Толкование Первого Часа и исторические сведения о нем




Лекция №2

Службы суточного круга

Богослужения суточного круга это богослужения, повторяющиеся в течение суток. Богослужебные сутки начинаются с вечера. Поэтому первой службой Суточного круга Богослужений является Вечерня. Вечерней называется ежедневная церковная служба, отправляемая, по указанию Типикона, “перед вечером мало” (Вечерня Вседневная, Типикон, гл. 9), “прежде солнечного захождения” (Вечерня Малая, Типикон, гл. 1) и “по еже зайти солнцу мало” (Вечерня Великая, Типикон, гл. 2). Итак, по различию дней Вечерня бывает Великая, совершаемая в воскресные и праздничные дни отдельно или в составе Всенощного Бдения; Малая, совершаемая перед Всенощным Бдением, начинающимся Великой Вечерней; и, наконец, Вечерня Вседневная, или будничная.

Вечерня
Малая вечерня
Вседневная вечерня
Великая вечерня

 

 


 

 

Великая вечерня - это вечерня, за которой совершается вход и пение прокимна. Она служится в канун двунадесятых праздников, полиелейных святых, великих святых и воскресений.

Малая вечерня в канун перед всенощным бдением, если оно начинается с великой вечерни. Из нее исключается почти все ектении и служится при закрытых царских вратах и завесе. (В приходской практике не служится)

Вседневная вечерня служится тогда, когда нет великой вечерни. Служится при открытой завесе.

За вечерней следует повечерие. Повечерие это богослужение которое следует после вечерни перед сном.

 

Повечерие
Великое повечерие
Малое повечерие

 


Повечерие бывает Великое и Малое: Великое Повечерие совершается в дни Великого поста и на праздники Рождества Христова и Богоявления; малое – во все прочие дни года. Малое Повечерие положено совершать “по вечери”, т.е. после вечерней трапезы (ужина), перед отходом ко сну. Малым оно называется за свою краткость сравнительно с Великим, которое состоит из трех частей. Уставной порядок Малого Повечерия содержится в Часослове и в Следованной Псалтири.

После сна полагаются утренние молитвы и освящение ночного времени, этому отвечает такое богослужение как полуношница.

Полунощницей называется церковная служба, которая совершается в полночь, равно как и во всякий час ночи до утра. Христианский обычай освящать Богослужением полночь или вообще ночное время, без сомнения, основывается на примере Самого Господа Иисуса Христа (Лк. 6, 12; Мф. 26, 30) и Апостолов (Деян. 16, 25). Во время гонения этот обычай получил особенно широкое распространение вследствие того, что ночное время было самым безопасным временем для совершения Богослужения. Вместе с тем Святая Церковь всегда имела в виду, что полночь по своей тишине, есть время самое удобное для молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полуночного Богослужения св. Василий Великий (Послание 2-е к Григорию Назианзину) и другие учители Церкви. Св. Иоанн Златоуст называет это время самым благоприятным для совершения молитв. О времени и месте совершения полуночного последования св. Симеон Солунский говорит: “В полночь, или немного спустя, когда ударят в било, во образ последней ангельской трубы, встают все от сна, как бы от смерти; и пред храмом (в притворе), как бы на земле пред небом, братия все вместе, после благословения священнического, начинают обычные молитвы” (архиеп. Вениамин, “Новая скрижаль”, с. 123). По мнению толкователей Богослужения, Полунощницу св. Церковь установила:
Во-первых, с тем, чтобы напомнить верующим молитвенный полунощный подвиг Иисуса Христа перед отшествием Его на вольные страдания. Так, в “Учительном известии” говорится: “В полунощи идый к вольной страсти, в вертограде, в таком подвизе бе прилежно моляся, яко поту его быти, яко капли крове капающия на землю” (Служебник);
Во-вторых, для постоянного напоминания верующим о страшном дне Второго Пришествия Христова и последующих за ним воскресения мертвых и последнем суде, так как Второе Пришествие Христово явится внезапно для беспечных, как бы в полночь, для суда над нами, по учению Священного Писания (притча Спасителя о десяти девах, 2 Петр. 3, 10 и другие места Священного Писания). В Полунощнице имеется ряд песнопений, которые изображают это Пришествие Господне (тропари: “Се жених…”) и покаянные обращения и вопли души, в страхе и смятении ожидающей суда Божия (Пс. 50, Пс. 36 и 17-я кафизма).
В-третьих, чтобы призвать верующих бодрствовать и в полуночные часы в подражание ангелам, которые немолчно прославляют Господа, взывая: “Свят, свят, свят”. Устанавливая такой порядок службы, святая Церковь также основывалась на примере Ветхозаветной Церкви (Пс. 118, 62) и на событии Воскресения Христова, последовавшего, по словам Евангелиста “зело рано”, т.е. тотчас после полуночи.
В Часослове и Следованной Псалтири помещаются три отдельных последования Полунощницы: Вседневная, Субботняя и Воскресная. Кроме того, есть и в Типиконе Устав и Вседневной (понед. 1-й седм. Вел. Поста), и Воскресной (Типикон, гл. 7) Полунощницы. Та или другая Полунощница совершаются сообразно с днем седмицы и указанием Устава. Не полагается Полунощницы, если совершается Всенощное Бдение (Типикон, гл. 2,7). Иногда Полунощница по Уставу совершается не в храме, а келлиях (четверг и суббота 5-й седм. Вел. поста, от Вел. четверга до Фоминой недели).

После ночной молитвы наступает утро, за освящение времени которого отвечает утреня.

Утреня получила свое название от времени совершения. С утром соединены многие священные воспоминания, утром мы благодарим Бога за сохранение нас во время прошедшей ночи и дарование нам нового дня жизни. Затем каемся в своих согрешениях и просим Господа, чтобы Он озарил нас как естественным, так и истинным, благодатным Своим светом, дабы нам “бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти” в ожидании пришествия светлого и явленного дня Сына Божия – Иисуса Христа. В утреннем Богослужении мы также чествуем святых угодников Божиих или отмечаем какие-либо священные события. Утренний свет, впервые озаривший устрояемую Творцом вселенную, был первым утром мира. В Ветхом Завете ежедневно ранним утром совершались всесожжения и молитвы (Исх. 30, 7). В Новом Завете – царстве благодати – с утром соединены многие священные воспоминания, например, два важнейших события из жизни Спасителя совершились ранним утром, т.е. до рассвета, а именно: Рождество Христово и Воскресение. Самый свет утренний напоминал первым христианам об Иисусе Христе, Который назвал Себя Светом миру (Ин. 8, 12). Православная Церковь призывает нас к утреннему Богослужению с первых дней своих. Например, в Апостольских Постановлениях говорится: “По утру благодарите Бога за то, что Он осветил нас, удаливши ночь и приведши день…” В Апостольское время утреннее молитвословие начиналось до рассвета и продолжалось до наступления дня, поэтому-то и наша Утреня предваряется пением или чтением перед Шестопсалмием ангельской песни: “Слава в Вышних Богу…”, а в конце Утрени бывает возглашение: “Слава Тебе, показавшему нам свет”. Итак, освящать утро дня соответствующими времени песнопениями – обычай древний. Есть много свидетельств, подтверждающих этот обычай древности. Так, например, историк Евсевий Кесарийский (4 век) называет псалмы и песни, которыми прославляется Божество Иисуса Христа на утреннем Богослужении, издревле установленными и сложенными (кн. 5, 28). В творениях св. Василия Великого (4 в.) также есть упоминание о способе стихословия утренних псалмов, отличая их от молитв и псалма покаянного. У св. Афанасия Великого (4 в.) имеется указание на употребление в утреннем Богослужении Великого славословия. Существуют три вида Утрени:

УТРЕНЯ
ВСЕДНЕВНАЯ УТРЕНЯ
ПОЛИЕЛЕЙНАЯ УТРЕНЯ
СЛАВОСЛОВНАЯ УТРЕНЯ

 


Православная Утреня имеет четыре части, чему соответствует древнее деление ночи на четыре стражи. Части эти следующие:

1. Начальные псалмы, Шестопсалмие с Великой ектенией и тропари “на Бог Господь”;
2. Кафизмы, а на праздничной Утрени – еще и Полиелей с Евангелием;
3. Канон;
4. Хвалитные псалмы со Славословием и ектениями. К этому присоединяется заключительная часть, начинающаяся возгласом “Премудрость”, и отпуст.
Все эти четыре части внутренне связаны и представляют собой как бы непрерывно развертывающуюся картину. В первой части сочетаются скорбь и радость, мрак и свет, покаяние и славословие. В дальнейших текстах (“Бог Господь и явися нам…”) эта картина становится еще величественнее, озаряемая светом упований и надежд, достигающих своей вершины (если совершается праздничная Утреня) в блеске Полиелея и радости праздничного Евангелия. За этим, подобно полноводной реке, начинает свое величавое течение канон, в котором прославляются священные лица и объясняется смысл праздника. За каноном следует хвала и славословие единому, истинному Виновнику всякого торжества, - Богу; затем прославление праздника пением тропаря и благословение Господне на отпусте.

Часы и их виды

Часы бывают двух типов: с псалмами (трехпсалмные Часы) и без псалмов (Пасхальные). Тип трехпсалмных Часов в свою очередь разделяется на три подтипа: 1) Вседневные, 2) Великопостные, 3) Великие, или Царские (служатся 3 раза в году: в сочельники Рождества Христова и Богоявления и в Великую пятницу перед Пасхой). Междочасия же, хотя и представляют собою типы Часов, но теперь самостоятельного значения они не имеют и в число суточных служб не входят, служатся только на Афоне. В древности же они входили в круг древних Часов.

Первый Час

Служба Первого Часа является первой службой дня и как бы продолжением Утренней службы, и, исключая дни, когда служатся Царские Часы, всегда совершается сразу же после Утрени. Молитвословия Первого Часа находятся в Часослове сразжу после Утрени. В конце Утрени на вседневной службе, после пения: “Утверди, Боже…” – священник задергивает завесу Царских врат, а чтец читает: “Придите, поклонимся…” (трижды) и положенные псалмы Первого Часа. Если же совершается Утреня Полиелейная или с Великим Славословием, то тогда Первый Час читается после полного отпуста Утрени и обычного многолетия.

Первый Час, как непосредственно примыкающий к Утрене и как бы ее окончательно завершающий, начинается всегда с “Придите, поклонимся…” (трижды).

Затем следует характерное для Часов трехпсалмие; в Первом Часе оно состоит из 5-го псалма: “Глаголы мои внуши, Господи…”, 89-го псалма: “Господи, прибежище был еси нам…” и 100-го псалма: “Милость и суд…”).

За трехпсалмием следует: “Слава, и ныне”, “Аллилуиа” (трижды), “Господи, помилуй” (трижды), “Слава” - тропарь празднику или святому, затем “И ныне” – Богородичен Первого Часа наряду в Часослове: “Что тя наречем…”. Если два тропаря, то первый читается после “Господи, помилуй” (трижды”), затем: “Слава” и второй тропарь.

Далее следуют стихи из 118-го псалма (ст. 133-136: “Стопы моя направи…”, “Избави мя от клеветы…”, “Лице Твое просвети…”, “Да исполнятся уста моя…”).

Затем “Трисвятое по Отче наш” и кондак праздника или святого. Кондак на службе Часа читается всегда один; если их два, то они чередуются: на Первом Часе один, на Третьем – другой, на Шестом опять первый, на Девятом – второй. Затем: “Господи, помилуй” (40 раз), после чего следует общая молитва Повечерия, Полунощницы и Часов: “Иже на всякое время…”. За этой молитвой следует троекратное: “Господи, помилуй”, “Слава, и ныне”, потом: “Честнейшую херувим…”, “Именем Господним благослови, отче”.

Священник, выйдя северными дверьми (в одной епитрахили, чем опять как бы знаменуется смирение Ходатая, как и в чтении молитв Светильничных и Утренних), говорит: “Боже, ущедри ны…”. Чтец отвечает: “Аминь”, - священник читает молитву, в которой прославляет Христа: “Христе, Свете истинный…”, - хор прославляет Царицу Небесную торжественным гимном “Взбранной Воеводе…”. За этой торжественно-благодарственной и победной песнью священник произносит: “Слава Тебе, Христе Боже…”, - хор: “Слава, и ныне”, “Господи, помилуй” (трижды), “Благослови!”. Священник произносит Великий отпуст, если служба была Вседневная, так как в этом случае Первым Часом заканчивается служба Утрени.

Пение “Взбранной Воеводе…” в сущности не относится непосредственно к Первому Часу (в Типиконе его нет), а является кратким молебным добавлением, ставшим неотъемлемой частью последования Первого Часа.

В практике имеет место традиция, в силу которой в Двунадесятые праздники вместо “Взбранной Воеводе…” поется кондак праздника.

Толкование Первого Часа и исторические сведения о нем

При совершении Первого Часа вспоминается, как сказано в Служебнике в “Учительном известии”, “как Спаситель наш в Первый Час дне веден бысть от Каиафы к Пилату, яко злодей Благодетель связанный, и како тамо всего мира Судия от беззаконных архиереев и старцев иудейских обруган и от неправедного судии осужден бысть”.

Помимо указанных воспоминаний общий характер этой службы состоит в выражении благодарственных чувств Господу за наступивший день, просьба, молитва о наставлении на путь, угодный Богу, в течение грядущего дня. В связи со временем утра и с указанными воспоминаниями положены на Первом Часе определенные псалмы, в которых излагается утренняя молитва, раскрываются свойства врагов, которыми Спаситель был оклеветан и осужден (Пс. 5); изображается вечность и неизменность Господа Бога и краткость и изменчивость нашей жизни, подобно утру (Пс. 89). Затем говорится о том, что, когда настанет утро вечности, тогда Господь истребит всех грешников, чтобы во святом граде, т.е. Небесном Иерусалиме, были одни святые (Пс. 100).

Первый Час стоит в числе дневных суточных служб уже в древнейших греческих памятниках 8-го века, т.е. почти со времени возникновения современного суточного Богослужебного круга. Источники службы Первого Часа восходят к временам еще более древним. О молитвенной встрече дня говорит святой Василий Великий, и псалмы, им приводимые, есть именно псалмы Первого Часа. Есть сведения о службе Первого Часа, восходящие ко времени жизни преподобного Саввы Освященного (Иоанн Кассиан Римлянин). О соединении Первого Часа с Утреней упоминает Никон Черногорец (11-й в.). На Западе Первый Час становится известным с 6-го века в уставе святого Бенедикта.

В Синайском и Эфиопском Часословах, как утверждает Е.Диаковский, Первый Час непосредственно примыкает к Утрене, а остальные Часы вместе с Изобразительными объединены в особый чин Часов (“Труды Киевской Духовной академии”, 1909, май, с. 547). Отсюда становится ясно, что Первый Час органически связан с Утреней и что исполнение его идет непосредственно вслед за нею. Для нашего времени эти указания имеют глубокое историческое основание.

Что касается песни “Взбранной Воеводе…”, то этот текст, как утверждают некоторые литургисты, принадлежит, по всей вероятности, Георгию Писиде (7-й век), ибо этим кондаком начинается известный акафист Божией Матери, приписываемый ему. Исторические обстоятельства, побудившие Георгия Писиду написать эту песнь и акафист, полагают, были события войны 626-го года, когда Византийская империя победоносно отразила от стен столицы соединенные силы азиатских народов, среди которых были “Тавроскифы” – русские славяне.

К. Никольский придерживается несколько другого мнения. Он говорит, что “Взбранной Воеводе…” составлена греками в то время, когда они избавились от нападения Киевских князей Оскольда и Дира (866-й год), разбитых на своих судах бурею у Константинополя при погружении в море ризы Божией Матери. Князья киевские, пораженные этим чудом, вскоре приняли крещение.

Третий и Шестой Часы

Божественная Литургия предваряется последованием 3-го и 6-го Часов. На 3-м Часе (который соответствует у нас 9-му часу утра) воспоминаются события из последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: надругание над Ним и бичевание Его после суда у Пилата.

Кроме того, 3-й Час посвящен воспоминанию события сошествия Св. Духа на Апостолов, совершившегося в этот час в день Пятидесятницы. “Сие же размышляя, - повелевает “Учительное известие” священнослужителю, - прилежно Богу да молится, яко да подаст и ему Духа Святого, яко же и святым Апостолам”. Сообразно с этими воспоминаниями избраны и псалмы для 3-го Часа: 16-й - “Услыши, Господи, правду мою…”, 24-й – “К Тебе, Господи, воздвигох душу мою…”, 50-й – “Помилуй мя, Боже…”.

 

В 16-м и 24-м псалмах изображается страдальческий путь земной жизни Спасителя среди врагов: “Изгонящии мя ныне обыдоша Мя…” (Пс. 16, 10). В 50-м псалме – раскаяние в грехах и молитва о ниспослании нам Святого Духа: “Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей…” (Пс. 50).

На 6-м Часе (который соответствует у нас 12-му часу дня) совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии на Голгофе Господа нашего Иисуса Христа. Соответственно этим воспоминаниям избраны и псалмы: 53-й – “Боже, во имя Твое спаси мя…”, 54-й – “Внуши, Боже, молитву мою…”, - в которых пророчески указывается на предательство и страдания Спасителя,- и 90-й – “Живый в помощи Вышняго…”, - который благовествует о надежде и уповании на Бога.

Богослужения, совершаемые в 3-й и 6-й часы, освящены самими Апостолами. Из книги “Деяний” мы узнаем, что святые Апостолы время 3-го и 6-го часов считали временем молитвы (Деян. 2, 15; 10, 9).

Начинается Третий Час возгласом священника: “Благословен Бог наш…”, - чтец: “Аминь”, “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе” и все последующие начальные молитвы. В конце 3-го Часа после возгласа священника: “Молитвами святых отец…”, - чтец: “Аминь”, - и читает молитву 3-го Часа по Часослову. Сразу после этой молитвы начинается Шестой Час без возгласа священника с “Приидите, поклонимся…” (трижды). После последней молитвы 6-го Часа – возглас священника перед Литургией: “Благословенно Царство…”.

Девятый Час

Девятый Час по Церковному счислению соответствует нашему третьему часу пополудни. Девятый Час посвящен воспоминанию самой смерти Спасителя на кресте, так как именно около этого часа Христос сделал Свой предпоследний возглас на кресте: “Боже, Боже Мой, вскую Мя еси оставил”, за которым последовало тотчас напоение Спасителя уксусом и через неуказанный промежуток времени последовал возглас, приводимый только у святого Евангелиста Луки: “Отче, в руце Твои предаю дух Мой” (23, 46), с которым Господь предал дух Свой.

Следовательно, начиная с первого момента Богослужения, “Учительное известие” при Служебнике увещает воспоминать при 9-м Часе последние события жизни Христовой.

Заповедь совершать молитву в 9-й час, в воспоминание уничижения Господня, со всею ясностью изложена в 34-й главе 8-й книги “Постановлений Апостольских” (2-3 вв.). Псалмы этой службы, как и служб других Часов, избраны святым Пахомием Великим (умер в 348-м году), а тропари и молитвы, ныне читаемые на Девятом Часе, как и на других Часах, принадлежат святому Василию Великому (339-379).

Так как Девятый Час принадлежит еще предшествующему церковному дню, то тропарь и кондак на нем читаются из Минеи истекающего дня.

Девятый Час обыкновенно совершается перед Вечернею. На Царских Часах 9-й час совершается вместе со всеми прочими Часами, после которых без возгласа совершаются Изобразительны, которыми заканчивается служба Часов. Вместе с 3-м и 6-м Часами и отдельно от Вечерни 9-й Час совершается в среду и пяток Сырные, если в эти дни случится предпразднество Сретения или храмовый праздник. В седмичные дни Великого Поста, с понедельника по пятницу включительно, 9-й Час служится вместе с 3-м и 6-м Часами, после которых без возгласа совершаются подряд Изобразительны и Вечерня.

Порядок Девятого Часа следующий: священник без фелони, но в епитрахили, при закрытых Царских вратах и задернутой завесе выходит на солею и дает возглас: “Благословен Бог наш”, - чтец: “Аминь”, “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”, и все последующие начальные молитвы. Священник, стоящий на солее, после возгласа: “Яко Твое есть царство…”, - Южными дверями уходит в алтарь. По “Приидите, поклонимся…” (трижды) читаются три псалма Девятого Часа: “Коль возлюблена селения Твоя, Господи” (Пс. 83), “Благословил еси, Господи, землю Твою” (Пс. 84), и “Приклони, Господи, ухо Твое” (Пс. 85), в которых вспоминаются предсмертные страдания и смерть Богочеловека, сошествие Его во ад, моление о прощении наших грехов (85-й Псалом),

 

ради которых пострадал Сын Божий (Пс. 84). Кроме того (Пс. 83), созерцая в конце дня благолепие земного храма, мы должны умом возноситься в небесные обители. Далее обычное последование Часов. Заканчивается 9-й Час молитвой: “Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш…”. В этой молитве Церковь просит Господа, распятого на кресте и отверзшего рай разбойнику, чтобы Он умертвил наши плотские страсти и удостоил вечного блаженства на небесах.

Итак, в последовании Девятого Часа Святая Церковь напоминает нам о часе крестной смерти Спасителя нашего Иисуса Христа. Об этом особенно ярко говорится в великопостном тропаре Девятого Часа: “Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас”. В псалмах этого Часа пророчески изображаются плоды крестной смерти Сына Божия, как то: оставление грехов кающимся грешникам, примирение человека с Богом и милосердие Божие к грешнику.

Изобразительны

Последование “Изобразительных”, называемое также “Обедница”, - это краткая служба, совершавшаяся пустынножителями вместо Божественной Литургии, которая своими песнопениями и молитвословиями являлась как бы изображением ее или подобием.

В дни Великого поста, когда на Утрени поется “Аллилуиа”, “Изобразительны” совершаются после 9-го Часа. Если “Изобразительные” бывают не в дни Великого поста, когда на Утрене поется “Бог Господь”, но почему-либо не бывает Литургии, они отправляются после 6-го Часа, вместо Литургии. Последование службы находится в Часослове после последования 6-го Часа.

Начало последования “Изобразительных” составляют псалмы: 102-й - “Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его”, - и 145-й – “Хвали, душе моя, Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь”. В псалме 102-м возбуждается упование на Господа изображением милосердия Его к людям. Этот псалом возбуждает все силы души к молитве, все чувствования к благодарению Бога за Его благодеяния и как бы внушает, что если иногда нельзя кому приносить молитвы вместе с молитвами церковного собрания (например, при Литургии), то всегда можно славить Господа внутренно на всяком месте: “Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его”, “Благословите Господа, вся дела Его, на всяком месте владычествия Его”. Псалом 145-й служит как бы продолжением предыдущего псалма; в нем также делается увещание уповать на Господа и хвалить Его, хвалить во всю жизнь, во всех обстоятельствах ее, доколе существует человек и, значит, не только тогда, когда бывает человек при Богослужении в собрании церковном, а всегда. “Изобразительны” и отправлялись пустынниками вне собрания церковного.

После этих псалмов, точно так же, как и на Литургии, поется песнь, изображающая воплощение Господа: “Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый…”.

Так как Изобразительные псалмы – это торжественные песнопения, то в дни поста они не читаются; лишь в дни, подготовительные к Посту – в среду и пяток Сырные - на Часах читаются эти псалмы. Потому в великую Четыредесятницу в седмичные дни (понедельник, вторник, среду, четверток и пяток) и в понедельник, вторник, среду Страстной седмицы последование Изобразительных (совершается ли на Часах перед Литургиею или без Литургии), следуя сряду за конечною молитвою 9-го Часа: “Владыко Господи Иисусе Христе…”, - начинается пением “Блаженн”.

“Блаженными” называются стихи Слова Божия, в которых Христос обещает блаженство за разные добродетели (Мф. 5, 1-9).

Блаженства Евангельские составляют как бы продолжение Изобразительных псалмов. Как в псалмах изображаются благодеяния Божии к людям, и они призываются к благодарению Господа, так и “Блаженства” изображают нам Спасителя Господом единым, блаженным, истинно нас ради обнищавшим, показавшим в Себе кротость и смирение сердца, единым, праведным, алкавшим и жаждавшим правды и творившим ее, милостивым и щедрым, единым чистым сердцем, Святым, Миротворцем и Начальником мира, и самым Миром, Сыном Божиим по естеству, гонимым за

 

истину правды ради, невинно поносимым, преследуемым и безчествуемым, пострадавшим за нас, ради славы Отца Своего и нашего спасения, имеющим неизглаголанную радость и веселие (Блаж. Симеона Фессал. “О священнодействиях и таинствах Церкви”, § 295).

Когда последование Изобразительных совершается вместо Литургии, тогда, после пения всех стихов о “Блаженствах” читается Апостол и Евангелие. Затем возносится молитва к Пресвятой Троице: “Помяни нас, Господи…, помяни нас, Владыко…, помяни нас, Святый, егда приидеши во царствии Твоем”, - после которой воссылается славословие Триединому Богу: “Лик небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея”. Потом читается исповедание православной веры – в “символе веры”, и затем исповедание согрешений наших – в молитве: “Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша”, и читается молитва Господня: “Отче наш…”, - а после возгласа священника поются или читаются кондаки.

Если не бывает праздника, то поется кондак Господу. В храме во имя Господа поется кондак храма, в храме же в честь Богородицы или святых – кондак Преображения (Часослов, изд. в Москве, 1849 г., л. 65). В этом кондаке объясняется, почему Господь преобразился и ученикам явил славу Свою – “да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят: яко Ты еси Отчее сияние”. После кондака Преображения или храма поется или читается кондак дня седмицы, затем рядовому святому, затем “Слава”, кондак: “Со святыми упокой…”, “и ныне”, кроме субботы, - Богородичен: “Предстательство христиан”; а в субботу, когда вспоминаются мученики, поется кондак мученичен: “Яко начатки естества” (все эти кондаки, кроме кондака рядовому святому, находятся в Часослове на ряду в последовании Изобрызительных); в храме Богородицы поется на “И ныне” кондак храма Богородицы.

После кондаков читается 12 раз молитва “Господи, помилуй”, затем следует славословие Пресвятой Троице: “Всесвятая Троице…”, - наряду в Часослове, затем: “Слава, и ныне”, “Честнейшую херувим…”, “Именем Господним благослови, отче”, - священник – отпуст.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: