Значение процесса освоения движений в жизнедеятельности людей.




Теоретическая часть.

Тема Эффективные и экономичные способы овладения жизненно важными умениями и навыками.

Уважаемые студенты, вам необходимо внимательно ознакомиться с материалом и письменно ответить на вопросы.

Жизненно важные умения и навыки – естественные формы проявления двигательной активности (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание и др.), обеспечивающие активную деятельность человека в природной среде.

Жизненно важные умения и навыки — естественные формы проявления двигательной активности в ходьбе, беге, передвижении на лыжах, плавании, обеспечивающие активную деятельность человека в природной среде.

Двигательная привычка, умение, двигательный навык.

При обучении двигательным действиям ставится задача довести до определенной степени совершенства двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. Определим понятия «двигательное умение» и «двигательный навык», чтобы избежать путаницы, когда зги термины ошибочно употребляются как синонимы.

Двигательное умение — это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

В процессе многократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, двигательные умения переходят в навык.

Двигательный навык — такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически, а действия отличаются надежностью.

Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Классический пример: научившись ездить на велосипеде или плавать, а это сложные двигательные навыки, разучиться уже невозможно.

От умений и навыков следует отличать привычки.

Двигательные привычки — это автоматически совершаемые действия, не связанные с целенаправленным обучением, которые могут возникнуть неосознанно, это усвоенное в процессе какой-либо деятельности действие, ставшее потребностью. Главное отличие привычек от навыков заключается в том, что если навык формируется путем специально организованных упражнений, то привычки образуются без особых усилий со стороны человека. Привычки бывают положительные и отрицательные.

Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:

Первый этап — ознакомление, первоначальное разучивание движения.

Цель — обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приближенной форме. Для этого требуется решить следующие задачи:

-создать общее представление о двигательном действии;

-научить частям (элементам) техники этого действия;

-сформировать общий ритм двигательного акта;

-предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.

Главным моментом в обучении движениям является первоначальное объяснение техники движения. Общее представление создается путем показа разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий, кинограмм) и акустической (слуховой) демонстрации, в том числе и ритма движения.

Выполняя двигательное задание впервые, можно разучивать движения по частям (хотя это менее эффективно), а также с помощью подводящих упражнений. В связи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно давать большую нагрузку на отдельном уроке или учебно-тренировочном занятии. Между тем длительные перерывы в занятиях на нервом этапе в большей мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких, двигательных рефлексов.

Второй этап — углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения. Цель обучения достигается путем детализированного освоения техники па основе разучиваемого двигательного действия, сформированного на первом этапе обучения

Основные задачи этого этапа:

-углубленно понять закономерности движений действия;

-уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;

-усовершенствовать ритм выполнения движения;

-создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

Техника уточняется в процессе многократных повторений. По мере ее усвоения увеличивается количество движений, выполняемых автоматически. С увеличением автоматизации движений растет число повторений упражнения. Но на этом этапе при улучшении качества исполнения действия в целом возможны временные ухудшения, которые постепенно случаются все реже и реже. Преподавателю, чтобы избежать негативных эмоций, следует заранее предупредить о возможных спадах своих учеников. Это подкрепит установку на продолжение работы и настойчивость.

Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда занимающийся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к следующему этапу обучения.

Третий этап — формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства. На основе двигательного умения формируется двигательный навык. Чтобы достичь цели — добиться совершенного владения двигательным действием в разнообразных условиях его использования, необходимо применять методы как для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьирования. Этот этап может длиться очень долго в процессе тренировки высококвалифицированных спортсменов, так как изменение уровня развития физических качеств требует коррекции содержания самого движения не только по форме, по и но временным параметрам.

Задачи третьего этана:

-закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат). Для этого постепенно увеличиваются требования к результату без нарушения техники д в и гаге л ьиого действия;

-избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном действии;

-совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстремальном состоянии, на фоне сильного утомления, эмоциональной напряженности; усложняются задания (подключаются дополнительные движения) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются;

-облегчить технику движения. Ознакомиться с прикладными способами его выполнения, когда применяются варианты этого движения из бытовой, производственной или военной практики (плавание в военном обмундировании и т.п.).

Успех или неуспех бакалавров в освоении упражнений зависит от степени развития их качеств, которые являются ведущими при освоении двигательного действия. Следовательно, необходима самостоятельная работа отстающих бакалавров над развитием этих физических качеств.

Вопросы для контроля

1. Каковы основные принципы обучения движениям вы знаете?

2. Какие формы повышения физической нагрузки можно использовать при занятиях?

3. Каковы основные способы регуляции физической нагрузки в занятиях физическими упражнениями?

4. Дайте характеристику двигательным умениям, двигательным навыкам, двигательным привычкам.

5. Какие основные этапы формирования двигательных действий вы знаете?

Значение процесса освоения движений в жизнедеятельности людей.

Одна из важнейших характеристик личности - интеллект. Условием интеллектуальной деятельности и ее характеристикой служат умственные способности, которые формируются и развиваются в течение всей жизни.

Другой, не менее важной стороной личности является эмоционально-волевая сфера, темперамент и характер. Возможность регулировать формирование личности достигается тренировкой, упражнением и воспитанием. А систематические занятия физическими упражнениями, и тем более учебно-тренировочные занятия в спорте оказывают положительное воздействие на психические функции, с детского возраста формируют умственную и эмоциональную устойчивость к напряженной деятельности.

Чтобы этого не случилось, необходимо один вид деятельности сменять другим. Наиболее эффективная форма отдыха при умственном труде - активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями.

Большое профилактическое значение имеют и самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в режиме дня. Ежедневно утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе благоприятно влияют на организм, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен, а это положительно влияет на повышение умственной работоспособности студентов. Важен активный отдых в каникулы: студенты после отдыха в спортивно-оздоровительном лагере начинают учебный год, имея более высокую работоспособность.

Содержание методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками

Жизненно важные умения и навыки – естественные формы проявления двигательной активности в ходьбе, беге, передвижении на лыжах, плавании и т. д., обеспечивающие активную деятельность человека в природной среде.

Двигательная привычка, умение, двигательный навык. При обучении двигательным действиям ставится задача довести до определенной степени совершенства двигательные умения, навыки и связанные с ними знания.

Двигательное умение – это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

В процессе многократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, двигательные умения переходят в навык.

Двигательный навык – такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически, и действия отличаются надежностью. Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет.

От умений и навыков следует отличать привычки. Двигательные привычки – это автоматически совершаемые действия, не связанные с целенаправленным обучением, которые могут возникнуть неосознанно, это усвоенное в процессе какой-либо деятельности действие, ставшее потребностью. Главное отличие привычек от навыков заключается в том, что если навык формируется путем специально организованных упражнений, то привычки образуются без особых усилий со стороны человека. Привычки бывают положительные и отрицательные.

Дидактические принципы обучения, необходимые при освоении и совершенствовании новых двигательных действий (навыков)

Для успешного обучения и совершенствования новых двигательных навыков в системе физического воспитания разработана научно-методическая основа занятий и тренировок. Каждое занятие или тренировка планируется и осуществляется на принципах научности, всесторонности и активности, повторности и систематичности, постепенности, доступности, коллективности в сочетании с индивидуализацией, наглядностью и прочностью. Перечисленные принципы взаимосвязаны, и только применение их неразрывной совокупности обеспечивает высокую эффективность учебно-тренировочного процесса.

Принцип научности означает обоснованность элементов занятий и всего тренировочного цикла в целом, примером научного подхода к методам обучения.

Принцип всесторонности – повышение уровня всестороннего развития – главного условия роста высокой работоспособности. При всесторонней подготовке у занимающихся вырабатывается множество двигательных навыков, которые обеспечивают развитие физических качеств,

Принцип сознательности и активности – это понимание целей и задач подготовки, сознательное и активное использование средств учебно-тренировочного процесса.

Принцип повторности и систематичности. Предусматривает закрепление и развитие полученных знаний в процессе регулярных занятий на протяжении недели, месяца, года, многих лет.

Принцип постепенности отражает научный взгляд на основные принципы жизнедеятельности человека. Равномерное нарастание нагрузки в период тренировки, увеличение объема и интенсивности выполняемой работы, постепенное усложнение задач и действий – все эти положения основаны на принципе постепенности..

Принцип коллективности в сочетании с индивидуализацией дает наилучшие результаты в тренировочном процессе команд, коллективных видах спорта.

Принцип наглядности заключается в том, что тренер не только объясняет, как выполнить тот или иной прием, но и показывает его выполнение в целом и по часам. Принцип прочности определяет устойчивость накопленных знаний и уровня физической и технической подготовленности.

3. Значение процесса освоения движений в жизнедеятельности людей.

Пожалуй, не будет преувеличением утверждение о том, что самое первое с чем сталкивается человек, начиная уже с момента своего рождения, а затем сопутствует ему на протяжении почти всей его жизни, это необходимость освоения и совершенствования всевозможных движений и двигательных действий. Успешное владение движениями необходимо практически в любой сфере бытия. Поэтому освоение новых и совершенствование ранее освоенных двигательных действий продолжается всё то время пока человек прогрессирует в какой-либо сфере деятельности.

Особенно важное значение процесса освоения движений в детском возрасте связано с тем, что оно расширяет возможности активного освоения и познания окружающего мира, способствует более эффективному развитию всех физиологических и психических функций, в том числе памяти, сознания, мышления, интеллекта человека. Такое позитивное воздействие двигательной активности на психику человека обусловлено тем, что именно освоение движений с целью более успешного решения двигательных задач, более эффективного удовлетворения природной потребности в движении, были ведущим началом в развитии мозга и его функций почти на всём протяжении многовековой эволюции

На начальных этапах накопления жизненного опыта освоение двигательных действий предполагает решение следующих наиболее общих задач:

· обеспечение, так называемой, “начальной школы движений”, то есть научиться управлять относительно простыми движениями, создавая тем самым исходную базу для осуществления более сложных и совершенных форм двигательной деятельности;

· освоение действий, которые могут быть использованы в качестве “подводящих” упражнений при освоении сложнокоординированных видов деятельности или как средства избирательного целенаправленного воздействия при развитии физических качеств;

· сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные двигательные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в трудовой, физкультурно-спортивной и других сферах деятельности.

На более поздних этапах жизнедеятельности процесс освоения и совершенствования движений способствует повышению эффективности профессиональной, повседневной бытовой, и физкультурно-спортивной видов деятельности, расширению средств воздействия на собственный организм с целью оптимизации его состояния и формирования достойного и здорового образа жизни(ЗОЖ).

Все эти факты свидетельствуют об исключительной важности знаний и умений по освоению и совершенствованию двигательных действий в процессе жизнедеятельности каждого человека.

Однако этот процесс может быть эффективным только тогда, когда опирается на знание основных закономерностей управления движениями и осуществляется в соответствии с основными положениями теории обучения двигательным действиям. Для того, чтобы лучше понимать эти закономерности и правила, необходимо хотя бы в самых общих чертах иметь представление об основных положениях этих теорий, а также истории развития научной мысли в процессе их формирования.

Вопросы для контроля:

1. Что является условием интеллектуальной деятельности человека?

2. Дать определение «двигательное умение, «двигательный навык»

3. Перечислите дидактические принципы, необходимые при освоении и совершенствовании новых двигательных действий (навыков).

4. Какие задачи необходимо решить для освоения двигательных действий?

Выполненные задания необходимо отправить на электронную почту до 25.04.2020. korobeynikovalexmen@mail.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: