Семестр
Аннотация раздела | Литература к разделу | |
Раздел 1. Формирование информационной среды общества | В разделе дается обоснование роли и места информатического образования в формировании молодого человека информационного общества и раннего обучения информатике, обсуждаются основные педагогические направления курса раннего обучения информатике, содержание пропедевтического курса информатики. | Литература к разделу 1: 1. Кузнецов А.А., Захарова Т.Б., Захаров А.С. Общая методика обучения информатике: Учебное пособие для студентов педагогических вузов, I часть / А.А. Кузнецов, Т.Б. Захарова, А.С. Захаров. – Москва: МПГУ, 2014. – 300 с. глава 2 (стр. 119-151) 2. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: методическое пособие / Ю.А. Первин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 228 с. глава 1 (стр. 6-38) |
Тема 1.1. Информатизация общества и формирование новой среды обитания. Информационная техносфера как основа информационной среды общества. | ||
Тема 1.2. Понятие информационной среды, информационного потенциала общества | ||
Тема 1.3. Понятие информационной культуры | ||
Раздел 2. Общество и личность в условиях информатизации | Раздел посвящен изучению методических аспектов освоения понятий «Информация», «Алгоритм» и методики его представления в пропедевтическом курсе информатики | Литература к разделу 2: 1. Лапчик М.П. Теория и методика обучения информатике: учебник / [М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина и др.]; под ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 592 с. глава 10 (стр. 189-204). 2. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: методическое пособие / Ю.А. Первин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 228 с. глава 2,3 (стр. 38-104) |
Тема 2.1. Социально-психологические проблемы информатизации | ||
Тема 2.2. Понятие «информационный образ жизни», его слагаемые, их современное состояние, проблемы формирования | ||
Раздел 3. Специфика и проблемы трудовой деятельности в условиях информатизации общества | Раздел посвящен изучению методических аспектов освоения отдельных разделов пропедевтического курса информатики. | Литература к разделу 3: 1. Лапчик М.П. Теория и методика обучения информатике: учебник / [М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина и др.]; под ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 592 с. глава 10 (стр. 205-221). 2. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: методическое пособие / Ю.А. Первин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 228 с. глава 4,5 (стр. 104-172) |
Тема 3.1. Изменение социальной структуры общества в ходе информатизации | ||
Тема 3.2. Трудовая деятельность в постиндустриальном, информационном обществе. Информационные аспекты творчества. |
|
Установочные слайд-лекции (презентации) к дисциплине/разделам представлены в Приложении 1.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Модуль 2. Современные проблемы информационного общества
Раздел 2.1. Формирование информационной среды общества.
Методические указания по выполнению практического задания к разделу 1 «Формирование информационной среды общества»
(расчетное практическое задание в форме лабораторной работы)
При изучении дисциплины «Современные проблемы информатизации общества» предусмотрено выполнение практического задания. Практическое задание выполняется в форме реферата.
|
Реферат – это обзор точек зрения различных авторов по рассматриваемой теме (проблеме).
При подготовке реферата следует придерживаться следующей структуры:
Оглавление
2. Введение. Во введении дать обоснование выбора темы, раскрыть проблематику выбранной темы (объем 1 – 2 с).
3. Основная часть. Привести и аргументировать основные тезисы каждого произведения. Провести их сопоставление. Высказать собственную точку зрения и обосновать ее (объем 5 – 7 с).
4. Заключение. Сделать общие выводы по проблеме, заявленной в реферате (объем 1 – 2 с).
5. Список реферируемой литературы. Привести исходные данные реферируемых произведений (автор(ы), название, где опубликован, в каком году).
Перечень тем рефератов по дисциплине «Современные проблемы информатизации общества»:
1. Социальные последствия развития информационной техносферы как основы информационной среды общества;
2. Возможности, предоставляемые современной информационной средой для повышения квалификации, продолжения образования;
3. Состав современной информационной техносферы РФ, примеры;
4. Наиболее значимые для развития информационного потенциала РФ когнитивные структуры общества, примеры;
5. Информационные ресурсы и информационный потенциал общества;
6. Информационные ресурсы как форма представления знаний;
7. Основные проблемы теории информационных ресурсов;
8. Электронизация информационных ресурсов общества как актуальная проблема;
|
9. Основные тенденции изменения информационной инфраструктуры общества;
10. Структура информационного рынка современного общества;
11. Информационный бизнес;
12. Основные направления и принципы государственной политики в области информационных ресурсов;
13. Некоторые перспективы развития информационных ресурсов России;
14. Цели и задачи правового регулирования в области информационных ресурсов;
15. Оценка уровня современного развития информационной техносферы;
16. Основные этапы развития информационной техносферы в России и в развитых странах мирового сообщества;
17. Современное состояние, проблемы и основные направления развития информационной техносферы в России;
18. Информационная техносфера и проблема развития системы образования;
19. Основные этапы развития ИКТ и сетевых технологий в передовых странах мирового сообщества;
20. Основные проблемы и перспективы развития сетевых информационных технологий;
21. Региональные информационно-телекоммуникационные системы 95
22. ИКТ в системе информационной поддержки развития науки и образования России;
23. Понятие информационной культуры общества и основные факторы ее развития;
24. Информационная культура и социально-экономическое развитие общества;
25. Лингвистическая культура общества и полиязычные информационные технологии.
Общий объем реферата составляет 10 – 12 страниц формата А4, включая титульный лист, размер шрифта 14 пт, интервал -1,5, шрифт Times New Roman.
Основными критериями оценки реферата являются:
· оригинальность текста (не ниже 75%);
· степень отражения реферируемого текста;
· наличие обобщения и собственных выводов в заключении;
· качество оформления реферата.
Максимальный балл, получаемый за выполнение всех практических заданий по дисциплине – 35 баллов.
Педагогический работник оценивает реферат по стобалльной шкале оценок:
Сумма баллов | Оценка |
85-100 | Отлично/зачтено |
75-84 | Хорошо/зачтено |
65-74 | Удовлетворительно/зачтено |
1-64 | Неудовлетворительно/незачтено |
не аттестован |
В дальнейшем данные оценки автоматически переводятся в баллы для учета практических заданий.
Раздел 2.2 Общество и личность в условиях информатизации.