Первая и вторая сигнальные системы у животных и человека




Понятие сигнальной системы в науку ввел Иван Петрович Павлов и определили его как систему условно и безусловно рефлекторных связей высшей нервной системы животных/человека и окружающего мира. Различают первую и вторую сигнальные системы.

2 ------------------------------------

· Первая сигнальная система

Тип сигнальной системы, при котором взаимоотношения организма со средой осуществляются на основе сигналов, поступающих в нервную систему в результате непосредственного воздействия предметов и явлений внешнего мира на рецепторы, называется первой сигнальной системой.

В животном мире первая сигнальная система является единственным каналом информации организма о состоянии среды. Различные предметы внешнего мира, их физические и химические свойства (звук, цвет, форма, химический состав и др.) приобретают значение условных сигналов, оповещают организм о наступающих вслед за ними явлениях, вызывая тем самым приспособительные реакции.

Пример: дремлющее травоядное животное при звуке шагов или запахе хищника спасается бегством, так как эти раздражители сигнализируют об опасности.

Первая сигнальная система высших животных обеспечивает достаточно совершенное отражение внешнего мира и в связи с этим быстрое и точное приспособление их к среде.

3 ------------------------------------

И. П. Павлов рассматривал первую сигнальную систему как систему восприятия впечатлений от всех воздействий внешнего и внутреннего мира, сигнализирующих о биологически полезных или вредных для организма раздражителях.

Он писал: «Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной так и нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными».

Сигналы первой сигнальной системы являются конкретными и относятся к определенному предмету.

Образование условных рефлексов через первую сигнальную систему составляет у высших животных физиологическую основу их элементарного конкретного, или предметного, мышления.

4 ------------------------------------

· Вторая сигнальная система

У человека появляется вторая сигнальная система. Эта высокосовершенная система сигнализации, состоящая в восприятии слов — произносимы, слышимых или видимых. Она неразрывно связана с социальной жизнью человека, является результатом сложных взаимоотношений, в которых находится индивидуум с окружающей его общественной средой. Словесная сигнализация, речь, язык являются средствами общения людей, они развились у людей в процессе коллективного труда. Таким образом, вторая сигнальная система социально детерминирована. Вне общества, без общения с другими людьми, вторая сигнальная система не развивается.

Дети, унесенные дикими животными, оставались живы и вырастали в зверином логове. Они не понимали речи и не умели говорить. Известно также, что люди, в молодом возрасте изолированные на десятки лет от общества других людей, забывали речь; вторая сигнальная система у них переставала функционировать.

5 ------------------------------------

Развитие второй сигнальной системы невероятно расширило и качественно изменило высшую нервную деятельность человека. Возникновение речевой сигнализации внесло новый принцип в деятельность больших полушарий. Однако локализация функций второй сигнальной системы в коре головного мозга выяснена еще не полностью. В ее осуществлении участвуют структуры правого и левого полушарий. Доминирующая роль при этом у большинства людей (правшей) принадлежит левому полушарию. Сравнительно обширные его участки осуществляют сложные функции, связанные с пониманием смысла слов, координацией речедвигательного аппарата при их произнесении и другими процессами.

Физиологический базис второй сигнальной системы: возникновение временных связей между корковыми пунктами, воспринимающими сигналы от различных предметов, и центрами речи, воспринимающими словесные обозначения предметов. Таким образом, центры речи включаются в образование временных связей в коре мозга человека. Во всех описанных опытах мы встречаемся с явлением элективной иррадиации, заключающейся в том, что возбуждения из первой сигнальной системы передаются во вторую и обратно. Элективная иррадиация является существенно новым физиологическим принципом, проявляющимся в деятельности второй сигнальной системы и характеризующим её соотношение с первой. Слово воспринимается не только как отдельный звук ила сумма звуков, а как определенное понятие, т.е. воспринимается его смысловое значение.

6 ------------------------------------

Первая и вторая сигнальные системы функционально взаимосвязаны. Сигналы первой сигнальной системы, поступающие из различных частей тела и окружающей среды, непрерывно взаимодействуют с сигналами второй сигнальной системы. При этом образуются условные рефлексы второго и высших порядков, функционально связывающие сигнальные системы в единое целое. Кроме того, связь между двумя сигнальными системами, основанная на избирательной иррадиации (процесс распространения) возбуждения, позволяет воспроизводить через вторую сигнальную систему условные рефлексы, выработанные на основе первой сигнальной системы.

«Если наши ощущения и представления, — говорил И. П. Павлов, — относящиеся к окружающему миру, есть для нас первые сигналы действительности, конкретные сигналы, то есть, специально прежде всего кинестетические раздражения, идущие в кору от речевых органов есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее специально человеческое высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом ».

Словесными сигналами человек обозначает все то, что он воспринимает при помощи своих рецепторов. Слово как «сигнал сигналов» дает возможность отвлечься от конкретных предметов и явлений. Развитие словесной сигнализации сделало возможным обобщение и отвлечение, находящие свое выражение в понятиях человека. Всякое слово (речь) уже обобщает. В пределах второй сигнальной системы обобщаются раздражители не только первой, но и самой второй сигнальной системы.

Например, слово узкого значения «осина» обобщает конкретные раздражители первой сигнальной системы, а слово более широкого значения «дерево» — раздражители второй сигнальной системы.

Вторая система составляет физиологическую основу абстрактного речевого мышления и поэтому присутствует только у человека и возможно у некоторых китообразных. Это связано с тем, что только человек способен формировать отвлечённый от обстоятельств образ.

*пример: слово «лимон», представите, какой он кислый и жёлтый, как вы морщились, когда ели лимон. Если объём слюны у вас увеличился, то это работа второй сигнальной системы. Вернее, выделение слюны при мысленном представлении лимона, это работа, как раз первой сигнальной системы. Слюнные железы могут отреагировать только на образ. Но образ и слово находятся в рефлекторной связи. Произнесение слова - вызывает образ и наоборот. Рефлексы работают в обе стороны. Поэтому, когда мы видим конкретный, жёлтый фрукт на столе - вспоминаем слово... а когда слышим слово - активируется образ. А, точнее, все образы конкретных лимонов, которых предостаточно в нашей образной памяти. В результате создаётся обобщённый образ. В сочетании со словом образуется понятие. И чем больше образов связано со словом, тем глубже и многограннее понимание того, о чём идёт речь.

 

 

7 ------------------------------------

Но все- таки существует два основных подхода к исследованию зачатков второй сигнальной системы у животных:

· изучение элементарного мышления (рассудочной деятельности) животных как необходимойпредпосылки второй сигнальной системы, в том числе:

1. изучение некоторых процессов мышления у животных (смотри доклад про интеллект);

2. проведение тестов на символизацию в обычных лабораторных экспериментах;

· обучение животных языкам-посредникам (амслен).

8 ------------------------------------

Таким образом, вторая сигнальная система является всеобъемлющей, способной заменить, абстрагировать и обобщить все раздражители первой сигнальной системы. Благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека слово связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в нервную систему, обо всех них сигнализирует и все их заменяет, вызывая такие же действия, как они.

Другое исключительно важное значение второй сигнальной системы заключается в том, что она резко увеличивает объем информации — за счет использования не только индивидуального, но и коллективного опыта всего человечества. Получаемая человеком от других лиц словесная информация имеет чрезвычайно широкий диапозон. Так, совершенствование спортсмена лишь частично происходит за счет личного его опыта, через словесную информацию он широко использует опыт своего тренера и огромного числа других лиц, изложенный в методических пособиях, учебниках, статьях и т. д.

9 ------------------------------------

Спасибо за внимание!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: