Задача по генетике (9 баллов)




Правила выполнения заданий и критерии оценки

1. Заочный тур олимпиады проводится через сайт https://vsesib.nsesc.ru/moodle/login/ Для участия необходимо зарегистрироваться на сайте, после чего в личном профиле скачать задания. Ответы загружаются каждым участником в виде файлов через личный профиль на этом же сайте.

2. К проверке принимаются ответы, полученные жюри не позднее 25 января 2013 г. Не тяните до последнего дня! Сервер в этот день бывает перегружен, и могут возникнуть проблемы с отправкой.

3. Ответ на каждый вопрос – это отдельный файл. Каждый файл загружается через ваш профиль на сайте заочного тура олимпиады. Название файла должно иметь вид ФАМИЛИЯ_номер задачи. Пример: ivanov_1.doc

Форма выполнения задания может быть:

1) текст, набранный в программе Word (файл с расширением doc, rtf, либо pdf).

Эта форма предпочтительней ибо избавляет жюри от необходимости разбираться в особенностях вашего почерка.

2) рукописный текст. В этом случае ответ на каждый вопрос сканируется в отдельный файл форматов jpg, png или pdf.

В начало каждого файла необходимо вставить ваши данные в табличке, которая приведена в конце этого раздела. Это нужно жюри для облегчения проверки.

4. Объем ответа на один вопрос ОГРАНИЧЕН. Он не должен превышать 2 страницы печатного, либо 3 страницы рукописного текста.

5. Олимпиадные задания проверяют ВАШИ умения решать биологические проблемы. Поэтому они должны выполняться самостоятельно, а не быть переписыванием текстов из учебников и интернета.

В крайнем случае, если вы не можете обойтись без ссылки на источник, то должны быть соблюдены правила цитирования:

o цитата берется в кавычки,

o после нее дается ссылка на книгу или интернет-страницу, откуда взята цитата.

Без соблюдения этих правил цитирование любых источников считается нарушением правил олимпиады и является основанием для аннулирования ответа. Ответы, содержащие только или преимущественно цитаты, не проверяются и не оцениваются.

6. Олимпиада – ЛИЧНОЕ соревнование. Поэтому одинаковые решения, совпадающие больше, чем возможно за счет случайных причин, оцениваются в ноль баллов.

7. К проверке принимаются работы, в которых выполнено ХОТЯ БЫОДНО задание. Результат проверки – баллы за каждую задачу – вы увидите сначала в вашем личном профиле на сайте, а по завершении проверки – в итоговых результатах тура на сайте https://vsesib.nsesc.ru/

Проверка осуществляется центральным новосибирским Жюри олимпиады по принципу: одна задача – один член жюри. Поэтому не удивляйтесь, что баллы за разные задачи будут появляться в вашем профиле неодновременно.

8. Заочный тур является отборочным для очного заключительного тура 10 марта 2013 г.

9. Официальный сайт Всесибирской олимпиады олимпиады https://vsesib.nsesc.ru/

Здесь публикуется вся оперативная информация о текущих этапах олимпиады, результаты, а также задания и ответы закончившихся туров этого года и прошлых лет. Следите также за объявлениями о сроках проведения туров.

10. Неофициальный сайт методической комиссии и жюри по биологии – https://biologii.net (раздел Олимпиады – Всесибирская). После окончания туров на этом сайте публикуются разборы заданий и типичных ошибок.

11. В начало каждого файла с ответом (напоминаем, что один файл содержит ответ на ОДИН вопрос задания, а не на все задание целиком) скопируйте табличку, в которой укажите свои данные:

 

Фамилия Имя  
Класс  
Школа  
Город или нас. пункт  
Область или край  

 

 

Желаем успехов в выполнении заданий!

Методическая комиссия и жюри Всесибирской олимпиады по биологии

 

Авторы заданий – М.А. Волошина, Е.Н. Воронина, О.С. Жирова, А.И. Корбут, Ю.А. Коромыслов, Л.А. Ломова, Н.А. Ломов, В.И. Соловьев.

 


 

Класс

Сколько поколений? (6 баллов)

Как известно, у растений происходит чередование диплоидного и гаплоидного поколений. Учитывая это, определите, к какому по счету поколению (если считать плодоносящее дерево первым поколением) относятся 1. кедровая шишка; 2. яблоко?

Напишите, какими структурами представлено в шишке и в яблоке каждое из поколений.

 

Мембраны (4 балла)

Во многих бактериях встречаются внутренние мембраны. Иногда они даже окружают ДНК бактерии. В чем отличия таких структур прокариот от мембранных органелл и ядра эукариот?

Пояснение: не надо описывать строение всех мембранных органелл, ответ должен содержать именно анализ отличий в происхождении и функционировании мембранных структур про- и эукариот.

 

Задача по генетике (9 баллов)

Клуб любителей кошек города Старосибирска вывел новую породу «Сибирский валенок». Основным ее отличием было изменение ритуала ухаживания у котов: коты этой породы не выказывали самкам своих симпатий, а напротив, делали вид, что не обращают на них внимания. Но при этом как бы невзначай демонстрировали самкам свой интеллект, чем покоряли кошек навсегда.

Вам предложено разобраться в наследовании нового признака. Студент-генетик, работавший с ним до Вас, установил, что он обусловлен мутацией одного гена. Далее он выдвинул две рабочие гипотезы, которые не успел проверить:

1) признак сцеплен с Y-хромосомой (ген находится в Y-хромосоме, а в Х-хромосоме его нет)

2) признак аутосомный, ограниченный полом (ограниченными полом называются признаки, гены которых есть у обоих полов, но проявляются в фенотипе только у одного – в данном случае, у самцов)

Предложите схему скрещиваний, которые надо поставить, чтобы сделать выбор между этими гипотезами. Результаты скрещиваний должны дать однозначный и наиболее полный ответ на вопрос о характере наследования признака «интеллектуальное ухаживание».

Для скрещиваний можно использовать любых животных новой породы, а также местную породу, у которой такой признак никогда не встречается. Считайте породы чистыми линиями, т.е. гомозиготными по всем генам.

Чья ДНК? (8 баллов)

В лаборатории были выделены препараты ДНК из мозга человека и мыши. При хранении надписи на пробирках стерлись. Предложите способы, которыми можно восстановить принадлежность образцов ДНК.

Ботулизм (8 баллов)

Ботулизм вызывается отравлением ботулотоксином – белком, вырабатываемым почвенной анаэробной бактерией Clostridium botulinum. При этом заболевании наблюда­ются следующие группы симптомов: 1) тошнота и рвота (вначале); 2) парез (слабость) глазодвигатель­ных мышц (двоение в глазах, косоглазие), мышц глотки (нарушение глотания), мышц гортани (осиплость голоса), а затем и других скелетных мышц, в том числе, межрёберных и диафрагмы; Бактерия Clostridium botulinum
3) увеличение частоты сердечных сокращений, сухость во рту, расширение зрачков, парез кишечника (уменьшение перистальтики и запор); 4) дыхательная недостаточность. Как следствие, в крови уменьшается содержание кислорода и увеличивается – углекислого газа.

Вопросы:

1. Появление симптомов группы 3 связано с нарушением работы вегетативного отдела нервной системы. Какой это отдел (симпатический или парасимаптический), и что происходит – его возбуждение или, наоборот, блокада?

2. Имеется ли связь между симптомами групп 2 и 3? Предположите, на какой процесс, вызывающий их одновременное появление, действует ботулотоксин.

3. Почему при парезе глазодвигательных мышц возникает двоение в глазах?

4. Предположите, на какие процессы в дыхательной системе влияет ботулотоксин (объясните появление дыхательной недостаточности).

 

Максимальная сумма баллов 11 класс:

Задание 1. Покол. 2. Мембр. 3. Генет 4. ДНК 5. Ботул. Σ
Максим. балл            

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: