избиение подследственных;

· освободили от несения военной службы сына высокопоставленного чиновника;

· милиционеры перекрыли движение автотранспорта для проезда личной машины мэра.

 

Вариант 6.

1. Опишите горизонтальную и вертикальную структуру политической власти. В чем специфика субъект-объектных отношений в политике?

2. Что общего и особенного в реализации либерального и демократического режима?

3. В чем объективные и субъективные причины политической нестабильности в переходный период?

4. Что включает в себя политическое прогнозирование? Как оно влияет на практическую политику?

5. Наиболее известная классификация глобальных проблем предусматривает деление их на три основные группы: 1) проблемы, связанные со сферой международных отношений; 2) проблемы взаимодействия общества и личности; 3) проблемы взаимодействия природы и человека. Приведите примеры глобальных проблем, относящихся к каждой из вышеперечисленных групп. Раскройте политические условия, необходимые для их разрешения.

 

Вариант 7.

1. Что включает в себя понятие «политический режим»? Какие типы политических режимов существуют в современном обществе?

2. Определите понятие «политическое лидерство». Какова его природа и основная типология?

3. Опишите основные этапы развития политической мысли в России в XIX - XX вв.

4. Что имеется в виду под правами человека? Как они гарантируются и реально обеспечиваются в демократическом обществе?

5. В современной политологии существует «структурная пирамида элит», в основании которой находится «культурно-информационная элита», посередине - «экономическая», а на самой вершине - «политическая элита». Дайте обоснованное объяснение такой последовательности размещения элит в представленной «пирамиде».

 

Вариант 8.

1. Что представляет собой политическая система общества? Каковы ее структурные элементы?

2. Основания и ресурсы власти.

3. Какие факторы социально- экономического и политического развития способствовали становлению современной политологии?

4. Дайте характеристику одно-, двух- и многопартийной системы через призму обеспечения реальной демократии.

5. Определите, какие признаки свидетельствуют о высоком уровне суверенитета, а какие - о низком. Объясните свой выбор:

· наличие охраняемой государственной границы;

· наличие валюты, которую можно обменять на другие валюты;

· значительный объем природных ресурсов во внешней торговле;

· наличие иностранных военных баз;

· большие денежные займы у других государств;

· жесткие таможенные и пограничные правила;

· легкая восприимчивость к иностранной культуре;

· употребление иностранной терминологии.

 

Вариант 9.

1. Что такое гражданское общество? Как соотносятся понятия «правовое государство » и «гражданское общество»?

2. Что такое политическая культура и ее структурные компоненты?

3. Как соотносятся понятия «власть» и «насилие»?

4. Какую роль играет оппозиция в политической системе общества?

5. Принято считать, что республиканская политическая система априори более демократичная, чем монархическая. Англия и ряд европейских стран являются конституционной монархией, в то время как гитлеровская Германия была республиканской. Чем же, на Ваш взгляд, определяется уровень демократичности страны: политической системой или политическим режимом? Объясните свой ответ.

 

Вариант 10.

1. Раскройте понятие политической партии. Какие факторы определяют место партии в политической системе общества?

2. Дайте анализ основных проявлений тоталитаризма в ХХ веке.

3. Как взаимодействуют экономика и политика в переходный период от одного состояния общества к другому?

4. Раскройте понятия федеративного и унитарного государства. Как они соотносятся между собой?

5. Расставьте в порядке своих приоритетов и обоснуйте очередность основных реформ политической сферы России:

· судебная реформа;

· реформа уголовного права;

· конституционная реформа;

· реформа местного самоуправления;

· реформа системы исполнения наказания;

· реформа административно-государственного устройства;

· реформирование в области укрепления исполнительной вертикали государственной власти.

 

Вариант 11

1. Раскройте связь политики и экономики.

2. Охарактеризуйте выборы как институциональный механизм воспроизводства и обновления политической власти.

3. Покажите, что политический плюрализм и многопартийность выступают неотъемлемыми атрибутами демократии.

4. Основные функции политической культуры.

5. Сравните высказывания древнегреческих философов Платона и Аристотеля о принципах и формах справедливого государственного устройства и их содержание. Свой ответ аргументируйте.

· «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государством боги». (Платон)

· «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем…» (Аристотель)

 

Вариант 12

1. Раскройте связь политики и идеологии.

2. Определите различия между тоталитарными и авторитарными системами власти.

3. Происхождение и сущность лоббизма как интегральной составляющей системы социального представительства.

4. Основные черты современной демократической политической культуры.

5. Охарактеризуйте с использованием примеров из политической практики позитивные и негативные функции социально-политического конфликта.

 

Вариант 13

1. Охарактеризуйте традиционный и социологический подходы к политике.

2. Раскройте связь легитимности и эффективности власти.

3. Политический плюрализм и гражданское общество.

4. Покажите положительные и отрицательные стороны политического лоббизма.

5. Охарактеризуйте политическую коррупцию как отклоняющееся поведение и как преступление.

 

Вариант 14

1. Раскройте связь политики и морали.

2. Охарактеризуйте три типа легитимности власти по М. Веберу, а также типы идеологической, онтологической и технологической легитимности.

3. Партийно-политические системы и коалиции.

4. Определите основные функции политической культуры на личностном и социальном уровнях.

5. Назовите основные, на Ваш взгляд, факторы – детерминанты «слабости» современной российской многопартийности.

 

Вариант 15

1. Охарактеризуйте субъекты и объекты политики.

2. Основные критерии и принципы демократии.

3. Раскройте специфику политического маркетинга.

4. В чем проявляется психологическая мотивация жизнедеятельности толпы?

5. Раскройте, с использованием примеров из политической практики, механизм перехода политических конфликтов в политические кризисы.

 

Вариант 16

1. Местное самоуправление как сфера самоорганизации населения и основа демократического строя.

2. Охарактеризуйте основные теории и концепции государства (теократическая, договорная, социологическая, марксистская и др.).

3. Три поколения прав и свобод человека.

4. Индивидуальная психология политического поведения.

5. Неофашизм как общественный и политический феномен проявляется в различных национальных моделях. Какие, на Ваш взгляд, общие идеологические и политические принципы, используемые методы, характеризуют это идейно-политическое течение. В чем проявляется российская специфика этого феномена?

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа выполняется с целью закрепления и проверки знаний, полученных студентами в процессе самостоятельного изучения учебного материала.

Приступая к выполнению контрольной работы, необходимо ознакомиться с соответствующими разделами программы курса, затем изучить рекомендованную литературу.

Контрольная работа выполняется на листах формата А4. Объем работы – 20-25 листов. Ответ на первые четыре вопроса должен быть 5-7 листов.

На первой странице пишется вариант контрольной работы.

На второй странице – план работы с указанием страниц.

Изложение материала в основной части работы должно быть связным, последовательным, доказательным, лишенным ненужных отступлений и повторений.

В конце контрольной работы дается список использованной литературы.

Необходимо использовать не менее 5 источников (книг, статей разных авторов или документов). Литература должна соответствовать теме и не должна быть художественной, детской или школьной учебной.

Работу нужно писать разборчиво, без сокращений слов (кроме общепринятых). Страницы должны быть обязательно пронумерованы.

Допускается использование ресурсов Интернета. В этом случае указываются инициалы автора, его фамилия, название работы, адрес сайта, страница и дата захода на сайт.

Листы работы должны быть скреплены и пронумерованы.

Если в рецензируемой работе преподавателем сделаны замечания, необходимо их учесть и, не переписывая работы, обязательно внести исправления и дополнения.

К сдаче зачета (экзамена) допускаются студенты с зачтенными контрольными работами.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

а) основная литература

Василенко И.А. Политология. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013. – 423 с.

Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2015. – 352 с.

Кравченко А.И. Политология: учебник. – М.: Проспект, 2015. – 447 с.

Мухаев Р. Т. Политология. Конспект лекций: учебное пособие. - М.: Проспект, 2015. -224 с.

Политология: учебник / Н.Н. Гусев, А.И. Сацута, В.Ю. Бельский и др. / Под ред. В.Ю. Бельского, А.И. Сацуты. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 423 с.

Политология: учебник. – М.: Проспект, 2015. – 640 с.

Сазонова Н. Н. Политология. Учебное пособие. - М., Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 354 с.

 

б) дополнительная литература

Бухарин С.Н., Малков С.Ю. Эволюция элиты (материалы исследования). - М.: Академический проспект, 2014. - 288 с.

Гаджиев К.С. Политология. Учебник. – М.: Юрайт, 2011. – 505 с.

Зеленков М.Ю. Политология. Учебник. – М.: Дашков и К, 2012. – 340 с.

Каневский П.С. Политическая стратификация в современной России: классы, элиты, группы интересов. - М.: Академический проспект, 2014. - 152 с.

Ланцов С.А. Политология. Учебное пособие. – М.: Питер, 2011. – 536 с.

Мухаев Р.Т. Теория политики: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 623 с.

Муштук О.З. Политология. Учебник. – М.: МФПА, 2011. – 475 с.

Пугачев В.П. Введение в политологию. Электронный учебник. CD. Кнорус, 2011.

Тавадов Г.Т. Политология. Учебник. – М.: Омега-Л, 2012. – 371 с.

Ямщиков С.В. Социология политики: учебно-методическое пособие. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 96 с.

 


 

 

Методическое издание

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: