ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ




Итак, краткий анализ направлений и работ по изучению психологического преодоления позволяет получить представление о тех проблемах, которые стимулируют подобные исследования и как результат находят в них свое разрешение. Выявление целей субъективного, индивидуального coping необходимо для оценки и поиска типов психологического преодоления, наиболее эффективных для каждой личности. Исследование интериндивидуальных различий в психологическом преодолении дает возможность обнаружить и сформировать личностные характеристики, которые ослабляли бы чувствительность человека к психологическим нагрузкам - душевное здоровье, оптимизм, веру в себя, чувство собственной ценности, способность упрощать жизненные трудности и, напротив, обращать внимание на такие факторы риска психологических перегрузок, как невротизм и высокая тревожность.
В заключение следует сделать одно замечание. Появление нового понятия, безусловно, не означает, что та научная реальность, которая им обозначается, также возникла впервые. Проблемы жизненного пути, личностного выбора в отечественной психологии всегда вызывали высокий интерес исследователей. Но, в отличие от западных работ, в них ставились вопросы о смысле происходящего с человеком, о роли данной преходящей ситуации в выполнении его жизненного предназначения. Ситуация и отдельный поступок человека, таким образом, рассматривались лишь как исходный пункт для восхождения к глубокой и целостной характеристике личности. Одним из редких исключений в этой области является исследование R. Emmons [20], показавшее, что подверженность человека стрессам определяется в первую очередь содержанием его жизненных устремлений, или, как часто говорят в отечественной психологии, ценностными ориентациями личности. Если разделить все влечения на четыре группы - достижения, аффилиации, близости и власти, то оказывается, что устремления к власти отрицательно коррелируют с физическим и психологическим благополучием человека, в то время как аффилиативное устремление (влечение к кооперативному общению), напротив, положительно сказывается на хорошем настроении и мировосприятии. Это понимание трудной ситуации отвечает идее Л.И. Анцыферовой о стрессе как угрозе потери личностью одной из принимаемых ею ценностей [1]. К сожалению, большинство работ по психологическому преодолению ограничивается лишь рассмотрением динамической стороны жизнедеятельности человека ("как он живет"), игнорируя смысловую ("почему и для чего он живет").
На Западе же, как это видно из приведенных примеров, в основном допускается анализ поведения личности исключительно в рамках одной отдельно взятой ситуации. Но даже в этом случае понятие "coping" не может претендовать на эвристическую универсальность.
Подобно всем модным научным терминам, понятие "coping" подвергается острой критике. "Помогает ли coping?", - спрашивают в своей программной статье С. Aldwin и Т. Revenson [11] и утверждают, как и ряд других авторов, что усилия по психологическому преодолению не только не улучшают, но даже ухудшают самочувствие субъекта. Их оппоненты полагают, однако, что подобное заключение есть всего лишь результат некорректного исследования, в ходе которого был допущен ряд методологических ошибок, снизивших его валидность [49].
Поскольку есть основания полагать, что в России проблематика психологического преодоления также приобретет популярность, укажем требования, соблюдение которых позволит избежать подобных ошибок. 1. Наличие временного и содержательного соответствия между значимым (стрессогенным) событием и критерием эффективности его преодоления. 2. Включение в методы изучения coping показателей улучшения состояния. 3. Включение характеристик взаимодействия с социальным окружением, поскольку психологическое преодоление редко бывает делом отдельного индивида. 4. Наложение ситуативных ограничений на эффективность того или иного coping и отказ от поиска универсальной стратегии преодоления [47].
Если эта критика достаточно легко учитывается на операционально-методическом уровне анализа, то труднее реализовать серьезные методологические требования к понятию психологического преодоления, предъявленные отечественной психологией, в частности, в уже упоминавшейся работе Л.И. Анцыферовой [1]. Там обращается внимание, во-первых, на то, что событие - предмет психологического преодоления -отрывается от целостной ситуации и жизненного пути индивида, а во-вторых, на субъективность понимания ситуации как трудной. Эти положения задают основные ориентиры в изменении направления исследований coping при "пересадке" его на отечественную почву. Необходимо встречное движение исследований от личности "везде и всегда" к личности в отдельной ситуации и от отдельного события - к его роли на всем жизненном пути человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-19.
  2. Василюк Ф. Психология переживания. М., 1994.
  3. Личность: определение и предсказание // Вопр. психологии. 1992. № 3-4. С. 34-42.
  4. Hapmoea-Бочавер С. К., Бородина А. А. Значимые события в жизни современных подростков // Актуальные проблемы современного детства. М., 1996. С. 63-66.
  5. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники. М., 1992.
  6. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. М., 1993.
  7. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
  8. Филиппов А. В., Ковалев С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психол. журн. 1986. Т. 7. № 1. С. 14-22.
  9. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
  10. Adler A. The Science of Living. N.Y., 1929.
  11. Aldwin C.M., Revenson Т.A. Does coping help? A reexamination of the relation between coping and mental health // J. Pers. and Soc. Psychol. 1987. V. 53. P. 337-348.
  12. Amirkhan J.H. A factor analitically derived measure of coping: The Coping Strategy Indicator. N.Y., 1988.
  13. Becker P. Der Trierer Persoenlichkeitsfragebogen (TPF). Gottingen, 1989.
  14. Billings A.G., Moos R.H. Coping, stress, and social ressources among adults with unipolar depression // J. Pers. and Soc. Psychol. 1984. V. 46. P. 877-891.
  15. Blankstein K.R., Flett G. L. et at. Coping and academic problemsolving ability in test anxiety // J. Clin. Psychol. 1992. V. 48. № 1. P. 37-46.
  16. Blanchard-Fields F. et al. Moderating Effects of Age and Context on the Relationship Between Gender, Sex Role Differences, and Coping// Sex Roles. 1991. V. 25. N. 1 1-12. P. 645-660.
  17. Byrne-Lynch A. Coping Strategies, Personal Control and Childbirth // The Irish J. Psychol. 1991. V. 12. №2. P. 145-152.
  18. Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing Coping Strategies: A theoretically based approach // J. Pers. and Soc. Psychol. 1989. V. 56. P. 267-283.
  19. Conway V.J., Terry DJ. Appraised Controllability as a Moderator of the Effectiveness of Different Coping Strategies: A Test of the Goodness of Fit Hypothesis // Austral. J. Psychol. 1992. V. 44. № 1. P. 1-7.
  20. Emmons RA. Personal Strivings, Daily Life Events, and Psychological and Physical Well-Being // J. Pers. 1991. V. 59. № 3. P. 453-472.
  21. Ensel W.M., Lin N. The Life Stress Paradigm and Psychological Distress // J. Health and Soc. Behavior. 1991. V. 32. P. 321-341.
  22. Gelles E.B. Letter writing as a Coping Stratege: The Case of Abigail Adams // Psychohist. Rev. 1994. V. 22. № 2. P. 193-209.
  23. Haan N. Coping and Defending. N.Y., 1977.
  24. Hynes G.J., Terry D. et al. The psychological well-being of infertile women after a failed IVF attempt: The effects of coping // Brit. J. Med. Psychol. 1992. V. 65. № 3. P. 269-278.
  25. Holmes J.A., Stevenson C.A.Z. Differential Effects of Avoidant and Attentional Coping Strategies on Adaptation to Chronic and Recent-Onset Pain //Health Psychol. 1990. V. 9 (5). P. 433-445.
  26. Jerusalem M., Schwarzer R. Selbstkonzept und Aengstlichkeit als Einflussgroessern fuer Stresserleben und Bewaeltigungstendenzen // Z. Entwicklungspsychologie und paedagog. Psychologie. 1989. B. 21. №4. S. 307-324.
  27. Jung J., Khalsa H.K. The Relationship of Daily Hassles, Social Support, and Coping to Depression in Black and White Students //J. General Psychol. 1989. V. 116 (4). P. 407-417.
  28. Kanner A. et al. Comparison of two modes of Stress mesurement: Daily Hassles and uplifts versus major life events // J. Behav. Med. 1981. № 4. P. 1-39.
  29. Kliewer W. Coping in Middle Childhood: Relations to Competence, Type A Behavior, Monitoring, Blunting, and Locus of Control // Dev. Psychol. 1991. V. 27. № 4. P. 689-697.
  30. Koenig H.G. et al. Religious Coping and Depression Among Elderly, Hospitalized Medically 111 Men//J. Psychiatry. 1992. V. 149. P. 1693-1700.
  31. Koplik E.K. et al. The Relationship of Mother-Child Coping Styles and Mothers' Presence of Children's Response to Dental Stress //J. Psychol. 1992. V. 126 (1). P. 79-92.
  32. Krosnick J.A. Response Strategies for Coping with the Cognitive Demands of Attitude Measures in Surveys // Appl. Cogn. Psychol. 1994. V. 5. № 3. P. 213-236.
  33. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. N.Y., 1984.
  34. Lilliston L., Klein D.G. A self-discrepancy Reduction Model of Religios Coping // J. Clin. Psychol. 1991. V. 47. №6. P. 854-860.
  35. Longeway J.L. The rationality of escapism and self-deception // Behav. and Philosophy. 1990. V. 18. № 2. P. 1-20.
  36. Nakano K. Coping strategies and psychological symptoms in a Japanese sample // J. Clin. Psychol. 1991. V. 47. №3. P. 346-350.
  37. Nakano K. The role of coping strategies on psychological and physical well-being // J. Psychol. Res. 1991. V. 33. №4. 160-167.
  38. Parkes K.R. Locus-of-control, cognitive Appraisal, and coping in stressful situations //J. Pers. and Soc. Psychol. 1984. V. 46. P. 655-668.
  39. Pearlin L.I., Schooler C. The structure of coping // J. Health and Soc. Behav. 1978. V. 19. P. 2-21.
  40. Peterander F. et al. Familiare Belastungen, Elternverhalten und kindliche Entwickling // Z. fur Kindliche Psychologie. 1992. B. 21. H. 4. S. 411-424.
  41. Petrosky M.J., Birkimer J.C. The relationship among locus of control, coping styles, and psychological symptom reporting//;. Clin. Psychol. 1991. V. 47. № 3. P. 336-345.
  42. Pulkkinen Lea. Life-styles in personality development // Bur. J. Pers. 1992. V. 6. № 2. P. 139-155.
  43. Rich M.D. et al. Suicide, Stressors, and the Life Cycle // J. Psychiatry. 1991. V. 148. № 4. P. 524-527.
  44. Shek D.T.L. Reliance On Self or Seeking Help From Others: Gender Differences in the Locus of Coping in Cinese Working Parents // J. Psychol. 1992. V. 126 (6). P. 671-678.
  45. Sek H. Life stress in various domains and perceived effectiveness of social support // Polish Psychol. Bull. 1991. V. 23(3). P. 151-161.
  46. Terry D.J. Coping resources and situational appraisals as predictors of coping behavior // Pers. Individ. Diff. 1991. V. 12. № 10. P. 1031-1047.
  47. Thomae H. Das Individuum und seine Welt. Goettingen, Toronto, Zuerich, 1988.
  48. Vitaliano P.P. et al. Coping Profiles Associated With Psychiatric, Physical Health, Work, and Family Problems // Health Psychol. 1990. V. 9 (3). P. 348-376.
  49. Weber H. Belastungsverarbeitung//Z. fiirKlinische Psychologie. 1992. B. 21. H. 1. S. 17-27.
  50. Wells-Parker E. et al. Development of Control-of-Outcome Scales and Self-Efficacy Scales for Women in Four Life Roles // J. Pers. Ass. 1990. V. 54. P. 564-575.
  51. Zeidner M., Hammer A. Life events and coping resources as predictors of stress symptome in adolescents//Pers. Individ. Diff. 1990. V. 11. № 7. P. 693-703.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: