Праздник в западной традиции




Латинская богослужебная практика Введения во храм Пресвятой Богородицы обнаруживает чрезвычайно тесную связь с восточно-христианской традицией.

Так, в Южной Италии, где проживало множество православных греков, праздник отмечался с IX века. Норманны, захватившие эти земли в XI столетии, перенесли его в Англию.

Однако широкое бытование праздник получил только во второй половине XIV столетия, когда французский дворянин-крестоносец Филипп де Мезьер († 1405), канцлер титулярного короля Иерусалима Петра I Лузиньяна, обратился к Римскому папе Григорию XI с предложением по примеру греков официально установить празднование Введения в Католической Церкви. Благословение было получено, но служба наделялась вотивным статусом, то есть совершалась по желанию или по обету.

В течение XV века много усилий по распространению праздника во французских землях приложил король Карл V, повелевший совершать службу Введения в своей придворной часовне в Париже. В 1472 году папа Сикст IV (1471–1484) включил службу Введения в Бревиарий, впрочем, со знакомой оговоркой: как праздник по желанию для некоторых мест. Впоследствии папа Пий V (1566–1572) вовсе исключил праздничное последование. Но уже папа Сикст V в 1585 году сделал праздник Введения обязательным для Римско-Католической Церкви. Надо сказать, что к этому времени на Западе насчитывалось семь разных служб праздника.

В настоящее время служба Введения, формуляр которой заимствован по большей части из общей службы Богородице, совершается в Католической Церкви без особой торжественности[3].

На обоих вечернях на «Величит душа моя» положен антифон «Блаженная Богородительница Мария, Дева всегдашняя, храм Господень, святилище Духа Святаго, Ты одна угодна была Господу нашему Иисусу Христу, аллилуийа». На вечерне и литургии предписана молитва: «Боже, Который восхотел, чтобы блаженная Мария Приснодева, Духа Святаго обиталище, в сегодняшний день была представлена в храм, подай, просим, чтобы Ея ходатайством мы сподобились предстать в храме славы Твоей, чрез Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Духа Святаго Бог». На вечерне бывает антифон и молитва святого 20 ноября (Филиппа Валуа).

На второй ноктурне следуют три чтения (о рождении и воспитании Пресвятой Девы) из книги святого Иоанна Дамаскина «О вере православной».

На второй вечерне идет респонсорий: «Сподоби меня хвалить Тебя, Дево освященная, дай мне мужество против врагов моих».

При обращении к литургии можно найти вводное (introitus): «Радуйся, святая Родительница, Родильница, родившая Царя, Который царствует над небом и землею во веки веков», а также «Отрыгну сердце мое» (Пс. 44: 2).

Чтения таковы: Сир. 24: 10–13 и Лк. 11: 27, 28. В качестве прокимна (graduale) кодифицируется «Благословенна и почитаема Ты, Которая без нарушения целомудрия оказалась Девой Богородительницей, Кого не вмещает вселенная, в Твое заключился чрево, став Человеком».

Кроме того, установлены аллилуийа «По рождестве Девою непорочною пребыла, Богородительница, ходатайствуй за нас»; оffertorium (стих на принесение даров) «Радуйся, Mapия благодатная», тайная молитва (secreta): «Твоим, Господи, умилостивлением и блаженной Марии Приснодевы ходатайством да послужит нам это приношением к постоянному и настоящему благоденствию и миру, чрез Господа».

Причастен (communio) таков: «Блаженно чрево Марии Девы, носившее Сына вечнаго Отца», а по причащении (postcoramunio): «Восприняв, Господи, на Себя дело нашего спасения, дай, просим, чтобы мы всюду покрываемы были защитою блаженной Марии Приснодевы, в честь Которой приносим это Твоему величию, чрез Господа».

 

Иконография праздника

Нетривиальность событийной фиксации праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также его позднее установление не могли не сказаться на его иконографии. Отличительной чертой является здесь то, что изображение Введения во храм Пресвятой Богородицы впервые отмечено в житии Богоматери Богородицы. В монументальных же росписях данный сюжет встречается только с IX века.

При том принципы расположения образов в системе храмовой росписи, их соотношение с другими Богородичными сценами и композициями земной жизни Христа достаточно строго соответствуют основным темам песнопений службы праздника. И важнейшим для изобразительного ряда, без сомнения, становится символ одушевленного храма – Богородицы, вместившей невместимого Бога. Композиция представляет собой процессию, направляющуюся к храму в виде кивория на тонких колонках, находящегося внутри невысокой ограды. В открытых (иногда затворенных) дверях ограды, которые напоминают царские врата, распахнутые или закрытые, навстречу Богородице склоняется первосвященник Захария; за ним виден церковный престол.

В росписях IX–XIII столетий во главе процессии вслед за Богородицей изображаются Ее родители, которые вручают Ее священнику как дар, обещанный Богу, а за Иоакимом и Анной расположены девы, держащие в руках горящие свечи. Такая архитектоника отсылает к теме прославления Богородицы как чистой жертвы Богу, которая понимается в качестве приготовления, прообраза той жертвы, которую принесёт Сам Господь.

Не случайно в системе храмовой росписи нередко сопоставляются композиции «Введение во храм» и «Сретение Господне» (церковь Спаса на Нередице близ Новгорода, 1199; церковь святителя Николая на острове Липно, 1299). Существуют и более масштабные ряды, куда присовокупляются еще «Рождество Богородицы» и «Рождество Христово»: церковь святого Пантелеимона в Нерези (1164, Македония); церковь преподобного Ахиллия, епископа Ларисы, в Арилье (1296, Сербия); собор Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре (1313) и др.[4].

В палеологовскую эпоху в иконографии Введения акцент смещается в сторону евхаристического понимания события. Иоаким и Анна изображаются замыкающими шествие (например, Кралева церковь в монастыре Студеница), девы со свечами окружают Богоматерь, Которая тоже иногда выступает со свечой в руке. В сцене питания Богоматери, сидящей на ступени Святого Святых, слетающим к Ней с небес ангелом евхаристическое значение эпизода подчеркивается размером хлебца и чётким изображением на нем креста (ср. храмы Хиландара). Данная тема также черпается из праздничной гимнографии. См., например: «Небесным воспитана, Дево, хлебом верно в храме Господни, родила еси миру жизни хлеб, Слово» (3-я стихира на хвалитех, глас 1-й).

Распространено и изображение ветхозаветного Святого Святых как алтаря новозаветного храма, над престолом которого представлена сидящая на ступенях Богородица; к Ней слетает ангел с кадилом в руке (алтарный свод Успенского собора Московского Кремля, 1642–1643).

Иногда панорама выстраивается таким образом, что группа дев со свечами оказывается отделенной от остальной части композиции. Здесь весьма экспрессивна поза Марии, восходящей на ступень храма. Данный мотив соответствует рассказу Протоевангелия о том, что, к удивлению присутствующих, Богородица самостоятельно поднялась на 15 высоких ступеней Иерусалимского храма (см. церковь Успения на Волотовом поле в Новгороде, 60-е гг. XIV в.).

Следовательно, как отдельное событие, литургически вспоминаемое и празднуемое Церковью, Введение во храм Богородицы изображается на миниатюрах, на иконах (в составе праздничного ряда иконостаса), а также в монументальных росписях, где композиция представлена в качестве самостоятельного сюжета.

[1] Скабалланович М.Н. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. Киев, 1916. С. 5.

[2] Радость богоотец Иоакима и Анны и первосвященника Захария при Введении во храм Приснодевы Марии // Введение во храм Пресвятой Богородицы. Служба на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы с приложением минейного сказания, избранных статей, объяснительных примечаний и нотных песнопений. М., 1907. С. 27.

[3] Подробнее см.: Скабалланович М.Н. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. С. 114–115.

[4] Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А., Турилов А.А. Введение во храм Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 347.

Декабря 2009 г.

https://www.pravoslavie.ru/33009.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: