Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
- уточнена сущность психологической готовности теннисистов к соревнованиям, как одного из психических состояний спортсмена, сложного целостного проявления личности, которое представляет собой динамическую структуру и характеризуется: уверенностью спортсмена в своих силах; сформированным, актуализированным мотивом участия в соревнованиях и стремлением активно бороться за достижение намеченной цели; оптимальным уровнем эмоционального возбуждения; высокой степенью помехоустойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним факторам природной и социальной среды; способностью произвольно управлять своими действиями, мыслями, чувствами, всем поведением в адекватно возникающих и изменяющихся ситуациях спортивной борьбы в условиях высшей степени напряженной, аффектирующей атмосферы соревнования;
- выделены и структурированы составляющие психологической готовности теннисистов на основе теории о сферах индивидуальности: мотивационной, волевой, эмоциональной, экзистенциальной, предметно-практической, интеллектуальной и саморегуляции;
- разработана методика оценки психологической напряженности теннисного матча, учитывающая воздействие на сферы индивидуальности спортсмена таких факторов, как: поведение и квалификация соперника, поведение зрителей, характер судейства, мотивация на матч, личностные качества спортсмена;
- выявлена зависимость результата теннисного матча от уровня развития сфер индивидуальности спортсменов, показано, что показатели, характеризующие сферу саморегуляции, связаны прямой положительной корреляцией с предметно-практической сферой;
|
- выделены три уровня психологической готовности юных теннисистов, где низкий уровень свидетельствует о неблагоприятном, средний уровень – об условно благоприятном, высокий уровень - о благоприятном прогнозе;
- установлено, что педагогические условия психологической подготовки юных теннисистов определяются особенностями развития у них сфер индивидуальности, проявляющихся в недостаточном развитии сферы саморегуляции, волевой и мотивационной сфер, а также в необходимости психологического преодоления социально-педагогического, личностного, физиологического барьеров и барьера адаптационного периода;
- выделены педагогические условия формирования психологической готовности юных теннисистов в учебно-тренировочном процессе.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении представления о содержании и организации психологической подготовки юных теннисистов в учебно-тренировочном процессе на основе развития сфер индивидуальности.
В исследовании уточнена сущность психологической готовности теннисистов к соревнованиям, определены уровни и педагогические условия формирования этой готовности на учебно-тренировочных занятиях.
Практическая значимость работы состоит:
1) в разработке методики оценки напряженности теннисного матча,
2) в разработке методики комплексной оценки сфер индивидуальности теннисистов и способа прогнозирования их психологической готовности,
3) в разработке раздела психологической подготовки для юных теннисистов в рамках программы СДЮСШОР№7 по теннису (г. Калининград), которая может быть использована в спортивных школах других городов;
|
4) в модификации и адаптации для юных теннисистов текстов идеомоторной и психорегулирующей тренировки с элементами ментального тренинга;
5) во внедрении педагогических условий формирования психологической готовности юных теннисистов в учебно-тренировочный процесс.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали учебно-тренировочные группы по теннису МОУ ДОД СДЮСШОР №7 по теннису и настольному теннису.
Достоверность и надежность полученных результатов определяются применением методов исследования, адекватных поставленным целям, задачам, объекту, предмету исследования, целостным подходом к проблеме исследования, теоретической разработкой и опытной проверкой основных положений, анализом полученных данных с применением методов математической статистики, обсуждением их с опорой на современную педагогическую методологию и с учетом сведений, полученных другими исследователями.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Психологическая готовность теннисистов к соревнованиям является одним из психических состояний спортсмена, сложным целостным проявлением личности, которое представляет собой динамическую структуру и характеризуется: уверенностью спортсмена в своих силах; сформированным, актуализированным мотивом участия в соревнованиях и стремлением активно бороться за достижение намеченной цели; оптимальным уровнем эмоционального возбуждения; высокой степенью помехоустойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним факторам природной и социальной среды; способностью произвольно управлять своими действиями, мыслями, чувствами, всем поведением в адекватно возникающих и изменяющихся ситуациях спортивной борьбы в условиях высшей степени напряженной, аффектирующей атмосферы соревнования;
|
2. Педагогические условия формирования психологической готовности юных теннисистов определяются особенностями развития у них сфер индивидуальности, проявляющихся в недостаточном развитии сферы саморегуляции, волевой и мотивационной сфер, а также в необходимости психологического преодоления социально-педагогического, личностного, физиологического барьеров и барьера адаптационного периода.
3. Педагогическими условиями формирования психологической готовности юных теннисистов на учебно-тренировочных занятиях являются:
- развитие сфер индивидуальности выступает одной из целей психологической подготовки юных теннисистов к соревнованиям;
- оценка психологической готовности юных теннисистов к соревнованиям осуществляется путем диагностики уровней развития сфер индивидуальности;
- отбор содержания психологической подготовки теннисистов осуществляется из необходимости развития сферы саморегуляции в процессе специально организованных занятий и включения специальных упражнений для развития других сфер индивидуальности в учебно-тренировочные занятия;
- основными средствами развития сферы саморегуляции юных теннисистов являются идеомоторная тренировка, ментальный тренинг, психорегулирующая тренировка и методика Д. Лоера (действие теннисистов между розыгрышами очков в гейме);
- индивидуализация психологической подготовки в учебно-тренировочном процессе строится путем акцентированного воздействия на отстающие в развитии качества и способности, характеризующие сферы индивидуальности;
- структурирование программы психологической подготовки теннисистов осуществляется путем выделения в ней теоретического, общего и специального практических разделов.
Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение, опрос, педагогическое наблюдение, методы психодиагностики, методы исследования физических качеств, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Эмпирические исследования и экспериментальная проверка разработанных педагогических условий психологической подготовки юных теннисистов в учебно-тренировочном процессе проводились на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва № 7 по теннису и настольному теннису с 2004 по 2007-й год. В исследовании приняли участие воспитанники учебно-тренировочных групп указанной школы. Исследование проводилось в три этапа.
Начальный этап исследования (2004 – 2005гг.) включал в себя изучение современного состояния проблемы по данным литературы, опыта и проблем психологической подготовки теннисистов и спортсменов в общем, а также выдвижение гипотезы, определение задач исследования, подбор и апробацию методов исследования. Оценивался уровень развития сфер индивидуальности, физических качеств, проводился опрос тренеров и спортсменов, в итоге происходило выявление психологических барьеров, мешающих спортсмену выступать на соревнованиях, из бесед выделялись трудности, с которыми сталкиваются теннисисты до, во время и после соревнования, проводился корреляционный анализ игры ведущих теннисистов мира.
Второй этап (2005 – 2006 гг.). На этом этапе в ходе формирующего эксперимента была подвергнута проверке общая гипотеза исследования путем проведения занятий (состоящих из теоретической и практической частей) в учебно-тренировочных группах,
Заключительный этап (2006 – 2007 гг.). На этом этапе проходили диагностика уровней развития сфер индивидуальности и физических качеств, педагогическое наблюдение за тренировочной и соревновательной деятельностью теннисистов, организовывались контрольные игры между экспериментальной и контрольной группами. Проводились систематизация и обработка результатов исследования, подготовка публикаций, литературное оформление диссертации.
Апробация исследования и внедрение полученных результатов в практику осуществлялисьв ходе экспериментальной работы в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва № 7 по теннису и настольному теннису г. Калининграда. Основные теоретические положения, выводы, рекомендации обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях: международной научной конференции «Инновации в науке и образовании – 2004» (20-22 октября 2004 г., г. Калининград); международной научной конференции «Инновации в науке и образовании – 2005» (19-21 октября 2005 г., г. Калининград); международной научной конференции «Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве» (3-5 мая 2005 г., г. Калининград); Всероссийской научно-практической конференции «Основные направления развития физической культуры и спорта в регионе» (25-27 мая 2006 г., г. Калининград); международной научной конференции «Инновации в науке и образовании – 2006» (18-20 октября 2006 г., г. Калининград); Основные результаты исследования отражены в 6 публикациях автора.
Структура диссертации определилась сформулированными целью и задачами исследования.Работа состоитиз введения, трех глав, заключения, и списка литературы, использованной при разработке проблемы (188 наименований, из которых 5 на иностранном языке) и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность исследования, определены его проблема, объект, предмет, гипотеза и задачи, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также характеризуются основные этапы и база исследования, достоверность выводов и апробация результатов.
В первой главе – «Педагогические аспекты формирования психологической готовности юных теннисистов » - анализируется опыт и проблемы психологической подготовки юных теннисистов с опорой на опыт психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта и единоборствах в целом.
Теоретический анализ данных педагогических, психологических и психофизиологических исследований в спорте, программного и методического обеспечения подготовки юных теннисистов показал, что в современном спорте существует тенденция на увеличение количества соревнований в годичном цикле подготовки, особенно эта тенденция проявляется в теннисе. Даже у юных спортсменов количество турниров может достигать 12 в течение года.
Многоплановая, сложная и скоростная деятельность теннисиста на корте требует от него не только высокой физической и технической, но и хорошей психологической подготовленности. Считается, что если у спортсмена не наблюдалось признаков перетренированности, то неудачный результат в соревнованиях является в основном следствием недостаточной психологической подготовленности.
Согласно исследованиям ведущих спортивных психологов и педагогов в психологической подготовке к соревнованиям следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности спортсмена, его психологическое состояние и особенности природной и социальной среды, в которой эти соревнования проводятся. Результатом психологической подготовки является психологическая готовность, отражающая весь комплекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких результатов в соревнованиях. В общем, готовность включает в себя кроме тренированности и другие составляющие спортивного мастерства: теоретические знания, психологическую установку на демонстрацию максимального результата, мобилизационную готовность к спортивной борьбе и т. д. (В.Н. Платонов).
Психологическую готовность мы рассматриваем как одно из психических состояний спортсмена, сложное целостное проявление личности, которое представляет собой динамическую структуру и характеризуется: уверенностью спортсмена в своих силах; сформированным, актуализированным мотивом участия в соревнованиях и стремлением активно бороться за достижение намеченной цели; оптимальным уровнем эмоционального возбуждения; высокой степенью помехоустойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним факторам природной и социальной среды; способностью произвольно управлять своими действиями, мыслями, чувствами, всем поведением в адекватно возникающих и изменяющихся ситуациях спортивной борьбы в условиях высшей степени напряженной, аффектирующей атмосферы соревнования;
Анализ данных литературы отечественных и зарубежных авторов выявил, что в психологической подготовке спортсменов игровых видов спорта доминирует комплексный подход, предполагающий развитие спортивно важных качеств и свойств личности спортсменов, относящихся к различным его психическим сферам.
Изучение программного и методического обеспечения психологической подготовки спортсменов показало, что решение ее задач осуществляется средствами и методами спортивной тренировки, которые прямо или косвенно воздействуют на различные сферы индивидуальности личности. Рассмотрение перечня этих сфер обнаружило, что он совпадает с классификацией, предложенной О.С. Гребенюком, Т.Б. Гребенюк. Поэтому мы предположили, что для обеспечения полноценной психологической подготовки юных теннисистов необходимо контролировать и развивать у них волевую, эмоциональную, экзистенциальную, предметно-практическую, мотивационную, интеллектуальную сферы и сферу саморегуляции. Для этого следует изучить возможности применяемых средств подготовки в учебно-тренировочном процессе.
Теоретический анализ методик психологической подготовки спортсменов показал, что они разделяются на две крупные группы: саморегуляции и гетерорегуляции. Показано, что теннисистов целесообразно обучать приемам первой группы методов. Из всех предлагаемых способов саморегуляции для психологической подготовки спортсменов выделяют два – аутогенную и идеомоторную тренировки. Данные психофизиологии детского возраста свидетельствуют о том, что аутогенная тренировка неэффективна в работе с детьми до 12 лет, в этом случае следует применять идеомоторную тренировку, используя высокую способность детей к образному мышлению.
Во второй главе «Педагогический контроль психологической готовности теннисистов к соревновательной деятельности» представлены результаты опроса спортсменов и тренеров по проблеме исследования, результаты экспертной оценки и педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью теннисистов; изложена авторская методика оценки психологической напряженности теннисного матча; содержатся результаты статистической обработки данных видеозаписей игр ведущих теннисистов мира.
Опрос высококвалифицированных теннисистов и теннисистов массовых разрядов показал, что психологическая подготовка, наряду с физической и технической, является одной из важных составляющих тренировочного процесса. Вместе с тем в понятии теннисистов низких разрядов психологическая подготовка – это, в основном, умение справляться с волнением, а теннисистов высокой квалификации – настрой на игру, умение управлять собой.
Все опрошенные в перечне средств психологической подготовки выделили необходимость моделирования соревновательной деятельности и создания дополнительных трудностей в учебно-тренировочном процессе. Важность бесед с тренером о психологических особенностях участия в предстоящих соревнованиях отметили 58% опрошенных, в основном спортсмены высоких разрядов. Из существующих средств саморегуляции предстартовых состояний только теннисисты уровня КМС и МС применяют аутотренинг и идеомоторную тренировку для подготовки к конкретным соревнованиям.
Опираясь на классификацию психологических барьеров, предложенную Т.И. Вербицкой, мы провели опрос в форме интервью с тренерами с целью выявления трудностей, влияющих на психологическое состояние спортсменов. Были выделены четыре вида психологических барьеров, мешающих спортсмену реализовать свой потенциал в соревнованиях: 1. Социально-педагогический - вызван замкнутым образом жизни, неблагополучным микроклиматом в семье, авторитарным стилем педагогического руководства, завышением или занижением требований к обучающимся. 2. Личностный - характеризуется неверием в собственные силы, ленью, равнодушием к успеху, отсутствием воображения, инерцией мышления. 3. Физиологический - является результатом переутомления, недостаточностью сна, отсутствием необходимого комфорта в быту. 4. Барьер адаптационного периода - возникает в ситуациях, когда спортсмен в силу объективных и субъективных причин еще не в состоянии оценить и справиться с той деятельностью, в которую он вовлечен.
Результативность технико-тактических действий в матче в зависимости от психологической подготовленности теннисистов оценивалась по результатам экспертных оценок, выставляемых спортсменам ведущими тренерами (три эксперта) за умения теннисистов действовать в сложных ситуациях на корте по показателям вариативности, помехоустойчивости, стабильности технических приемов.
Обработка данных экспертной оценки показала, что умения теннисистов действовать в сложных ситуациях на корте, вариативность и помехоустойчивость технико-тактических действий зависят от квалификации спортсмена, наличия соревновательного опыта и развитости волевой сферы, а результаты педагогических наблюдений выявили неумение низкоквалифицированных теннисистов регулировать свое поведение, эмоции в сложных ситуациях в процессе соревновательной деятельности.
На основе данных, полученных в ходе теоретических и экспериментальных исследований, нами была разработана методика количественной и качественной оценки свойств и качеств сфер индивидуальности теннисиста, позволившая выделить три уровня психологической готовности теннисиста, выраженные в баллах. Высокий уровень - более 58 баллов, средний уровень – 28-57 баллов, низкий уровень – менее 27 баллов.
Методика позволяет дать прогноз о психологической готовности спортсмена к соревнованиям, который может быть благоприятным, условно-благоприятным или неблагоприятным. Проверка готовности юных теннисистов, обучающихся в СДЮСШОР, показала, что лишь 20% из них имеют благоприятный прогноз, 70 - условно благоприятный и 10 - неблагоприятный. Эти данные также свидетельствуют о необходимости акцентированной психологической подготовки в учебно-тренировочном процессе.
Вставшая перед нами задача разработки эффективной методики психологической подготовки спортсмена в теннисе с учетом его индивидуальности натолкнула на мысль о том, что это будет возможным лишь после того, как будет учтен вклад в общую психологическую напряженность матча каждой из выделяемых сфер индивидуальности. Для этого нами была разработана методика оценки психологической напряженности теннисного матча, в которой за основу взят учет воздействия внешних факторов на проявления сфер индивидуальности спортсмена. Методика предполагает анализ видеозаписей теннисных матчей путем систематизации и классификации, шкалирования и нормирования результатов наблюдения. При просмотре видеозаписей фиксировались видимые проявления различных сфер индивидуальности на соревновательную ситуацию.
Эмоциональная напряженность оценивалась по частоте возникновения видимых эмоциональных реакций на соревновательную ситуацию. Волевые качества - по частоте возникновения таких игровых моментов, когда теннисист, проявляя волю к победе, отыгрывал «сет-поинты», «матч-поинты», побеждал после проигрыша одного (двух) первых сетов, выигрывал длинные, «тяжелые» розыгрыши, старался догнать каждый мяч. При оценке сферы саморегуляции фиксировались эпизоды, в которых теннисист применял самоприказы и самонастрой перед подачей, оценивал свои действия. Показатели интеллектуальной сферы регистрировались по количеству результативных тактических действий, а именно: создание микропауз в игре; взятие перерывов; аплодисменты и улыбка зрителям; отстаивание своей позиции, не вступая с судьей в конфликт, а только высказывая свое мнение, влияя тем самым на его решение. Через экзистенциальную сферу проявляются: личностные качества спортсмена, ответственность перед командой (в командных соревнованиях), перед страной на Олимпийских играх. В этой сфере рассматривались такие моменты поведения теннисистов, как «фэйр-плей» и аплодирование сопернику. Мотивация спортсмена определялась нами с двух позиций - материальной и моральной. Значимость материальной мотивации (гонорар) увеличивалась с выходом спортсмена в следующий круг соревнований. Моральная сторона мотивации проявляется в выигрыше у соперника, превосходящего в рейтинге или равного. Чем больше разница в рейтингах игроков, тем выше мотив у спортсмена более низкой квалификации, столь же высок мотив у игроков, стоящих рядом в рейтинге. Полученные данные по специально разработанным шкалам переводились в количественные показатели.
Корреляционный анализ взаимосвязи между показателями сфер индивидуальности, по данным видеозаписей игр ведущих теннисистов мира, выявил, что напрямую с результатом матча связана сфера саморегуляции, хотя в некоторых случаях решающей может стать любая из сфер (см. рис. 1). На основе этого можно сделать вывод, о том, что одним из педагогических условий подготовки теннисистов к соревнованиям должно стать обучение их приемам саморегуляции предстартовых и соревновательных состояний.
0.57
0,63 0,46
0,66
0,43 0,41 0.35 0,46
|
| ||||
0,42
|
Рис.1. Взаимосвязь между сферами индивидуальности квалифицированных теннисистов (по результатам корреляционного анализа)
- очень сильные взаимосвязи
- сильные взаимосвязи
- средние взаимосвязи
- слабые взаимосвязи
В третьей главе «Педагогические условия формирования психологической подготовки юных теннисистов» представлены данные формирующего педагогического эксперимента.
Психологическая подготовка юных теннисистов осуществлялась на основе выявленных закономерностей влияния сфер индивидуальности спортсменов на результат с учетом психологических барьеров, встречающихся у теннисистов перед соревнованиями, и педагогических закономерностей организации учебно-тренировочного процесса. Вся подготовка состояла из двух разделов: теоретического и практического.
В теоретическом разделе о сновное внимание уделялось вооружению спортсменов знаниями о факторах, влияющих на успешность соревновательной деятельности теннисистов, и способах противодействия сбивающим факторам внешней и внутренней среды. В практическом разделе спортсмены учились применять полученные знания в конкретных игровых ситуациях.
Помимо сообщения теоретических сведений в работе с юными теннисистами использовались приемы закрепления полученных знаний в процессе моделирования тех или иных ситуаций, связанных с правильным выбором технических и тактических действий на корте, с поведением на корте, со способностью к саморегуляции и организацией и моделированием отдельных соревновательных ситуаций,
Например, во время тренировок в ветреную погоду особое внимание уделялось отработке способов первой группы. В случае, когда погодные условия были благоприятными, отрабатывались приемы из других групп. Для обучения спортсменов рекомендуемому поведению на корте нами «провоцировались» возможные соревновательные ситуации во время учебно-тренировочных игр. Зная недостатки отдельных спортсменов (не любит играть с левшой и т.п.), для них подбирали соответствующие пары, чтобы соперники были неудобны друг другу. Один раз в неделю во время учебно-тренировочных игр моделировались варианты необъективного судейства с последующим разбором ситуации и прогнозированием возможных последствий того или иного поведения.
Навыки саморегуляции, необходимые спортсменам, приобретались в процессе идеомоторной тренировки (ИТ). Теннисистам предлагалось мысленно воспроизводить предстоящий матч с конкретным соперником, технику выполнения подачи, ударов, перемещения по корту.
Для проведения ИТ с элементами ментального тренинга нами были разработаны специальные текстовые формулы саморегуляции при выполнении технических действий. Например: «Я подхожу к задней линии, крепко держа ракетку. Мое дыхание ритмичное, сердце бьется ровно. Ногами занимаю правильную для подачи позицию. Проверяю хватку ракетки. Беру мяч в левую руку, смотрю на него, ударяю им несколько раз о корт. Перевожу взгляд на квадрат подачи, затем снова на мяч. Выдох. Легко, высоко подбрасываю мяч над головой, сгибая ноги в коленях с одновременным заведением ракетки за спину. Выпрыгиваю, вытягиваясь к мячу, и бью по нему в самой высокой точке. У меня сильная и точная подача».
Воздействие на сферы индивидуальности личности юных теннисистов осуществлялось через подбор средств спортивной тренировки и включение их в практическую часть занятия (табл. 1,2).
Таблица 1
Эффективные средства для развития сфер индивидуальности теннисистов
Сфера | Упражнения |
Волевая | · Самостоятельная разминка · Учебно-тренировочная игра с равным по силам соперником · Учебно-тренировочная игра, где основной задачей является увеличение до максимума количество атак; захват инициативы; выход к сетке · Мини-соревнования внутри группы · ОФП; кросс |
Эмоциональная | · Подвижные и спортивные игры · Игра на счет с разными соперниками · Проведение мини-соревнований с присутствием зрителей · Игра по ориентирам (поразить цель или ориентир, расположенный в различных частях корта) |
Мотивационная | · Подвижные и спортивные игры · Игра на счет, игра на счет с форой · Контрольные испытания (ОФП, СФП) · Мини-соревнования · Игра с ориентиром (цель – поразить мишень, выполняя различные удары; ориентир может быть расположен в любой части теннисного корта |
Экзистенциальная | · Подвижные игры и спортивные игры (мини-футбол, баскетбол) · Игра на счет с различными соперниками · Проведение мини-соревнований |
Интеллектуальная | · Тренировка с противником-левшой · Учебно-тренировочная игра в сложных метеорологических условиях · Игра на счет с различными соперниками · Проведение соревнований · Подвижные игры, спортивные игры |
Саморегуляции | · Идеомоторная тренировка · Ментальный тренинг · Психорегулирующая тренировка · Методика Д. Лоера (действие теннисистов между розыгрышами очков в гейме) |
Предметно-практическая | · Отработка техники ударов, подачи; отработка тактических приемов · Учебно-тренировочная игра · Проведение мини-соревнований · Спортивные и подвижные игры |
Таблица 2
Пример построения фрагментов занятия с учетом психологической подготовки
Часть занятия | Содержание | Психологическая направленность |
Подготовительная | Самостоятельная разминка (ОРУ) Игра «пятнашки» с увеличением числа водящих | Инициативность, совершенствование реагирования, вероятного прогнозирования, наблюдения и внимания |
Основная | Специальная разминка. Игра на задней линии. Сильная крученая подача с выходом к сетке – ветер попутный. Прием подачи – увеличивать вращение мяча Игра на тай-брейке Игра на счет с равным по силам соперником (матч) | Помехоустройчивость к метеорологическим условиям Упорство, настойчивость Воля к победе |
Заключительная | Упражнения на готовность Жонглирования мячами | Совершенствование психической регуляции мышечной деятельности |
Формирующий эксперимент осуществлялсяв 2005/2006 учебном году в муниципальном образовательном учреждении специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва № 7 по теннису и настольному теннису г. Калининграда. В ходе формирующего эксперимента была подвергнута проверке общая гипотеза исследования путем проведения занятий (состоящих из теоретической и практической частей) в учебно-тренировочных группах. В эксперименте независимой переменной являлись педагогические условия формирования психологической готовности теннисистов к соревнованиям, а в качестве зависимой переменной – уровни психологической готовности теннисистов к соревнованиям. Полученные в результате экспериментального исследования данные представлены в табл. 3.
Статистическая обработка данных педагогического эксперимента в группах подготовки юных теннисистов показала, что в контрольной группе в показателях психологической готовности (сдвиг в изменении сфер индивидуальности) существенных изменений не наблюдалось (Р>0,05 по Т-критерию Уайта). В экспериментальной группе сдвиги в сторону улучшения оказались достоверными (Р > 0,05). Аналогичные данные были получены в ходе формирующего педагогического эксперимента с квалифицированными спортсменами.
Таблица 3
Психологическая подготовленность юных теннисистов до и после педагогического эксперимента (средний балл)
Сфера индивидуальности | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
до | после | до | после | |
Мотивационная | 7.4 | 6.3 | 6.1 | |
Волевая | 7.6 | 9.2 | 7.3 | 7.4 |
Интеллектуальная | 7.2 | 8.6 | 7.4 | 7.5 |
Эмоциональная | 6.1 | 6.1 | 6.2 | |
Предметно-практическая | 6.1 | 7.9 | 6.2 | 6.4 |
Саморегуляции | 7.2 | 9.2 | 7.2 | 7.2 |
Экзистенциальная | 6.6 | 7.1 | 6.4 | 6.5 |
Общий балл | 46.7 | 55.5 | 46.8 | 47.3 |
Р<0.05 | P>0.05 |
Опытно-экспериментальная работа по психологической подготовке юных теннисистов к соревнованиям в учебно-тренировочном процессе складывалась из следующих компонентов: диагностики уровней развития сфер индивидуальности и физической подготовленности; подбора средств и включение их в учебно-тренировочный процесс теннисистов; контрольной проверки уровней развития сфер индивидуальности (см. табл. 4, 5).
Таблица 4
Сравнительная таблица уровней развития сфер индивидуальности юных теннисистов до и после эксперимента (%)
Сферы | Уровень развития | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
До | После | До | После | ||
Мотивационная | Высокий Средний Низкий | ||||
Интеллектуальная | Высокий Средний Низкий | ||||
Волевая | Высокий Средний Низкий | ||||
Эмоциональная | Высокий Средний Низкий | ||||
Экзистенциальная | Высокий Средний Низкий | ||||
Саморегуляции | Высокий Средний Низкий | ||||
Предметнопрактическая | Высокий Средний Низкий |
Таблица 5
Общая оценка состояния сфер индивидуальности юных теннисистов до и после эксперимента (%)
Уровень сформированности сфер индивидуальности | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
До | После | До | После | |
Хороший (прогноз благоприятный) | ||||
Удовлетворительный (прогноз условно-благоприятный) | ||||
Недостаточный (неблагоприятный прогноз) |
Выводы