АСУ ГС
Функции АСУ грузовой станцией
Грузовая станция представляет собой сложную динамическую систему, функционирующую в быстро изменяющейся среде. Как система управления она представляет комплекс взаимодействующих друг с другом подсистем:
• приемо-отправочных и сортировочных путей с вагонами;
• складов и грузовых фронтов;
• маневровых локомотивов;
• пункта технического обслуживания вагонов;
• технической и товарной контор;
• автокомбината;
• подъездных путей.
На крупной грузовой станции формируются мощные информационные потоки, связанные с планированием ее работы и управлением технологическими процессами. Они связаны, прежде всего, с передачей перевозочных документов. Кроме документопотока: двусторонние информационные связи по передаче команд управления исполнителям и выполнению этих команд (обратная связь) осуществляются с помощью устройств внутристанционной связи.
Информационные потоки грузовой станции разделяются на внутренние и внешние. Внутренние информационные связи, как уже было отмечено, представлены в основном документопотоками. Внешние информационные потоки грузовой станции обусловлены ее взаимодействием с другими подразделениями железных дорог и, в свою очередь, разделяются на два вида:
1) входящие потоки информации — поступающие с поездами и грузами перевозочные документы и телеграммы-натурные листы, планы работы и приказы-задания, текущая информация, передаваемая по каналам связи;
2) выходящие потоки информации — перевозочные документы, натурные листы, доклады о состоянии станции, выполнении планов работы и приказов-заданий, а также другие сведения, которые с позиции управления можно рассматривать как реализацию обратных связей.
|
Рассмотрим общую примерную схему функционирования АСУ грузовой станцией (рис. 5.1.1). Информация на приходящие поезда из приемо-отправочного парка (ПОП) поступает к станционному диспетчеру (ДСЦC) и в станционный технологический центр (СТЦ). ДСЦC намечает план работы с вагонами, включая очередность подачи-уборки к грузовым фронтам, согласовывая свои действия с маневровым диспетчером ДСЦ. В СТЦ производится обработка перевозочных документов и в зависимости от вида работы с поступившими вагонами и грузами производится передача информации в товарную контору, на подъездные пути и транспортно-складской комплекс (ТСК). На основании информации, поступающей из СТЦ, товарная контора (ТК) взаимодействует с грузовым двором (ГД). Информационно-технологическое взаимодействие отдельных звеньев ТСК выражается в установлении связей между складированием грузов, их выдачей из складов и работой подразделений и бригад, грузосортировочных платформ (ГСП) и контейнерного пункта (КП). На основании информации о погруженных и выгруженных грузах, поступающей ДСЦ через СТЦ от ТСК, ГД и подъездных путей, он осуществляет информационное взаимодействие с автокомбинатом и распределение погрузочно-разгрузочных машин (ПРМ) по погрузке-выгрузке грузов с автотранспорта. Для наиболее эффективной организации работы составляется контактный график взаимодействия автомобильного и железнодорожного транспорта, учитывающий операции подачи и уборки вагонов, род грузов, количество автомобилей и др. Согласование подвода грузов к станции, организация оперативного планирования грузовой работы обеспечиваются информацией, поступающей от внешних АСУ и АСУГС других станций. В зависимости от местных условий АСУГС может взаимодействовать непосредственно с автоматизированной системой оперативного управления перевозками (АСОУП) или АСУ сортировочной станцией (АСУСС) при условии дальнейшей передачи информации в АСОУП. Основной целью межмашинного обмена информацией между АСУ является более точный прогноз возможных их состояний и достоверное оперативное планирование их работы. При межмашинном обмене информация, передаваемая по каналам связи, непосредственно вводится в ЭВМ. Обмен информацией производится путем приема и передачи сообщений (телеграмма-натурный лист поезда, макеты о прицепке и отцепке, выгрузке, погрузке, вагонах и грузах без документов и документах без вагонов и грузов, а также сообщения, специфичные для указанных подсистем). Из АСОУП в АСУГС по запросу поступает предварительная информация о подходе вагонов по отдельным получателям и в целом по станции. Все виды маневровой работы по обработке вагонов и составов планирует маневровый диспетчер (ДСЦ) на основе информации из СТЦ, сортировочного парка (СП) и от ДСЦ. Он осуществляет непосредственное руководство очередностью работы маневровых локомотивов и маневрами в целом.
|
Таким образом, АСУГС является одним из функциональных звеньев, соединяющих элементы грузовой станции в одно целое на информационном уровне. Создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) на основных участках технологического процесса с выходом на центральную ЭВМ вписывает АСУ в общую систему управления грузовой станцией. Централизованное руководство функционированием АСУ возложено на диспетчера системы.
|
АСУГС является самостоятельной подсистемой АСУЖТ, способной функционировать автономно. Включение ее в вычислительную сеть АСУЖТ расширяет функциональные возможности АСУГС, сокращает объем информации, вводимой работниками грузовой станции, автоматизирует составление и передачу в АСУЖТ сообщений, повышает достоверность перерабатываемой информации.
Одной из основных задач АСУГС является построение в памяти ЭВМ информационной динамической модели грузовой станции и ее информационной базы, которые могут быть эффективно использованы для решения оперативных задач.
В рамках информационно-справочной системы решаются следующие задачи:
• учет наличия грузов по тарифной номенклатуре, получателям, назначениям, их адресам в зоне хранения с указанием секции, ячеек стеллажей, подистабельных мест и т.д.;
• номерной учет наличия вагонов с грузами и без на погрузоч-но-разгрузочных и выставочных путях комплекса, ожидающих выгрузки, погрузки, находящихся в процессе выполнения грузовых операций или после завершения грузовых операций с указанием точного места их расположения;
• составление оперативных отчетов по грузовой работе форм ГД, ГО (рис. 5.1.2, 5.1.3);
• определение сборов за хранение грузов;
• составление вагонных листов (рис. 5.1.4);
• учет наличия автомобилей и полуприцепов на различных фазах их обслуживания (в ожидании и в процессе выполнения грузовых операций, после завершения грузовых операций с указанием точного места размещения автомобилей и полуприцепов). На станциях, где принята система загрузки и хранения грузов в полуприцепах в ночное время, указывается количество и назначение грузов в каждом полуприцепе;
• составление накладных, нарядов на завоз и вывоз грузов автотранспортом;
• составление натурных листов на сформированные составы;
• номерной учет простоя вагонов и автомобилей;
• ведение архива грузовой станции.
Функциональный состав. Основной функциональный состав АСУ ГС предусматривает:
- сменно-суточное планирование работы станции, контроль за ходом выполнения технологического процесса;
- ведение информации по поездам и вагонам, реализацию связи с дорожным уровнем, учет и отчетность по станционной работе;
- регистрацию приема и отправления поездов;
- планирование маневровой работы, контроль погрузки-выгрузки вагонов;
- операции по приему-отправлению грузов, оформлению перевозочных документов;
- расчет и начисление провозных плат, начисление сборов и штрафов;
-учет выполнения плана перевозок, ведение отчетности по грузовой и коммерческой работе;
- учет приема и передачи вагонов на подъездные пути с оформлением памятки и натурного листа, контроль состояния вагонов, выдачи грузов при наличии коммерческого брака;
- учет приема и выдачи грузов на местах общего пользования (МОП), составление вагонных листов, актов общей формы, ведение учета и отчетности;
- контроль за выполнением погрузочно-разгрузочных работ, учет работы механизаторов и грузчиков;
- контроль за организацией ввоза и вывоза грузов, планирование
работы автомобильного транспорта;
-регистрацию результатов контроля годности вагонов под погрузку, оформление изъятия вагона из рабочего парка, оформление перевозок негабаритных грузов;
-регистрацию коммерческих браков, их оформление, выдачу заявок маневровому диспетчеру на отцепку вагонов для исправления браков;
- ведение учета по розыску грузов, регистрацию несохранных грузов, оформление коммерческих актов, ведение учета по несохранным перевозкам;
- информацию о грузах, требующих охраны, составление заявок о передаче грузов под охрану;
-учет и контроль формирования поездов по отправлению, контроль за подачей вагонов.
В диалоговом режиме система выдает справки соответствующим должностным лицам о состоянии объекта-груза на любой момент времени, снабжает достоверной информацией начальника станции, диспетчерский аппарат, персонал товарной конторы, технологического центра и складов.
Комплекс технологических задач включает:
• планирование работы погрузочно-разгрузочных и складских машин с указанием адресов, откуда берутся и куда укладываются грузы при загрузке и разгрузке транспортных средств;
• планирование маневровой работы:
• выбор очередности обслуживания грузовых фронтов маневровым локомотивом;
• распределение порожних и груженых вагонов по грузовым пунктам в зависимости от рода груза, типа вагона и перерабатывающей способности погрузо-разгрузочных машин;
• определение оптимального числа подач вагонов на грузовые фронты;
• подборка вагонов по участкам грузового фронта, ГСП или площади с целью уменьшения пробега грузов в процессе их сортировки;
• планирование работы автотранспорта при вывозе и завозе грузов:
• планирование рейсов автомобилей и полуприцепов;
• рациональное распределение автомобилей по маршрутам доставки грузов;
• планирование размещения автомобилей и полуприцепов по участкам автомобильного грузового фронта;
• выбор оптимальных приоритетов обслуживания транспортных потоков вагонов и автомобилей при выполнении погрузочно-разгрузочных операций;
• комплектация грузов, формирование комплексов контейнеров для отправления по железной дороге, прямых и перегрузочных сборных вагонов с мелкими отправлениями, а также составление комплектов грузов при доставке автотранспортом (выходными документами для исполнителей при решении этих задач являются вагонные листы, накладные и наряды на доставку грузов автотранспортом);
• распределение груженых и порожних вагонов по грузовым
фронтам и участкам.
При применении персональных ЭВМ целесообразно выполнение специального комплекса коммерческих операций по оформлению грузовых перевозок. В этом отношении примером является Юго-Восточная железная дорога. Здесь на станции Валуйки в составе АСУГС была введена в эксплуатацию автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКОПВ), осуществляющая:
• осмотр подвижного состава с помощью видеокамер (с двух
сторон и сверху) на предмет выявления коммерческих браков;
• контроль прохождения негабаритных грузов;
• взвешивание вагонов.
При подходе поезда к станции операторы, обслуживающие систему, вводят в компьютер необходимую нормативно-справочную информацию. По мере того как грузовой состав со скоростью от 3 до 10 км/ч проходит по участку пути, оборудованному электронными габаритными весами, тензометрическими весами и системой телевизионного видеоконтроля (рис. 5.1.5), производится визуальный осмотр каждого вагона, а также запись его прохождения на пленку. В результате имеется возможность воспроизвести впоследствии этот процесс в различных скоростных режимах (в том числе и в режиме стоп-кадра) и выявить все нарушения. Кроме этого, АСКОПВ позволяет выявить значительные остатки недовыгруженных навалочных и наливных грузов, неочищенные вагоны.
Оперативное выявление такого брака с помощью АСКОПВ позволяет своевременно принимать меры по его устранению. Решение о порядке действий в таких случаях принимается прямо на станции, после чего на ответственные дороги стран СНГ шлются требования пресекать нарушения правил перевозки грузов.
Для решения задач системы АСУГС на станции формируются массивы нормативно-справочной и оперативной информации. Нормативно-справочная информация после введения ее в ЭВМ используется многократно. В нее включаются:
1) общая характеристика станции: данные о вместимости станционных путей, принадлежность их к соответствующему маневровому району, их специализация; сведения о маневровых локомотивах, длине маневровых составов;
2) характеристика грузовых пунктов общего пользования; емкость складов в физических вагонах и тоннах; производительность погрузочно-разгрузочных машин и бригад; количество механизмов; продолжительность подачи и уборки вагонов; режим работы складов; специализация площади складов по назначениям плана формирования и т.д.;
3) характеристика грузового пункта подъездного пути, обслуживаемого локомотивом станции;
4) план формирования мелких отправок, контейнеров и тяжеловесных грузов;
5) местные нормы времени на погрузку и выгрузку одного физического вагона и на выполнение технологических операций;
6) расписание отправления и прибытия передач, номер передачи и время отправления со станции, максимальные составы поездов, отправляемые со станции.
Автоматизированная система управления грузовой станцией (АСУ ГС)
Разработка и внедрение системы. АСУ грузовой станцией также относится к классу информационно-технологических систем. Первая система разработана МИИТ и задействована на станции Москва II— Митьково Московской железной дороги на базе ЭВМ СМ-4. Система позволила на основе динамической повагонной модели: вести учет наличия и состояния каждого вагона; планировать работу станции; контролировать работу с каждым вагоном; автоматизировать обработку перевозочных документов; составлять оперативные и статистические отчеты. Применение системы улучшило количественные и качественные показатели работы станции.
В последующем система была внедрена на крупных станциях Московского узла: Москва-Тов.-Курская, Москва-Тов.-Смоленскаяидр.
На основе опыта станции Митьково была разработана типовая АСУ грузовой станцией, которая предусматривает использование локальной сети АРМ работников технических и товарных контор, дежурного по станции и маневрового диспетчера на базе персональных ЭВМ. Она внедрена на многих грузовых станциях сети железных дорог страны.
В настоящее время на многих станциях функционируют различные АРМ из состава АСУ станций: так, на 50 станциях работают АРМ ДСП, АРМ ТК разработки ЦИТТРАНС; на 20 станциях Северной железной дороги установлены АРМ ДСП, АРМ ТК разработки дорожного ИВЦ; на многих станциях Горьковской и Восточно-Сибирской железных дорог установлены АРМ ДСП разработки фирмы «КАНТ».
Оформление перевозочных документов, учет выполнения плана погрузки грузов по станции в целом и по каждому грузоотправителю, информация грузополучателей о прибытии грузов, учет и отчетность сейчас ведутся в более чем 1800 товарных конторах. Широкое внедрение на сети российских железных дорог получило АРМ товарного кассира (АРМ ТВК). Сейчас функционируют около 2500 АРМ ТВК, которые за счет повышения производительности труда, а также своевременности и точности расчета провозных плат и дополнительных сборов обеспечивают получение ежегодного значительного экономического эффекта. Кроме того, АРМ ТВК являются источниками информации для обеспечения работы других АСУ: ЕК ИОД В, ДИСПАРК, АИС ЭДВ, АСОУП, ДИСКОН и других (хотя эти функции все более переходят к АРМ агента СФТО или непосредственно к АРМ клиента за счет внедрения АС ЭТРАН).
Развитие А СУ ГС. В АСУ ГС станции Донецк-Северный с сентября 1987 г. автоматически формируются отчеты ГО-1, ГО-2, ГО-3, ГО-4, ДО-15 (II раздел), ФО-4 (ГУ-3). Осуществлен ввод в эксплуатацию таких же задач на многих других станциях. Кроме того, разработаны комплексы задач, обеспечивающих формирование вагонных листов на маршрутные отправки, НЛ на поезда, образовавшиеся на грузовых станциях, и другие.
В начале 1990-х гг. была создана комплексная АСУ грузовой работы более чем для 70 станций первого района управления Донецкой дороги. Функционирование АСУ обеспечивалось отдельным комплексом ЭВМ СМ-2М. Системное программное обеспечение соответствовало программному обеспечению АСУ СС на базе СМ-2М. Прикладные программы были разработаны ИВЦ Донецкой дороги и ПКТБ АСУЖТ. Система обеспечивала стыковку по информационному обмену как с АСОУП, так и с АСУ СС.
При развитии АСУ грузовой станции ресурс телетайпов — основных терминалов АСУ ГС — оказался недостаточным для своевременной выдачи всех документов, поэтому велась постепенная замена телетайпов на персональные ЭВМ. При этом предусматривались создание ЛВС и реализация технологии «клиент-сервер» для перераспределения функций и задач между центральной ЭВМ ЛВС станции и ЭВМ автоматизированных рабочих мест ДСП, ДСЦ, работников СГЦ и товарных контор.
В процессе развития АСУ ГС были также созданы АСУ обслуживания наиболее крупных приграничных перегрузочных районов (Брест, Чоп, Батево), а также АСУ пограничных станций (АСУ ПС). Автоматизированы учет перехода через границу как иностранных, так и принадлежащих российским железным дорогам вагонов и контейнеров, расчеты за их использование. Для этого созданы машинные повагонные модели, функционирование которых дополняется прогнозной информацией о подходе к границе вагонов и экспортных грузов. Это позволяет реализовывать автоматизированное текущее и сменно-суточное планирование работы каждого подразделения перегрузочных районов.
АСУ ГС, АСУ ПС работают во взаимодействии (через ИВЦ) с АСОУП своих дорог—так же, как и АСУ СС. Развивается электронный обмен данными между АСУ ГС и клиентурой; разрабатываются задачи моделирования и прогнозирования станционных процессов. Схема автоматизации управления грузовой станцией представлена на рис.