Часть III. Искусство ирландцев и англосаксов.




Тематический конспект «Искусство раннего средневековья»

Историческая справка. Кельтское население Британии к середине 5 века после ухода римских легионов было покорено на большей части территории германскими племенами, преимущественно англами и саксами, которые образовали несколько независимых государств. Культурный уровень кельтов, оттесненных англосаксами, был значительно выше, чем уровень завоевателей. Художественная культура Ирландии и Британии достигла расцвета в 7-8 вв. и оказала огромное влияние на формирование зрелой фазы средневекового искусства в Европе.

Одним из центров распространения христианской культуры была кельтская Ирландия. Её многочисленные и обширные монастыри славились по всей Европе. Так, монастырь Клонар эн Мет, основанный в 520 году, насчитывал около 3000 монахов. Ирландские монахи были известны своей ученостью, в монастырях изучали латынь и греческий язык. Одним из обычных занятий монахов были украшение и переписка рукописей.

 

Архитектура. Строительство христианских культовых сооружений в Ирландии началось еще в 6 веке, но древнейшие деревянные постройки не дошли до нашего времени. Для каменного зодчества раннего ирландского средневековья характерны небольшие однокомнатные «оратории» без окон и с одной дверью, например Ораторий Галлерус (Галларус) на юго-западе Ирландии с ложным сводом, образованным постепенно сближающимися рядами камня.

Церкви, построенные англосаксами в 7-11 веках из камня, ясно указывают на связи с предшествовавшим этапом деревянного зодчества. Так, например, колонки из камня напоминают деревянные балясины. Даже конструктивные приемы, характерные для построек из дерева, переносятся в каменное строительство (система клети). Так называемая Башня Бартона в Норсгемптоншире построена из камня так, что в ней отчетливо выделяются вертикальные стояки и горизонтальные поперечины, равно как и угловая вязка.

 

Книжная миниатюра. Среди произведений англо-ирландского искусства 8-9 вв. наибольшее число дошедших до нас памятников представляют собой иллюминованные рукописи.

Влияние самобытной народной традиции ясно выступает в памятниках изобразительного искусства Ирландии и Британии. Христианское искусство этих островов сложилось на почве древней кельтской орнаментики, украшавшей изделия из дерева, камня и драгоценных металлов. Получает широкое распространение своеобразный орнаментальный стиль, в котором использовались мотивы кельтской и германской орнаментики. Его характерной особенностью являются геометризм и линейно-плоскостная трактовка форм. Этот стиль окончательно сложился во второй половине 7 века в Западной Англии, в Нортумбрии. Из нортумберлендских монастырей вышли все лучшие рукописи этой школы. Расцвет англо-ирландской миниатюры приходится на 8 столетие.

Главнейшими являются несколько евангелий - так называемая «Книга из Дурроу» (ок. 700 г.), «Книга Келса» (нач. 8 в., Дублин), евангелие из Эхтернаха (сер. 8 в.) и Сент-Галленское евангелие (8 в.).

 

 

Характерной принадлежностью подобных рукописей в 8 веке является крупный инициал начальной страницы, занимающий в высоту не менее её половины. Инициалы отличаются простыми и крупными геометрическими формами, но в пределах этих очертаний все плоскости заполняются сложнейшим и тончайшим орнаментом. Единственными фигуративными изображениями в ранних англо-ирландских кодексах были символы евангелистов.

 

В самых роскошных рукописях в начале и в конце кодекса, а также перед текстами четырех Евангелий располагались так называемые ковровые страницы, сплошь покрытые сложнейшими плетениями, восходящими к кельтской орнаментальной традиции.

Особенность англо-ирландского средневекового орнамента состоит в том, что изображение здесь почти неотделимо от фона, сам орнамент очень динамичен. В этом орнаменте сливаются воедино мотивы самого разнообразного происхождения - здесь есть элементы кельтские и англосакские, декоративные приемы коптов христианского Египта и народов Передней Азии. В качестве наиболее обычных мотивов можно назвать спирали, лестничный мотив из ломающихся под прямым углом линий, шахматный узор и особенно характерный для этого стиля зверино-ленточный орнамент.

Часто встречается также применение точек, то заполняющих плоскости, то бегущих вдоль очертания букв и изображений. Изобразительные мотивы подчинены целям украшения рукописи и не связаны с ее содержанием.

Наиболее распространены изображения символов и фигур евангелистов; миниатюры с другими сюжетами встречаются как исключение. Обычно сохраняются лишь основные элементы человеческой фигуры, без которых изображение вообще перестает быть понятным.

 

Англо-ирландские миниатюры выполнены с редким каллиграфическим мастерством при помощи пера, без какой бы то ни было моделировки. Золото и серебро не применяются.

Декоративно-прикладное искусство. Этот специфический стиль проявляется не только в украшении рукописей. Он наблюдается и в произведениях прикладного искусства из металла и в резьбе по кости. Примером такого рода работ является бронзовое «Распятие» из Атлона.

 

 

Весьма характерны для Ирландии и Англии большие каменные придорожные кресты высотой в 3,5 – 4 метра, украшенные плетёным орнаментом или рельефными изображениями сюжетов Священного Писания или легенд о святых. Такие кресты являются живым свидетельством языческой формы, в которую облекались христианские символы и представления. Каменные кресты Ирландии и Британии представляют собой первые в истории западноевропейского Средневековья произведения монументальной пластики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: