Строительство Петербурга было важнейшим этапом в развитии русской арх-ры петровского времени. Город возводился как крепость, торговый порт и столица. Здесь сосредоточились все административные учреждения вновь организованного аппарат, армия и флот.
Строительство Петербурга осуществлялось на основе новых планировочных требований и было направлено на удовлетворение практических запросов нового общественного быта. Здесь формировались новые типы монументального сооружения (Здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера, Адмиралтейство).
Датой основания Петербурга является день закладки Петропавловской крепости – 16 мая 1703 г. Крепость была построена на острове перед разветвлением Невы на два больших рукава. Крепость имела в плане форму вытянутого шестиугольника с бастионами по углам. Под прикрытием крепости был устроен торговый порт, в непосредственной близости от него образовалась Троицкая площадь.
В 1704 г. на левом берегу Невы была заложена судостроительная верфь – Адмиралтейство с дополнительными крепостными сооружениями. Первоначальные строения Адмиралтейства представляли собой мазанковые сараи, ограничивавшие прямоугольный в сторону Невы производственный двор. Над воротами возвышалась башня со шпилями.
Для своего первого Летнего дворца Петр выбрал участок бывшего шведского поместья. Местоположения Петропавловской крепости, Адмиралтейства и Летнего дворца определило в дальнейшем размещение тяготевших к ним построек. У Адмиралтейства строилась морская слобода, на Петроградской стороне – слобода для военного гарнизона, для дворянства и торговцев. Между Адмиралтейством и Летним дворцом по берегу Невы строились дома приближенных Петра.
|
Массовое жилое строительство регулировалось государством. Для застройки города впервые были разработаны образцовые проекты жилых домов, которыми должны были обстраиваться прямые и правильно распланированные улицы. Эти дома представляли собой новый вид рядового городского жилища.
Образцовые дома носили четко выраженный классовый характер. Были разработаны проекты домов для «подлых» (ремесленников, мелких торговцев и т.д.). для «зажиточных» и для «именитых» людей.
Дома для подлых состояли из сеней, кухни и двух небольших жилых комнат. Более вместительными были дома для зажиточных. Дом для именитых представлял собой двухэтажное здание с высокими комнатами, большими окнами и симметричным фасадом, на котором выделялось окно второго этажа. Симметричной была и внутрення планировка дома, где по середине располагались сени, с которыми были связаны все жилые помещения. Фасад такого дома украшался лопатками и филенками, углы обрабатывались рустом. Это отличало дома для именитых от остальных более простых образцовых проектов.
Домами для именитых застраивалась набережная Невы на Васильевском острове, они образовывали ступенчатую застройку набережной, следуя изгибу берега. Дома для зажиточных строились как правило на улицах Васильевского о-ва. Застройка была непрерывной, дома объединялись фигурными воротами. Набережная Фонтанки, в то время пригород столицы, также застраивалась образцовыми домами, начиная с 1720 г.
Согласно образцовым проектам дома располагались фасадом к реке или дороге, внутри предполагалось устройство сада.
|
Проекты домов были разработаны Доменико Трезини, также Трезини разработал проект Петропавловской крепости, Летнего Дворца, здания Двеннадцати коллегий, Александро-Невской лавры, Зимнего Дворца, гостиного двора и многих других.
Летний дворец Петра был построен наподобие «образцового» дома для «именитых». Двухэтажное каменное здание было покрыто черепичной кровлей. Просторные, уютные комнаты мало отличались по своему внешнему облику и размерам от жилищ состоятельных обывателей Петербурга. Но планировка Летнего дворца сложнее и богаче типовых проектов: сравнительно многочисленные помещения включают небольшой вестибюль, с внутренней лестницей, ведущей во второй этаж, и целый ряд следующих одна за другой, расположенных по периметру здания комнат.
Возле дворца был разбит регулярный сад. Позднее Петр превратил скромный дворец в более парадный дворцово-парковый ансамбль. В 1713—1714 гг. фасад дворца был обогащен скульптурными панно, орнаментальным фризом и декоративной рельефной группой над входом.
Первым зданием на набережной Васильевского острова, которое отличалось от «образцовых» домов, был каменный дворец Меншикова (1710—1716 гг). Этот дворец, с выступающей средней частью, украшенной аттиком со скульптурами, не имел замкнутого характера московского дворца.
Его главный фасад, обращенный на юг, к Неве, включался в общий ансамбль застраиваемой набережной. Противоположный фасад дворца с небольшим прямоугольным двором выходил в регулярный сад.
|
Фасады дома были поэтажно обработаны пилястрами ионического и коринфского ордеров; ризалиты главного фасада имели сложное по форме завершение.
Просторный вестибюль, широкая лестница во второй этаж, подчеркнуто осевая композиция фасада, колоннада портика и богато разработанный спуск к реке придавали зданию новый в русской архитектуре облик парадного городского дворца. Дворец строили архитекторы М. Фонтана и Г. Шедель. В конце XVIII в. здание перестраивалось, после чего обработка фасада петровского времени сохранилась только на ризалитах.
Крупнейшим монументальным сооружением новой столицы был Петропавловский собор (1712—1733 гг.; арх. Д. Трезини при участии И. Устинова), построенный на месте деревянного храма Петропавловской крепости. Собор имеет трехнефныйбазиликальный план с куполом над предалтарной частью.
Фасады собора обработаны пилястрами.
Прямоугольная в плане, высокая, многоярусная
Две крупные волюты образуют плавный переход от нижней части собора к трехъярусной колокольне. Куполообразная кровля колокольни завершена грандиозным золоченым шпилем.
Мощная вертикаль колокольни, объединив городские части, разбросанные вдоль плоских берегов Невы, как бы устанавливала масштаб будущего грандиозного ансамбля столицы. Ясные очертания могучего шпиля были главным архитектурным ориентиром на дальних подходах к Петербургу.
Наружная архитектура собора была в дальнейшем немного изменена: изменилась декоративная обработка волют, ранее помещавшихся только в нижнем ярусе, изменился рисунок лепных украшений, паперть была заменена дорико- тосканским портиком.
Ансамбль Петропавловской крепости (стр. 288) дополнился в 1717—1718 гг. каменными крепостными воротами (стр. 289), заменившими собой первоначальные деревянные. Массивные ворота, построенные Трезини, завершены аттиком и полукруглым фронтоном с волютами по сторонам. Ворота украшены скульптурными фигурами, барельефами и рустовкой.
Первой загородной резиденцией Петра был Петергоф. Расположенное на возвышенности здание первоначально небольшого дворца с тремя ризалитами и характерной для петровского времени высокой крышей с изломами скатов, по идее Петра прямой «першпективой» связывалось с морем. Начинаясь от дворца системой каскадов, эта «першпектива» продолжалась затем в виде морского канала и заканчивалась небольшой гаванью в открытом море. Склоны холма, на котором стоял дворец, архитектурно обработаны террасами с лестницами, гротом и украшены скульптурой.
Являясь композиционным центром ансамбля, двухэтажное здание дворца, с залом для приемов в парадном втором этаже, объединяло спускающийся к морю Нижний сад с Верхним, распланированным на возвышенности.
В стороне от главной «першпективы», связанный с ней косой аллеей, близ самого моря, стоял личный дворец Петра «Монплезир». Архитектура этого одноэтажного «малого» дворца, со скромно обработанными рустовкой кирпичными стенами, вносила в парадный дворцовый ансамбль оттенок деловитости и бюргерского уюта, что было присуще и петербургскому Летнему дворцу.
Ансамбль Петергофского дворца, композиция которого в основном сложилась в петровское время, в дальнейшем расширялся и перестраивался.
Близость моря была использована и в Меншиковском дворце в Ораниенбауме, строительство которого в 1711 г. начал архитектор М. Фонтана и вел в дальнейшем Г. Шедель. Оно состоит из центрального двухэтажного корпуса и купольных павильонов по сторонам, связанных с главным зданием дугообразными галереями. Фигурные лестницы вели в расположенный на нижней террасе регулярный парк с цветниками, скульптурами и фонтанами. На продолжении оси дворца была устроена парадная гавань в виде паркового бассейна, соединенного каналом с морем.
Одним из поздних загородных дворцов петровского времени был дворец в Стрельне. В наружной архитектуре этого здания плоские лопатки и пилястры первых лет XVIII в. сменяются богатой пластикой креповок, живописной группировкой трехчетвертных колонн, более сложной профилировкой карнизов и наличников. В Стрельнинском дворце применено уже анфиладное расположение залов, получившее затем развитие в дворцовых композициях Растрелли. Дворец, запроектированный арх. Н. Микетти (заложен в 1720 г.), достраивался арх. Т. Усовым, который продолжил работы по отделке дворца и украшению сада.
Единственный в своем роде «водный» сад в Стрельне был разбит до начала строительства дворца по проекту Леблона, осуществившего замысел Петра. По главным аллеям сада были проложены соединенные с морем каналы.
В 1716 г. по указанию Петра началась разработка проекта генерального плана Петербурга французским архитектором Леблоном.
В своем проекте город, распланированный в виде правильной прямоугольной системы улиц и площадей, Леблон вписал в форму эллипса и окружил кольцом крепостных сооружений. Устройство центра города он наметил в глубине Васильевского острова.
На левом берегу еще в 1711 г. была проложена «Невская перспектива», ориентированная на башню Адмиралтейства. В дальнейшем и другие улицы ориентировались здесь на Адмиралтейство. Эти улицы и кольцевые дуги рек Мойки и Фонтанки послужили основой радиально- кольцевой планировки Морской слободы, ставшей впоследствии центральной частью города.
На Васильевском острове крупные сооружения закладывались на берегу Невы (стр. 282). Близ стрелки было выстроено одно из первых в России монументальных зданий для научных целей музей, библиотека и обсерватория, так называемая Кунсткамера.
Башня Кунсткамеры образует центральную часть здания, к которой примыкают два трехэтажных, удлиненных, прямоугольных в плане корпуса. Основной восьмигранный массив башни несет верхние цилиндрические ярусы, завершенные легким купольным покрытием. Низ башни обработан рустованными лопатками. Его вогнутая в плане фасадная стена декорирована нишами со скульптурой, расположенными по сторонам от главного входа.
Вытянутый корпус здания Двенадцати коллегий членится на одинаковые секции, перекрытые отдельными крышами с фронтоном в центре каждой секции. Здесь еще сохраняется прием соединения в одно целое ряда отдельных зданий, перекрытых самостоятельной кровлей, который типичен для допетровских московских приказов.
Но в отличие от несимметричной, свободной композиции прежних сооружений вытянутое в линию здание коллегий характеризуется организованностью и геометрической правильностью плана. Регулярность, отвечавшая характеру государственного административного строительства петровского времени, подчеркивается ритмическим повторением фронтонов всех двенадцати секций здания и мерным чередованием членящихфасады пилястр. Два верхних этажа объединены ордером пилястр.