Загадки (А) и скороговорки (Б)




А.

По весне к нам с юга летит

Черная, как ворон, птица,

Для деревьев наших врач.

Ест букашек разных... (грач). Ф. Талызин

На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его... (скворец).

Кто приклеил майским днем Рукавичку над окном, Поселив в нее жильцов — Непоседливых птенцов?

(Ласточка) И. Красильников

Я проворна, легкокрыла, Хвост раздвоен, словно вилы. Если я летаю низко, Значит, дождик где-то близко.

(Ласточка)

На шесте — веселый дом С круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, Дом качает ветер.

На крыльце поет отец — Он и летчик, и певец.

(Скворечник) В. Орлов

Б.

Были галчата в гостях у волчат, Были волчата в гостях у галчат. Нынче волчата галдят, как галчата, И, как волчата, галчата молчат.

М. Бородицкая

Дидактическая игра (А) и упражнения (Б)

А. «Угадай по описанию» — воспитатель описывает птиц, дети угадывают. Цель — развить умение составлять описательный рас­сказ, внимание, связную речь, находить сходства и различия.

Б. «Звукоподражание» — воспитатель называет птиц, дети про износят звукоподражание. Цель — закрепить произношение отдель­ных звуков.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

«Выложить из камешков» — выложить из камешков скворечник и птицу.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Подмести участок.

Б. Прыжки через скакалку, резинку.

Подвижная игра

«Веселый воробей». Цель — научить выполнять движения по тексту игры. Ход игры.

Воробей с березы Дети прыгают.

На дорогу прыг!

Больше нет мороза — Прыгают и чирикают.

Чик-чирик!

Вот журчит в канавке Произносят: «Ж-ж-ж!»

Быстрый ручеек,

И не зябнут лапки — Прыгают.

Скок-скок-скок!

Высохнут овражки — Прыгают.

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки — Чирикают.

Чик-чирик!

11. Наблюдаем за лягушкой

Цель — познакомить с внешним видом лягушки, с ее движениями.

Ход прогулки

Наблюдение

Обратить внимание на внешний вид лягушки, цвет ее кожи. Хорошо ли она видна среди травы? Легко ли ее можно поймать? Рассказать, что лягушки полезные животные, их нужно оберегать. Они уничтожают комаров и мух.

Детям старших групп предложить подумать, почему лягушка прыгает, а не бегает. Обратить внимание на передние и задние ноги (задние ноги длиннее передних, поэтому она прыгает). Она прыгает по суше, плавает в воде.


Художественное слово

Лягушка-попрыгушка, Скачи ко мне без страха, Тебя я не обижу, Не стукну никогда.

Скачи, скачи, лягушка — Зеленая рубаха, Должны мы жить, Друг другу не принося вреда.

К. Россетти

Очень трудно Застенчивой, Скромной лягушке, Проживающей в луже На зеленой опушке.

Р. Сеф

Глянь, на речке лягушата, Музыкальные ребята.

— Ква! Ква! Ква! ~ Все распевают песни.

П. Золотов

Загадки

Летом в болоте Вы ее найдете, Зеленая квакушка. Кто это?

(Лягушка)

Скачет зверушка, Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку И комар, и мушка.

(Лягушка)

Под берегом сидит Тарас, Кричать горазд.

(Лягушка)

Дидактические игры

j «Какая лягушка?». Цель — научить детей подбирать относитель­ные прилагательные.

J «Кто больше назовет действий» — дети подбирают глаголы, ха­рактеризующие действия лягушки. Цель — активизировать сло­варный запас глаголами.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

«Угощение для лягушки». Игра с песком — дети «варят» кашу, «пекут» куличики для лягушки.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Сделать домик из травы для лягушки.

Б. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Подвижные игры

J «Музыкальные ребята». Цель — научить выполнять движения, не мешая друг другу. Ход игры. На земле параллельно раскладывают два шнура — это «речка». Здесь лягушата будут «плавать».

Ква! Ква! Ква! Дети прыгают и говорят: «Кеа! Ква!»

В речку прыгать нам пора.

Ква! Ква! Ква! Дети «плавают» и повторяют: «Ква!

Плавать можно до утра! Ква!»

Раз, два, три! Дети «гребут» и повторяют: «Ква! Ква!»

Лапками греби!

Ква! Ква! Выпрыгивают из «речки».

На берег пора!

Ква! Ква! «Ловят» комаров.

Поймайте комара!

S «Попрыгунчики». Цель — научить детей прыжкам на двух ногах с продвижением вперед. Ход игры. На земле чертят круг. Один из играющих встает в середину — он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и, если не грозит опасность быть запятнанными, продолжают прыгать на двух ногах к центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнашки и во­время выпрыгнуть из круга. Пойманный становится пятнашкой.

12. Наблюдаем за трудом взрослых

Цель — дать знания о том, как надо ухаживать за посадками в огороде и на цветочной клумбе.

Ход прогулки

Наблюдение

Обратить внимание на то, что за растениями в огороде и на цветочной клумбе надо ухаживать: рыхлить землю, поливать. Пона­блюдать, как это делают старшие дети и воспитатель. Проследить, как изменяются в росте и развиваются растения.

У детей старших групп спросить: «Зачем нужно полоть и проре­живать растения? Какие растения где растут?»

Художественное слово

Не ленись, моя лопатка, Будет вскопанная грядка. Грядку граблями пригладим, Все комочки разобьем, А потом цветы посадим, А потом водой польем. Лейка, лейка, лей, лей! Грядка, грядка, пей, пей!

Г. Лагздынь

Огородик посажу и кругом огорожу, Протопчу туда дорожку —- никому не покажу.

О. Дриз

Загадки (А) и скороговорки (Б)

А.

Огородник Федот С длинным носом живет. Где наклонится, Там вода течет.

(Лейка)

Зубастые, а не кусаются.

(Грабли)

Б.

Возле грядки — Две лопатки. Полить пора!

Возле кадки — Два ведра.

После утренней зарядки Мы работали на грядке — И посадки их теперь Все в порядке.

Е. Благинина

Дидактические игры

S «Кому что нужно для работы» — дети определяют, какие пред­меты помогают людям разных профессий. Цель — закре­пить знания детей о том, что людям помогают в работе орудия труда, воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудится.

S «Кто больше назовет действий» — дети перечисляют действия огородника, садовника. Цель — активизировать словарный запас глаголами.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

«Составь цветок» — составить цветок на песке из разноцветных пробочек.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Поливать растения.

Б. Отбивать мяч от земли.

Подвижная игра

«Платок». Цель — развить быстроту и ловкость. Ход игры. Все встают в круг, водящий с платком за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу. Тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот и другой ста­раются занять свободное место.

13. Лесные дары — грибы и ягоды

Цель — закрепить знания детей о лесных растениях, познако­мить с названиями грибов — съедобных и ядовитых.

Ход прогулки

Наблюдение

Показать детям спелую землянику и объяснить: она красная, душистая — ее можно есть, а зеленую есть нельзя — она невкус­ная. Объяснить, как надо срывать ягоды, чтобы не портить весь куст.

Обратить внимание на красивые формы грибов, на их цвет. Показать съедобные грибы, подчеркнуть их особенности. Обяза­тельно показать ядовитый гриб — мухомор. Объяснить, что этот гриб несъедобный, но что он нужен как лекарство многим лесным зверям.

С детьми старших групп рассмотреть цветные сыроежки, объ­яснить, что хотя они так и называются, но сырыми их есть нельзя.

Очень красивы подосиновики, стройные, крепкие, будто бы вы­резанные из дерева. Лисички видны далеко: они как желтые цветы в изумрудной траве. Ножка у них расширяется кверху и напоминает граммофонную трубу. Лисички редко бывают червивыми, они всегда чистые, крепкие.

Белые грибы чаще встречаются под молодыми елями.

Ближе к осени появляются, опята. Собирать их легко: они видны всюду. Съедобный опенок окрашен скромно: светло-ко­ричневого цвета, сероватая шапка с чешуйками, на ножке кольцо, похожее на манжетку. Ложный опенок окрашен ярко: его шляпка зелено-желтая, посередине красноватая, чешуек и манжеток на ножке нет.

Объяснить, из каких частей состоит гриб. Показать шляпку, на нижней стороне шляпки образуются споры, которые высыпаются из созревшего гриба и разносятся ветром. Прорастая, они образуют грибницу, из нее вырастают грибы. Из одной грибницы может вы­расти много грибов, но для этого их нужно осторожно срезать, а не вытаскивать из земли, чтобы не повредить грибницу.

Грибы любят тенистые, сырые места, но не в глубине леса, а на поляне, опушке, возле заброшенных дорог, по краям вырубок.

Художественное слово

Я надела поясок, Подвязала туесок, Побежала по малину Через луг, через лесок.

Е. Благинина

Мы пошли по ягоды В дальний лес.

Видимо-невидимо Там чудес!

Н. Саконская

Я по лесу по зеленому бреду, Я грибочки в кузовок соберу. Я в осиннике рыжики беру, По березничку — березовики, По сосновым пням — опеночки, А под елкой — белый гриб — боровик. (Русская народная песенка)

По дорожке шли, Боровик нашли. Боровик боровой В мох укрылся с головой.

А. Прокофьев

На пенечке сто опят: «Очень тесно тут!» — вопят. Позовите грибника Собирать опят с пенька.

Е. Серова

Подберезовик, Подберезовик Ловко спрятался Под березою.

Е. Серова

Несмышленыши-масленки Запеленаты в пеленки,


А масленки-старички Носят все воротнички.

Е. Серова

Загадки

Как на стежке, на дорожке Вижу алые сережки.

За одною наклонилась, А на десять набрела!

Я клонилась — не ленилась, Кружку с верхом набрала.

(Земляника) Е. Благинина

Из-под елок на пригорок

Вышел мальчик ростом с пальчик. Он на тучки поглядел, Сразу кепочку надел, Новенькую, ладную, Цветом шоколадную.

(Белый гриб) Л. Кузьмин

Конечно, не белый — Я, братцы, попроще, Расту я обычно

В березовой роще. (Подберезовик)

3. Александрова

Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали заметных.

Собирай, не мешкай, Это... (сыроежки).

В. Степанов

Эти славные сестрички Не едят цыплят.

Ml

Эти дружные сестрички Рядышком стоят.

Словно желтенькие кнопки В мох воткнулись возле тропки.

(Лисички) В. Степанов

На пригорке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек. Разгибаем стебельки, Собираем огоньки.

(Земляника) А. Жаров

Тонконогие ребята Подрастают каждый день. По траве войска идут, Грибники их не найдут. Лишь наклонишься немножко, Поглядишь — полно лукошко!

(Опята) В. Орлов

Собираются в лукошки Толстощекие матрешки, В зеленых платочках, Сарафаны в точках, А матрешки все красны, Очень сладки и вкусны.

(Земляника)

У девчонки-тонконожки Ярко-красные одежки. Под листочек загляни-ка — Там краснеет... (земляника).

Б. Ерухимович

Кто шляпу на ногу надевает? (Гриб)


Возле леса на опушке, Украшая темный бор, Вырос пестрый, как петрушка, Ядовитый... (мухомор).

Под осинкой у тропинки Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет ботинка, Шляпа есть, нет головы.

(Подосиновик)

На пеньке живет семья: Мама, папа, брат и я.

Дом у нас один, а крыша Есть у каждого своя.

(Опята) Н. Пикулева

После дождика подружки Поселились на опушке.

Шляпки разноцветные, Самые заметные.

(Сыроежки)

В. Мусатов

Что за ребятки на пеньках Столпились тесной кучкой И держат зонтики в руках, Застигнутые тучкой?

(Опята)

А вот кто-то важный На беленькой ножке, Он в шапочке красной, На шапке — горошки.

(Мухомор}

На полянке у дорожки - Красные горошки.

Кто мимо пройдет -

В рот себе их кладет.

(Земляника)

Под осинкой стоит Мальчик-с-пальчик, На нем серый кафтанчик, Шапка красненькая.

(Подосиновик)

Посмотрите-ка, ребята, Тут — лисички, там опята. Ну а это, на полянке, Ядовитые... {поганки).

С. Михалков

Это гриб — любимец мой — С ножкой толстой и прямой. Красной шапкой он накрылся, Под осинкой схоронился.

(Подосиновик) Шляпка красная в горошек, Воротник на тонкой ножке. Этот гриб красив на вид, Но опасен, ядовит.

{Мухомор)

Удивляется народ: Водят чудный хоровод Рыжие сестрички — То грибы... {лисички). И на горке, и под горкой, Под березой, и под елкой Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят.

{Грибы) Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых, Меня узнаешь за версту. Зовусь я... {подосиновик).

Дидактические игры

«Чудесный мешочек» — дети ощупывают муляжи грибов, нахо­дящиеся в непрозрачном мешочке, и называют их. Цель — на­учить детей узнавать предметы по характерным признакам, раз­вивать тактильную чувствительность.


«Угадай по описанию» — воспитатель описывает разнообразные грибы, дети угадывают. Цель — развить умение составлять опи­сательный рассказ, внимание, связную речь, находить сходства и различия.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

S «Выложи на песке» — выложить грибок и ягодку на песке из разнообразных пробочек.

Игры с формочками и песком.

S Пальчиковая гимнастика.

По грибы

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять. Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Ну а этот только ел — оттого и потолстел.

За ягодами

Раз, два, три, четыре, В лес идем мы погулять, За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной.

Землянику мы найдем И братишке принесем.

Н. Нищева

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Собираем ягоды и грибы.

Б. Ходьба с наклонами.

Подвижные игры

S «Ягодка-мал инка». Цель — развить координацию речи с движе­нием. Ход игры.

       
   
 

«За грибами». Цель — развить координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность, закрепить в речи глаголы «искать», «срывать», «собирать». Ход игры.

       
   
 

       
   
 


Литература

Использованная

1. «Как знакомить дошкольников с природой». Под ред. П. Г. Саморуковой. — М., 1983.

2. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедиче­ской группе для детей с ОНР. — СПб, 2003.

3. Теплюк С. EL Занятия на прогулках с детьми младшего до­школьного возраста. — М., 2005.

4. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. — М., 2003.

5. Гаврина С. Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. — Ярославль, 1997.

6. Осокина Г И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л. С. Игры и развле­чения детей на воздухе. — М., 1983.

7. Поваляева М.А. Развитие речи при ознакомлении с приро­дой. — Ростов-на-Дону, 2002.

8. Томилова С.Д. Полная хрестоматия для дошкольников. — Ека­теринбург, 2005.


Рекомендуемая

1. Гербова В. В. Учись говорить. — М., 1999.

2. Воспитание дошкольников в труде. Под ред. Нечаевой В. Г. — М„ 1989.

3. Воспитание и развитие детей раннего возраста. Под ред. Ля­миной Г.М.- М., 1981.

4. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с приро­дой.- М., 1980.

5. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. — М., 1979.

6. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошколь­ного возраста. — М., 1979.


Содержание

От авторов............................................................................. 3

Осень....................................................................................... 4

1. Знакомимся с осенними цветами.................................................... 4

2. Многообразие осенних листьев........................................................ 6

3. Что нам подарила осень...................................................................... 9

4. Наблюдаем за солнцем..................................................................... 13

5. Наблюдаем за небом и облаками................................................... 15

6. Наблюдаем за ветром........................................................................ 17

7. Знакомимся с деревьями................................................................ 19

8. Наблюдаем за дождливой погодой............................................... 22

9. Знакомимся с работой дворника.................................................. 24

10. Изучаем увядшие растения......................................................... 26

11. Наблюдаем за домашними животными....................................... 28

12. Наблюдаем за птицами..................................................................... 31

13. Изучаем транспорт........................................................................... 34

14. Первый снег......................................................................................... 37

Зима....................................................................................... 41

1. Морозный солнечный денек............................................................ 41

2. Наблюдаем за ветром........................................................................ 43

3. Наблюдаем за снегом...................................................................... 45

4. Знакомимся со свойствами льда.................................................... 50

5. За окном мороз.................................................................................... 51

6. Наблюдаем за работой дворника................................................. 54

7. Наблюдаем за деревьями.............................................................56

8. Изучаем транспорт............................................................................. 59

9. Зимующие птицы........................................................................ 62

10. Зимние забавы.................................................................................. 67

11. Где чей след...................................................................................... 71

12. Наблюдаем за животными........................................................... 73

13. Как стали одеваться люди.............................................................. 75

Весна................................................................................... 78

1. Пришла весна...................................................................................... 78

2. Наблюдаем за небом и облаками................................................. 80

3. Наблюдаем за снегом................................................................... 82

4. Капель............................................................................................ 84

5. Кругом вода..................................................................................... 88

6. Ледоход............................................................................................. 91

7. Знакомимся с перелетными птицами...........................................93

8. Первые листья на деревьях..........................................................96

9. Зеленый ковер................................................................................. 99

10. Цветут деревья и кустарники....................................................... 101

11. Солнышки на траве.......................................................................... 104

12. Наблюдаем за работой дворника.................................................106

13. Наблюдаем за работой на клумбах и в огороде.................................................................. 108

Лето....................................................................................... 111

1. Наблюдаем за солнцем................................................................ 111

2. Наблюдаем за небом и облаками............................................... ИЗ

3. Наблюдаем за ветром................................................................115

4. Наблюдаем за дождем, грозой и радугой................................... 117

5. Изучаем деревья и кустарники..................................................... 120

6. Что цветет летом............................................................................. 123

7. Изучаем песок и почву.................................................................... 126

8. Наблюдаем за водой.................................................................. 128

9. Наблюдаем за насекомыми..................................................... 130

10. Наблюдаем за птицами............................................................. 136

11. Наблюдаем за лягушкой........................................................... 138

12. Наблюдаем за трудом взрослых.............................................. 141

13. Лесные дары — грибы и ягоды...................................................... 143

Литература............................................................................ 151

Использованная........................................................................................ 151

Рекомендуемая......................................................................................... 152



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: