Автоматизированная система управления грузовой станцией (АСУ ГС)




АСУ ГС

 

Функции АСУ грузовой станцией

Грузовая станция представляет собой сложную динамическую систему, функционирующую в быстро изменяющейся среде. Как система управления она представляет комплекс взаимодействующих друг с другом подсистем:

• приемо-отправочных и сортировочных путей с вагонами;

• складов и грузовых фронтов;

• маневровых локомотивов;

• пункта технического обслуживания вагонов;

• технической и товарной контор;

• автокомбината;

• подъездных путей.

На крупной грузовой станции формируются мощные инфор­мационные потоки, связанные с планированием ее работы и управ­лением технологическими процессами. Они связаны, прежде всего, с передачей перевозочных документов. Кроме документопотока: дву­сторонние информационные связи по передаче команд управления исполнителям и выполнению этих команд (обратная связь) осуще­ствляются с помощью устройств внутристанционной связи.

Информационные потоки грузовой станции разделяются на внутренние и внешние. Внутренние информационные связи, как уже было отмечено, представлены в основном документопотоками. Внешние информационные потоки грузовой станции обусловлены ее взаимодействием с другими подразделениями железных дорог и, в свою очередь, разделяются на два вида:

1) входящие потоки информации — поступающие с поездами и грузами перевозочные документы и телеграммы-натурные листы, планы работы и приказы-задания, текущая информация, передава­емая по каналам связи;

2) выходящие потоки информации — перевозочные докумен­ты, натурные листы, доклады о состоянии станции, выполнении пла­нов работы и приказов-заданий, а также другие сведения, которые с позиции управления можно рассматривать как реализацию об­ратных связей.

 

 

Рассмотрим общую примерную схему функционирования АСУ грузовой станцией (рис. 5.1.1). Информация на приходящие поезда из приемо-отправочного парка (ПОП) поступает к станционному диспетчеру (ДСЦC) и в станционный технологический центр (СТЦ). ДСЦC намечает план работы с вагонами, включая очередность по­дачи-уборки к грузовым фронтам, согласовывая свои действия с ма­невровым диспетчером ДСЦ. В СТЦ производится обработка пе­ревозочных документов и в зависимости от вида работы с посту­пившими вагонами и грузами производится передача информации в товарную контору, на подъездные пути и транспортно-складской комплекс (ТСК). На основании информации, поступающей из СТЦ, товарная контора (ТК) взаимодействует с грузовым двором (ГД). Информационно-технологическое взаимодействие отдельных зве­ньев ТСК выражается в установлении связей между складировани­ем грузов, их выдачей из складов и работой подразделений и бри­гад, грузосортировочных платформ (ГСП) и контейнерного пунк­та (КП). На основании информации о погруженных и выгружен­ных грузах, поступающей ДСЦ через СТЦ от ТСК, ГД и подъезд­ных путей, он осуществляет информационное взаимодействие с авто­комбинатом и распределение погрузочно-разгрузочных машин (ПРМ) по погрузке-выгрузке грузов с автотранспорта. Для наиболее эф­фективной организации работы составляется контактный график взаимодействия автомобильного и железнодорожного транспорта, учитывающий операции подачи и уборки вагонов, род грузов, ко­личество автомобилей и др. Согласование подвода грузов к стан­ции, организация оперативного планирования грузовой работы обеспечиваются информацией, поступающей от внешних АСУ и АСУГС других станций. В зависимости от местных условий АСУГС может взаимодействовать непосредственно с автоматизированной системой оперативного управления перевозками (АСОУП) или АСУ сортировочной станцией (АСУСС) при условии дальнейшей пере­дачи информации в АСОУП. Основной целью межмашинного об­мена информацией между АСУ является более точный прогноз воз­можных их состояний и достоверное оперативное планирование их работы. При межмашинном обмене информация, передаваемая по каналам связи, непосредственно вводится в ЭВМ. Обмен информа­цией производится путем приема и передачи сообщений (телеграмма-натурный лист поезда, макеты о прицепке и отцепке, выгрузке, по­грузке, вагонах и грузах без документов и документах без вагонов и грузов, а также сообщения, специфичные для указанных подсистем). Из АСОУП в АСУГС по запросу поступает предварительная ин­формация о подходе вагонов по отдельным получателям и в целом по станции. Все виды маневровой работы по обработке вагонов и составов планирует маневровый диспетчер (ДСЦ) на основе ин­формации из СТЦ, сортировочного парка (СП) и от ДСЦ. Он осу­ществляет непосредственное руководство очередностью работы ма­невровых локомотивов и маневрами в целом.

Таким образом, АСУГС является одним из функциональных звеньев, соединяющих элементы грузовой станции в одно целое на информационном уровне. Создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) на основных участках технологического процесса с выходом на центральную ЭВМ вписывает АСУ в общую систему управления грузовой станцией. Централизованное руководство функционированием АСУ возложено на диспетчера системы.

 

АСУГС является самостоятельной подсистемой АСУЖТ, способной функционировать автономно. Включение ее в вычислитель­ную сеть АСУЖТ расширяет функциональные возможности АСУГС, сокращает объем информации, вводимой работниками грузовой стан­ции, автоматизирует составление и передачу в АСУЖТ сообщений, повышает достоверность перерабатываемой информации.

 

Одной из основных задач АСУГС является построение в памя­ти ЭВМ информационной динамической модели грузовой станции и ее информационной базы, которые могут быть эффективно ис­пользованы для решения оперативных задач.

В рамках информационно-справочной системы решаются сле­дующие задачи:

учет наличия грузов по тарифной номенклатуре, получателям, назначениям, их адресам в зоне хранения с указанием секции, ячеек стеллажей, подистабельных мест и т.д.;

номерной учет наличия вагонов с грузами и без на погрузоч-но-разгрузочных и выставочных путях комплекса, ожидающих выг­рузки, погрузки, находящихся в процессе выполнения грузовых опе­раций или после завершения грузовых операций с указанием точ­ного места их расположения;

составление оперативных отчетов по грузовой работе форм ГД, ГО (рис. 5.1.2, 5.1.3);

определение сборов за хранение грузов;

составление вагонных листов (рис. 5.1.4);

учет наличия автомобилей и полуприцепов на различных фа­зах их обслуживания (в ожидании и в процессе выполнения грузо­вых операций, после завершения грузовых операций с указанием точного места размещения автомобилей и полуприцепов). На стан­циях, где принята система загрузки и хранения грузов в полуприце­пах в ночное время, указывается количество и назначение грузов в каждом полуприцепе;

составление накладных, нарядов на завоз и вывоз грузов ав­тотранспортом;

составление натурных листов на сформированные составы;

номерной учет простоя вагонов и автомобилей;

ведение архива грузовой станции.

Функциональный состав. Основной функциональный состав АСУ ГС предусматривает:

- сменно-суточное планирование работы станции, контроль за хо­дом выполнения технологического процесса;

- ведение информации по поездам и вагонам, реализацию связи с дорожным уровнем, учет и отчетность по станционной работе;

- регистрацию приема и отправления поездов;

- планирование маневровой работы, контроль погрузки-выгрузки вагонов;

- операции по приему-отправлению грузов, оформлению перевозоч­ных документов;

- расчет и начисление провозных плат, начисление сборов и штра­фов;

-учет выполнения плана перевозок, ведение отчетности по грузо­вой и коммерческой работе;

- учет приема и передачи вагонов на подъездные пути с оформлени­ем памятки и натурного листа, контроль состояния вагонов, выдачи гру­зов при наличии коммерческого брака;

- учет приема и выдачи грузов на местах общего пользования (МОП), составление вагонных листов, актов общей формы, ведение учета и от­четности;

- контроль за выполнением погрузочно-разгрузочных работ, учет работы механизаторов и грузчиков;

- контроль за организацией ввоза и вывоза грузов, планирование
работы автомобильного транспорта;

-регистрацию результатов контроля годности вагонов под погрузку, оформление изъятия вагона из рабочего парка, оформление перевозок негабаритных грузов;

-регистрацию коммерческих браков, их оформление, выдачу заявок маневровому диспетчеру на отцепку вагонов для исправления браков;

- ведение учета по розыску грузов, регистрацию несохранных гру­зов, оформление коммерческих актов, ведение учета по несохранным перевозкам;

- информацию о грузах, требующих охраны, составление заявок о передаче грузов под охрану;

-учет и контроль формирования поездов по отправлению, контроль за подачей вагонов.

В диалоговом режиме система выдает справки соответствую­щим должностным лицам о состоянии объекта-груза на любой мо­мент времени, снабжает достоверной информацией начальника стан­ции, диспетчерский аппарат, персонал товарной конторы, техно­логического центра и складов.

Комплекс технологических задач включает:

• планирование работы погрузочно-разгрузочных и складских машин с указанием адресов, откуда берутся и куда укладываются грузы при загрузке и разгрузке транспортных средств;

• планирование маневровой работы:

• выбор очередности обслуживания грузовых фронтов манев­ровым локомотивом;

• распределение порожних и груженых вагонов по грузовым пун­ктам в зависимости от рода груза, типа вагона и перерабатываю­щей способности погрузо-разгрузочных машин;

• определение оптимального числа подач вагонов на грузовые фронты;

• подборка вагонов по участкам грузового фронта, ГСП или площади с целью уменьшения пробега грузов в процессе их сор­тировки;

• планирование работы автотранспорта при вывозе и завозе грузов:

• планирование рейсов автомобилей и полуприцепов;

• рациональное распределение автомобилей по маршрутам до­ставки грузов;

• планирование размещения автомобилей и полуприцепов по участкам автомобильного грузового фронта;

• выбор оптимальных приоритетов обслуживания транспорт­ных потоков вагонов и автомобилей при выполнении погрузочно-разгрузочных операций;

• комплектация грузов, формирование комплексов контейнеров для отправления по железной дороге, прямых и перегрузочных сборных вагонов с мелкими отправлениями, а также составление комплек­тов грузов при доставке автотранспортом (выходными документами для исполнителей при решении этих задач являются вагонные листы, накладные и наряды на доставку грузов автотранспортом);

• распределение груженых и порожних вагонов по грузовым
фронтам и участкам.

При применении персональных ЭВМ целесообразно выполне­ние специального комплекса коммерческих операций по оформле­нию грузовых перевозок. В этом отношении примером является Юго-Восточная железная дорога. Здесь на станции Валуйки в со­ставе АСУГС была введена в эксплуатацию автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКОПВ), осу­ществляющая:

• осмотр подвижного состава с помощью видеокамер (с двух
сторон и сверху) на предмет выявления коммерческих браков;

 

• контроль прохождения негаба­ритных грузов;

• взвешивание вагонов.
При подходе поезда к станции операторы, обслуживающие систе­му, вводят в компьютер необходи­мую нормативно-справочную ин­формацию. По мере того как грузовой состав со скоростью от 3 до 10 км/ч проходит по участку пути, оборудо­ванному электронными габаритны­ми весами, тензометрическими веса­ми и системой телевизионного ви­деоконтроля (рис. 5.1.5), произво­дится визуальный осмотр каждого вагона, а также запись его прохожде­ния на пленку. В результате имеется возможность воспроизвести впослед­ствии этот процесс в различных ско­ростных режимах (в том числе и в ре­жиме стоп-кадра) и выявить все на­рушения. Кроме этого, АСКОПВ позволяет выявить значительные остатки недовыгруженных нава­лочных и наливных грузов, неочищенные вагоны.

 

Оперативное выявление такого брака с помощью АСКОПВ позволяет своевременно принимать меры по его устранению. Реше­ние о порядке действий в таких случаях принимается прямо на стан­ции, после чего на ответственные дороги стран СНГ шлются требо­вания пресекать нарушения правил перевозки грузов.

 

Для решения задач системы АСУГС на станции формируются массивы нормативно-справочной и оперативной информации. Нор­мативно-справочная информация после введения ее в ЭВМ исполь­зуется многократно. В нее включаются:

1) общая характеристика станции: данные о вместимости стан­ционных путей, принадлежность их к соответствующему маневро­вому району, их специализация; сведения о маневровых локомоти­вах, длине маневровых составов;

2) характеристика грузовых пунктов общего пользования; ем­кость складов в физических вагонах и тоннах; производительность погрузочно-разгрузочных машин и бригад; количество механизмов; продолжительность подачи и уборки вагонов; режим работы скла­дов; специализация площади складов по назначениям плана фор­мирования и т.д.;

3) характеристика грузового пункта подъездного пути, обслу­живаемого локомотивом станции;

4) план формирования мелких отправок, контейнеров и тяже­ловесных грузов;

5) местные нормы времени на погрузку и выгрузку одного фи­зического вагона и на выполнение технологических операций;

6) расписание отправления и прибытия передач, номер переда­чи и время отправления со станции, максимальные составы поез­дов, отправляемые со станции.


Автоматизированная система управления грузовой станцией (АСУ ГС)

Разработка и внедрение системы. АСУ грузовой станцией также относится к классу информационно-технологических систем. Первая система разработана МИИТ и задействована на станции Москва II— Митьково Московской железной дороги на базе ЭВМ СМ-4. Система позволила на основе динамической повагонной модели: вести учет на­личия и состояния каждого вагона; планировать работу станции; конт­ролировать работу с каждым вагоном; автоматизировать обработку пе­ревозочных документов; составлять оперативные и статистические отчеты. Применение системы улучшило количественные и качествен­ные показатели работы станции.

В последующем система была внедрена на крупных станциях Мос­ковского узла: Москва-Тов.-Курская, Москва-Тов.-Смоленскаяидр.

На основе опыта станции Митьково была разработана типовая АСУ грузовой станцией, которая предусматривает использование ло­кальной сети АРМ работников технических и товарных контор, де­журного по станции и маневрового диспетчера на базе персональ­ных ЭВМ. Она внедрена на многих грузовых станциях сети железных дорог страны.

В настоящее время на многих станциях функционируют различные АРМ из состава АСУ станций: так, на 50 станциях работают АРМ ДСП, АРМ ТК разработки ЦИТТРАНС; на 20 станциях Северной железной дороги установлены АРМ ДСП, АРМ ТК разработки дорожного ИВЦ; на многих станциях Горьковской и Восточно-Сибирской железных до­рог установлены АРМ ДСП разработки фирмы «КАНТ».

Оформление перевозочных документов, учет выполнения плана по­грузки грузов по станции в целом и по каждому грузоотправителю, ин­формация грузополучателей о прибытии грузов, учет и отчетность сей­час ведутся в более чем 1800 товарных конторах. Широкое внедрение на сети российских железных дорог получило АРМ товарного кассира (АРМ ТВК). Сейчас функционируют около 2500 АРМ ТВК, которые за счет повышения производительности труда, а также своевременности и точности расчета провозных плат и дополнительных сборов обеспе­чивают получение ежегодного значительного экономического эффекта. Кроме того, АРМ ТВК являются источниками информации для обеспе­чения работы других АСУ: ЕК ИОД В, ДИСПАРК, АИС ЭДВ, АСОУП, ДИСКОН и других (хотя эти функции все более переходят к АРМ аген­та СФТО или непосредственно к АРМ клиента за счет внедрения АС ЭТРАН).

Развитие А СУ ГС. В АСУ ГС станции Донецк-Северный с сентяб­ря 1987 г. автоматически формируются отчеты ГО-1, ГО-2, ГО-3, ГО-4, ДО-15 (II раздел), ФО-4 (ГУ-3). Осуществлен ввод в эксплуатацию та­ких же задач на многих других станциях. Кроме того, разработаны ком­плексы задач, обеспечивающих формирование вагонных листов на мар­шрутные отправки, НЛ на поезда, образовавшиеся на грузовых станциях, и другие.

В начале 1990-х гг. была создана комплексная АСУ грузовой работы более чем для 70 станций первого района управления Донецкой дороги. Функционирование АСУ обеспечивалось отдельным комплексом ЭВМ СМ-2М. Системное программное обеспечение соответствовало про­граммному обеспечению АСУ СС на базе СМ-2М. Прикладные про­граммы были разработаны ИВЦ Донецкой дороги и ПКТБ АСУЖТ. Система обеспечивала стыковку по информационному обмену как с АСОУП, так и с АСУ СС.

При развитии АСУ грузовой станции ресурс телетайпов — основ­ных терминалов АСУ ГС — оказался недостаточным для своевремен­ной выдачи всех документов, поэтому велась постепенная замена те­летайпов на персональные ЭВМ. При этом предусматривались создание ЛВС и реализация технологии «клиент-сервер» для перерас­пределения функций и задач между центральной ЭВМ ЛВС станции и ЭВМ автоматизированных рабочих мест ДСП, ДСЦ, работников СГЦ и товарных контор.

В процессе развития АСУ ГС были также созданы АСУ обслужи­вания наиболее крупных приграничных перегрузочных районов (Брест, Чоп, Батево), а также АСУ пограничных станций (АСУ ПС). Автоматизированы учет перехода через границу как иностранных, так и принадлежащих российским железным дорогам вагонов и кон­тейнеров, расчеты за их использование. Для этого созданы машин­ные повагонные модели, функционирование которых дополняется прогнозной информацией о подходе к границе вагонов и экспортных грузов. Это позволяет реализовывать автоматизированное текущее и сменно-суточное планирование работы каждого подразделения пе­регрузочных районов.

АСУ ГС, АСУ ПС работают во взаимодействии (через ИВЦ) с АСОУП своих дорог—так же, как и АСУ СС. Развивается электрон­ный обмен данными между АСУ ГС и клиентурой; разрабатываются задачи моделирования и прогнозирования станционных процессов. Схема автоматизации управления грузовой станцией представлена на рис.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: