Организация милиции в РФ




Одним из структурных основных подразделений органов внутренних дел является милиция (лат. militia - вооруженный народ), осуществляющая охрану общественного порядка и борьбу с преступностью в Российской Федерации. Правовой основой ее деятельности является принятый 18 апреля 1991 г. Закон РСФСР «О мили­ции». В этом Законе впервые комплексно урегулирован правовой статус милиции, определены ее организационная структура, а также место и роль милиции в обществе и государстве. На уровне нормативного акта высшей юридической силы получили правовое регулирование общественные отно­шения, касающиеся правовой защиты жизни, здоровья, прав и свобод граж­дан, всех видов собственности, а также интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. С принятием этого Закона в деятельности правоохранительных органов, и прежде всего мили­ции, произошел ряд кардинальных изменений. Принятие Закона о милиции, можно сказать, означает, что «процессы демократизации привели, наконец, к широкому осознанию давно уже признанного международным сообщест­вом положения, в соответствии с которым должностные лица, стоящие на страже закона, должны быть свободны в своей деятельности от политиче­ских пристрастий, сохраняя при любых условиях "политический нейтрали­тет» и служа лишь закону и народу».

В Законе о милиции (ст. 2) в известной мере была воплощена идея деуниверсализации милиции, которая впоследствии нашла свое дальнейшее развитие в Федеральном законе от 31 марта 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции"», что в настоящее время по­зволило оставить за ней решение следующих задач:

- обеспечение безопасности личности;

действий либо проявления бездейст­вия со стороны какого-то лица.

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- выявление и раскрытие преступлений;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопас­ности;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собст­венности;

- оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.

Решение первой задачи обеспечивается милицией в рамках предостав­ленных полномочий по предотвращению угрозы жизни, здоровью, досто­инству и имуществу граждан. Такая угроза может возникнуть в результате каких-то или чьих-то противоправных. Выполняя вторую задачу, милиция призвана выявлять обстоятельства, причины и условия, способствующие совершению правонарушений, и в пределах своей компетенции принимать меры по их нейтрализации, ослаб­лению либо устранению. Эта задача предполагает также предотвращение замышляемых и подготавливаемых преступлений.

Очень важной и сложной является задача по обеспечению выявления и раскрытия преступлений. Выполняя эту задачу, милиция осуществляет деятельность, направленную на обнаружение, выявление преступлений, установление и розыск лиц, их совершивших, а также обеспечение возме­щения причиненного в результате преступления материального ущерба и компенсации морального вреда.

Реализуя задачу по охране общественного порядка и обеспечению об­щественной безопасности, милиция призвана поддерживать установленный нормами права порядок отношений между людьми при их нахождении в различных местах; предотвращать или же снижать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, например, создаваемую каким-то источником повы­шенной опасности (оружие, автомототранспорт) либо возникшую в резуль­тате каких-то чрезвычайных событий (катастрофы, наводнения, крупные пожары, стихийные бедствия, аварии с тяжкими последствиями и др.).

В соответствии с Законом о милиции она подразделяется на криминаль­ную милицию и милицию общественной безопасности, которые являются органами дознания.

Основными задачами криминальной милиции являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о кото­рых производство предварительного следствия обязательно, т. е. наиболее опасных преступлений; организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от испол­нения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях предусмотренных законодательством.

Для решения указанных задач в составе криминальной милиции созданы и функционируют оперативно-розыскные подразделения: уголовного розы­ска; по борьбе с преступлениями в сфере экономики. В составе криминальной милиции, кроме того, имеются подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УНОН, ОНОН).

Перечисленные подразделения призваны выполнять задачи, стоящие перед криминальной милицией, а в необходимых случаях оказывать по­мощь милиции общественной безопасности.

Начальники криминальной милиции назначаются на должность и осво­бождаются от нее начальником вышестоящего органа внутренних дел. На­чальники криминальной милиции одновременно являются заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел. Криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета.

В связи с тем, что деятельность криминальной милиции направлена на достижение целей, выходящих за рамки местных интересов, и нуждается в независимости от местных влияний, закон вывел криминальную милицию из подчинения местным органам власти, сохранив ее подчинение и подконтрольность только по вертикали - вышестоящему органу внутренних дел.

В отличие от криминальной милиции милиция общественной безопас­ности (МОБ) призвана решать следующие основные задачи: обеспечение безопасности личности, общественной безопасности; охрана собственности, общественного порядка; выявление, предупреждение и пресечение престу­плений и административных правонарушений; раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно; розыск отдельных категорий лиц, установление местонахождения которых отнесено к компетенции МОБ.

Численный состав милиции общественной безопасности составляет примерно 60 % от общей численности милиции. В состав МОБ входят:

дежурные части, подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения с дорожно-патрульной службой, подразделения патрульно-постовой службы, участковые уполномоченные милиции, подразделения милиции вневедомственной охраны, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых (ИВС), отряды милиции особого назначения (ОМОН), подразделения по предупреждению правонарушений несовер­шеннолетних, специализированные подразделения дознания и некоторые другие.

Деятельность милиции общественной безопасности в большей степени призвана решать вопросы местного уровня, в связи, с чем она подчиняется и подконтрольна не только вышестоящему органу внутренних дел, но и орга­нам государственной власти субъектов Федерации и органам местного са­моуправления, т. е. имеет двойное подчинение. Вместе с тем, исходя из требований закона, эти органы не вправе вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность милиции и осуществляемое ею производство по делам об административных правонарушениях.

В настоящее время органы исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации подразделения милиции, содержащиеся за счет бюджета субъекта Федера­ции и местного бюджета. Органы государственной власти субъектов Феде­рации и органы местного самоуправления могут увеличивать в пределах имеющихся средств расходы на содержание милиции, а также устанавли­вать дополнительную штатную численность подразделений милиции обще­ственной безопасности.

Начальник милиции общественной безопасности является заместителем начальника органа внутренних дел. Начальник милиции общественной безопасности субъекта Федерации назначается (освобождается) органом исполнительной власти данного субъекта по представлению министра внутренних дел (начальника ГУВД, УВД). Начальник милиции обществен­ной безопасности города (района) назначается министром, начальником ГУВД, УВД по согласованию с соответствующим органом местного само­управления.

 

Система и структура ОВД

Систему органов внутренних дел Рос. Федерации образуют: Министерство Внутренних Дел России; окружные подразделения МВД РФ (гл. управления МВД России по федеральным округам); министерства внутренних дел республик, управления (гл. управления) внутренних дел краёв, областей, автономных областей, автономных округов, городов федерального значения (МВД, ГУВД, УВД субъектов Рос. Федерации); отделы (управления) внутренних дел городов, районов, районов в городах, других муниципальных образований, имеющихся в субъектах Рос. Федерации (горрайорганы внутренних дел); управления внутренних дел и линейные управления, отделы (отделения) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (ОВД на транспорте); управления (отделы) внутренних дел закрытых административно – территориальных образований, на особо важных и режимных объектах; окружные управления материально – технического и военного снабжения; иные органы, организации и учреждения, созданные для осуществления задач, возложенных на ОВД.

Органы внутренних дел субъектов Рос. Федерации и горрайорганы составляют структуру т. н. органов внутренних дел двойного подчинения (подчиняются как вышестоящему органу внутренних дел, так и исполнительной власти субъекта РФ, за исключением уголовно – процессуальной, оперативно – розыскной и административно – юрисдикционной деятельности).

Органы внутренних дел на железно – дорожном, водном и воздушном транспорте, закрытых административно – территориальных образований, материально – технического и военного снабжения составляют федеральную структуру ОВД. Специфику оргштатной структуры транспортной милиции отражают действующие в ее составе специализированные подразделения: по борьбе с преступными посягательствами на грузы, розыскной работы с использованием автоматизированных информационно – поисковых систем, строевые подразделения по сопровождению пассажирских поездов, стационарные оперативные заслоны милиции в сферах грузовых и пассажирских перевозок и др.

Систему органов внутренних дел возглавляет МВД России. Как федеральный орган исполнительной власти оно непосредственно реализует государственную политику в области внутренних дел и осуществляет в пределах своих полномочий государственное управление ими.

По отраслевому признаку в составе ОВД выделяются следующие структуры: милиция, органы предварительного следствия, государственная противопожарная служба,, экспертно - криминалистические подразделения. Кроме того, существуют обеспечивающие (функциональные) и штабные службы.

Милиция – система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделённых правом применения мер принуждения (подробнее гл.2 ч. в).

Органы предварительного следствия в системе МВД РФ – подразделения, осуществляющие предварительное следствие по уголовным делам. Органы предварительного следствия возглавляет Следственный комитет при МВД РФ (на правах главного управления), начальник которого по должности является заместителем министра внутренних дел. В федеральных округах действуют 7 следственных управлений Следственного комитета, возглавляемых начальниками в ранге заместителя начальника Следственного комитета при МВД РФ. При МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, управлениях внутренних дел на транспорте и режимных объектах функционируют 115 главных следственных управлений (ГСУ) и следственных управлений (СУ), а также более 2,5 тыс. подчинённых им следственных отделов, следственных отделений, следственных групп и следственных частей (на правах управлений, отделов и отделений) по расследованию организованной преступной деятельности. ГСУ и СУ осуществляют в отношении нижестоящих следственных органов МВД функции финансового, материально – технического, кадрового, правового обеспечения; ведомственного контроля за расследованием уголовных дел; методической помощи; информации, анализа и прогноза. Следователи следственных частей по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ и СУ, следственных отделов и групп при райотделах внутренних дел непосредственно расследуют уголовные дела о преступлениях, отнесенных к подследственности органов внутренних дел, и направляют их прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления в суд. Органы предварительного следствия в системе МВД России осуществляют предварительное следствие в среднем по 90% преступлений, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Экспертно – криминалистические подразделения органов внутренних дел, учреждения, занимающиеся проведением криминалистической экспертизы. Главной организацией ОВД по экспертно – криминалистической деятельности является Экспертно – Криминалистический Центр. Основные задачи: организационно – методическое руководство экспертно – криминалистическими подразделениями МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ; использование технико-криминалистических средств и методов в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений, в т. ч. проведение наиболее сложных, повторных, комиссионных экспертиз и исследований; ведение централизованных экспертно – криминалистических картотек и коллекций; организация, проведение и координация прикладных научных исследований в области экспертно – криминалистической деятельности; повышение квалификации экспертных кадров.

 

4. Местное (муниципальное) самоуправление

 

Местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы самоуправления вопросов местного значения. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление в РФ является формой народовластия и одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Одновременно оно представляет собой право населения муниципальных образований самостоятельно и под свою ответственность непосредственно решать вопросы местного значения. Вместе с тем местное самоуправление необходимо рассматривать как право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления.

Местное самоуправление как право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и других муниципальных образованиях включает в себя следующие права. Гражданин Российской Федерации имеет право[9]:

- участвовать в управлении делами территорий местного самоуправления непосредственно;

- избирать органы местного самоуправления и должностных лиц;

- быть избранным в органы местного самоуправления или должностным лицом;

- на участие в собраниях (сходах);

- на участие в реализации народной правотворческой инициативы;

- на равный доступ к муниципальной службе;

- на обращение в органы местного самоуправления и к должностным лицам (предложения, жалобы, петиции, запросы и т.п.);

- на самоорганизацию граждан в форме территориального общественного
самоуправления;

- ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими нрава и свободы человека и гражданина;

- присутствовать на заседаниях органов местного самоуправления, когда рассматриваются вопросы, непосредственно затрагивающие права и законные интересы граждан;

- на гласность, т.е. возможность получения гражданами достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом;

- требовать отчетов органов местного самоуправления и должностных лиц;

- на выражение недоверия и право требовать отзыв органов местного
самоуправления и должностных лиц;

- на осуществление местного самоуправления через своих представителей;

- обжаловать в суд решения органов местного самоуправления и их
должностных лиц, если эти решения противоречат законодательству, нарушают их права и законные интересы.

Система местного самоуправления представляет собой совокупность организационных форм осуществления местного самоуправления в пределах муниципальных образований. Система местного самоуправления включает формы непосредственной демократии и формы представительной демократии. Формами непосредственной демократии являются: местный референдум; муниципальные выборы; собрания (сходы) граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления; народная правотворческая инициатива; территориальное общественное местное самоуправление. К формам представительной демократии относятся: представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы местного самоуправления; глава муниципального образования; иные выборные органы местного самоуправления; иные органы местного самоуправления; должностные лица; органы территориального общественного самоуправления[10].

Конституционные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации - это исходные начала или руководящие идеи, которые обусловлены природой местного самоуправления и получили свое закрепление в Конституции Российской Федерации.

Конституционные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации означают, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; права и свободы человека и гражданина определяют деятельность местного самоуправления; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; население муниципальных образований самостоятельно решает вопросы местного значения, владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью; границы муниципальных территорий не могут быть изменены без учета мнения населения соответствующих территорий; местное самоуправление осуществляется гражданами как непосредственно, так и через выборные и другие органы местного самоуправления; население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления.

Основные принципы местного самоуправления в Республике Татарстан. Местное самоуправление в Республике Татарстан осуществляется на следующих основных принципах: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; признание за местным самоуправлением собственных полномочий (полномочий по решению вопросов местного значения; самостоятельность местного самоуправления в пределах собственных полномочий; организационная обоснованность местного самоуправления и их взаимодействие с органами государственной власти и управления в осуществлении общих задач и функций; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления полномочиями органов местного самоуправления; экономическая и финансовая самостоятельность местного самоуправления в соответствии с законом; многообразие форм организации местного самоуправления и самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления; государственная гарантия осуществления местного самоуправления[11].

Цель и задачи местного самоуправления.

Цель - демократизация общества: власть народа, власть для народа, привлечение большого числа граждан к управлению, демократизация и децентрализация управления; создание условий для обеспечения повседневных социально-экономических потребностей каждого человека в отдельности и населения в целом, что служит реализации одного из ключевых прав человека -права на достойную жизнь.

Задачи - обеспечить: негосударственное, децентрализованное, реальное, в рамках закона, под свою ответственность, исходя из своих интересов, решение населением муниципальных образований вопросов местного значения.

Функциями местного самоуправления как основными направлениями муниципальной деятельности являются:

- обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

- управление муниципальной собственности финансовыми средствами местного самоуправления;

- обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

- обеспечение удовлетворения местных социально-экономических потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований;

- охрана общественного порядка;

- защита прав и законных интересов населения муниципального образования в сфере местного самоуправления.

Правовую основу местного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, принятые на сходах граждан и местных референдумах решения, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Территориальную основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют территории муниципальных образований. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских и сельских поселениях, городских округах и муниципальных районах. Установление и изменение границ муниципальных образований, равно как преобразование (объединение, разделение) муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Городское поселение - это поселение в составе территории которого имеется небольшой город или поселок городского типа.

Сельское поселение - это поселение, в составе территории которого имеется один или объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов (сёл, станиц, деревень, хуторов и т.п.)-

Городской округ - это крупное городское поселение.

Муниципальный район - это несколько поселений, объединенных обшей территорией.

При изменении границ территорий муниципальных образований, а также при преобразовании (объединении, разделении) муниципальных образований необходимо учитывать мнение населения соответствующих территорий.

Структура полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Население вправе самостоятельно выбрать модель построения органов местного самоуправления, т.е. наименование, порядок формирования, полномочия, сроки полномочий, подотчетность, подконтрольность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления. При этом согласно федеральному закону, наличие представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, а также избирательной комиссии муниципального образования является обязательным.

Для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов обладают следующими полномочиями:

- управление имуществом, находящимся в собственности муниципального образования;

- принятие устава муниципального образования, издание муниципальных правовых актов;

- установление официальной символики муниципального образования;

- формирование, утверждение, исполнение местного бюджета, контроль за его исполнением;

- установление местных налогов и сборов;

- установление тарифов за услуги, представляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;

- организационное материально-техническое обеспечение муниципальных выборов и местного референдума;

- принятие планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

- формирование и содержание архивных фондов муниципального образования;

- денежное содержание муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;

- иные полномочия, установленные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", другими федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципального образования.

К числу полномочий, которые обеспечивают решение вопросов местного значения поселений, следует отнести право органов местного самоуправления устанавливать обязательные для исполнения общественные повинности (дежурства, общественные работы) по охранеобщественного порядка, осуществлению первичных мер пожарной безопасности, благоустройству территории.

Вопросы местного значения - это конкретные сферы местной жизни. Решение вопросов местного значения означает удовлетворение потребностей населения муниципального образования в политическом, экономическом и социальном развитии территории, на которой оно проживает (поселение, муниципальный район, городской округ).

Первая группа вопросов местного значения связана с политической сферой, т.е. с организационным устройством местной власти в пределах муниципального образования. Население муниципального образования самостоятельно определяет формы прямой и представительной демократии, с помощью которых, она будет решать вопросы местного значения.

Важным моментом является то, что муниципальное образование самостоятельно разрабатывает и принимает свой устав, вносит в него изменения и осуществляет контроль за его соблюдением, а также осуществляет правовое регулирование муниципальных отношений в пределах полномочий органов местного самоуправления.

К вопросам местного значения в этой области относится контроль за соблюдением правовых актов муниципального образования и участие в контроле за соблюдением законодательства на территории муниципального образования. Так, муниципальные образования контролируют использование земель на территории муниципального образования, осуществляют аналогический контроль.

В экономической сфере к вопросам местного значения относится управление муниципальной собственностью и местные финансы, комплексное развитие социально-экономической сферы муниципального образования.

В социальной или точнее - социально-экономической сфере находится наибольшее число вопросов местного значения, например, к вопросам местного значения городского округа относятся:

- организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, строительства и обслуживания инженерных коммуникаций в границах городского округа;

- содержание и строительство дорог в границах городского округа;

- строительство, предоставление малоимущим гражданам и содержание социального жилого фонда;

- организация транспортного обслуживания населения в границах
городского округа городским пассажирским транспортом;

- участие в предупреждении и ликвидации последствий локальных и
местных чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;

- создание, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности муниципальной милиции;

- предупреждение и тушение пожаров, в том числе в городских лесах
(кроме других лесных и особо сложных при чрезвычайных ситуациях);

- организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории городского

- округа, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти;

- организация и содержание образовательных учреждений для предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования;

- организация и содержание медицинских учреждений для оказания скорой медицинской помощи (за исключением авиационной помощи женщинам в период беременности, родовспоможения);

- создание условий для обеспечения населения услугами
общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

- организация библиотечного обслуживания населения;

- организация и содержание городских культурно-зрелищных учреждений;

- обеспечение сохранения расположенных в границах городского
округа городских памятников истории и культуры;

- обеспечение условий для развития массовой физической культуры;

- обустройство мест для отдыха жителей;

- опека и попечительство;

- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

- благоустройство и озеленение территории, использование и охрана городских лесов;

- планирование застройки, зонирование территории, контроль за целевым использованием земель;

- уличное освещение;

- установка уличных указателей.

Органы местного самоуправления городского округа вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не отнесенные к компетенции других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из его компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных материальных и финансовых средств.

Органы местного самоуправления, кроме вопросов местного значения, могут выполнять отдельные государственные полномочия Российской Федерации и отдельные государственные полномочия субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами, а наделение отдельными государственными полномочиями субъектов РФ. Наделение отдельными государственными полномочиями должно обязательно сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий исполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, должен содержать[12]:

- указание на вил муниципальных образований, органы местного самоуправления которых наделяются соответствующими полномочиями;

- права и обязанности органов местного самоуправления, органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

- нормативы расчета передаваемых местным бюджетам субвенций и порядок их передачи;

- указание на передачу в пользование и (или) управление или муниципальную собственность материальных объектов в целях обеспечения исполнения передаваемых полномочий;

- порядок отчетности органов местного самоуправления об исполнении переданных полномочий;

- порядок осуществления контроля органами государственной власти за исполнением переданных полномочий и наименование контрольных органов;

- условия и порядок временною изъятия государственных полномочий у органов местного самоуправления и изъятия материальных и финансовых ресурсов, передаваемых органам местного самоуправления для обеспечения исполнения соответствующих полномочий.

Финансово-экономическая основа местного самоуправления состоит из муниципальной собственности, имущества, находящегося в государственной или иной собственности и переданное в управление органами местного самоуправления, иной собственности, которая используется дляудовлетворения потребностей населения муниципального образования, местного бюджета и местных налогов и сборов.

В муниципальную собственность входит: имущество органов местного самоуправления; средства местного бюджета; муниципальные земли и природные ресурсы; муниципальные предприятия и организации; муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации; муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; иное движимое и недвижимое имущество.

Бюджет муниципального образования формируется из местных налогов и сборов, отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов РФ, поступлений от приватизации, поступлений от сдачи муниципального имущества в аренду; поступлений от местных займов и лотерей, из части прибыли муниципальных предприятий, дотаций, субвенции, транспортных платежей, из финансовых средств, передаваемых органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочии и иных поступлений.

Конституция Российской Федерации устанавливает федеральные гарантии местного самоуправления. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется:

- правом на судебную защиту;

- обязанностью компенсировать органам местного самоуправления дополнительные расходы, которые возникли у них, в результате решений, принятых органами государственной власти;

- запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

 


Заключение

 

Механизм государства, как система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм. Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными особенностями, традициями управления, степенью интеграции государства в мировое сообщество и т.д. Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции. Весь огромный разветвленный горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества. Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков. Многие декларированные в конституции СССР положения наполняются реальным содержанием: разделение властей, местное самоуправление, права человека, гражданское общество, правовое государство, социальное государство и т.д.Так, разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распор


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: