Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Никольская основная общеобразовательная школа»
ИНОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
ТУРИСТИЧЕСКИМИ ТРОПАМИ В ПОИСКАХ ЗДОРОВЬЯ.
Автор: Шалагинова Л. В.
учитель биологии, географии
Усть-Ишим – 2020
Актуальность проекта.
Здоровье – это совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием творческих планов. Но всегда ли мы бережно относимся к здоровью, укрепляем его?
На сегодняшний день в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 – 40% - имеют хронические заболевания [1, с.99].
Среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды. Это большая наполняемость классов; низкий уровень освещенности в помещениях школ; перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями; неблагополучие психологического климата школьных коллективов; ухудшенная социально-экономическая и экологическая обстановка.
Неоправданно завышенный объем учебных программ, большие размеры учебников, их качество и полиграфическое оформление резко увеличивает число больных учеников. К этому же ведет несоответствие мебели и оборудования гигиеническими нормами, загрязнение воздуха в помещениях. Усугубляет положение отсутствие у большинства руководителей школ и учителей специальных знаний и умений по элементарной диагностике состояния здоровья детей, по организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья [1, с. 100].
Помогает сохранить здоровье четкий режим дня и досуговая деятельность учащихся во внеурочное время.
|
Проект направлен на решение детских и молодежных проблем образовательной деятельности в частности на их здоровье, на развитие у детей и молодежи чувства патриотизма и гордости за природу родного края, которой гордятся сами дети, их родители, бабушки и дедушки; способствует выработке мотивации на здоровье и здоровый образ жизни, организацию досуговой жизни детей школьного возраста; чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Успешность получения и усвоения знаний в школе в большей степени зависит от здоровья ребенка. Результаты исследований показали, что учащиеся чаще стали болеть простудными заболеваниями, заболеваниями, связанными с опорно-двигательной системой. Проект представляет собой продолжительную по времени совместную деятельность учащихся и учителя - программу экологии окружающей среды, двигательной активности детей и влияние их на здоровье. Лучше всего снимает усталость и оздоравливает организм активное общение с природой – туристические походы, экскурсии и просто отдых на природе. Не случайно врачи утверждают, что «движения могут заменить лекарства, но ни одно лекарство не заменит движения».
Природа – богатейшая кладовая здоровья и союзник отдыха. Для хорошего самочувствия необходимы свежий воздух, умеренная температура и солнечный свет. Нужны человеку и тишина, и гармоничные звуки текущих ручьев и рек, и пение птиц, и шум деревьев, и шелест травы, и, наконец, запахи леса, луга, озера, реки.
|
Наиболее благотворно воздействие леса, особенно кедрового и березового. Зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему и зрение, а равномерный шелест листвы в сочетании с приятными запахами способствует восстановлению работоспособности.
Растения – мощный генератор целебного воздуха. Они поглощают пыль и углекислоту, выделяют живительные биологически активные газы – кислород и озон. Установлено, что растения выделяют в окружающую среду особые вещества – фитонциды, убивающие болезнетворных микробов. Не случайно в медицине применяют лечение «фототерапия» и «ландшафтотерапия».
Природа родного края красива и разнообразна. Живописные и интересные ландшафты привлекают своей красотой (прил. 1).
И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.
В последние годы возникают новые педагогические технологии обучения и авторские программы, которые принимают многие школы. Часто эти новшества не проходят ни медицинской, ни психологической экспертизы, хотя некоторым из них дана положительная педагогическая характеристика. В результате, освоение знаний многим учащимся дается дорогой ценой: перенапряжение, усталость, возникновение серьезных изменений в состоянии здоровья.
|
Учебный материал очень насыщенный и усложненный. Нарушения в состоянии здоровья учащихся часто являются причиной трудностей в усвоении учебного материала. Поэтому все усилия педагогических коллективов и родителей должны быть направлены на организацию восстановления физического и психического нарушения здоровья ребенка.
В последнее время происходят существенные изменения в образе жизни школьников: перестраивается система образовательной школы, увеличивается поток получаемой информации и т.п. Все это предъявляет высокие требования к состоянию здоровья школьников. Поэтому медицинские работники, педагоги и родители должны активизировать деятельность по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Учебная нагрузка большая, учащиеся проводят много времени за партой, компьютером. Педагогический коллектив старается строить работу так, чтобы в развитии личности превалировали нравственные ценности, интеллектуальное развитие и здоровье, которое рассматривается как личностная национальная ценность.
Современная школа имеет все возможности для обеспечения детей должным уровнем знаний, умений, навыков и сохранения их здоровья. Но все это влияет на состояние его здоровья.
Анкетирование показало, что на 2019 год учащихся с высоким уровнем здоровья было 15%, средний уровень здоровья имели 50% учащихся и 35% - имели низкий уровень здоровья.
К 2020 году ситуация изменилась: высокий уровень здоровья – 25% учащихся;
средний уровень здоровья – 55%;
Низкий уровень здоровья – 20%.
В школе установились особые традиции, которые способствуют благоприятному психологическому климату и пропаганде здорового образа жизни:
- Туристический слет (проводится в теплое время осени с выездом в другое село).
- Осенне – весенние походы в разные природные комплексы.
- День самоуправления.
- Спортивные состязания, дни Здоровья.
- Проводятся классные часы с приглашением специалистов
- Каждый год проводятся традиционные праздники «День Урожая», «День Птиц», «трудовой десант» и т.д.
- Кружки Туристические, «Планета загадок», «Хочу все знать».
В последние годы школа работает по направлению здоровьесберегающих технологий. В школе разработана программа развития школы «Здоровьесбережение участников образовательного процесса как условие обеспечения доступности качественно образования», где основную роль играет программа «Счастливо жить - здоровым быть». Основные традиционные мероприятия по этой программе:
ü Спортивный праздник «Моя семья».
ü «Президентские состязания».
ü «Лыжня России».
ü Общешкольные соревнования по волейболу, баскетболу, лыжам, настольному теннису, русской лапте, пионерболу.
ü Турслёты
ü «День здоровья»
ü Безопасное колесо
ü Спортивные соревнования по различным видам спорта, кроссы, эстафеты
ü Экскурсии на природу
ü Уроки безопасности
ü Тропа здоровья (цикл мероприятий по сохранения и укреплению здоровья).
Целью этого проекта является формирование желания вести здоровый образ жизни. Для реализации этой цели были запланированы следующие задачи:
- Формирование здорового образа жизни вовремя уроков, на классных часах, внутришкольных мероприятиях, внеурочное время;
- Организация кружковой работы по охране здоровья;
- Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках;
- Физминутки на уроках;
- Выполнение профилактических мероприятий (ежегодные медосмотры, профилактика нарушений осанки);
- Соблюдение санитарно – гигиенических норм;
- 100% охват горячим питанием учащихся;
- Совместная работа учителей, учащихся и родителей по формированию здорового образа жизни.
Ожидаемыми результатами данной программы являются способность учащегося вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, вести активное общение с природой, тем самым оздоравливая организм.
Эффективность использования здоровьесберегающих технологий постоянно отслеживается.
На базе школы создан сельский клуб физической подготовки «Спортивная деревня». Основной задачей клуба является укрепление здоровья детей в культурно-массовых мероприятиях: «Кросс Наций», «Лыжня России».
Открыты кружки: туристический, «Планета загадок», «Хочу все знать», которые основываются на главной цели: оздоровление организма в общении с природой. В природной обстановке у детей восстанавливаются силы, расширяются знания о растительном и животном мире и о природе своего края в целом.
Таким образом, в ходе реализации проекта планируется решить следующие проблемы:
· Выживание человека и сохранение его здоровья;
· Охрана окружающей среды и бережное отношение к природе родного края;
· Стремление субъектов образовательного пространства к здоровому образу жизни;
· Способствовать привитию здорового образа жизни.
В рамках реализации проекта необходимо провести:
· Эколого-просветительскую работу (экскурсии в природу, туристические походы, выпуск бюллетеней ЗОЖ, выпуск буклетов);
· Практические природоохранные мероприятия (трудовой десант по очистке территории школы и обелиска, месячника охраны природы и благоустройства территорий, «День птиц», охранные мероприятия по экологической тропе).
Данные мероприятия проводят учитель биологии, классные руководители, руководители кружков и секций; координирует деятельность заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
По ходу реализации проекта регулярно проводятся тренинги для обучающихся и выпускаются бюллетени «За здоровый образ жизни».
Ожидаемый результат проекта: создание условий досуговой жизни детей, что положительно влияет на здоровье учащихся.
В проекте принимают участие все учащиеся, учителя и родители.
Рабочий план реализации проекта.
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки выполнения | Ответственный за выполнение |
Туристические походы | Весна, лето, осень | Классный руководитель, руководитель кружка | |
Районный конкурс «Следопыт» | Зима | Учитель физической культуры, руководитель туристического кружка | |
Туристические экспедиции | Весна, лето, осень | Классный руководитель, руководитель кружка | |
Туристические слеты | Весна, лето, осень | Классный руководитель, руководитель кружка | |
Спортивный праздник «Моя семья». | Декабрь | Учитель физкультуры | |
«Президентские состязания». | Учитель физкультуры | ||
«Лыжня России». | Зима | Учитель физкультуры | |
Общешкольные соревнования по волейболу, баскетболу, лыжам, настольному теннису, русской лапте, пионерболу. | В течении уч. года | Учитель физкультуры | |
«День здоровья» | |||
Безопасное колесо | Осень | Руководитель кражка | |
Спортивные соревнования по различным видам спорта, кроссы, эстафеты | В течении уч. года | Учитель физкультуры | |
Тропа здоровья (цикл мероприятий по сохранения и укреплению здоровья). | Весна, осень, лето | Руководители кружков |
Механизм оценки результатов
Результативность реализации задач проекта будет оценена по следующим показателям:
Оцениваемый показатель | Механизм оценки |
Состояние здоровья обучающихся | Обследования и мониторинг |
Уровень экологически грамотного поведения обучающихся | Метод наблюдения. Анкетирование. |
Востребованность рекреационной зоны | Метод наблюдения. Соцопрос. |
Главным критерием оценки проекта является санитарно-гигиеническая комфортность в условиях пребывания на природе и в учебное время учащегося.
Механизм оценки: метод наблюдения, анкетирование, обследование и мониторинг.
Данный проект позволяет оздоровить учащихся школы и формировать у них навык к самооздоровлению.
Жизнь в школе организуется таким образом, что каждый учащийся в реальной, естественной ситуации становится сознательным субъектом нравственной практики и может реализовать себя под девизом: "Пренебрежение к своему здоровью - безнравственно!". Решению проблемы формирования у учащихся негативного отношения к асоциальным явлениям будет способствовать установка на то, что сами дети способны психологически заражать друг друга и хорошим, и плохим. Поэтому в практическую реализацию Проекта заложено не одностороннее воздействие педагога на воспитанника, а взаимодействие ребят, совершенствующееся в процессе общения.
Решение этих проблем вытекает из необходимости создания такой образовательной среды, в которой будет обеспечиваться равновесие между адаптивными возможностями организма учащегося и учителя и постоянно меняющейся средой. Это реструктуризация педагогической системы с целью:
¨ обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе;
¨ постоянной диагностики состояния здоровья и мероприятий по формированию здорового образа жизни школьника и педагога;
¨ эффективной коррекционной и реабилитационной работы по индивидуальным медицинским и психологическим показателям;
¨ методики включения всех субъектов образовательного процесса в здоровье сберегающую деятельность;
¨ способы формирования личностных концепций здоровья;
¨ выработка умений, относящихся к саморегуляции эмоциональных состояний и самоконтролю в стрессовых ситуациях.
Основной девиз реализации Проекта - «Будь здоров!".
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Биология. 5 – 9 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.
2. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении: система работы, мониторинг / сост. М.А. Павлова, О.С. Гришанова, Е.В.Гусева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 248 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТРОПА ЗДОРОВЬЯ
ЗИМНЯЯ СКАЗКА
СЛЕДОПЫТ