Слайд Система социальной помощи детям с ОВЗ – интегрированная совокупность основных направлений и принципов, субъектов, объектов, форм, методов и материальной базы социальной защиты и поддержки детей с ограниченными возможностями.
Слайд Основные направления современной российской системы социальной помощи детям с ограниченными возможностями определяются следующими факторами:
- во-первых, уровнем материального обеспечения и социальных возможностей детей с ОВЗ в современной России;
- во-вторых, обязательствами России перед мировым сообществом и конкретно перед Организацией Объединенных Наций в области социальной защиты детей с ОВЗ.
Слайд Современная наука рассматривает несколько моделей социальной помощи детям-инвалидам.
Слайд Медицинская модель определяет методику работы с детьми-инвалидами, предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих выжить. Медицинская модель имеет свои достоинства. Именно этой модели человечество обязано научным открытиям, направленным на разработку методов диагностики многих патологических состояний, ведущих к тяжелой инвалидности, а также методов профилактики и медицинской коррекции, которые позволяют нивелировать действие первичного дефекта и способствует снижению степени инвалидности.
Слайд С точки зрения модели «Сегрегация» ребенок с ОВЗ рассматривается как существо низшего порядка, по социальному статусу нечто среднее между человеком и животным. Естественно, условия жизни такого существа в обществе сводятся к сегрегационным формам, что проявляется:
· В ограничении пространства;
· В ограничении выбора (где жить, что есть, чем заниматься)
· В ограничении уединения – отсутствие места, где человек может быть в одиночестве (во время сна, гигиенических процедур)
· В ограничении возможности выразить свою индивидуальность.
Слайд Модель «Дискриминация». В общественном сознании формировалось мнение, что люди с нарушениями психофизического и интеллектуального развития представляют угрозу обществу. Во многом это способствует недостаточный образовательный и культурный уровень преобладающей массы людей, недоступность адекватной информации. Следствием такого отношения стало создание крупных закрытых интернатов – изоляторов, расположенных в местах, удаленных от комплексного проживания населения, соблюдением всех условий изоляции(вооруженная охрана, замки, решетки и т.д) атмосфера таких учреждений полностью идентична тюремной. Здесь не только имеют все виды ограничений свободы, но и отсутствуют все формы обучения, адекватные возможностям содержащихся в этих условиях людей.
Слайд Модель «Защищенности» рассматривает людей с нарушениями развития, как маленьких детей, остающихся такими на протяжении всей жизни. Главной задачей социальных программ при таком подходе является защита людей с ОВЗ от трудностей и проблем окружающего мира, организация полноценного ухода и щадящей атмосферы в среде их обитания.
Слайд Модель «Экономическая необходимость» характерна для многих стран мира, находящихся в тяжелых экономических условиях. Эта модель чревата формированием негативного общественного мнения о социальной помощи людям с ОВЗ как о тяжелой обязанности вкладывать средства как в «бездонный колодец» за счет решения более важных, жизненно необходимых для общества проблем.
Слайд В основе модели «Интеграция » лежит концепция нормализации. Согласно этой концепции дети с ограниченными возможностями при соответствующих условиях могут усвоить социально-значимые навыки и стереотипы поведения, которые считаются необходимыми для нормального социального функционирования наравне с другими членами общества, для того, чтобы жить в обществе независимой жизнью в соответствии со своими особыми потребностями. Эта модель принята в качестве основополагающей при формировании современной социальной политики западных стран и является основной для практической организации соответствующих ей форм социальной помощи.
Слайд Технологии помощи инвалидам в России – взрослым и детям – основываются на социально-экономической модели социальной работы. Согласно этой модели, люди с ОВЗ испытывают функциональные затруднения не только вследствии заболевания, отклонений или недостатков развития, но и не приспособленности физического и социального окружения к их социальным потребностям, предрассудков общества, предосудительного отношения к инвалидам.
Основными концептуальными принципами этой модели являются следующие:
· Каждый человек способен на развитие и обучение в соответствии со своими возможностями;
· Ответственность за создание особых условий развития и обучения для человека с ограниченным потенциалом возможностей берут на себя, в первую очередь, государство и общество;
· Необходимо целенаправленное формирование общественного восприятия человека с особыми потребностями в плане соответствия его социального статуса статусу обычного человека;
· Необходимо обеспечить равенство в правах для лиц с отклонениями в развитии: право на выживание и жизнь в родной семье, развитие, обучение и труд.
Усовершенствование основных законодательных документов, повышающих уровень государственных гарантий обеспечения и защиты законных прав и интересов детей-инвалидов со вступлением в силу с 1 января 2005 года положений Федерального Закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ привело к трансформации алгоритма социальной помощи детям-инвалидам.
Слайд Государственная политика в области социальной защиты детей-инвалидов определяется Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.
Государство гарантирует детям-инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, которые утверждены Правительством РФ и предоставляются за счет средств федерального бюджета.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ по месту жительства детей-инвалидов.
Слайд Набор социальных услуг включает оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средства по рецептам врача, предоставление ребенку-инвалиду при наличии медицинских показаний путевку на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригодном железнодорожном транспорте или междугородном транспорте к месту лечения и обратно для ребенка-инвалида и сопровождающего его лица.
При равноценной важности решения всего комплекса проблем детей-инвалидов, очевидным на сегодня остается принятие дополнительных мер, поддерживания социально-экономических стандартов жизнедеятельности семей, воспитывающих детей-инвалидов и нуждающихся в особой защите государства.
Если раньше эти проблемы являлись уделом только семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, то теперь они стали одним из приоритетных направлений в области социальной политики государства.
Особенностью большинства созданных в РФ реабилитационных учреждений для детей-инвалидов является их многопрофильность, что дает возможность оказывать реабилитационные услуги детям-инвалидам с различной патологией. Слайд Результатом развития и укрепления системы специализированных учреждений для детей и подростков с ОВЗ становится их территориальная доступность, увеличение численности обслуживаемых детей – инвалидов, повышение качества предоставляемых реабилитационных социальных и медицинских услуг.
Основным звеном в системе социальной помощи является реабилитация и абилитация.
Слайд Социальная реабилитация для детей с ОВЗ – одна из наиболее важных и трудных задач современных системы социальной защиты населения.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов дают следующее понятие социальной реабилитации – процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психологического и социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым, предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости. Реабилитация может включать меры по обеспечению и по восстановлению функций или компенсаций утраты или отсутствие функций или функционального ограничения. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи.
Слайд Содержание социальной реабилитации рассматривается как процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Цель реабилитации – восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Слайд Основные формы социальной реабилитации детей-инвалидов:
1. слайд Медицинская реабилитация, которая является начальным звеном системы общей реабилитации детей-инвалидов и представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов, приостановление прогрессирование заболеваний. Медицинская реабилитация неразрывна с лечебным процессом, уже в ходе реализации медицинских услуг потерпевшего здоровья ребенка должен предусматриваться наиболее полный учет возможностей дальнейшей реабилитации: минимально травмирующая операция, удобные для протезирования результаты ампутаций и т.д.
2. слайд Психологическая реабилитация является самостоятельным управлением реабилитационной деятельности, направленным на преодоление у ребенка страха перед действительностью, изживания социально-психологического комплекса «Калеки», укрепление активной деятельной личностной позиции;
3. Педагогическая реабилитация включает в себя мероприятия воспитательного и обучающего характера в отношении детей-инвалидов, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного поведения, самообслуживания, получив необходимый уровень общего или дополнительное школьное образование. Важнейшая цель этой деятельности, ее психологическая составляющая – выработка у ребенка уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь.
4. Социально-средовая реабилитация – организация жилища, среды общения ребенка инвалида соответствующими приспособлениями, которые обеспечат ему относительно самостоятельное выполнение бытовых функций, осуществление санитарно-гигиенических мероприятий, с одной стороны, и обучение ребенка инвалида пользованию этими приспособлениями – с другой стороны.
5. Социально-трудовая реабилитация – проводится в форме профориентации и профессионального обучения путем применения углубленной профессиональной диагностики детей-инвалидов в процессе их взросления. Разрабатываются показания к тем профессиям, которыми могут заниматься инвалиды.
6. Образовательная реабилитация – сложный комплекс, который включает в себя процессы получения детьми инвалидами необходимого общего образования, при необходимости – различных уровней и видов специального или дополнительного образования, профессиональной подготовки для получения профессии.
7. Социально-культурная реабилитация – составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у детей-инвалидов потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества. Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая детей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.
8. Социокоммуникативная реабилитация – восстановление непосредственных социальных взаимодействий ребенка-инвалида, укрепление его социальной сети. В рамках этой деятельности происходит обучение ребенка инвалида навыкам общения в новых для него условиях нарушения ряда функций. На основе складывания адекватной, но благоприятной самооценки ребенок-инвалид должен сформировать новый образ «Я» и положительно окрашенную картину мира. Важной особенностью данного процесса является организация специальный каналов или инструментов общения, если ребенок-индивид в них нуждается, обучение его пользования такими средствами.
Слайд Социальная абилитация умственно отсталых детей
Абилитация – система медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных, технических, т.е. социальных мер по приобретению функций организма и трудоспособности умственно отсталых детей.
Слайд Выделяют следующие виды абилитации умственно отсталых детей:
· Эмоциональнаяьная абилитация (установление личных отношений и их углубление, восполнение тактильного дефицита социально приемлемыми методами)
· Игровая абилитация
· Коммуникативная абилитация
· Социально-бытовая абилитация
· Социально-трудовая абилитация
Слайд Игровая абилитация. Выделяют 5 ступеней игровой абилитации:
1 ступень. Игра – исследование. Ребенок исследует прдметы: трясет, пробует на зубок, стучит, бросает, осматривает.
2 ступень. Игра – соотнесение. Пытается соотнести 2 предмета, распологая предметы по-разному.
3 ступень. Ролевая игра с самим собой. (например делает вид, что пьет из чашки)
4 ступень. Простая ролевая игра («кормит» своего мишку)
5 ступень. Ролевая игра, предполагающая последовательное совершение действий.
Слайд Коммуникативная абилитация. Существует пять главных направлений коммуникативной абилитации:
1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
2. Развитие восприятия речи.
3. Развитие умения подражать.
4. Развитие умения соблюдать очерёдность.
5. Формирование умения применять навыки общение в повседневной жизни.
Правильно организованная социально-трудовая абилитация благоприятно влияет на физическое развитие отсталых детей, содействуя коррекции их двигательных недостатков.
Основные направления социально-трудовой абилитации:
· Формирование у детей умений и навыков самостоятельного выполнения разнообразных работ;
· Формирование у воспитанников свойств личности, необходимых в самостоятельной трудовой деятельности: предприимчивости, ответственности, деловитости, честности и других;
· Обучение учащихся доступными технологическими умениями и навыками на различных областей трудовой и профессиональной деятельности;
· Воспитание культуры труда.
Процесс социальной абилитации детей с отклонениями в умственном развитии можно условно разделить на 4 основных этапа:
1 этап. Определение уровня дезадаптации.
2 этап. Конкретные шаги и ожидания помощи.
3 этап. Интеграция.
4 этап. Поддержка.