Задание по психологии на учебную педагогическую практику в начальной школе
Для 2 курса бакалавриата психолого-педагогического направления
Цели и задачи выполнения задания по психологии
Цель:
Овладеть методикой проведения психологического исследования.
Задачи:
1. Сформировать умение по самостоятельному овладению алгоритмом проведения диагностического исследования.
2. Научиться осуществлять на практике диагностику младших школьников.
3. Освоить подбор и применение статистических методов, адекватных задаче исследования.
4. Сформировать умение представлять результаты психологического исследования.
Алгоритм выполнения задания
1) Выбрать вариант задания.
2) Определить цели и задачи, предмет исследования.
3) Сформировать репрезентативную выборку (выборки) испытуемых.
4) Изучить методику [1], подготовить стимульный материал.
5) Провести диагностику по указанным методикам.
6) Представить эмпирические данные в виде:
а) первичных таблиц данных (протоколов исследования);
б) результирующих (сводных) таблиц или статистических рядов;
в) диаграмм.
7) На основе эмпирических данных сформулировать статистические гипотезы.
8) Произвести статистическую обработку данных, используя адекватные статистические методы. Можно использовать [2] или любое пособие по математической статистике для психологов (а также материалы учебных занятий). Сформулировать выводы.
10) Оформить отчётные материалы.
Литература:
1. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей / Редактор составитель Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2008. – 624 с.
2. Стрюкова Г. А. Математические основы психологии: Учебно-методическое пособие / Г. А. Стрюкова. – Ульяновск: УлГПУ, 2012. – 83 с.
Отчётность и критерии оценки
Таблица 1.
№ | Вид отчётного материала | Кол-во баллов | В том числе |
1. | Описание методики и стимульный материал | ||
2. | Описание выборки и процедуры исследования. | ||
3. | Представление эмпирического материала в виде: | ||
3.1. | первичных таблиц данных (протоколов исследования); | ||
3.2. | результирующих (сводных) таблиц или статистических рядов; | ||
3.3. | диаграмм. | ||
4. | Статистическая обработка эмпирических данных с указанием всех этапов: | ||
4.1. | статистических гипотез; | ||
4.2. | статистического метода; | ||
4.3. | расчётных таблиц и расчётов; | ||
4.4. | результатов статистической обработки. | ||
5. | Формулировка выводов исследования. | ||
Итого |
Пояснения
Описание методики и стимульный материал.
Полностью приведённое описание методики (методик). Может быть представлена в любом виде: ксерокопия, набранный текст и т.д. Вместе с подготовленным стимульным материалом вкладывается в файл-папку.
Описание выборки и процедуры исследования.
Указываются основные значимые характеристики выборки. Отмечаются все даты проведения исследований, число испытуемых. Описание процедур исследования может быть представлено в свободной форме, предполагающей наличие всех необходимых данных. (Материалы должны быть набраны компьютерным способом и подшиты).
3. Представление эмпирического материала в виде:
3.1. первичных таблиц данных (протоколов исследования);
3.2. результирующих (сводных) таблиц или статистических рядов;
3.3. диаграмм (могут быть круговыми или столбчатыми). Диаграмму можно составить по любому показателю, который окажется наиболее интересным, информативным. Достаточно одной диаграммы. При желании можно выполнить не одну диаграмму, а больше.
Все материалы должны быть оформлены на компьютере и подшиты.
4. Статистическая обработка эмпирических данных с указанием всех этапов:
4.1. статистических гипотез;
4.2. статистического метода (с обоснованием, почему выбран именно этот статистический метод);
4.3. расчётных таблиц и расчётов;
4.4. результатов статистической обработки.
Все материалы должны быть оформлены на компьютере и подшиты.
Формулировка выводов исследования.
Небольшой текст, выполненный компьютерным способом. Содержит описание объективных результатов исследования, а также субъективных оценок исследования (рефлексию) по следующим вопросам:
- Чему Вы научились в ходе исследования?
- Что вызвало у Вас наибольшую трудность, что пока не получилось?
- Что больше всего понравилось?
Требования к оформлению отчётных материалов
Весь материал оформляется в папке со скоросшивателем и прозрачной обложкой. Текст печатается только на одной странице листа шрифтом Taims New Roman, 14 pt, интервал 1,15. Поля – обычные. Заголовки – жирным шрифтом того же размера.
Порядок следования материалов:
Первый лист – титульный с указанием вида работы (Отчёт по психологии за учебную практику); фамилии и инициалов исполнителя; учебной группы; номера варианта.
Второй лист – Лист оценивания. Приведена Таблица 1 без указания баллов. (Они будут проставлены преподавателем по результатам Вашей работы).
Третий «лист» - файл-папка с текстом методики и стимульным материалом.
Четвёртый лист – содержание с указанием структурных компонентов отчётных материалов и номеров страниц.
С пятого листа и далее – все отчётные материалы по порядку с указанием страниц.
ВАРИАНТЫЗАДАНИЙ
Вариант №1
Цель:
Выявить различия между мальчиками и девочками класса по типу памяти.
Методики:
1. Методика «Диагностика типа памяти» [с. 196].
Статистические методы:
1. Критерий различий (многофункциональный критерий), адекватный исследовательской задаче.
Вариант №2
Цель:
Выявить связь между устойчивостью внимания и коэффициентом механической памяти у учащихся класса.
Методики:
1. Методика «Устойчивость внимания» [с. 180-181].
2. Методика «Определение коэффициента логической и механической памяти» [с. 198-199].
Статистические методы:
1. Коэффициент корреляции.
Вариант №3
Цель:
Выявить зависимость устойчивости внимания от возраста младших школьников (на примере двух разновозрастных начальных классов).
Методики:
1. Методика «Устойчивость внимания» [с. 180-181].
Статистические методы:
1. Критерий различий (многофункциональный критерий), адекватный исследовательской задаче.
Вариант №4
Цель:
Выявить связь между уровнем внимания и коэффициентом логической памяти у учащихся класса.
Методики:
1. Методика изучения уровня внимания П. Я. Гальперина и С. Л. Кабылицкой [с. 179-180].
2. Методика «Определение коэффициента логической и механической памяти» [с. 198-199].
Статистические методы (по выбору):
1. Многофункциональный критерий.
2. Коэффициент корреляции.
Вариант №5
Цель:
Выявить качественные и количественные различия в уровне развития мышления у учащихся класса с различными видами мануальной асимметрии (праворуких и леворуких).
Методики:
1. Методика «Диагностика уровня развития мышления школьника» А. З. Зака [с. 211-213].
Статистические методы:
1. Критерий различий (многофункциональный критерий), адекватный задаче исследования.
Вариант №6
Цель:
Выявить связь между уровнем развития операции сравнения и уровнем распределения внимания (на выборке из 10 учащихся).
Методики:
1. Методика «Сравнение понятий» [с. 230-232].
2. Методика «Распределение внимания» [с. 182].
Статистические методы:
1. Коэффициент корреляции.
Вариант №7
Цель:
Выявить связь между уровнем развития произвольности и объёмом динамического внимания (на выборке из 10 учащихся).
Методики:
1. Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина [с. 177-179].
2. Методика «Оценка динамического внимания» [с. 188].
Статистические методы:
1. Коэффициент корреляции.
Вариант №8
Цель:
Выявить различия в уровне продуктивности и устойчивости внимания у школьников с различным уровнем академической успеваемости (на выборке учащихся одного класса).
Методики:
1. Методика «Оценка внимания младшего школьника» [с. 183-187].
Статистические методы:
1. Критерий различий (многофункциональный критерий), адекватный задаче исследования.
Вариант №9
Цель:
Выявить различия в объёме кратковременной памяти у учащихся с различным уровнем академической успеваемости (по 5 учащихся хорошо успевающих и с низкой успеваемостью).
Методики:
1. Методика «Диагностика определении объёма кратковременной памяти» [с. 197-198].
Статистические методы:
1. Критерий различий (многофункциональный критерий), адекватный задаче исследования.
Вариант №10
Цель:
Выявить различия в уровне продуктивности вербальной памяти у учащихся двух различных начальных классов.
Методики:
1. Методика «Диагностика продуктивности вербальной памяти» [с. 201-202].
Статистические методы:
1. Критерий различий (многофункциональный критерий), адекватный задаче исследования.
Вариант №11
Цель:
Выявить связь между уровнем умственного развития и уровнем самооценки учащихся класса.
Методики:
1. Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э. Ф. Замбицявичене [с. 208-209].
2. Методика «Определение уровня самооценки» [с. 243-244].
Статистические методы:
1. Коэффициент корреляции.
Вариант №12
Цель:
Выявить различия в уровне умственного развития учащихся двух различных классов.
Методики:
1. Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э. Ф. Замбицявичене [с. 208-209].
Статистические методы:
1.Критерий различий (многофункциональный критерий), адекватный задаче исследования.
Вариант №13
Цель:
Выявить различия в уровне самооценки у учащихся двух различных классов.
Методики:
1. Методика «Определение уровня самооценки» [с. 243-244].
Статистические методы:
1.Критерий различий (многофункциональный критерий), адекватный задаче исследования.
Вариант №14
Цель:
Выявить связь между уровнем самооценки и уровнем школьной мотивации учащихся класса.
Методики:
1. Методика «Определение уровня самооценки» [с. 243-244].
2. Методика «Оценка школьной мотивации» [с. 244-247].
Статистические методы:
1. Коэффициент корреляции.
Вариант №15
Цель:
Выявить различия в уровне школьной мотивации учащихся двух различных классов.
Методики:
1. Методика «Оценка школьной мотивации» [с. 244-247].
Статистические методы:
1.Критерий различий (многофункциональный критерий), адекватный задаче исследования.
Вариант №16
Цель:
Выявить качественные и количественные различия особенностей опосредованного запоминания, характера мыслительной деятельности у мальчиков и девочек класса.
Методики:
1. Пиктограмма [с. 214-216].
Статистические методы:
1.Критерий различий (многофункциональный критерий), адекватный задаче исследования.
Вариант №17
Цель:
Выявить связь между продуктивностью опосредованного запоминания и характером мыслительной деятельности у учащихся класса.
Методики:
1. Пиктограмма [с. 214-216].
Статистические методы:
1. Коэффициент корреляции.
Вариант №18
Цель:
Выявить связь между уровнем вербально-логического мышления и характером логических связей и отношений между понятиями (на выборке из 10 учащихся).
Методики:
1. Методика «Исключение слов» (оценка вербально-логического мышления) [с. 217-218].
2. Методика «Простые аналогии» [с. 224-228].
Статистические методы:
1. Коэффициент корреляции.
Вариант №19
Цель:
Выявить связь между характером логических связей и отношений между понятиями и уровнем развития операции сравнения (на выборке из 10 учащихся).
Методики:
1. Методика «Сравнение понятий» [с. 230-232].
2. Методика «Простые аналогии» [с. 224-228].
Статистические методы:
1. Коэффициент корреляции.
Вариант №20
Цель:
Выявить зависимость уровня развития операции сравнения от возраста младших школьников (на примере двух различных классов).
Методики:
1. Методика «Сравнение понятий» [с. 230-232].
Статистические методы:
1.Критерий различий (многофункциональный критерий), адекватный задаче исследования.