Рассмотрение аудитором соблюдения требований нормативных правовых актов




 

Несоблюдение аудируемым лицом требований нормативных правовых актов влечет за собой судебные разбирательства, наложение штрафов и другие последствия, которые могут оказывать существенное влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

В контексте аудита несоблюдение – преднамеренное или непреднамеренное действие или бездействие аудируемого лица, которое противоречит нормативным правовым актам. Такие действия или бездействие относятся к операциям, осуществляемым самим аудируемым лицом или от его имени руководством или сотрудниками. Несоблюдение не включает случаи персональных нарушений со стороны руководства или сотрудников аудируемого лица, которые не имеют отношения к хозяйственной деятельности аудируемого лица.

Ответственность за соблюдение аудируемым лицом требований нормативных правовых актов несет руководство аудируемого лица. Надзор за выполнением руководством этой функции осуществляют представители собственника аудируемого лица.

Аудитор отвечает за обеспечение разумной уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений, возникающих вследствие недобросовестных действий или ошибок. При проведении аудиторской проверки аудитор должен принимать во внимание нормативно-правовую базу деятельности аудируемого лица.

Обязанности аудитора различаются по отношению к двум следующим группам нормативных правовых актов, регулирующих деятельность клиента (рис. 6.2).

Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность аудируемого лица
Нормативные правовые акты, непосредственно определяющие форму и содержание финансовой отчетности
Нормативные правовые акты, не регулирующие составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, но устанавливающие рамки, в которых аудируемому лицу разрешается вести хозяйственную деятельность (другие нормативные правовые акты)

 

 


 

Рис. 6.2. Правовая база деятельности аудируемого лица

 

Задачами аудитора являются:

1) получение достаточных надлежащих аудиторских доказательств соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов, прямо определяющих форму и содержание финансовой отчетности;

2) выполнение специальных аудиторских процедур для выявления несоблюдения требований других нормативных правовых актов, которое может существенно повлиять на финансовую отчетность;

3) обеспечение должной ответной реакции на фактически имевшее место или предполагаемое несоблюдение требований нормативных правовых актов, обнаруженное в ходе аудита.

В результате выполнения процедур оценки рисков аудитор должен:

1) получить представление о нормативно-правовой базе деятельности клиента;

2) установить, в какой степени аудируемое лицо соблюдает требования нормативных правовых актов.

Для этого он может запросить у руководства клиента информацию о других нормативных правовых актах, в рамках требований которых аудируемое лицо ведет свою деятельность, политике и процедурах, принятых для обеспечения соблюдения требований законодательства, методах работы с судебными исками.

Аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов, прямо определяющих форму и содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудитор должен выполнить следующие аудиторские процедуры, помогающие выявить случаи несоблюдения других нормативных правовых актов:

1) направить запрос руководству аудируемого лица и, если это уместно, представителям собственника о том, соблюдает ли аудируемое лицо такие нормативные правовые акты;

2) проанализировать переписку аудируемого лица с уполномоченными государственными органами власти по вопросам соблюдения им законодательства Российской Федерации.

Аудитор должен запросить у руководства клиента и, если это уместно, представителей собственника письменные подтверждения того, что аудитору сообщены все известные имевшие место или возможные факты несоблюдения требований нормативных правовых актов, влияние которых должно учитываться при подготовке финансовой отчетности.

В отсутствие подтвержденных или предполагаемых случаев несоблюдения от аудитора не требуется проведения аудиторских процедур в отношении выполнения аудируемым лицом требований законодательства, кроме перечисленных выше.

Когда аудитору становится известна информация о несоблюдении или предполагаемом несоблюдении клиентом нормативных правовых актов, ему следует выяснить суть нарушений и обстоятельства их совершения, а также собрать дополнительную информацию, которая позволит оценить их влияние на финансовую отчетность. Аудитор должен оценить влияние обнаружения несоблюдения на оценку рисков, надежности письменных заявлений и разъяснений руководства клиента, другие аспекты аудита, и принять соответствующие меры.

Предполагая несоблюдение, аудитор обсуждает свои предположения с руководством и, если уместно, представителями собственника клиента. Если эти лица не предоставляют аудитору информацию, подтверждающую выполнение аудируемым лицом требований нормативных правовых актов, а влияние предполагаемого несоблюдения на финансовую отчетность может быть существенным, аудитор должен решить вопрос о необходимости получения юридической консультации.

Представителей собственника, не участвующих в руководстве текущей деятельностью аудируемого лица, аудитор информирует о подтвержденном и предполагаемом несоблюдении, кроме очевидно незначительных случаев. Когда аудитор считает, что представители руководства или собственника клиента причастны к несоблюдению, он информирует представителей вышестоящего органа. Если так ого органа нет или аудитор полагает, что его сообщение может быть не принято во внимание, ему следует получить юридическую консультацию.

В случаях, предусмотренных национальным законодательством, аудитор должен сообщать информацию об обнаруженных фактах существенного несоблюдения нормативных правовых актов уполномоченным государственным органам власти.

Если аудитор пришел к выводу, что несоблюдение нормативных правовых актов существенно влияет на финансовую отчетность и не отражено в ней надлежащим образом, он должен выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение.

Если аудируемое лицо препятствует аудитору в получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств, подтверждающих, что факты несоблюдения, которые могут быть существенными, имели место или могли иметь место, аудитор выражает мнение с оговоркой или отказывается от выражения мнения.

Если аудитор не может определить, имеется ли несоблюдение нормативных правовых актов, из-за ограничений, связанных с определенными обстоятельствами, а не налагаемых самим аудируемым лицом, он должен определить, как это повлияет на аудиторское мнение.

Фактически имевшие место и предполагаемые случаи несоблюдения, результаты их обсуждения с руководством, представителями собственника аудируемого лица, третьими лицами должны быть отражены в рабочей документации.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудитор обязан информировать учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших ему известными случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе случаях подкупа иностранных должностных лиц, случаях иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев. Если учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не принимают надлежащих мер по рассмотрению указанной информации аудитора, последний обязан проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы.

Учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель обязаны рассмотреть информацию аудитора о ставших ему известными при оказании аудиторских услуг случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе случаях подкупа иностранных должностных лиц, случаях иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев и в письменной форме проинформировать о результатах рассмотрения аудиторскую организацию, индивидуального аудитора не позднее 90 календарных дней со дня, следующего за днем получения указанной информации.

Если учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его водитель не принимают надлежащих мер по рассмотрению информации аудитора, он обязан проинформировать об этом уполномоченные государственные органы (органы, относящиеся к системам МВД России, ФСБ России, Следственного комитета Российской Федерации, Прокуратуры Российской Федерации, Росфинмониторинга – в соответствии с их компетенцией).

 

Проверка соблюдения аудируемым лицом законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, считается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или другим имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны:

1) выполнить аудиторские процедуры, которые помогут выявить возможные случаи несоблюдения требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» следующими аудируемыми лицами:

- организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом:

кредитными организациями;

профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

страховыми организациями (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);

страховыми брокерами[7];

лизинговыми компаниями;

организациями федеральной почтовой связи;

ломбардами;

организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;

организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

организациями, осуществляющими управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

организациями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

операторами по приему платежей;

коммерческими организациями, заключающими договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

кредитными потребительскими кооперативами, в том числе сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами;

микрофинансовыми организациями[8];

обществами взаимного страхования[9];

негосударственными пенсионными фондами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

операторами связи, имеющими право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

(Аналогичные обязанности распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества);

- обслуживающими лицами – адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

сделки с недвижимым имуществом;

управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций;

2) идентифицировать клиентов, организовать внутренний контроль, фиксировать и хранить информацию в соответствии с Законом о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, если аудиторская организация или индивидуальный аудитор относятся к категории обслуживающих лиц[10].

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

1) идентифицировать клиентов, представителей клиента и (или) выгодоприобретателей[11];

2) при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов - юридических лиц получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с ними, а также регулярно принимать меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов;

3) идентифицировать бенефициарных владельцев[12];

4) обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений;

5) документально фиксировать и представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг) не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами;

6) предоставлять в Росфинмониторинг по его запросу имеющуюся информацию об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов;

7) применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации ил и физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах Росфинмониторинг;

8) не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг;

9) разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, представляет/направляет непосредственно в Росфинмониторинг (п. 5 представленного выше перечня):

1) сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю (в течение 3 рабочих дней);

2) сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых у работников организации возникают подозрения, что операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (в течение 3 рабочих дней);

3) о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (незамедлительно);

4) о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (в течение 5 рабочих дней);

5) о фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Закона (в течение 5 рабочих дней);

6) о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом (незамедлительно).

Следующие операции подлежат обязательному контролю:

1) операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов:

- операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

- зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых ФАТФ, и подлежит опубликованию;

- операции по банковским счетам (вкладам):

размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

- иные сделки с движимым имуществом:

помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;

2) сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее;

3) операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее;

4) операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, указанных в статье 1 Федерального закона «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если сумма равна или превышает 50 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 000 000 рублей, или превышает ее.

Кредитные организации и некредитные финансовые организации уведомляют Росфинмониторинг о каждом открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, заключении, расторжении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита) и внесении в них изменений, о приобретении и об отчуждении ценных бумаг такими обществами;

5) операции по зачислению денежных средств на счета, открытые в уполномоченном банке головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу, с любых иных счетов, операции по списанию денежных средств с указанных счетов на любые иные счета, операции по первому зачислению денежных средств на указанные счета с иных отдельных счетов, если сумма равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

Операции по второму и последующим зачислениям или по списанию подлежат обязательному контролю, если сумма равна или превышает 50 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 000 000 рублей, или превышает ее.

Кредитные организации уведомляют Росфинмониторинг о каждом открытии, закрытии таких счетов и изменении их реквизитов;

6) операция с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Обязанности обслуживающих лиц см. в п. 9.4.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: