Правила выполнения заданий и критерии оценки
1. Заочный тур олимпиады проводится через сайт https://vsesib.nsesc.ru/moodle/login/ Для участия необходимо зарегистрироваться на сайте, после чего в личном профиле скачать задания. Ответы загружаются каждым участником в виде файлов через личный профиль на этом же сайте.
2. К проверке принимаются ответы, полученные жюри не позднее 25 января 2013 г. Не тяните до последнего дня! Сервер в этот день бывает перегружен, и могут возникнуть проблемы с отправкой.
3. Ответ на каждый вопрос – это отдельный файл. Каждый файл загружается через ваш профиль на сайте заочного тура олимпиады. Название файла должно иметь вид ФАМИЛИЯ_номер задачи. Пример: ivanov_1.doc
Форма выполнения задания может быть:
1) текст, набранный в программе Word (файл с расширением doc, rtf, либо pdf).
Эта форма предпочтительней ибо избавляет жюри от необходимости разбираться в особенностях вашего почерка.
2) рукописный текст. В этом случае ответ на каждый вопрос сканируется в отдельный файл форматов jpg, png или pdf.
В начало каждого файла необходимо вставить ваши данные в табличке, которая приведена в конце этого раздела. Это нужно жюри для облегчения проверки.
4. Объем ответа на один вопрос ОГРАНИЧЕН. Он не должен превышать 2 страницы печатного, либо 3 страницы рукописного текста.
5. Олимпиадные задания проверяют ВАШИ умения решать биологические проблемы. Поэтому они должны выполняться самостоятельно, а не быть переписыванием текстов из учебников и интернета.
В крайнем случае, если вы не можете обойтись без ссылки на источник, то должны быть соблюдены правила цитирования:
o цитата берется в кавычки,
o после нее дается ссылка на книгу или интернет-страницу, откуда взята цитата.
|
Без соблюдения этих правил цитирование любых источников считается нарушением правил олимпиады и является основанием для аннулирования ответа. Ответы, содержащие только или преимущественно цитаты, не проверяются и не оцениваются.
6. Олимпиада – ЛИЧНОЕ соревнование. Поэтому одинаковые решения, совпадающие больше, чем возможно за счет случайных причин, оцениваются в ноль баллов.
7. К проверке принимаются работы, в которых выполнено ХОТЯ БЫОДНО задание. Результат проверки – баллы за каждую задачу – вы увидите сначала в вашем личном профиле на сайте, а по завершении проверки – в итоговых результатах тура на сайте https://vsesib.nsesc.ru/
Проверка осуществляется центральным новосибирским Жюри олимпиады по принципу: одна задача – один член жюри. Поэтому не удивляйтесь, что баллы за разные задачи будут появляться в вашем профиле неодновременно.
8. Заочный тур является отборочным для очного заключительного тура 10 марта 2013 г.
9. Официальный сайт Всесибирской олимпиады олимпиады https://vsesib.nsesc.ru/
Здесь публикуется вся оперативная информация о текущих этапах олимпиады, результаты, а также задания и ответы закончившихся туров этого года и прошлых лет. Следите также за объявлениями о сроках проведения туров.
10. Неофициальный сайт методической комиссии и жюри по биологии – https://biologii.net (раздел Олимпиады – Всесибирская). После окончания туров на этом сайте публикуются разборы заданий и типичных ошибок.
11. В начало каждого файла с ответом (напоминаем, что один файл содержит ответ на ОДИН вопрос задания, а не на все задание целиком) скопируйте табличку, в которой укажите свои данные:
|
Фамилия Имя | |
Класс | |
Школа | |
Город или нас. пункт | |
Область или край |
Желаем успехов в выполнении заданий!
Методическая комиссия и жюри Всесибирской олимпиады по биологии
Авторы заданий – М.А. Волошина, Е.Н. Воронина, О.С. Жирова, А.И. Корбут, Ю.А. Коромыслов, Л.А. Ломова, Н.А. Ломов, В.И. Соловьев.
Класс
Сколько поколений? (6 баллов)
Как известно, у растений происходит чередование диплоидного и гаплоидного поколений. Учитывая это, определите, к какому по счету поколению (если считать плодоносящее дерево первым поколением) относятся 1. кедровая шишка; 2. яблоко?
Напишите, какими структурами представлено в шишке и в яблоке каждое из поколений.
Мембраны (4 балла)
Во многих бактериях встречаются внутренние мембраны. Иногда они даже окружают ДНК бактерии. В чем отличия таких структур прокариот от мембранных органелл и ядра эукариот?
Пояснение: не надо описывать строение всех мембранных органелл, ответ должен содержать именно анализ отличий в происхождении и функционировании мембранных структур про- и эукариот.
Задача по генетике (9 баллов)
Клуб любителей кошек города Старосибирска вывел новую породу «Сибирский валенок». Основным ее отличием было изменение ритуала ухаживания у котов: коты этой породы не выказывали самкам своих симпатий, а напротив, делали вид, что не обращают на них внимания. Но при этом как бы невзначай демонстрировали самкам свой интеллект, чем покоряли кошек навсегда.
|
Вам предложено разобраться в наследовании нового признака. Студент-генетик, работавший с ним до Вас, установил, что он обусловлен мутацией одного гена. Далее он выдвинул две рабочие гипотезы, которые не успел проверить:
1) признак сцеплен с Y-хромосомой (ген находится в Y-хромосоме, а в Х-хромосоме его нет)
2) признак аутосомный, ограниченный полом (ограниченными полом называются признаки, гены которых есть у обоих полов, но проявляются в фенотипе только у одного – в данном случае, у самцов)
Предложите схему скрещиваний, которые надо поставить, чтобы сделать выбор между этими гипотезами. Результаты скрещиваний должны дать однозначный и наиболее полный ответ на вопрос о характере наследования признака «интеллектуальное ухаживание».
Для скрещиваний можно использовать любых животных новой породы, а также местную породу, у которой такой признак никогда не встречается. Считайте породы чистыми линиями, т.е. гомозиготными по всем генам.
Чья ДНК? (8 баллов)
В лаборатории были выделены препараты ДНК из мозга человека и мыши. При хранении надписи на пробирках стерлись. Предложите способы, которыми можно восстановить принадлежность образцов ДНК.
Ботулизм (8 баллов)
Ботулизм вызывается отравлением ботулотоксином – белком, вырабатываемым почвенной анаэробной бактерией Clostridium botulinum. При этом заболевании наблюдаются следующие группы симптомов: 1) тошнота и рвота (вначале); 2) парез (слабость) глазодвигательных мышц (двоение в глазах, косоглазие), мышц глотки (нарушение глотания), мышц гортани (осиплость голоса), а затем и других скелетных мышц, в том числе, межрёберных и диафрагмы; | Бактерия Clostridium botulinum |
3) увеличение частоты сердечных сокращений, сухость во рту, расширение зрачков, парез кишечника (уменьшение перистальтики и запор); 4) дыхательная недостаточность. Как следствие, в крови уменьшается содержание кислорода и увеличивается – углекислого газа. |
Вопросы:
1. Появление симптомов группы 3 связано с нарушением работы вегетативного отдела нервной системы. Какой это отдел (симпатический или парасимаптический), и что происходит – его возбуждение или, наоборот, блокада?
2. Имеется ли связь между симптомами групп 2 и 3? Предположите, на какой процесс, вызывающий их одновременное появление, действует ботулотоксин.
3. Почему при парезе глазодвигательных мышц возникает двоение в глазах?
4. Предположите, на какие процессы в дыхательной системе влияет ботулотоксин (объясните появление дыхательной недостаточности).
Максимальная сумма баллов 11 класс:
Задание | 1. Покол. | 2. Мембр. | 3. Генет | 4. ДНК | 5. Ботул. | Σ |
Максим. балл |