Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение.




Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- уточнена сущность психологической готовности теннисистов к соревнованиям, как одного из психических состояний спортсмена, сложного целостного проявления личности, которое представляет собой динамическую структуру и характеризуется: уверенностью спортсмена в своих силах; сформированным, актуализированным мотивом участия в соревнованиях и стремлением активно бороться за достижение намеченной цели; оптимальным уровнем эмоционального возбуждения; высокой степенью помехоустойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним факторам природной и социальной среды; способностью произвольно управлять своими действиями, мыслями, чувствами, всем поведением в адекватно возникающих и изменяющихся ситуациях спортивной борьбы в условиях высшей степени напряженной, аффектирующей атмосферы соревнования;

- выделены и структурированы составляющие психологической готовности теннисистов на основе теории о сферах индивидуальности: мотивационной, волевой, эмоциональной, экзистенциальной, предметно-практической, интеллектуальной и саморегуляции;

- разработана методика оценки психологической напряженности теннисного матча, учитывающая воздействие на сферы индивидуальности спортсмена таких факторов, как: поведение и квалификация соперника, поведение зрителей, характер судейства, мотивация на матч, личностные качества спортсмена;

- выявлена зависимость результата теннисного матча от уровня развития сфер индивидуальности спортсменов, показано, что показатели, характеризующие сферу саморегуляции, связаны прямой положительной корреляцией с предметно-практической сферой;

- выделены три уровня психологической готовности юных теннисистов, где низкий уровень свидетельствует о неблагоприятном, средний уровень – об условно благоприятном, высокий уровень - о благоприятном прогнозе;

- установлено, что педагогические условия психологической подготовки юных теннисистов определяются особенностями развития у них сфер индивидуальности, проявляющихся в недостаточном развитии сферы саморегуляции, волевой и мотивационной сфер, а также в необходимости психологического преодоления социально-педагогического, личностного, физиологического барьеров и барьера адаптационного периода;

- выделены педагогические условия формирования психологической готовности юных теннисистов в учебно-тренировочном процессе.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении представления о содержании и организации психологической подготовки юных теннисистов в учебно-тренировочном процессе на основе развития сфер индивидуальности.

В исследовании уточнена сущность психологической готовности теннисистов к соревнованиям, определены уровни и педагогические условия формирования этой готовности на учебно-тренировочных занятиях.

Практическая значимость работы состоит:

1) в разработке методики оценки напряженности теннисного матча,

2) в разработке методики комплексной оценки сфер индивидуальности теннисистов и способа прогнозирования их психологической готовности,

3) в разработке раздела психологической подготовки для юных теннисистов в рамках программы СДЮСШОР№7 по теннису (г. Калининград), которая может быть использована в спортивных школах других городов;

4) в модификации и адаптации для юных теннисистов текстов идеомоторной и психорегулирующей тренировки с элементами ментального тренинга;

5) во внедрении педагогических условий формирования психологической готовности юных теннисистов в учебно-тренировочный процесс.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали учебно-тренировочные группы по теннису МОУ ДОД СДЮСШОР №7 по теннису и настольному теннису.

Достоверность и надежность полученных результатов определяются применением методов исследования, адекватных поставленным целям, задачам, объекту, предмету исследования, целостным подходом к проблеме исследования, теоретической разработкой и опытной проверкой основных положений, анализом полученных данных с применением методов математической статистики, обсуждением их с опорой на современную педагогическую методологию и с учетом сведений, полученных другими исследователями.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Психологическая готовность теннисистов к соревнованиям является одним из психических состояний спортсмена, сложным целостным проявлением личности, которое представляет собой динамическую структуру и характеризуется: уверенностью спортсмена в своих силах; сформированным, актуализированным мотивом участия в соревнованиях и стремлением активно бороться за достижение намеченной цели; оптимальным уровнем эмоционального возбуждения; высокой степенью помехоустойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним факторам природной и социальной среды; способностью произвольно управлять своими действиями, мыслями, чувствами, всем поведением в адекватно возникающих и изменяющихся ситуациях спортивной борьбы в условиях высшей степени напряженной, аффектирующей атмосферы соревнования;

2. Педагогические условия формирования психологической готовности юных теннисистов определяются особенностями развития у них сфер индивидуальности, проявляющихся в недостаточном развитии сферы саморегуляции, волевой и мотивационной сфер, а также в необходимости психологического преодоления социально-педагогического, личностного, физиологического барьеров и барьера адаптационного периода.

3. Педагогическими условиями формирования психологической готовности юных теннисистов на учебно-тренировочных занятиях являются:

- развитие сфер индивидуальности выступает одной из целей психологической подготовки юных теннисистов к соревнованиям;

- оценка психологической готовности юных теннисистов к соревнованиям осуществляется путем диагностики уровней развития сфер индивидуальности;

- отбор содержания психологической подготовки теннисистов осуществляется из необходимости развития сферы саморегуляции в процессе специально организованных занятий и включения специальных упражнений для развития других сфер индивидуальности в учебно-тренировочные занятия;

- основными средствами развития сферы саморегуляции юных теннисистов являются идеомоторная тренировка, ментальный тренинг, психорегулирующая тренировка и методика Д. Лоера (действие теннисистов между розыгрышами очков в гейме);

- индивидуализация психологической подготовки в учебно-тренировочном процессе строится путем акцентированного воздействия на отстающие в развитии качества и способности, характеризующие сферы индивидуальности;

- структурирование программы психологической подготовки теннисистов осуществляется путем выделения в ней теоретического, общего и специального практических разделов.

Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение, опрос, педагогическое наблюдение, методы психодиагностики, методы исследования физических качеств, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Эмпирические исследования и экспериментальная проверка разработанных педагогических условий психологической подготовки юных теннисистов в учебно-тренировочном процессе проводились на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва № 7 по теннису и настольному теннису с 2004 по 2007-й год. В исследовании приняли участие воспитанники учебно-тренировочных групп указанной школы. Исследование проводилось в три этапа.

Начальный этап исследования (2004 – 2005гг.) включал в себя изучение современного состояния проблемы по данным литературы, опыта и проблем психологической подготовки теннисистов и спортсменов в общем, а также выдвижение гипотезы, определение задач исследования, подбор и апробацию методов исследования. Оценивался уровень развития сфер индивидуальности, физических качеств, проводился опрос тренеров и спортсменов, в итоге происходило выявление психологических барьеров, мешающих спортсмену выступать на соревнованиях, из бесед выделялись трудности, с которыми сталкиваются теннисисты до, во время и после соревнования, проводился корреляционный анализ игры ведущих теннисистов мира.

Второй этап (2005 – 2006 гг.). На этом этапе в ходе формирующего эксперимента была подвергнута проверке общая гипотеза исследования путем проведения занятий (состоящих из теоретической и практической частей) в учебно-тренировочных группах,

Заключительный этап (2006 – 2007 гг.). На этом этапе проходили диагностика уровней развития сфер индивидуальности и физических качеств, педагогическое наблюдение за тренировочной и соревновательной деятельностью теннисистов, организовывались контрольные игры между экспериментальной и контрольной группами. Проводились систематизация и обработка результатов исследования, подготовка публикаций, литературное оформление диссертации.

Апробация исследования и внедрение полученных результатов в практику осуществлялисьв ходе экспериментальной работы в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва № 7 по теннису и настольному теннису г. Калининграда. Основные теоретические положения, выводы, рекомендации обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях: международной научной конференции «Инновации в науке и образовании – 2004» (20-22 октября 2004 г., г. Калининград); международной научной конференции «Инновации в науке и образовании – 2005» (19-21 октября 2005 г., г. Калининград); международной научной конференции «Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве» (3-5 мая 2005 г., г. Калининград); Всероссийской научно-практической конференции «Основные направления развития физической культуры и спорта в регионе» (25-27 мая 2006 г., г. Калининград); международной научной конференции «Инновации в науке и образовании – 2006» (18-20 октября 2006 г., г. Калининград); Основные результаты исследования отражены в 6 публикациях автора.

Структура диссертации определилась сформулированными целью и задачами исследования.Работа состоитиз введения, трех глав, заключения, и списка литературы, использованной при разработке проблемы (188 наименований, из которых 5 на иностранном языке) и приложений.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность исследования, определены его проблема, объект, предмет, гипотеза и задачи, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также характеризуются основные этапы и база исследования, достоверность выводов и апробация результатов.

В первой главе«Педагогические аспекты формирования психологической готовности юных теннисистов » - анализируется опыт и проблемы психологической подготовки юных теннисистов с опорой на опыт психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта и единоборствах в целом.

Теоретический анализ данных педагогических, психологических и психофизиологических исследований в спорте, программного и методического обеспечения подготовки юных теннисистов показал, что в современном спорте существует тенденция на увеличение количества соревнований в годичном цикле подготовки, особенно эта тенденция проявляется в теннисе. Даже у юных спортсменов количество турниров может достигать 12 в течение года.

Многоплановая, сложная и скоростная деятельность теннисиста на корте требует от него не только высокой физической и технической, но и хорошей психологической подготовленности. Считается, что если у спортсмена не наблюдалось признаков перетренированности, то неудачный результат в соревнованиях является в основном следствием недостаточной психологической подготовленности.

Согласно исследованиям ведущих спортивных психологов и педагогов в психологической подготовке к соревнованиям следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности спортсмена, его психологическое состояние и особенности природной и социальной среды, в которой эти соревнования проводятся. Результатом психологической подготовки является психологическая готовность, отражающая весь комплекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких результатов в соревнованиях. В общем, готовность включает в себя кроме тренированности и другие составляющие спортивного мастерства: теоретические знания, психологическую установку на демонстрацию максимального результата, мобилизационную готовность к спортивной борьбе и т. д. (В.Н. Платонов).

Психологическую готовность мы рассматриваем как одно из психических состояний спортсмена, сложное целостное проявление личности, которое представляет собой динамическую структуру и характеризуется: уверенностью спортсмена в своих силах; сформированным, актуализированным мотивом участия в соревнованиях и стремлением активно бороться за достижение намеченной цели; оптимальным уровнем эмоционального возбуждения; высокой степенью помехоустойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним факторам природной и социальной среды; способностью произвольно управлять своими действиями, мыслями, чувствами, всем поведением в адекватно возникающих и изменяющихся ситуациях спортивной борьбы в условиях высшей степени напряженной, аффектирующей атмосферы соревнования;

Анализ данных литературы отечественных и зарубежных авторов выявил, что в психологической подготовке спортсменов игровых видов спорта доминирует комплексный подход, предполагающий развитие спортивно важных качеств и свойств личности спортсменов, относящихся к различным его психическим сферам.

Изучение программного и методического обеспечения психологической подготовки спортсменов показало, что решение ее задач осуществляется средствами и методами спортивной тренировки, которые прямо или косвенно воздействуют на различные сферы индивидуальности личности. Рассмотрение перечня этих сфер обнаружило, что он совпадает с классификацией, предложенной О.С. Гребенюком, Т.Б. Гребенюк. Поэтому мы предположили, что для обеспечения полноценной психологической подготовки юных теннисистов необходимо контролировать и развивать у них волевую, эмоциональную, экзистенциальную, предметно-практическую, мотивационную, интеллектуальную сферы и сферу саморегуляции. Для этого следует изучить возможности применяемых средств подготовки в учебно-тренировочном процессе.

Теоретический анализ методик психологической подготовки спортсменов показал, что они разделяются на две крупные группы: саморегуляции и гетерорегуляции. Показано, что теннисистов целесообразно обучать приемам первой группы методов. Из всех предлагаемых способов саморегуляции для психологической подготовки спортсменов выделяют два – аутогенную и идеомоторную тренировки. Данные психофизиологии детского возраста свидетельствуют о том, что аутогенная тренировка неэффективна в работе с детьми до 12 лет, в этом случае следует применять идеомоторную тренировку, используя высокую способность детей к образному мышлению.

Во второй главе «Педагогический контроль психологической готовности теннисистов к соревновательной деятельности» представлены результаты опроса спортсменов и тренеров по проблеме исследования, результаты экспертной оценки и педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью теннисистов; изложена авторская методика оценки психологической напряженности теннисного матча; содержатся результаты статистической обработки данных видеозаписей игр ведущих теннисистов мира.

Опрос высококвалифицированных теннисистов и теннисистов массовых разрядов показал, что психологическая подготовка, наряду с физической и технической, является одной из важных составляющих тренировочного процесса. Вместе с тем в понятии теннисистов низких разрядов психологическая подготовка – это, в основном, умение справляться с волнением, а теннисистов высокой квалификации – настрой на игру, умение управлять собой.

Все опрошенные в перечне средств психологической подготовки выделили необходимость моделирования соревновательной деятельности и создания дополнительных трудностей в учебно-тренировочном процессе. Важность бесед с тренером о психологических особенностях участия в предстоящих соревнованиях отметили 58% опрошенных, в основном спортсмены высоких разрядов. Из существующих средств саморегуляции предстартовых состояний только теннисисты уровня КМС и МС применяют аутотренинг и идеомоторную тренировку для подготовки к конкретным соревнованиям.

Опираясь на классификацию психологических барьеров, предложенную Т.И. Вербицкой, мы провели опрос в форме интервью с тренерами с целью выявления трудностей, влияющих на психологическое состояние спортсменов. Были выделены четыре вида психологических барьеров, мешающих спортсмену реализовать свой потенциал в соревнованиях: 1. Социально-педагогический - вызван замкнутым образом жизни, неблагополучным микроклиматом в семье, авторитарным стилем педагогического руководства, завышением или занижением требований к обучающимся. 2. Личностный - характеризуется неверием в собственные силы, ленью, равнодушием к успеху, отсутствием воображения, инерцией мышления. 3. Физиологический - является результатом переутомления, недостаточностью сна, отсутствием необходимого комфорта в быту. 4. Барьер адаптационного периода - возникает в ситуациях, когда спортсмен в силу объективных и субъективных причин еще не в состоянии оценить и справиться с той деятельностью, в которую он вовлечен.

Результативность технико-тактических действий в матче в зависимости от психологической подготовленности теннисистов оценивалась по результатам экспертных оценок, выставляемых спортсменам ведущими тренерами (три эксперта) за умения теннисистов действовать в сложных ситуациях на корте по показателям вариативности, помехоустойчивости, стабильности технических приемов.

Обработка данных экспертной оценки показала, что умения теннисистов действовать в сложных ситуациях на корте, вариативность и помехоустойчивость технико-тактических действий зависят от квалификации спортсмена, наличия соревновательного опыта и развитости волевой сферы, а результаты педагогических наблюдений выявили неумение низкоквалифицированных теннисистов регулировать свое поведение, эмоции в сложных ситуациях в процессе соревновательной деятельности.

На основе данных, полученных в ходе теоретических и экспериментальных исследований, нами была разработана методика количественной и качественной оценки свойств и качеств сфер индивидуальности теннисиста, позволившая выделить три уровня психологической готовности теннисиста, выраженные в баллах. Высокий уровень - более 58 баллов, средний уровень – 28-57 баллов, низкий уровень – менее 27 баллов.

Методика позволяет дать прогноз о психологической готовности спортсмена к соревнованиям, который может быть благоприятным, условно-благоприятным или неблагоприятным. Проверка готовности юных теннисистов, обучающихся в СДЮСШОР, показала, что лишь 20% из них имеют благоприятный прогноз, 70 - условно благоприятный и 10 - неблагоприятный. Эти данные также свидетельствуют о необходимости акцентированной психологической подготовки в учебно-тренировочном процессе.

Вставшая перед нами задача разработки эффективной методики психологической подготовки спортсмена в теннисе с учетом его индивидуальности натолкнула на мысль о том, что это будет возможным лишь после того, как будет учтен вклад в общую психологическую напряженность матча каждой из выделяемых сфер индивидуальности. Для этого нами была разработана методика оценки психологической напряженности теннисного матча, в которой за основу взят учет воздействия внешних факторов на проявления сфер индивидуальности спортсмена. Методика предполагает анализ видеозаписей теннисных матчей путем систематизации и классификации, шкалирования и нормирования результатов наблюдения. При просмотре видеозаписей фиксировались видимые проявления различных сфер индивидуальности на соревновательную ситуацию.

Эмоциональная напряженность оценивалась по частоте возникновения видимых эмоциональных реакций на соревновательную ситуацию. Волевые качества - по частоте возникновения таких игровых моментов, когда теннисист, проявляя волю к победе, отыгрывал «сет-поинты», «матч-поинты», побеждал после проигрыша одного (двух) первых сетов, выигрывал длинные, «тяжелые» розыгрыши, старался догнать каждый мяч. При оценке сферы саморегуляции фиксировались эпизоды, в которых теннисист применял самоприказы и самонастрой перед подачей, оценивал свои действия. Показатели интеллектуальной сферы регистрировались по количеству результативных тактических действий, а именно: создание микропауз в игре; взятие перерывов; аплодисменты и улыбка зрителям; отстаивание своей позиции, не вступая с судьей в конфликт, а только высказывая свое мнение, влияя тем самым на его решение. Через экзистенциальную сферу проявляются: личностные качества спортсмена, ответственность перед командой (в командных соревнованиях), перед страной на Олимпийских играх. В этой сфере рассматривались такие моменты поведения теннисистов, как «фэйр-плей» и аплодирование сопернику. Мотивация спортсмена определялась нами с двух позиций - материальной и моральной. Значимость материальной мотивации (гонорар) увеличивалась с выходом спортсмена в следующий круг соревнований. Моральная сторона мотивации проявляется в выигрыше у соперника, превосходящего в рейтинге или равного. Чем больше разница в рейтингах игроков, тем выше мотив у спортсмена более низкой квалификации, столь же высок мотив у игроков, стоящих рядом в рейтинге. Полученные данные по специально разработанным шкалам переводились в количественные показатели.

Корреляционный анализ взаимосвязи между показателями сфер индивидуальности, по данным видеозаписей игр ведущих теннисистов мира, выявил, что напрямую с результатом матча связана сфера саморегуляции, хотя в некоторых случаях решающей может стать любая из сфер (см. рис. 1). На основе этого можно сделать вывод, о том, что одним из педагогических условий подготовки теннисистов к соревнованиям должно стать обучение их приемам саморегуляции предстартовых и соревновательных состояний.

 

       
 
 
   

 


0.57

           
 
 
     

 


0,63 0,46

       
   


0,66

               
   
 
   
     
 
 
 

 

 


0,43 0,41 0.35 0,46

           
 
Волевая сфера
 
Интеллектуальная сфера
 
   

 


0,42

 
 
Экзистенциальная сфера

 

 


Рис.1. Взаимосвязь между сферами индивидуальности квалифицированных теннисистов (по результатам корреляционного анализа)

- очень сильные взаимосвязи

- сильные взаимосвязи

- средние взаимосвязи

- слабые взаимосвязи


В третьей главе «Педагогические условия формирования психологической подготовки юных теннисистов» представлены данные формирующего педагогического эксперимента.

Психологическая подготовка юных теннисистов осуществлялась на основе выявленных закономерностей влияния сфер индивидуальности спортсменов на результат с учетом психологических барьеров, встречающихся у теннисистов перед соревнованиями, и педагогических закономерностей организации учебно-тренировочного процесса. Вся подготовка состояла из двух разделов: теоретического и практического.

В теоретическом разделе о сновное внимание уделялось вооружению спортсменов знаниями о факторах, влияющих на успешность соревновательной деятельности теннисистов, и способах противодействия сбивающим факторам внешней и внутренней среды. В практическом разделе спортсмены учились применять полученные знания в конкретных игровых ситуациях.

Помимо сообщения теоретических сведений в работе с юными теннисистами использовались приемы закрепления полученных знаний в процессе моделирования тех или иных ситуаций, связанных с правильным выбором технических и тактических действий на корте, с поведением на корте, со способностью к саморегуляции и организацией и моделированием отдельных соревновательных ситуаций,

Например, во время тренировок в ветреную погоду особое внимание уделялось отработке способов первой группы. В случае, когда погодные условия были благоприятными, отрабатывались приемы из других групп. Для обучения спортсменов рекомендуемому поведению на корте нами «провоцировались» возможные соревновательные ситуации во время учебно-тренировочных игр. Зная недостатки отдельных спортсменов (не любит играть с левшой и т.п.), для них подбирали соответствующие пары, чтобы соперники были неудобны друг другу. Один раз в неделю во время учебно-тренировочных игр моделировались варианты необъективного судейства с последующим разбором ситуации и прогнозированием возможных последствий того или иного поведения.

Навыки саморегуляции, необходимые спортсменам, приобретались в процессе идеомоторной тренировки (ИТ). Теннисистам предлагалось мысленно воспроизводить предстоящий матч с конкретным соперником, технику выполнения подачи, ударов, перемещения по корту.

Для проведения ИТ с элементами ментального тренинга нами были разработаны специальные текстовые формулы саморегуляции при выполнении технических действий. Например: «Я подхожу к задней линии, крепко держа ракетку. Мое дыхание ритмичное, сердце бьется ровно. Ногами занимаю правильную для подачи позицию. Проверяю хватку ракетки. Беру мяч в левую руку, смотрю на него, ударяю им несколько раз о корт. Перевожу взгляд на квадрат подачи, затем снова на мяч. Выдох. Легко, высоко подбрасываю мяч над головой, сгибая ноги в коленях с одновременным заведением ракетки за спину. Выпрыгиваю, вытягиваясь к мячу, и бью по нему в самой высокой точке. У меня сильная и точная подача».

Воздействие на сферы индивидуальности личности юных теннисистов осуществлялось через подбор средств спортивной тренировки и включение их в практическую часть занятия (табл. 1,2).

Таблица 1

Эффективные средства для развития сфер индивидуальности теннисистов

Сфера Упражнения
Волевая   · Самостоятельная разминка · Учебно-тренировочная игра с равным по силам соперником · Учебно-тренировочная игра, где основной задачей является увеличение до максимума количество атак; захват инициативы; выход к сетке · Мини-соревнования внутри группы · ОФП; кросс
Эмоциональная · Подвижные и спортивные игры · Игра на счет с разными соперниками · Проведение мини-соревнований с присутствием зрителей · Игра по ориентирам (поразить цель или ориентир, расположенный в различных частях корта)
Мотивационная · Подвижные и спортивные игры · Игра на счет, игра на счет с форой · Контрольные испытания (ОФП, СФП) · Мини-соревнования · Игра с ориентиром (цель – поразить мишень, выполняя различные удары; ориентир может быть расположен в любой части теннисного корта
Экзистенциальная · Подвижные игры и спортивные игры (мини-футбол, баскетбол) · Игра на счет с различными соперниками · Проведение мини-соревнований
Интеллектуальная · Тренировка с противником-левшой · Учебно-тренировочная игра в сложных метеорологических условиях · Игра на счет с различными соперниками · Проведение соревнований · Подвижные игры, спортивные игры
Саморегуляции · Идеомоторная тренировка · Ментальный тренинг · Психорегулирующая тренировка · Методика Д. Лоера (действие теннисистов между розыгрышами очков в гейме)  
Предметно-практическая · Отработка техники ударов, подачи; отработка тактических приемов · Учебно-тренировочная игра · Проведение мини-соревнований · Спортивные и подвижные игры

 

Таблица 2

Пример построения фрагментов занятия с учетом психологической подготовки

Часть занятия Содержание Психологическая направленность
Подготовительная     Самостоятельная разминка (ОРУ) Игра «пятнашки» с увеличением числа водящих Инициативность, совершенствование реагирования, вероятного прогнозирования, наблюдения и внимания
Основная     Специальная разминка. Игра на задней линии. Сильная крученая подача с выходом к сетке – ветер попутный. Прием подачи – увеличивать вращение мяча Игра на тай-брейке Игра на счет с равным по силам соперником (матч) Помехоустройчивость к метеорологическим условиям Упорство, настойчивость Воля к победе  
Заключительная Упражнения на готовность Жонглирования мячами   Совершенствование психической регуляции мышечной деятельности

 

Формирующий эксперимент осуществлялсяв 2005/2006 учебном году в муниципальном образовательном учреждении специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва № 7 по теннису и настольному теннису г. Калининграда. В ходе формирующего эксперимента была подвергнута проверке общая гипотеза исследования путем проведения занятий (состоящих из теоретической и практической частей) в учебно-тренировочных группах. В эксперименте независимой переменной являлись педагогические условия формирования психологической готовности теннисистов к соревнованиям, а в качестве зависимой переменной – уровни психологической готовности теннисистов к соревнованиям. Полученные в результате экспериментального исследования данные представлены в табл. 3.

Статистическая обработка данных педагогического эксперимента в группах подготовки юных теннисистов показала, что в контрольной группе в показателях психологической готовности (сдвиг в изменении сфер индивидуальности) существенных изменений не наблюдалось (Р>0,05 по Т-критерию Уайта). В экспериментальной группе сдвиги в сторону улучшения оказались достоверными (Р > 0,05). Аналогичные данные были получены в ходе формирующего педагогического эксперимента с квалифицированными спортсменами.

Таблица 3

Психологическая подготовленность юных теннисистов до и после педагогического эксперимента (средний балл)

Сфера индивидуальности Экспериментальная группа Контрольная группа
до после до после
Мотивационная   7.4 6.3 6.1
Волевая 7.6 9.2 7.3 7.4
Интеллектуальная 7.2 8.6 7.4 7.5
Эмоциональная   6.1 6.1 6.2
Предметно-практическая 6.1 7.9 6.2 6.4
Саморегуляции 7.2 9.2 7.2 7.2
Экзистенциальная 6.6 7.1 6.4 6.5
Общий балл 46.7 55.5 46.8 47.3
  Р<0.05 P>0.05

Опытно-экспериментальная работа по психологической подготовке юных теннисистов к соревнованиям в учебно-тренировочном процессе складывалась из следующих компонентов: диагностики уровней развития сфер индивидуальности и физической подготовленности; подбора средств и включение их в учебно-тренировочный процесс теннисистов; контрольной проверки уровней развития сфер индивидуальности (см. табл. 4, 5).

Таблица 4

Сравнительная таблица уровней развития сфер индивидуальности юных теннисистов до и после эксперимента (%)

Сферы Уровень развития Экспериментальная группа   Контрольная группа
До После До После
Мотивационная Высокий Средний Низкий        
Интеллектуальная Высокий Средний Низкий        
Волевая Высокий Средний Низкий        
Эмоциональная Высокий Средний Низкий        
Экзистенциальная Высокий Средний Низкий        
Саморегуляции Высокий Средний Низкий        
Предметнопрактическая Высокий Средний Низкий        

 

Таблица 5

Общая оценка состояния сфер индивидуальности юных теннисистов до и после эксперимента (%)

Уровень сформированности сфер индивидуальности Экспериментальная группа Контрольная группа
До После До После
Хороший (прогноз благоприятный)        
Удовлетворительный (прогноз условно-благоприятный)        
Недостаточный (неблагоприятный прогноз)        

Выводы

1. Уточнена сущность психологической готовности теннисистов к соревнованиям как одного из психических состояний спортсмена, сложного целостного проявления личности, которое представляет собой динамическую структуру и характеризуется: уверенностью спортсмена в своих силах; сформированным, актуализированным мотивом участия в соревнованиях и стремлением активно бороться за достижение намеченной цели; оптимальным уровнем эмоционального возбуждения; высокой степенью помехоустойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним факторам природной и социальной с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: