УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению контрольной работы

 

Дисциплина: Основы трудового права

Специальность: 080115.65 «Таможенное дело»

 

Форма обучения: заочная

 

 

Автор-разработчик _________________ Л.Г. Клечковская

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Контрольная работа по дисциплине «Основы трудового права» является одним из видов текущего контроля успеваемости студентов заочной формы обучения и позволяет оценить способность обучающихся к саморазвитию, самообразованию, самоконтролю. Она способствует выявлению формируемых компетенций студентов, а также оцениванию уровня их самостоятельности и активности.

Контрольная работа по дисциплине «Основы трудового права» выполняется по учебному курсу в целом. Выполненная контрольная работа должна быть представлена на кафедру для проверки не позднее, чем за месяц до начала экзаменационной сессии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Цели контрольной работы:

– проверка и оценка качества усвоения студентами программного материала учебной дисциплины «Основы трудового права»;

– закрепление навыков применения теоретических подходов и методов анализа на учебных примерах и задачах;

– получение информации об уровне самостоятельности и активности студента, об эффективности форм и методов учебной работы.

Задачи, стоящие перед студентом во время выполнения контрольной работы:

– изучение научной, учебной, справочной литературы по вопросам контрольной работы;

– самостоятельный анализ основных теоретических положений;

– уточнение основных понятий;

– умение применять теоретические знания на практике.

Правила выбора варианта контрольной работы: номер варианта контрольной работы соответствует номеру студента в журнале учебной группы.

Этапы выполнения контрольной работы: изучение научной, учебной литературы, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, судебной практики; подготовка основного текста; оформление списка использованных источников и контрольной работы в целом.

Структура контрольной работы содержит: титульный лист, вариант контрольной работы с заданиями, основную часть (выполненные контрольные задания), список использованных источников. Содержание работы должно соответствовать контрольным заданиям.

Перед выполнением заданий контрольной работы необходимо изучить учебную и специальную литературу, действующее трудовое законодательство, судебную практику.

Все задания должны быть выполнены.

Ответы на теоретические вопросы нужно излагать полно, четко и грамотно, ссылаясь на использованные источники.

Надо использовать соответствующие положения Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других нормативных правовых актов, при этом следует учитывать изменения, происшедшие в действующем законодательстве. Кроме того, важно использовать руководящие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также опубликованные обзоры судебной практики по вопросам применения трудового законодательства.

Раскрывая содержание вопроса, необходимо давать точные и конкретные ссылки на соответствующие нормативные акты: указывать название нормативного акта, кем и когда он принят, где опубликован. При этом очень важно обращаться непосредственно к самим нормативным актам, точно излагать их содержание, а не воспроизводить их положения на основании учебной или популярной литературы. Надо не просто изложить содержание соответствующей нормы, но и объяснить смысл и значение этой нормы, раскрыть ее регулирующее воздействие на соответствующие общественные отношения.

Одной из форм самостоятельной работы студентов является письменное решение задач (казусов), поэтому они должны научиться давать обоснованный и развернутый ответ с указанием конкретных норм, регулирующих соответствующие правоотношения, а также привести положения нормативных правовых актов, подтверждающие сделанные выводы.

Для этого студенты должны сделать следующее:

– проанализировать сложившуюся ситуацию с точки зрения соответствия нормам права;

– на основе проделанного анализа дать ситуации право­вую квалификацию, т. е. сделать вывод о соотношении внешних при­знаков фактических обстоятельств с нормами права;

– решить вопрос по существу, т. е. с позиций правоприменительного органа подготовить решение, пра­вильность и обоснованность которого должна быть подкреплена ссылками на соответствующие нормы права.

С учетом данных рекомендаций и особенностей конкретной ситуации студентам и следует выстраивать структуру ответа.

Чтобы правильно решить задачу необходимо знать не только учебный материал, но и нормы трудового права. Должное внимание необходимо уделить и судебной практике. Следует помнить, что постановления Пленумов Верховного Суда РФ являются не только руководящими указаниями вышестоящих судебных органов для судов по правильному и единообразному применению законодательства при разрешении судебных споров, но они одновременно представляют собой акты судебного толкования норм права, которые ориентирует на строгое соблюдение требований законодательства. В ряде случаев для правильного решения задачи необходимо изучить соответствующие постановления Конституционного Суда РФ, которому в силу части 4 ст. 125 Конституции РФ принадлежит право проверки конституционности законов.

Решение задачи не может быть оценено положительно, если не будут сделаны ссылки на соответствующие нормы права.

Общий объем работы не должен превышать 20 страниц.

В работе должен содержаться надлежащим образом оформленный список литературы и нормативных актов, использованных при ее написании.

Контрольная работа не может быть оценена положительно, если:

– ее содержание не соответствует заданиям либо не раскрывает их полностью;

– отсутствуют ссылки на источники и литературу;

– оформлена не в соответствии с «Руководством по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ;

– выполнена небрежно, содержит грамматические и стилистические ошибки.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ВАРИАНТ № 1

Задание 1. Ссылаясь на соответствующие нормы права, проанализируйте обязанности работодателя в области охраны труда.

Задание 2. В предлагаемой таблице укажите отличительные признаки трудовых и гражданско-правовых договоров, связанных с трудом, со ссылками на соответствующие правовые нормы.

Признак Трудовой договор Гражданско-правовой договор
Предмет договора    
Стороны договора    
Срок действия договора    
Обеспечение труда    
Время и условия выполнения работы    
Социальная защищенность    
Порядок разрешения споров    
Оплата труда    
Равенство субъектов    

Задание 3. Решите задачу.

Применяется ли в трудовом праве исковая давность по делам: об увольнении, при обращении работника в комиссию по трудовым спорам, при обращении работодателя в суд по делам о взыскании с работника причиненного им материального ущерба? Если да, то укажите срок и соответствующую норму права.

 

ВАРИАНТ № 2

Задание 1. Проанализируйте нормативные правовые акты Российской Федерации о времени отдыха и выделите из них те, в которых нашли отражение принципы единства и дифференциации правового регулирования условий труда и времени отдыха с учетом различных отраслей экономики, тяжести и вредности условий труда, физиологических особенностей субъектов трудового правоотношения.

Задание 2. Составьте схему «Формы социального партнерства» и охарактеризуйте их.

Задание 3. Решите задачу.

В связи с невыполнением производственного плана слесарь 5 разряда завода "Металлист" Игнатьев приказом директора был переведен из ремонтного цеха в цех сборки моторов.

Проработав 5 недель в сборочном цехе, Игнатьев изъявил желание возвратиться на прежнее место работы, однако директор отказал ему, ссылаясь на производственные интересы.

Каков порядок временного перевода работника на другую работу?

Как оплачивается труд работников, переведенных на другую работу?

Правомерен ли перевод Игнатьева на другую работу?

 

ВАРИАНТ № 3

Задание 1. Укажите элементы трудового правоотношения и охарактеризуйте их.

Задание 2. Составьте схему «Трудовые споры» и классифицируйте трудовые споры по субъектам, содержанию и правоотношениям.

Задание 3. Решите задачу.

Государственный инспектор труда, проверяя соблюдение законодательства о труде в организации "Спектр", обнаружил:

а) работники, имеющие детей до 14 лет, без их согласия направляются в командировку;

б) беременным женщинам разрешается работа по совместительству;

в) несовершеннолетним работникам отпуск по их просьбе предоставляется в зимнее время;

г) лицам, совмещающим работу с обучением, не предоставляются оплачиваемые учебные отпуска.

Какие льготы предусмотрены трудовым законодательством для указанных работников?

Сошлитесь на соответствующие нормативные правовые акты.

Допущены ли работодателем в указанных случаях нарушения?

Какие меры должен предпринять государственный инспектор в связи с обнаруженными нарушениями законодательства о труде?

Какие органы осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде?

ВАРИАНТ № 4

Задание 1. Проанализируйте основания и порядок образования комиссии по трудовым спорам (КТС).

Задание 2. Составьте схему «Общественные отношения, входящие в предмет трудового права» и охарактеризуйте их.

Задание 3. Решите задачу.

Гордиевская, работавшая старшим диспетчером ремонтно-строительного управления, была избрана председателем выборного органа первичной профсоюзной организации. По истечении срока своих полномочий она хотела вернуться на прежнюю должность, но работодатель, сославшись на сокращение штатной должности старшего диспетчера, уволил ее по п. 2 ч.1 ст. 81 ТК РФ.

Гордиевская обратилась в суд с иском о восстановлении на прежнюю должность, указав, что причиной увольнения послужили ее критические замечания в адрес работодателя.

Определите круг работников, входящих в состав выборных органов первичной профсоюзной организации, для которых установлены дополнительные гарантии.

Какие дополнительные гарантии установлены для таких работников?

Обоснуйте, как должен быть решен спор?

 

ВАРИАНТ № 5

Задание 1. Охарактеризуйте экономический и юридический аспекты понятия «заработная плата».

Задание 2. Составьте схему «Порядок рассмотрения трудового спора комиссией по трудовым спорам».

Задание 3. Решите задачу.

К компетенции органов государственной власти РФ или органов государственной власти субъектов РФ относится установление правил, регулирующих следующие вопросы: минимальный размер оплаты труда; процедуру заключения коллективных договоров и соглашений; дополнение перечня лиц, имеющих предпочтение в оставлении на работе при сокращении численности или штата работников; квоты приема на работу молодежи; порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Ответ обоснуйте соответствующими правовыми нормами.

ВАРИАНТ № 6

Задание 1. Перечислите и охарактеризуйте основные государственные гарантии по оплате труда работников.

Задание 2. Изучив Закон о занятости населения в РФ, составьте схему «Лица, которые не могут быть признаны безработными».

Задание 3. Решите задачу.

Председатель выборного органа первичной профсоюзной организации комбината производственных предприятий поставил перед директором комбината вопрос об отстранении от должности начальника формовочно-арматурного цеха Сотникова за то, что тот, несмотря на неоднократные предупреждения, систематически нарушает трудовое законодательство, привлекая всех работников цеха, в том числе и несовершеннолетних, к работе в выходные дни, а также к сверхурочным работам в последние дни месяца в связи с невыполнением производственного плана.

Директор комбината отказался выполнить требование председателя выборного органа первичной профсоюзной организации, поскольку у него к Сотникову как к начальнику цеха никаких претензий не было.

Может ли работодатель в данном случае отказать в удовлетворении требований председателя выборного органа первичной профсоюзной организации? Обоснуйте ответ, ссылаясь на соответствующие правовые нормы.

 

ВАРИАНТ № 7

Задание 1. Дисциплину труда принято рассматривать в нескольких аспектах. Укажите эти аспекты и раскройте их содержание.

Задание 2. Составьтесхему «Виды режимов рабочего времени» и охарактеризуйте их.

Задание 3. Решите задачу.

В коллективный договор организации были внесены следующие пункты:

а) в случае возникновения финансовых затруднений введение режима неполного рабочего времени для всех работников организации;

б) лица, участвующие в переговорах по заключению коллективного договора, не могут быть уволены из организации по инициативе работодателя в течение 6 месяцев после окончания переговоров;

в) с работников, появившихся на работе в нетрезвом состоянии, взыскивать штраф в размере среднедневного заработка;

Какие условия составляют содержание коллективного договора?

Законно ли включение в коллективный договор указанных пунктов?

Кто осуществляет контроль за выполнением обязательств по коллективному договору?

Какие виды ответственности установлены за невыполнение обязательств по коллективному договору?

ВАРИАНТ № 8

Задание 1. Раскройте содержание понятия «дисциплинарный проступок» и укажите в чем отличие дисциплинарного проступка от преступления.

Задание 2. Составьте схему «Основания классификации источников трудового права».

Задание 3. Решите задачу.

В правила внутреннего трудового распорядка инструментального завода были внесены следующие пункты:

а) лицам, совмещающим работу с учебой в вечерних и заочных

средних общеобразовательных школах, профессионально-технических учебных заведениях, средних специальных и высших учебных заведениях, в период учебного года установить рабочую неделю, сокращенную на один рабочий день без сохранения заработной платы;

б) лицам, совершившим прогул, уменьшить отпуск на число дней прогула;

в) работникам, опоздавшим на работу, в день опоздания продолжительность рабочего дня увеличить на время, равное по продолжительности опозданию;

Каков порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка в организации?

Из каких разделов состоят правила внутреннего трудового распорядка?

Правомерно ли внесение указанных пунктов в правила внутреннего трудового распорядка организации?

ВАРИАНТ № 9

Задание 1. Укажите и проанализируйте гарантии, предусмотренные ТК РФ для работников, совмещающих работу с обучением.

Задание 2. Составьте схему: «Социальные выплаты безработным гражданам» и охарактеризуйте их.

Задание 3. Решите задачу.

КТС, рассмотрев заявление референта Марченко о переводе на нижеоплачиваемую работу без ее согласия, вынес решение о восстановлении ее на прежней работе.

На следующий день Марченко вышла на прежнее место работы, но работодатель не допустил ее к работе, мотивируя тем, что его не устраивают ее деловые качества.

Марченко вновь обратилась с заявлением в КТС.

Какой орган уполномочен разрешать данный трудовой спор?

Каковы правовые последствия разрешения данного спора КТС?

 

ВАРИАНТ № 10

Задание 1. Объясните, в чем состоит отличие разовых премий от премий, предусмотренных системой заработной платы.

Задание 2. Составьте схему: «Виды времени отдыха» и охарактеризуйте их.

Задание 3. Решите задачу.

Государственный инспектор труда, проверяя соблюдение законодательства о труде в организации, обнаружил:

а) подростки в возрасте 16 лет постоянно в течение рабочей смены вручную перемещают груз массой в 10 кг;

б) работники, имеющие детей до 14 лет, без их согласия направляются в командировку;

в) беременным женщинам разрешается работа по совместительству;

Каковы особенности регулирования труда указанных работников?

Сошлитесь на соответствующие нормативные правовые акты?

Допущены ли работодателем в указанных случаях нарушения?

ВАРИАНТ № 11

Задание 1. Объясните, в чем состоит отличие несчастного случая на производстве (во время выполнения трудовых обязанностей) от бытовой травмы, и какие последствия для работодателя и работника наступают в обоих случаях.

Задание 2. Составьте схему «Виды учета рабочего времени» и охарактеризуйте их.

Задание 3. Решите задачу.

10 января Елисеева была принята на работу продавцом в отдел по продаже измерительной аппаратуры салона электронных компонентов «Электромаркет».

26 марта руководитель салона предупредил Елисееву о том, что со следующего дня она будет работать в отделе по продаже радиокомпонентов для импортной бытовой и промышленной электроники, т.к. один из продавцов этого отдела уволился, а в отделе по продаже измерительной аппаратуры покупателей значительно меньше.

27 марта Елисеева не вышла на работу и была уволена по подпункту «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ.

Елисеева обратилась в суд с исковым заявлением о восстановлении на работе, указав, что она не дала согласия на перевод в другой отдел, т.к. там объем работы больше, а заработная плата остается прежней.

Что понимается под переводом на другую работу?

В чем отличие перевода от перемещения?

Правомерно ли увольнение Елисеевой по подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ?

ВАРИАНТ № 12

Задание 1. Перечислите и проанализируйте основные черты дисциплинарной ответственности.

Задание 2. В соответствии с правилами вертикальной иерархии укажите номер источника.

Источники
Трудовой кодекс РФ  
Указы Президента РФ  
Федеральные законы  
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти  
Постановления Правительства РФ  
Законы субъектов РФ  
Локальные нормативные акты  
Акты органов местного самоуправления  
Конституция РФ  
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры  
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ  

 

Задание 3. Решите задачу.

В коллективный договор организации были внесены следующие пункты:

а) при выполнении работ различной квалификации работникам выплачивается межразрядная разница;

б) при увольнении работников по ст. 81 ТК РФ работодатель обязан получить согласие выборного профсоюзного органа;

в) с работников, появившихся на работе в нетрезвом состоянии, взыскивать штраф в размере среднедневного заработка;

г) разрешить работу в выходные и праздничные дни беременным женщинам с их согласия.

Какие условия составляют содержание коллективного договора?

Законно ли включение в коллективный договор указанных пунктов?

Кто осуществляет контроль за выполнением обязательств по коллективному договору?

 

 

ВАРИАНТ № 13

Задание 1. Раскройте содержание понятия «Трудовая правосубъектность граждан».

Задание 2. Составьте схему «Компенсационные выплаты» и раскройте содержание каждого вида компенсационных выплат.

Задание 3. Решите задачу.

Русланов, Спирин и Ткачук, работавшие на химкомбинате, обратились с жалобой к прокурору, указав, что работодатель отказал им в бесплатной выдаче молока и предложил за плату соки и йогурты.

Директор химкомбината объяснил, что Русланов, Спирин и Ткачук в работе не сталкиваются с вредными веществами, включенными в перечень химических веществ, при работе с которыми в профилактических целях рекомендуется употребление молока или равноценных пищевых продуктов.

Имеют ли Русланов, Спирин и Ткачук право на бесплатное получение молока?

На каких работах предоставляется бесплатное лечебно-профилактическое питание и каков порядок его выдачи?

ВАРИАНТ № 14

Задание 1. Проанализировав Закон о занятости населения в РФ, укажите, при наличии каких условий гражданин может быть признан безработным.

Задание 2. Укажите, как производится в трудовую книжку запись о приеме на работу.

№ записи Дата Сведения о работе Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись
число месяц год
           

Задание 3. Решите задачу.

Несовершеннолетние Краснов и Просеков были приняты грузчиками на завод алкогольных напитков.

Председатель выборного профсоюзного органа потребовал от работодателя перевода Краснова и Просекова на работу, не связанную с поднятием тяжестей. Вызванные к директору Краснов и Просеков заявили, что их вполне устраивает эта работа, и отказались от перевода на другую работу.

Какое решение следует принять директору завода?

На каких работах запрещен труд несовершеннолетних?

Назовите особенности регулирования труда несовершеннолетних?

 

ВАРИАНТ № 15

Задание 1. Укажите и проанализируйте виды ответственности сторон трудового договора за несоблюдение требований охраны труда.

Задание 2. Составьте схему «Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда», указав основания и порядок изменения условий трудового договора.

Задание 3. Решите задачу.

Группа работников организации обратилась в суд с иском о взыскании заработной платы, которую они не получали в течение 5 месяцев. Суд установил, что работодатель в течение 5 месяцев не выплачивал заработную плату работникам, хотя средства на оплату были.

Поэтому суд удовлетворил требования истцов, взыскал в их пользу заработную плату и компенсацию за причинение морального вреда, а материалы дела направил в прокуратуру для возбуждения уголовного дела за невыплату заработной платы руководителем организации.

Как ТК РФ регулирует ответственность работодателя за несвоевременную выплату зарплаты работникам?

Обосновано ли решение суда?

Можно ли привлечь работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы к уголовной ответственности? Если да, то по какой статье УК РФ?

ВАРИАНТ № 16

Задание 1. Перечислите и проанализируйте основные способы защиты трудовых прав и законных интересов работников.

Задание 2. Составьте схему «Содержание дисциплинарного проступка», указав и проанализировав его элементы.

Задание 3. Решите задачу.

Бригадир бригады штукатуров строительной организации пригласил своего безработного друга Цветкова на работу в свою бригаду. Цветков вышел на работу 16 мая и выполнял штукатурные работы с бригадой штукатуров. В день выплаты зарплаты 2 июня выяснилось, что зарплата Цветкову не начислена, т. к. с ним не заключен трудовой договор.

Директор строительной организации, к которому обратился Цветков, разъяснил, что бригада штукатуров укомплектована и вакантных мест нет, а поскольку Цветков выполнял работу по инициативе бригадира, то пусть бригадир и расплачивается с ним.

В каких случаях фактическое допущение к работе является основанием возникновения трудового правоотношения?

Состоит ли Цветков в трудовых отношениях со строительной организацией?

Правомерны ли требования Цветкова?

 

ВАРИАНТ № 17

Задание 1. Раскройте содержание правового статуса субъекта трудового права, указав его элементы.

Задание 2. Составьте схему «Условия наступления материальной ответственности сторон трудового договора» и раскройте эти условия.

Задание 3. Решите задачу.

Звягинцева заключила договор с директором средней школы № 68 об уборке помещения. Ежемесячно Звягинцева за свою работу получала 6000 руб. Через 4 месяца работы Звягинцева заболела и в течение семи дней была нетрудоспособна.

Когда Звягинцева предъявила листок нетрудоспособности и попросила его оплатить, директор школы отказала в оплате, заявив, что со Звягинцевой заключен гражданско-правовой договор, и трудовое законодательство на нее не распространяется.

Как отличить трудовые отношения от гражданско-правовых отношений, связанных с трудом?

Подлежит ли удовлетворению просьба Звягинцевой?

 

ВАРИАНТ № 18

Задание 1. Проанализируйте формы социального партнерства.

Задание 2. Составьте схему «Виды материальной ответственности работников» и проанализируйте их.

Задание 3. Решите задачу.

Савченко, работавший инженером-электриком в ОАО «Торгтехника», 20 сентября был уволен по подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. 10 декабря он был принят на работу электриком в ООО «Техпласт». 20 декабря Савченко отказался пройти специальное обучение и сдать экзамен по технике безопасности, мотивируя тем, что проходил такое обучение и сдавал экзамен по прежнему месту работы. Поскольку после предыдущего дисциплинарного взыскания (увольнения по подпункту «а» п. 6 ч.1 ст. 81 ТК РФ) прошло только три месяца, работодатель, затребовав у Савченко письменное объяснение, уволил его по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Имеется ли в действиях Савченко дисциплинарный проступок?

Есть ли основания для увольнения Савченко по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ?

 

ВАРИАНТ № 19

Задание 1. Проанализируйте отличия неполного рабочего времени от сокращенного рабочего времени.

Задание 2. Составьте схему «Содержание трудового договора».

Задание 3. Решите задачу.

Приказом директора бумажной фабрики от 15 мая с 1 июня текущего года в связи с внедрением нового оборудования был введен новый график сменности.

Некоторые работники не согласились с таким графиком и обратились с жалобой к государственному инспектору труда о нарушении их трудовых прав. А некоторые работники подали заявления об увольнении по собственному желанию.

Какими правовыми нормами регулируется продолжительность рабочего времени работников?

Кем утверждается график сменности?

Как должен быть решен возникший конфликт?

 

ВАРИАНТ № 20

Задание 1. Сравните и выделите общие и отличительные черты материальной ответственности работника по трудовому праву и имущественной ответственности по гражданскому праву.

Задание 2. Составьте схему «Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя».

Задание 3. Решите задачу.

При подготовке проекта коллективного договора в строительном управлении № 6, являющемся структурным подразделением организации "Подземстрой", возник вопрос о правомерности его заключения в структурном подразделении и о том, кто является сторонами коллективного договора. Кроме того, некоторые работники не являлись членами профсоюза, и они интересовались, кто будет представлять их интересы.

Можно ли заключать коллективные договоры в структурных подразделениях?

Как определяется представительный орган сторон коллективного договора?

Кто может представлять интересы работников, не являющихся членами профсоюза, действующего в организации?

 

ВАРИАНТ № 21

Задание 1. Раскройте отличительные признаки трудового правоотношения, позволяющие отличить его от смежных гражданско-правовых договоров: Личностный, предметный, организационный, имущественный.

Задание 2. Составьте схему «Основания и порядок привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни».

Задание 3. Решите задачу.

Бухгалтер Мельникова, имеющая десятилетнюю дочь, попросила установить ей неполную рабочую неделю. Работодатель отказал в связи с большим объемом работы. Тогда Мельникова потребовала установить для нее гибкий (скользящий) график работы, на что вновь получила отказ, т.к. правилами внутреннего трудового распорядка такой режим работы в организации не предусмотрен.

Мельникова обратилась в государственную инспекцию труда за консультацией.

Каков порядок установления неполного рабочего времени?

Как регулируется режим гибкого (скользящего) графика работы?

Вправе ли работодатель отказать Мельниковой в ее просьбе?

 

ВАРИАНТ № 22

Задание 1. Проанализируйте локальные нормативные акты, регулирующие рабочее время в организации.

Задание 2. Составьте схему «Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства».

Задание 3. Решите задачу.

Слесарь-сборщик Чередниченко 8 сентября в результате грубой небрежности в процессе сборки дорогостоящего станка повредил его, чем причинил предприятию прямой действительный ущерб на сумму 13000 руб. Среднемесячный заработок Чередниченко 15000 руб. 28 сентября Чередниченко объявлен выговор, и в соответствии с распоряжением работодателя из его заработной платы удержано 13000 руб.

В каком размере должен нести материальную ответственность Чередниченко?

Каков порядок взыскания работодателем ущерба, причиненного работником?

Правомерно ли работодатель удержал из зарплаты Чередниченко 13000 руб.?

Допустимо ли одновременное привлечение работника к дисциплинарной и материальной ответственности?

В какой орган Чередниченко может обжаловать приказ работодателя о привлечении его к дисциплинарной и материальной ответственности?

 

 

ВАРИАНТ № 23

Задание 1. Проанализируйте, в чем отличие дополнительного отпуска от основного, и в каких случаях он предоставляется?

Задание 2. Нарисуйте схему «Гарантийные выплаты» и раскройте содержание каждого вида.

Задание 3. Решите задачу.

Гардеробщица столовой № 5 Волкова на несколько минут покинула свое рабочее место. За время ее отсутствия была похищена куртка стоимостью 6600 руб. Волковой было предложено возместить сумму ущерба, но она отказалась, заявив, что с ней не был заключен договор о полной материальной ответственности. По приказу работодателя с Волковой взыскано 6600 руб. Среднемесячный заработок Волковой 6000 руб.

С какими работниками могут заключаться договоры о полной материальной ответственности?

Должна ли гардеробщица Волкова нести полную материальную ответственность?

Каков порядок возмещения материального ущерба, причиненного работником работодателю?

 

ВАРИАНТ № 24

Задание 1. Раскройте юридический и экономический аспекты понятия «рабочее время».

Задание 2. Составьте схему «Органы по рассмотрению коллективного трудового спора и порядок его разрешения».

Задание 3. Решите задачу.

В коллективный договор организации были внесены следующие пункты:

а) при выполнении работ различной квалификации работникам выплачивается межразрядная разница;

б) при увольнении работников по ст. 81 ТК РФ работодатель обязан получить согласие выборного профсоюзного органа;

в) ведение переговоров и заключение коллективного договора от имени работников допускается заместителем директора организации.

Какие условия составляют содержание коллективного договора?

Возможно ли включение в коллективный договор указанных пунктов?

Кто осуществляет контроль за выполнением обязательств по коллективному договору?

 

ВАРИАНТ № 25

Задание 1. Проанализируйте, какие правовые последствия наступают для работника в случае предоставления ему отпуска без сохранения заработной платы.

Задание 2. Составьте схему: «Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и порядок их разрешения».

Задание 3. Решите задачу.

Государственный инспектор труда, проверяя соблюдение законодательства о труде в организации "Спектр", обнаружил:

а) подростки в возрасте 16 лет постоянно в течение рабочей смены вручную перемещают груз массой в 10 кг;

б) беременные женщины привлекаются с их согласия к сверхурочным работам;

в) на работах с вредными условиями труда используется труд женщин;

Какие особенности регулирования труда предусмотрены трудовым законодательством для указанных работников?

Сошлитесь на соответствующие нормативные правовые акты.

Допущены ли работодателем в указанных случаях нарушения?

 

ВАРИАНТ № 26

Задание 1. Проанализируйте особенности правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями.

Задание 2. Укажите, как производится в трудовую книжку запись о переводе на другую постоянную работу.

 

№ записи Дата Сведения о работе Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись
число месяц год
           

 

Задание 3. Решите задачу.

Чернышов был принят на временную работу на два месяца. Через два месяца он был уволен без выходного пособия и без компенсации за неиспользованный отпуск.

Чернышов потребовал предоставления отпуска или выплаты компенсации за неиспользованный отпуск.

Работодатель возражал, мотивируя тем, что временным работникам законодательством не предусмотрен отпуск или его денежная компенсация.

Какие особенности правового регулирования труда временных работников?

Подлежат ли удовлетворению требования Чернышова?

ВАРИАНТ № 27

Задание 1. Изучив Закон о занятости населения в РФ, раскройте основания досрочного оформления пенсии безработным гражданам.

Задание 2. Составьте проект приказа о приеме на работу Степанова Ивана Анатольевича рабочим упаковочного цеха в ЗАО «Радость».

Задание 3. Решите задачу.

В связи с невыполнением производственного плана слесарь 5 разряда завода "Металлист" Игнатьев приказом директора был переведен из ремонтного цеха в цех сборки моторов.

Проработав 5 недель в сборочном цехе, Игнатьев изъявил желание возвратиться на прежнее место работы, однако директор отказал ему, ссылаясь на производственные интересы.

Каков порядок временного перевода работника на другую работу?

Как оплачивается труд работников, переведенных на другую работу?

Правом



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: