Направление, цели и методы денежно - кредитной политики




Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1 Особенности денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации на современном этапе………………………………6

1.1 Центральный банк. Его задачи и функции………………………...6

1.2 Направление, цели и методы денежно - кредитной политики…..10

Глава 2 Роль Центрального Банка Российской Федерации в проведении денежно-кредитной политики государства…………………………………..16

2.1 Анализ состояния денежно-кредитной политики России………...16

2.2 Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка России……………………………………………………………………22

Глава 3 Аналитический обзор денежно-кредитной сферы в России……….26

3.1 Пути оптимизации денежно-кредитной политики Центрального Банка в Российской Федерации……………………………………………….26

Заключение………………………………………………………………31

Список используемой литературы……………………………………..45

Приложения……………………………………………………………...46

Введение

Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.

На основании вышеизложенного не вызывает сомнений актуальность выбранной темы.

Изучением и разработкой подобных моделей, применяемых в данной работе, занимался такой зарубежный деятель, как Милтон Фридман.

Из отечественных представителей очень заметными деятелями, оказавшими влияние на развитие теории денежно-кредитной политики, являются……….

Однако, несмотря на имеющееся количество работ, связанных с процессами антикризисного управления в условиях рыночной экономики, остается неисследованной проблема выработки стратегической программы антикризисного управления предлагающей наименее болезненный выход из кризисного состояния практически для любой организации. Отсюда возникает необходимость изучения нового опыта в этой области.

Целью данного исследования является решение научных задач по анализу и сопоставлению практического опыта, возможности его применения для развития денежно-кредитной политики Банка России.

В рамках достижения и раскрытия поставленной цели предполагается решение следующих задач:

-уточняем понятия Банка России……..

-дать анализ состоянию денежно-кредитной политики Банка России

-предложить перспективный вариант

Данная курсовая работа состоит из трех глав.

В первой главе исследуется теоретические положения по выбранной теме.

Во второй главе проведен анализ денежно-кредитной политики.

В третьей главе проводится краткий итог работы.

Теоретическую основу исследования составляют: положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых в области денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе.

При выполнении исследования применялись как научные методы познания финансово-экономических явлений и процессов: теоретический, статистический и логический анализ, единство теории и практики, так и специальные экономический и экономико-финансовые методы: сравнительный анализ, а так же другие методы сбора и обработки информации.

 

Глава 1 Особенности денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации на современном этапе

 

1.1 Центральный банк. Его задачи и функции

 

Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.

Главным звеном банковской системы любого государства является Центральный банк страны.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК — главный государственный банк страны, основное звено денежно-кредитной системы государства; наделен особыми функциями, в особенности правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков. Центральный банк является "банком банков", органом, помогающим государству, правительству налаживать денежное обращение, управлять бюджетом. Основными функциями являются эмиссия денег, хранение золотовалютных резервов государства, кредитование и ведение счетов коммерческих банков и правительства, регулирование денежного обращения, контроль за деятельностью кредитных учреждений.

БАНК — (итал. banco — скамья) — денежно-кредитный институт, осуществляющий разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающий финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу. Б. выпускают, хранят, предоставляют в кредит, покупают и продают, обменивают деньги и ценные бумаги, контролируют движение денежных средств, обращение денег и ценных бумаг, оказывают услуги по платежам и расчетам.

В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии и др.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно перед Центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

-Эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

-Банком банков, т.е. совершать операции преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, предоставлять им кредиты, осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

-Банкиром правительства – поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

-Главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);

-Органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.

При решении пяти задач Центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.

С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедура допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок.

Всем Центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Информационно-исследовательская функция Центрального банка предполагает также консультационную деятельность.

Функции Центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.

Центральный банк России по своей сути эквивалентен центральным эмиссионным банкам других стран. В качестве своей основной функции, Центральный банк России формирует и претворяет в жизнь кредитно-денежную политику государства. Спектр деятельности Банка России весьма широк: от действия в качестве агента государства и управления банковскими холдинг-компаниями до обеспечения необходимого количества денег.

Банк России начал свое существование с принятием закона «О Банке России» в декабре 1990 года. Он независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. Он может быть распущен и ликвидирован только специальным законодательным актом. Банк России экономически самостоятелен, то есть осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

В соответствии и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95 № 65-ФЗ) Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций, занимающихся их аудитом;

7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистический данные;

14) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Детальный перечень функций Центрального банка Российской Федерации не противоречит международной практике работы Центральных банков. Так же как и Центральные банки других стран, Центральный банк Российской Федерации прежде всего выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную функцию.

Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования Центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики.

Направление, цели и методы денежно - кредитной политики

Высшая конечная задача денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором основывается вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

С 1992 года денежно-кредитная политика Банка России направлена на достижение финансовой стабилизации, в первую очередь, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике. В основе денежно-кредитного регулирования, осуществляемого Банком России, лежит принцип количественных ограничений на прирост денежной массы.

С 1996 года приоритеты политики в денежно-кредитной сфере сместились в направлении увеличения реального предложения денег в экономике при дальнейшем снижении среднемесячных темпов инфляции. Нужно отметить, что кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита). Инструментов денежно-кредитной политики довольно много, и они очень разнообразны. Их подразделяют на экономические и административные.

Среди экономических методов классики выделяют обычно три метода это регулирование учетной ставки, норма обязательных резервов и операции на рынке ценных бумаг. Банк России, являясь органом, определяющим и проводящим денежно-кредитную политику в РФ, использует следующие инструменты и методы:

рефинансирование банков и предоставление кредитов. Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило в виде векселей).

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам, т.е. изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Это и является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка.

В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке. Нормы данных резервов определяются именно ЦБ.

Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия. Минимальные резервы выполняют две основные функции:

Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. К примеру, если коммерческий банк обанкротится, то именно эти резервы должны погасить вклады клиентов банка.

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно - денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов. · Операции на открытом рынке Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке. Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе.

Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральный банк периодически вносит изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяет интенсивность своих операций, их частоту. Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе. Таким образом, операции на открытом рынке, этот метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих.

Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности. Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, данный метод является прямым методом воздействия на деятельность банков.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён. Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.

Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

 

 

Глава 2 Роль Центрального Банка Российской Федерации в проведении денежно-кредитной политики государства

 

2.1 Анализ состояния денежно-кредитной политики России

 

Денежно-кредитная политика в России носит пассивный характер. Она направлена на снижение инфляции, обеспечение стабильности цен. А должна выполнять двуединую задачу: содействовать устойчивому экономическому росту и увеличению занятости, снижению инфляции. Принципиально важно не просто снижать темпы инфляции, но и повышать инвестиционное обеспечение отечественной экономики.

Условия развития российской экономики в январе - сентябре 2009 года были значительно хуже, чем в предыдущем году. Под влиянием кризисных явлений в мировой экономике и снижения спроса на продукцию российского экспорта в условиях более низких, чем в предыдущем году, мировых цен на нефть и чистого оттока частного капитала объем ВВП в первом полугодии 2009 года сократился на 10,4%. Среди основных видов экономической деятельности наибольшее снижение выпуска продукции отмечалось в обрабатывающих производствах и в строительстве. Сокращение объемов производства сопровождалось уменьшением численности занятых в экономике и ростом числа безработных. На конец сентября численность безработных составила 7,6% экономически активного населения по сравнению с 6,2% годом ранее.Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе - сентябре 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сократились на 1,1%. Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении уменьшились в этот период, по оценке, на 5,8%. Снижение производства и ухудшение условий заимствований сказались на объемах инвестиций в основной капитал, которые сократились на 18,9% (в январе - сентябре 2008 года отмечался рост на 16,5%). Таким образом, происходило заметное сокращение внутреннего спроса.Проводимая государственная политика, направленная на реализацию мероприятий по поддержанию внутреннего спроса, отразилась на увеличении расходов на конечное потребление органов государственного управления. В целом расходы федерального бюджета в январе – сентябре были выше аналогичного показателя в 2008 году и превышали его доходы. Дефицит федерального бюджета составил, по оценке, 4,7% ВВП. Произошедшая под влиянием финансово-экономического кризиса девальвация рубля и возобновившийся в начале 2009 года рост цен на мировых товарных рынках оказывали повышательное воздействие на динамику цен. В то же время сокращение спроса сдерживало их рост. Отмечавшееся с конца I квартала укрепление рубля также ограничивало рост цен на потребительском рынке.В этих условиях в октябре 2009 года по отношению к декабрю 2008 года потребительские цены выросли на 8,1%, что на 3,5 процентного пункта меньше, чем в сопоставимый период 2008 года, базовая инфляция сократилась на 3,9 процентного пункта - до 7,6%. В годовом выражении в октябре потребительские цены повысились на 9,7% (в октябре 2008 года - на 14,2%), а товары и услуги, учитываемые при расчете базовой инфляции, подорожали оценочно на 9,6% (на 13,7%). Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции приведена в таблице 1 приложение 1.Несмотря на то что в январе - октябре 2009 года в целом рост потребительских цен замедлился, их динамика по отдельным группам товаров и услуг была различной. Заметно снизились темпы прироста цен на продовольственные товары - до 5,2% по сравнению с 13,9% за январь - октябрь 2008 года. Удорожание услуг населению составило 10,9%, что на 3,2 процентного пункта меньше соответствующего показателя в предыдущем году. Однако прирост цен на непродовольственные товары ускорился на 1,7 процентного пункта - до 9,0%.В целом по итогам 2009 года инфляция на потребительском рынке может составить заметно меньше 11%. При принятии решений по денежно-кредитной политике Банк России основывается на анализе складывающихся внутренних и внешних макроэкономических тенденций, формирующихся в обществе ожиданий относительно будущей динамики инфляции и валютного курса рубля, а также принимает во внимание динамику денежных и кредитных агрегатов. Изменение со второй половины 2008 года условий реализации денежно-кредитной политики повысило значимость для Банка России задачи по поддержанию стабильности банковской системы и финансовых рынков и ограничению негативного влияния мирового финансового и экономического кризиса на состояние российской экономики. В то же время основной целью денежно-кредитной политики по-прежнему является снижение инфляции и поддержание ее на уровне, обеспечивающем условия для долгосрочного устойчивого экономического роста. В условиях сохранявшихся в начале 2009 года негативных тенденций, сформировавшихся в 2008 году, Банк России продлил на первое полугодие 2009 года действие рекомендаций кредитным организациям не наращивать иностранные активы и чистые балансовые позиции по иностранным валютам. С целью ограничения инфляционного давления Банк России в начале года принимал решения о повышении процентных ставок по своим операциям, оставляя при этом неизменной ставку рефинансирования. Стабилизация ситуации на внутреннем валютном рынке способствовала снижению девальвационных ожиданий. С апреля 2009 года наметилась тенденция к снижению инфляции и инфляционных ожиданий. В то же время, несмотря на принимаемые Банком России меры по увеличению предоставления рублевых средств кредитным организациям, стоимость кредитных ресурсов оставалась на высоком уровне. Значительное сокращение как предложения кредитов со стороны банковского сектора, так и спроса на кредиты со стороны экономических агентов обусловило сокращение в феврале - сентябре 2009 года общей задолженности по кредитам, выданным кредитными организациями. В этих условиях Совет директоров Банка России в апреле - октябре 2009 года восемь раз принимал решение о снижении процентных ставок. За этот период ставка рефинансирования была снижена с 13 до 9,5% годовых, а ставки по операциям Банка России - на 2,25 - 3,75 процентного пункта. Изменение процентных ставок по операциям Банка России оказало влияние на снижение краткосрочных ставок рынка межбанковских кредитов. В частности, средневзвешенная ставка MIACR по однодневным кредитам в рублях снизилась с 16,3% годовых в январе до 7,2% годовых в сентябре. Тем не менее высокие оценки рисков потенциальных заемщиков, общая неопределенность в отношении дальнейшей экономической динамики, а также необходимость реструктуризации банковских балансов и связанное с этим предпочтение кредитных организаций формировать значительную часть своих активов в наиболее ликвидной форме сдерживают процесс снижения процентных ставок по кредитам конечным заемщикам и увеличение объемовкредитования. В условиях кризиса заметно возросла неустойчивость спроса на деньги, главным образом вследствие резких изменений в предпочтениях экономических агентов относительно валюты активов, изменений в темпах роста экономики и динамике цен на активы. В 2009 году рост спроса на деньги существенно замедлился по сравнению с предыдущим годом главным образом вследствие значительного снижения объема ВВП, снижения темпов роста цен на активы, продолжившейся в январе 2009 года девальвации национальной валюты, обусловившей переток рублевых средств в активы в иностранной валюте. По оценкам Банка России, в целом в 2009 году значительное снижение экономической активности окажет отрицательное влияние на темпы роста спроса на деньги. В то же время постепенное увеличение спроса на национальную валюту (в том числе как на средство сбережения) в связи со стабилизацией обменного курса рубля и снижением девальвационных ожиданий, а также изменение динамики цен активов могут способствовать умеренному положительному приросту спроса на деньги в 2009 году. Учитывая уточненные прогнозные оценки макроэкономических показателей, темп прироста рублевой денежной массы в 2009 году может составить 8 - 10%. В целом за девять месяцев 2009 года объем рублевой денежной массы увеличился на 1,2%. При этом значительное сжатие денежного агрегата М2 произошло в январе 2009 года (на 11,1% против 2,7% за январь 2008 года) в результате роста спроса на иностранную валюту, обусловившего существенное сокращение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования (в долларовом эквиваленте на 9,8%). Тем не менее в феврале - сентябре среднемесячный темп прироста денежного агрегата М2 был положительным. При этом объем денежной массы М2 за апрель - сентябрь 2009 года возрос на 12,7%, превысив на 5,3 процентного пункта прирост данного показателя за апрель – сентябрь 2008 года. Однако в годовом выражении темпы прироста рублевой денежной массы в течение девяти месяцев 2009 года были отрицательными, и на 1.10.2009 ее сокращение по сравнению с аналогичной датой предыдущего года составило 5,0%.Скорость обращения денег (по денежному агрегату М2), несмотря на неустойчивость ее динамики, по предварительным оценкам, за январь - сентябрь 2009 года снизилась на 2,2% (за январь - сентябрь 2008 года ее снижение также составило 2,2%).В условиях существенного снижения объема ВВП объем депозитов до востребования, формируемый главным образом за счет средств на расчетных и текущих счетах нефинансовых организаций, за девять месяцев 2009 года сократился в абсолютном выражении на 0,3%. Срочные рублевые депозиты нефинансовых организаций и населения за январь – сентябрь 2009 года возросли на 8,2% по сравнению с 18,4% за январь – сентябрь предыдущего года. Основной причиной такой динамики срочных депозитов стало отмеченное выше ослабление рубля в конце 2008 - начале 2009 года, вызвавшее перемещение рублевых средств в активы в иностранной валюте. По мере стабилизации и последующего укрепления курса рубля, а также роста процентных ставок по депозитам срочные вклады в национальной валюте стали постепенно увеличиваться. Однако их ежемесячные темпы прироста на протяжении трех кварталов 2009 года (за исключением мая и сентября) были ниже, чем в предыдущем году.В январе 2009 года, как и в IV квартале 2008 года, объем нетто-продаж наличной иностранной валюты населению через банки оставался высоким. В феврале - сентябре 2009 года в условиях изменившейся курсовой динамики нетто-продажи населению наличной иностранной валюты сокращались. В результате, по предварительным оценкам платежного баланса Российской Федерации, объем наличной иностранной валюты вне банков за девять месяцев 2009 года увеличился на 0,6 млрд. долларов США (за аналогичный период 2008 года он сократился на 1,9 млрд. долларов США). Аналогичные тенденции демонстрировала и динамика депозитов в иностранной валюте. После существенного роста в январе происходило снижение ежемесячных темпов роста этого показателя (за исключением летних месяцев). Тем не менее уровень валютизации депозитов в январе - сентябре 2009 года был заметно выше, чем в соответствующий период 2008 года. Так, доля депозитов в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте) в общем объеме депозитов банковской системы, по предварительным данным, на 1.10.2009 составила 27,6% (на 1.10.2008 - 13,9%), а в структуре широкой денежной массы <*> - 22,1% (на 1.10.2008 - 10,5%). Широкая денежная масса включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (за исключением сумм наличности, находящейся в кассах Банка России и кредитных организаций), средства резидентов Российской Федерации (физических лиц и организаций, за исключением кредитных) на открытых в банковской системе расчетных, текущих, депозитных счетах в валюте Российской Федерации, в иностранной валюте, в драгоценных металлах, а также все начисленные проценты по депозитным операциям.Широкая денежная масса за январь - сентябрь 2009 года, по предварительным данным, увеличилась на 4,5% (за январь - сентябрь 2008 года ее прирост составил 9,8%). Годовой темп прироста широкой денежной массы на 01.10.2009 составил 9,1% (на 01.10.2008 - 26,5%). Основными источниками увеличения этого денежного агрегата были рост чистого кредита федеральному правительству, а также увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования (за февраль - сентябрь их рост в долларовом эквиваленте составил 11,6%). В 2009 году происходило существенное сокращение объема выдаваемых банковских кредитов, что привело к снижению годовых темпов прироста задолженности по кредитам нефинансовым организациям и физическим лицам.Темпы прироста задолженности по кредитам нефинансовым организациям в рублях и иностранной валюте (в рублевом выражении), по предварительным данным, за январь - сентябрь 2009 года значительно снизились - до 1,6% по сравнению с ростом на 29,1% за январь - сентябрь 2008 года. Годовой темп прироста этого показателя на 1.10.2009 составил 5,7% по сравнению с 44,1% на соответствующую дату 2008 года. Задолженность по кредитам, предоставленным физическим лицам в рублях и иностранной валюте (в рублевом выражении), за январь - сентябрь 2009 года сократилась на 9,9% по сравнению с ростом на 35,2% за январь - сентябрь 2008 года. Задолженность по кредитам физическим лицам на 01.10.2009 сократилась в абсолютном выражении по сравнению с аналогичной датой 2008 года на 9,9% (на 01.10.2008 - прирост на 50,7%). Значительное уменьшение рублевой депозитной базы, произошедшее в начале года, а также продолжающееся сокращение поступлений средств, привлекаемых на международных финансовых рынках, существенно ограничивали предложение кредитов со стороны российской банковской системы. В этот же период продолжился рост просроченной задолженности по кредитам нефинансовым организациям и населению. Это стало дополнительным фактором, обусловившим ограничение предложения кредитов, так как вынуждало банки действовать более осторожно в связи с ухудшением качества банковских активов и финансового состояния многих заемщиков. Кроме того, на динамике кредитных агрегатов отрази


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: