Показатели и факторы эффективности государственного управления




На эффективность государственного управления влияет ряд факторов. В научной и учебной литературе есть различные подходы к их классификации.

Д.П. Зеркин и В.Г. Игнатов о 4-х группах общесистемных факторов эффективности государственного управления:

1) базовые ценности, стратегические цели государства, легитимные концепции модели развития общественной системы; политический курс;

2) организация системы государственной власти и управления и ее функционирование как единого организма; единые политическое и правовое пространства;

3) состояние государственного аппарата, его приоритетные формы, методы и стиль управляющей деятельности; профессионализм; уровень доверия населения к властям и участия в управлении государством;

4) экономическая, политическая, социальная стабильность (или нестабильность) общества.

Обратимся к некоторым из указанных факторов. В современной России проблема с ценностями, отсутствии четких приоритетов. Либеральные ценности (индивидуализм, повсеместность рыночных отношений и проч.) не нашли существенного отклика у большинства населения.

Д.П. Зеркин и В.Г. Игнатов при этом считают, что «не отказавшись от догматического следования макроэкономическим западным теориям, не признав фактический провал обвально-разрушительной модели реформирования, невозможно восстановить созидательную роль государства и решать проблему эффективности государственного управления обществом».

Эффективное государственное управление невозможно при олигархическом характере политического режима, чрезмерно персонифицированной и авторитарной модели государственного управления.

Большинство отечественных специалистов считают, что существует недостаток реального представительства народа, дисбаланс прав и полномочий между ветвями государственной власти. Это означает угрозу для будущего развития российского государства. Исследователь А.А. Сергеев отмечает, что реальность сегодняшнего дня такова, что органы исполнительной власти контролируют парламент, а не наоборот.

На эффективность государственного управления валяет, прежде всего, уровень профессионализма государственного аппарата, его способность стратегически мыслить и действовать. Например, недостаток квалификации государственных чиновников препятствует осуществлению эффективного контроля за действиями менеджеров приватизированных предприятий. В России не действует распространенная на Западе привязка доходов менеджеров к финансовым результатам деятельности предприятия в виде опционных контрактов на акции предприятия, отчислений от прибыли. В странах с рыночной экономикой часть доходов менеджера формируется как отчисление от прибыли (тантьема). В России их доходы практически не зависят от финансовых результатов предприятия. Источником формирования доходов руководителей российских предприятий является непомерно высоко установленные фиксированные оклады (почти на уровне западного менеджера, хотя среднедушевые доходы в России от 10 до 20 раз меньше западных), не зависящие от финансовых результатов деятельности предприятия в начале нынешнего века. По некоторым оценкам если по производительности труда Россия отстает от США в 5-6 раз, то по уровню зарплаты рядовых работников в 10 раз и более. По оценке А. Кудрина менеджеры Внешторгбанка и Сбербанка России получают всего раза в 1,5 меньше чем аналогичные менеджеры зарубежом.

Эффективность государственного управления во много определяется качеством здоровья населения, его физическими, умственными и психическими параметрами. По данным эпидемиологических исследований, проведенных Научным центром психического здоровья Российской академии медицинских наук, а также в результате экспертной оценки установлено, что к концу ХХ века примерно у трети населения России, то есть приблизительно у 52 млн. человек наблюдались психические расстройства различной степени.

Экономическая, политическая и социальная стабильность общества – также факторы поступательно развития общества. В условиях глубокого и продолжительного системного кризиса она затруднена.

Для активной социальной политики требуются и соответствующие средства. Фактором, влияющим на эффективность государственного управления, является размер государственного бюджета.

Справка. Государственный бюджет (ГБ) - смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег. ГБ составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство РФ должно отчитаться об исполнении бюджета.

С позиции законодательного установления государственного бюджета он рассматривается как основной финансовый план государства. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.

Исправление грубых ошибок допущенных в ходе либеральных преобразований 90-х гг. ХХ века также осложняет ситуацию. Так по оценкам экспертов Государственной Думы потери от приватизации государственного имущества в 2,5 раза превысили потери ССССР в Великой Отечественной войне.

По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, примерно 15% россиян аккумулирует в своих руках 85% всех сбережений хранящихся в банках, 57% денежных доходов, 92% от собственности, 96% средств на покупку иностранной валюты. Остальные россияне получают 8% доходов от собственности и располагают 15% сбережений. По исследованиям Центра социальной политики Института экономики РАН в России 10 лет назад всего 20% населения имели сбережения, а в Западной Европе 70-75%

Чтобы государственное управление было эффективным необходимо выполнить ряд условий:

1) субъект и объект государственного управления должны соответствовать друг другу в процессе функционирования;

2) субъект и объект государственного управления должны обладать относительной самостоятельностью;

3) субъект и объект государственного управления должны осуществлять взаимодействие, на принципе обратной связи и быть заинтересованы в таковом.

3. Повышение эффективности государственного управления: основные направления

Подходы к проблеме повышения эффективности государственного управления: см. лекцию.

Данные теории и концепции концентрируют внимание на одной стороне эффективности государственного управления. Есть смысл о создании скорее ее некой модели.

Как указывал еще П. А. Столыпин, «ни одно правительство не совершит ни одной работы не только репрессивной, но и созидательной, если не будет иметь в своих руках совершенный аппарат исполнительной власти».

Отсюда - одно из базовых условий развития России — формирование эффективной системы исполнительной власти, которая была бы способна решать вопросы преображения экономики и противодействия коррупции. Состояние системы исполнительной власти и ее отдельных институтов это значимый элемент «организационного капитала» страны, который напрямую влияет на ее конкурентоспособность. Государственное управление эффективно, если обеспечивает стабильность и поступательное развитие общественной системы.

Первое, что стоит сделать российским гражданам и политическим организациям, профессионалам-управленцам, собственникам – осознать, что для нормального общественного развития нужен хорошо организованный и функционирующий государственный аппарат, в котором были бы наиболее подготовленные представители народа.

Исторический опыт показывает, что выдвигать обоснованные цели, определять необходимые для этого управленческие функции, создавать организационные структуры субъекты управления могут лишь при условии, если они развиты, чем управляемые объекты.

Эффективность государственного управления во многом зависит от профессионализма, гибкости и ответственности государственных служащих и системы их подготовки. Государственным служащим должно быть обеспечено равенство возможностей для самореализации, чтобы стимулировать их к нестандартным решениям и освоению новых методов работы. Без рациональной системы отбора и продвижения государственных служащих это невозможно.

Ключевые показатели эффективности в управлении персоналом государственных структур - один из передовых инструментов управления. В России практика использования подобных методов нова. При этом реализация государственной стратегии развития требует повышения эффективности управления на всех уровнях государственной власти. Отсюда важнейшая задача - создание системы показателей эффективности деятельности конкретных субъектов (министерств, ведомств, отдельных государственных служащих).

KPI - количественные параметры, открытые, согласованные и отражающие главные факторы успеха ведомства или министерства. Эти показатели включают в себя результативность работы государственных структур, их подразделений, эффективности работы государственных служащих. Актуальность применения технологии KPI обусловлена необходимостью формирования понятной и прозрачной для общества системы показателей эффективности работы государственных служащих.

Основные цели внедрения ключевых показателей эффективности в государственном секторе: стимулирование эффективности и качества работы органов, их подразделений и отдельных служащих; анализ соответствия функций служащих общественным потребностям; создание системы обратной связи чиновников с потребителями государственных услуг; повышение прозрачности деятельности государственных органов.

Показатели эффективности в таком случае: рейтинги органов власти, доля выполненных в установленный срок заданий и поручений, доля государственных служащих, повышенных в должности по итогам аттестации, отношение суммы выплаченной премии к штатной численности, соотношение расходов на государственное управление и осуществляемых им функций.

Важным элементом системы публичного управления должно стать электронное правительство, которое является атрибутом информационного общества, важным инструментом противодействия коррупции. Применение самых передовых методов сбора, обработки и анализа информации позволит использовать ее при принятии важных государственных решений.

Функции государственного управления необходимо ориентировать на решение стратегических задач не только социально-экономического, но и политико-правового, духовно-нравственного развития.

Общественное развитие должно развиваться в рамках парадигмы самоорганизации и противостоять манипуляционным воздействиям. В саморегулирующейся экономической системе постепенно должны изменяться принципы управления. Иерархический принцип дополняется принципом проектного и сетевого управления, что в перспективе может привести к изменению сложившейся структуры государственного управления. Теория саморегуляции может быть в основе разработки долгосрочной, научно обоснованной экономической концепции и стратегии российского государства.

В структурах государственной власти должна концентрироваться интеллектуальная элита нации, способная разработать и последовательно реализовывать концепцию и стратегию развития страны на длительную перспективу, придать экономике динамичный и устойчивый характер.

Один из методов повышения эффективности государственного управления – внедрение SMART-технологий.

Это техника постановки целей и задач:

1) конкретность (Specific) - цель формулируется так, чтобы она была максимально конкретной и ясной. Если предполагается её достижения группой или организацией, то это правило распространяется на всех членов команды. Цель должна носить положительный, не деструктивный характер, направленной на созидание, не на разрушение, на движение к «чему-то», а не от «чего-то».

2) измеримость (Measurable) - цель должна так ставиться, чтобы была возможность понять текущее положение и положение цели. Отсутствие измеримости приведет к неправильной постановки ориентиров и выбора методов достижения цели.

3) достижимость (Achievable) - цель может быть сложной, но реалистичной. Для достижения цели возникает необходимость правильной оценки и расстановки ресурсов (человеческих, экономических, временных и т.д.(.

4) реальность (Relevant) - цель должна быть увязана в контекст имеющейся ситуации и не нарушать баланс с другими целями и приоритетами.

5) определенность во времени (Timebound) - однин из важных аспектов - определение сроков достижения цели. Постановка сроков во многом определяет стратегию и тактику достижения поставленной задачи.

Необходимость усиления эффективности государственного регулирования и управления экономическими процессами практически во всех сферах экономики очевидной имеет специфики с учетом финансовых и экономических кризисов, которые периодически будут лихорадить страну и мир. Кризис надо рассматривать как закономерное явление в динамике развития социально-экономической системы. Объективные противоречия, которые присущи любой экономической системе, на определенном этапе достигают критической точки, выливаясь в кризисы различного рода. Но это не должно катастрофически сказываться на состоянии населения, тем более на социальных «низах».

Итак, эффективность государственного управления должна проявляться на всех уровнях функционирования системы. Это должно обнаруживаться от отдельной организации до местного уровня, от местного уровня до регионального, от регионального сообщества до социальной системы и ее политической организации - государства. На каждом из уровней данную эффективность следует измерять своими критериями, характеризующими соотношение целей и результатов, учитывая соответствие результатов интересам управляющих и управляемых, выраженных в целях. Высший критерий эффективности системы государственного управления это полнота реализаций ее функций. В обобщенном выражении - это предполагает сохранение данных политической системы и общества, обеспечение их целостности, единства и безопасности, а также защита интересов всех групп населения, прав и свобод граждан.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: