Азия. АТР
Россия и АСЕАН
С июля 1996 года Россия является полномасштабным партнёром по диалогу с АСЕАН.
В 2016 г. Россия и Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) отмечают двадцатилетие отношений в формате полномасштабного диалогового партнерства.
С точки зрения интересов Российской Федерации во взаимодействии с АСЕАН можно выделить ряд наиболее перспективных российских проектов, осуществляемых в Юго-Восточной Азии.
1) Проект ПАО «Российские железные дороги» (ПАО «РЖД») в Индонезии охватывает несколько направлений: строительство инфраструктуры и морского угольного терминала, железной дороги для перевозки добываемого в провинции Восточный Калимантан угля, а также поставку 1100 грузовых 40-тонных железнодорожных вагонов и 40 сдвоенных тепловозов. В качестве якорного инвестора выступает РЖД: финансирование идет через Газпромбанк, затем планируется увеличить уставной капитал за счет кредита Внешэкономбанка. Завершение строительства железной дороги запланировано на 2019 г. Ее стоимость оценивается в 2,5 млрд долл., при этом на реализацию первого этапа проекта потребуется около 1,3 млрд долл.
2) Сотрудничество в сфере атомной энергетики. Cреди проектов, реализуемых Россией в странах АСЕАН, особое место занимает строительство атомной электростанции «Ниньтхуан-1», которая станет первой АЭС во Вьетнаме (провинция Ниньтхуан, г. Фуокдин). В ноябре 2011 г. было подписано Межправительственное соглашение, согласно которому российская сторона выделила кредит в размере 8 млрд рублей для реализации данного проекта. Договоренности предусматривают создание вьетнамского центра ядерной науки и техники, а также подготовку соответствующих специалистов в российских вузах.
|
АЭС «Ниньтхуан-1» будет построена с применением новейших технологий в сфере атомной энергетики и в полном соответствии с требованиями Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). На данный момент в провинции ведется подготовка к строительным работам и создается необходимая инфраструктура. Несмотря на то, что начало строительства АЭС запланировано на 2017 г., проект было решено перенести на 2020 г. в связи с желанием вьетнамской стороны провести подробный анализ экологических рисков совместно с экспертами МАГАТЭ.
3) Сотрудничество между Россией и Вьетнамом в разработке шельфа в Южно-Китайском море. В 2006 г. между ПАО «Газпром» и Вьетнамской государственной компанией PetroVietnam было подписано первое соглашение в областях геологоразведки, добычи, транспортировки, продажи и переработки углеводородов, технического обслуживания оборудования и инфраструктуры, а также совместного участия в разработке нефтегазоносных месторождений в других странах.
4) Другая российская компания, успешно реализующая проекты на шельфе Южно-Китайского моря, — ПАО «НК Роснефть». На сегодняшний день «Роснефть» осуществляет свою деятельность в рамках двух проектов на континентальном шельфе Вьетнама.
5) Один из флагманов российской IT-индустрии — «Лаборатория Касперского», производитель программного обеспечения для защиты от компьютерных вирусов, хакерских атак и спама. Компания имеет офисы во многих странах Азии, в том числе в Малайзии, Сингапуре, Китае, Индонезии, Таиланде, Индии и на Филиппинах. В настоящее время на Азиатско-Тихоокеанский регион приходится 6,2% доходов компании, при этом регион всегда занимал важное место в стратегии компании по расширению клиентской базы за рубежом. Перспективные рынки для «Лаборатории Касперского» — страны Юго-Восточной Азии, главным образом, Малайзия и Сингапур.
|
АТЭС
Азиатское Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) (англ. Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC) — форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений.
Целью АТЭС является повышение экономического роста, процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества. В экономиках-участницах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли
На 2017 г. был утвержден следующий перечень приоритетов финансирования:
Первый ранг:
§ содействие торговли и инвестициям, либерализация, включая развитие инфраструктуры и ГЧП;
§ реализация инициатив по региональной экономической интеграции, включая Пекинскую дорожную карту по содействию продвижению к созданию региональной зоны свободной торговли (АТЗСТ) и Лимской Декларации по АТЗСТ, механизм по обмену информацией касательно региональных торговых соглашений;
§ укрепление инновационного потенциала и конкурентоспособности МСП, их вовлеченность в глобальные цепочки поставок;
§ продовольственная безопасность, включая производство, процесс обработки, цепочки поставок, торговлю, безопасность продуктов питания;
|
§ развитие устойчивого сельского хозяйства, развитие сельских районов, техническое взаимодействие, а также реализация принципов Дорожной карты по продовольственной безопасности до 2020, Бизнес плана и Пьюрской декларация по продовольственной безопасности;
§ развитие человеческих ресурсов, включая реализацию Стратегического плана по укреплению потенциала с целью продвижения торговли и инвестиционной повестки, сотрудничество в сфере образования, науки и технологий, развитие региональных рынков труда;
§ вопросы, касающиеся следующего поколения торговли и инвестиций;
§ торговля услугами, включая реализацию принципов Рамочного документа АТЭС по сотрудничеству в сфере услуг и Дорожной карты по обеспечению конкурентоспособности услуг;
§ деятельность, обозначенная в Рамочном плане по вопросам цепочек добавленной стоимости;
§ взаимосвязанность цепочек поставок;
§ реализация Рамочного документа по взаимосвязанности — физической, институциональной взаимосвязанности и взаимосвязанности между людьми;
§ информационные технологии и цифровая экономика, в т.ч. электронная торговля, ИКТ и цифровая торговля; Интернет-экономика, включая реализацию инициатив АТЭС по сотрудничеству с целью продвижения интернет экономики;
§ инициативы, относящиеся к NgeTI;
§ структурные реформы, включая преодоление ловушки среднего дохода и реализацию принципов Обновленной повестки АТЭС по структурным реформам;
§ создание благоприятных условий для ведения бизнеса;
§ готовность к чрезвычайным ситуациям и борьба со стихийными бедствиями; деятельность, включающая эффективные меры по продвижению капитала, товаров, услуг и людей, шаги по реализации Рамочного документа по снижению степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
Второй ранг:
§ Сбалансированный рост
§ координация макроэкономической политики и обмен информацией;
§ финансовые рынки (финансовые регуляторные системы и развитие рынка капитала), гарантии долгосрочной фискальной устойчивости;
§ финансовая интеграция, фискальная транспарентность, реализация Себуанского плана действий;
§ Включающий рост
§ женщины и экономика;
§ вопросы, относящиеся к снижению экономического неравенства и оказанию помощи участникам в региональной торговле;
§ вопросы, связанные с социальным аспектом глобализации, такие как: здоровье, пол, старение населения, уязвимые слои населения;
§ Устойчивое развитие
§ энергетическая эффективность и безопасность, развитие низкоугледородных технологий и альтернативных источников энергии;
§ урбанизация и рост, развитие умных городов;
§ устойчивое управление, консервация природных ресурсов, включая воду, землю, лес и другие; борьба с незаконной вырубкой леса и его торговлей;
§ зеленый туризм, повышение мобильности, обеспечение качества жизни через устойчивый рост;
§ вопросы, связанные с океаном (Голубая экономика, рыболовство, аквакультура, реализация Плана действий по продовольственной безопасности и Голубой экономике, устойчивое развитие морских и прибрежных ресурсов, снижения уровня морского мусора;
§ формирование устойчивых и гибких сообществ;
§ устойчивое развитие горной промышленности;
§ Безопасный рост
§ борьба с терроризм;
§ повышение уровня безопасности путем снижения риска возникновения стихийных бедствий;
§ здоровье и система здравоохранения, в т.ч. реализация Инициативы по укреплению системы здравоохранения в АТР до 2020 г.;
§ противодействие коррупции, эффективное управление и транспарентность (в т.ч. действия по борьбе с отмыванием денег);
§ Инновационный рост
§ инновационная политика, разработка новых технологий;
§ развитие информационных технологий с целью предотвращения стихийных бедствий, снижения риска из возникновения, сотрудничество по вопросу поиска и спасения;
§ защита прав интеллектуальной собственности, включая секретные данные ведения торговли;
§ стандарты, техническое регулирование, сотрудничество в области нормативного регулирования.
Третий ранг:
§ сотрудничество по делам молодежи;
§ иные вопросы, которые не могут быть отнесены к уровню 1 и уровню 2.
Главным содержанием переговоров В. Путина и Си Цзиньпина в ходе саммита АТЭС стало сопряжение проектов ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), выдвинутого полтора года тому назад, когда противостояние России и Запада из-за Крыма и Донбасса достигло апогея. Очевидная, не декларируемая официально цель этого сопряжения – предотвратить конкуренцию между российским и китайским проектами экономической интеграции в Евразии, не допустив тем самым охлаждения отношений и их перерастания в конфликтную стадию. Проекты ЕАЭС и ЭПШП пересекаются в Центральной Азии, которая и могла стать полем столкновения двух держав. Последнего удается избегать, но продвигается сопряжение непросто. Россия, обладающая по сравнению с Китаем гораздо меньшим экономическим весом, опасается в результате реализации крупных инфраструктурных проектов попасть в экономическую зависимость от столь мощного соседа, как это уже фактически произошло с большинством среднеазиатских государств.
Помимо сопряжения ЕАЭС и ЭПШП В. Путин и Си Цзиньпин обсуждали и другие проекты, например, усиление взаимодействия в рамках того же АТЭС. По словам китайского лидера, наши страны должны «углублять процесс продвижения зоны свободной торговли в АТР, способствовать тому, чтобы… страны АТЭС вносили еще больший вклад в экономический рост АТР и глобальной экономики».
ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) (англ. Asian Infrastructure Investment Bank, AIIB) — международная финансовая организация, создание которой было предложено Китаем. Основные цели, которые преследует АБИИ, — стимулирование финансового сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, финансирование инфраструктурных проектов в Азии от строительства дорог и аэропортов до антенн связи и жилья экономкласса.
По заявлениям вице-премьера России Игоря Шувалова, AБИИ не рассматривается как потенциальный конкурент МВФ, Всемирного банка и Азиатского банка развития (АБР). Однако эксперты рассматривают AIIB как потенциального конкурента базирующихся в США Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка. После сообщений об успехах AIIB американский министр финансов США Джейкоб Лью предупредил, что международным финансовым организациям в США, таким как ВБ и МВФ, грозит потеря доверия.
Китай, Индия и Россия возглавили организацию, оказавшись в тройке крупнейших владельцев голосов. При этом на важнейшие решения КНР имеет фактическое право вето
Настоящая проблема российского рынка в том, что с нашими финансовыми рейтингами в Азии мы никому не интересны. Но не нужно забывать о возможности развития и проникновения на рынок без конкуренции с азиатскими структурами, а наоборот, сотрудничая с ними. Присоединяясь к азиатским структурам, получая их финансовые гарантии, поручительства и страхование финансовых рисков, можно наблюдать синергетический эффект.
Самый интересный потенциальный партнер — это Азиатский банк развития, высоко капитализированный многосторонний банк, посвятивший себя делу сокращения бедности в АТР посредством экологически устойчивого всеобъемлющего экономического роста и региональной интеграции. Региональная интеграция — это то, что необходимо сегодня Дальнему Востоку России, потому не секрет, что экономические связи между Дальним Востоком и Китаем, Японией или Кореей в разы выше, чем экономические связи между Владивостоком и Санкт-Петербургом. Это не только вопрос транспортной доступности, это также вопрос сформировавшейся экономической модели.
Азиатский банк развития кроме того, что он большой и надежный, интересен также гибкостью своих финансовых программ. Он может очень быстро привлекать финансовые средства, направляемые на финансовые проекты; а его кредитные инструменты имеют фиксированные способы входа и выхода и другие методы, обеспечивающие инвестору возможность также легко покинуть проект, как и войти в него. Это краткосрочные финансовые инструменты, по подобию которых можно составить инструменты для финансирования крупных инвестиционных проектов России в АТР и, прежде всего, на российском Дальнем Востоке. Это один из потенциальных инструментов секьюритизации финансовых проектов, связанных с подготовкой и проведением саммита АТЭС.
Евразийский банк развития
Банк был учрежден при ведущей роли России, т.к. российский взнос в уставный капитал является наибольшим. Банк пытается копировать (в позитивном смысле) практику работы азиатских банков развития. Он сосредоточен на торговом финансировании, предоставлении комплексного финансово-экономического обслуживания и поддержания экономической стабильности. Но у Евроазиатского банка развития есть удобные инструменты: это, прежде всего, система субзаемщиков; кредитные линии, предполагающие веерное распределение финансирования; кредитные линии на сферы торгового финансирования и т.д. Т.е. это не финансирование деньгами, а подтверждение обязательств.