Тема нашего урока: «Трагическое одиночество человека в мире и исторической «бездомности» поколения в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок».
Равнодушие – самая страшная болезнь души.
Алексис де Токвиль
(фр. Полит. Деятель 19 века,
министр иностранных дел Франции (1849 г.)
Сегодня я предлагаю вам поразмышлять над его стихотворением «Листок». Это стихотворение многоплановое. В нем поднимается сразу несколько проблем.
1. Прочитайте выразительно стихотворение «Листок». (стр. 158-159)
2. Познакомьтесь со схемой «Компоненты анализа поэтического произведения». (Запишите её в тетрадь)
Анализ стихотворения.
- Ребята, какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какими словами вы могли бы выразить то чувство, которое вызвало это произведение?
(жалость к листку, презрение к равнодушной и высокомерной чинаре, тревогу за судьбу листочка…)
- Все наши ответы складываются вокруг двух образов. Думаю, вы согласитесь со мной в том, что это центральные, ключевые образы стихотворения, между которыми возникли определенные противоречия. Скажите, что стало причиной недопонимания между дубовым листком и чинарой?
(Нежелание горделивой чинары принять листок, несмотря на его мольбу.)
- Каким термином называется в литературе столкновение взглядов, идей, поведения? (Конфликт)
-Наличие конфликта предполагает, как правило, деление героев на 2 группы. На какие? (Положительные и отрицательные)
- Кого из героев стихотворения можно назвать положительным, а кого – отрицательным?
- Итак, листок и чинара. Каждый из этих образов имеет свой внешний и внутренний мир.
Давайте понаблюдаем за тем, как характеризует героев их внешность?
|
Внешность чинары великолепна: это молодое красивое дерево с роскошной листвой. Её зеленые ветви, украшенные райскими птицами, тянутся до самого неба.
Листок же некрасив, потому что устал от скитаний. Он весь в пыли, ободран, желт и вял.
- Соответствует ли внешний облик внутреннему миру героев?
Внешняя красота чинары противопоставлена её внутреннему миру – пустому и бездушному. Отказ чинары приютить листок характеризует её как существо бессердечное, жестокое, не умеющее сострадать и сочувствовать чужому горю. Чинара эгоистична, черства, брезглива, надменна, равнодушна.
Листок некрасив снаружи, но у него богатый внутренний мир –
«Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
Он добр сам и поэтому наивно надеется на милость других.
Вывод: С чем ассоциируются образы листка и чинары? Запись в тетрадь.
Чинара –олицетворение молодости, красоты и радости.
Листок – олицетворение одиночества, безысходности и тоски.
- Ребята, вы, конечно, обратили внимание на то, что образы листка и чинары получились очень выразительными, выпуклыми, живыми. Достичь этого может только настоящий мастер слова, в совершенстве владеющий секретами использования художественных средств изобразительности.
Давайте понаблюдаем, какими художественными приемами пользуется в своем стихотворении Лермонтов. Записи в тетрадь.
Прием антитезы.
Антитеза – противопоставление- антонимы.
Подведение итогов.
Вспоминается ещё одно стихотворение Лермонтова - «Нищий»:
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
|
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Строки, не требующие комментария!..
Это очень опасная для общества тенденция. (Обращение к эпиграфу) Равнодушие – злейший враг всего живого. Всё на свете нуждается в добром отношении, во внимании и заботе. Иначе …
- Ребята, стихотворение имеет некоторую недосказанность. Нам только остается догадываться о дальнейшей судьбе листка, обреченного на скитание. Что дальше? Может быть, море, которое сулит листочку гибель?!
Задавание домашнего задания.
1. Написать миниатюру на одну из предложенных тем:
«Над чем побудило задуматься стихотворение «Листок?
«Какова дальнейшая жизнь листка?»
«Можно ли листок назвать сильным?»
Прислать выполненное задание на проверку Боголюбовой М.В.