Применение лазеров в фармации и медицине»




 

1. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:

1.Понятие о лазерном излучении.

2.Энергетические уровни.

3. Квантовые переходы.

4.Виды лазеров.

5.Применение лазеров.

 

 

2.Целевые задачи:

 

Студент должен знать: · Понятие спонтанного излучения · Понятие вынужденного излучения · Понятие равновесной и инверсной населенности (заселенности) энергетических уровней · Устройство твердотельного лазера · Устройство газового лазера · Свойства лазерного излучения · Применение лазерного излучения в медицине и фармации · Основные элементы лазера     Студент должен уметь: · Объяснять процессы возникновения спонтанного и вынужденного излучений · Пользуясь схемой энергетических уровней объяснять принцип работы рубинового и гелий-неонового лазеров     Литература 1.Ремизов А.Н., Максина А.Г., Потапенко А.Я. Медицинская и биологическая физика.М., «Дрофа», 2004, § 24.8.   2.Ремизов А.Н., Потапенко А.Я.Курс физики. М., «Дрофа»,2004, §29.1.   3.Физики и биофизика.(под ред. Антонова В.Ф.). М., «ГЭОТАР-Медиа», 2008, § 9.2.   4.Антонов В.Ф., Коржуев А.В. Физика и биофизика. М., «ГЭОТАР-Медиа», 2004, §7.3.   5. Боциев И.Ф., Катаев Т.С., Газданова Р.Ю., Кумалагова З.Х., Мацкова О.А. Руководство к практическим и лабораторным занятиям по физике с математикой. Владикавказ, 2008, с. 211-220.  

 

3. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

 

1.Из каких основных элементов состоит лазер? Какова их физическая роль?

 

2. Опишите процесс возникновения вынужденного (индуцированного) излучения. Чем оно отличается от спонтанного излучения?

 

3. Какой процесс конкурирует с процессом вынужденного излучения?

 

4. Используя схемы энергетических уровней, опишите принцип работы рубинового и гелий –неонового лазеров.

 

5. Почему лазеры на кристаллах работают в импульсном режиме?

 

6. Перечислите и охарактеризуйте основные свойства лазерного излучения.

 

7.Приведите диаграмму уровней энергии для лазера, работающего по трехуровневой схеме. Назовите наиболее распространенную трехуровневую среду.

 

8. Допишите недостающие сведения в нижеследующем тексте:

· Процесс перевода среды в инверсное состояние называется………..усиливающей среды

· В твердых телах и жидкостях используется главным образом……..накачка – освещение активного элемента специальными лампами.

· Для возбуждения газовых лазеров применяют………….разряд и химические……….

· Возбуждение …………лазеров производят постоянным током, пучком электронов, оптической накачкой.

 

9. Приведите примеры применения лазерного излучения в фармации, медицине, других областях науки и техники.

 

10. Чем обусловлена малая расходимость лазерного луча?


Тесты для самоконтроля

 

1. На рисунке изображен процесс:

 

а) спонтанного излучения;

b) вынужденного излучения.

 

2. Используя какое оптическое явление можно измерить длину волны лазерного излучения?:

a) преломление света;

b) дифракцию света;

c) отражение света;

d) поляризацию света.

 

3.Высокая спектральная плотность лазерного излучения создается за счет:

a) фокусировки луча;

b) монохроматичности излучения;

c) высокой энергии излучения;

d) высокой мощности излучения.

4. Какой энергетический переход может совершить атом, находящийся в невозбужденном состоянии?:

a) спонтанный;

b) вынужденный;

c) безызлучательный.

 

5. Атомы и молекулы могут конечное время находиться в стационарных состояниях, в которых они:

a) излучают энергию с постоянной интенсивностью;

b) излучают энергию в виде фотонов одной частоты;

c) не излучают и не поглощают энергии.

6. Энергия фотона пропорциональна:

a) частоте;

b) длине волны;

c) скорости фотона.

7. Какой спектр дает лазерное излучение?:

a) линейчатый;

b) полосатый;

c) сплошной.

 

8. Индуцированный энергетический переход атома происходит при совпадении энергии фотона с:

a) энергией невозбужденного атома;

b) энергией возбужденного атома;

c) разностью энергий возбужденного и невозбужденного состояний атома

 

9. На какой схеме (а или б) показана инверсная заселенность уровней?

 

10. Какое из указанных ниже свойств не относится к лазерному излучению?:

a) поляризованность;

b) направленность;

c) монохроматичность;

d) высокая спектральная плотность излучения;

e) ионизирующая способность.

 

11. На рисунке представлена энергетическая диаграмма переходов:

a) в гелий-неоновом лазере;

b) в рубиновом лазере;

c) в полупроводниковом лазере;

d) в жидкостном лазере.

 

12. На рисунке приведены спектры лазерного и теплового излучения. Лазерному излучению соответствует:

 

a) график 1;

b) график 2.

 

13. Возможность фокусировки лазерного луча до очень малых диаметров связана с:

a) монохроматичностью лазерного излучения;

b) поляризованностью;

c) малой расходимостью;

d) высокой спектральной плотностью.

 

14. С помощью какого оптического устройства можно плавно менять интенсивность поляризованного лазерного луча?:

a) линзы;

b) дифракционной решетки;

c) поляризатора.

 

Тема: «Рентгеновское излучение. Взаимодействие с веществом и применение рентгеновского излучения в фармации и медицине. Понятие о рентгеноструктурном анализе»

1.Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:

1. Открытие рентгеновских лучей.

2. Понятие о рентгеновском излучении.

3. Спектры рентгеновского излучения.

4. Свойства рентгеновских лучей.

5. Явление фотоэффекта.

 

1. Целевые задачи:

 

Студент должен знать: · Определение рентгеновского излучения, его физическую природу · Устройство простейшей рентгеновской трубки · Механизм возникновения тормозного и характеристического рентгеновского излучений · Формулу потока рентгеновского излучения · Закон Мозли · Физическую природу первичных процессов взаимодействия рентгеновского излучения с веществом: когерентного (классического) рассеяния, комптон-эффекта, фотоэффекта · Механизм ослабления рентгеновского излучения при прохождении через вещество · Физические основы применения рентгеновского излучения в медицине и фармации · Основы рентгеноструктурного анализа, его применение в биофизике, фармации, медицине.     Студент должен уметь: · Приводить спектры тормозного и характеристического рентгеновского излучений · Объяснять происхождение коротковолновой границы тормозного рентгеновского излучения · Вычислять поток и коротковолновую границу рентгеновского излучения · Объяснять механизм первичных процессов взаимодействия рентгеновского излучения с веществом · Объяснять физические основы различных вариантов рентгенодиагностики: рентгеноскопии, рентгенографии, компьютерной томографии. · Представлять основы метода рентгеноструктурного анализа   Литература 1.Ремизов А.Н., Максина А.Г., Потапенко А.Я. Медицинская и биологическая физика.М., «Дрофа», 2004, §§ 19.7, 26.1- 26.4. 2.Ремизов А.Н., Потапенко А.Я.Курс физики. М., «Дрофа»,2004, §§ 22.3, 30.1-30.4. 2. Физика и биофизика.(под ред. Антонова В.Ф.). М., «ГЭОТАР-Медиа», 2008, §§ 10.1-10.4, 11.1-11.3. 4. Антонов В.Ф., Коржуев А.В. Физика и биофизика. М., «ГЭОТАР-Медиа», 2004, §§ 8.1-8.4. 5. Боциев И.Ф., Катаев Т.С., Газданова Р.Ю., Кумалагова З.Х., Мацкова О.А. Руководство к практическим и лабораторным занятиям по физике с математикой. Владикавказ, 2008, с.223-241.  

 

3. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Опишите механизм возникновения тормозного рентгеновского излучения.

2. Полагая известным заряд электрона е и ускоряющее напряжение U, приложенное между катодом и анодом рентгеновской трубки, найдите максимальную энергию и частоту излученного рентгеновского кванта. Найдите коротковолновую границу в спектре тормозного рентгеновского излучения . Что происходит с величиной при увеличении ускоряющего напряжения? Проиллюстрируйте ответ графиком.

3.Опишите механизм возникновения характеристического рентгеновского излучения.

 

4.Приведите спектры тормозного и характеристического рентгеновского излучений. Почему спектр тормозного рентгеновского излучения непрерывный, а характеристического – линейчатый?

 

5.Почему экран телевизора может быть источником рентгеновского излучения?

 

6. Приведите различия между оптическими и характеристическими рентгеновскими спектрами атомов.

 

7. Вызывает ли процесс когерентного рассеяния биологическое действие?

 

8. В чем состоит эффект Комптона? Запишите закон сохранения энергии при комптон-эффекте.

 

9.Как проявляется фотоэффект при взаимодействии рентгеновского излучения с атомами вещества?

 

10.Запишите закон ослабления первичного рентгеновского излучения при прохождении через вещество. Что называется линейным и массовым коэффициентами ослабления?

 

11.Опишите методы рентгенодиагностики. Чем отличается рентгенография от томографии?

 

12.Какова энергия рентгеновских фотонов при рентгенодиагностике? Запишите для этих значений энергии формулу массового коэффициента ослабления.

 

13. Сравните массовые коэффициенты ослабления кости и мягкой ткани (воды).

 

14. Допишите недостающие сведения в нижеследующем тексте:

· С движущимся электрическим зарядом связано…….., индукция которого зависит от……….электрона. При торможении…….магнитная индукция и в соответствии с теорией Максвелла появляется………волна.

· Если увеличить……..накала катода, то……..эмиссия электронов и ………тока в рентгеновской трубке.

· В рентгенографии иногда используют………….вещества для получения снимков мягких тканей.

· Яркость изображения на экране и время экспозиции зависят от…………..рентгеновского излучения.

 

15. Решите задачу:

Найти поток рентгеновского излучения при напряжении 20 кВ и силе тока 2 мА, если анод рентгеновской трубки изготовлен из вольфрама.

 

16.Что понимают под энергией ионизации?

 

17. Опишите суть метода рентгеноструктурного анализа. Приведите примеры применения этого метода в биофизике, медицине и фармации.

 

 

Тесты для самоконтроля

1. По своей физической природе рентгеновское излучение представляет собой:

a) ионизирующее электромагнитное излучение;

b) поток электронов;

c) радиоактивное излучение.

 

2. На рисунке показан процесс:

a) когерентного рассеяния;

b) некогерентного рассеяния;

c) фотоэффекта.

 

3. Два рентгеновских луча одинаковой интенсивности падают на костную (1-й луч) и мягкую ткань (2-й луч) и проходят в этих тканях одинаковое расстояние 2 см. На «выходе» меньшую интенсивность будет иметь:

a) первый луч;

b) второй луч;

c) интенсивности будут одинаковы.

 

4. На рисунке изображен спектр:

a) тормозного рентгеновского излучения;

b) характеристического рентгеновского излучения.

 

5. Для приведенных на рисунке спектров рентгеновского излучения:

 

a) ;

b) .

 

6. Диаграмма на рисунке соответствует:

a) когерентному рассеянию;

b) комптон-эффекту;

c) фотоэффекту.

 

7. В рентгеновском компьютерном томографе используется явление:

a) отражения рентгеновских лучей от различных органов человека;

b) поглощения рентгеновского излучения веществом;

c) радиоактивного распада в веществе анода рентгеновской трубки.

 

8. На рисунке показан процесс:

 

 

a) когерентного рассеяния;

b) некогерентного рассеяния;

c) фотоэффекта.

 

9. На рисунке показано возникновение:

 

a) тормозного рентгеновского излучения;

b) характеристического рентгеновского излучения.

 

10. Методы рентгеновской диагностики основываются на явлении:

a) отражения рентгеновского излучения:

b) поглощения рентгеновского излучения;

c) дифракции рентгеновского излучения;

d) интерференции рентгеновского излучения.

 

11. На рисунке показан процесс:

 

 

a) когерентного рассеяния;

b) некогерентного рассеяния;

c) фотоэффекта.

 

12. Коротковолновое рентгеновское излучение по сравнению с длинноволновым:

a) обладает меньшей проникающей способностью и называется мягким;

b) обладает большей проникающей способностью и называется жестким;

c) обладает меньшей проникающей способностью и называется жестким;

d) обладает большей проникающей способностью и называется мягким.

 

13. Причиной теневого эффекта при рентгеновском обследовании является:

a) тени на поверхности тела пациента от предметов, находящихся в рентгеновском кабинете;

b) ослабление интенсивности рентгеновского излучения всеми структурами организма, через которые последовательно проходит рентгеновский луч;

c) слабое освещение рентгеновского кабинета.

 

14. К первичным процессам взаимодействия рентгеновского излучения с веществом относится (указать неверное):

a) когерентное рассеяние;

b) рождение электрон-позитронных пар;

c) комптон-эффект;

d) фотоэффект.

 

 


Тема: «Явление радиоактивности»

 

1. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:

1.Состав атомных ядер.

2.Явление радиоактивности.

3.Виды радиоактивного распада.

4.Основной закон радиоактивного распада.

 

2.Целевые задачи:

 

Студент должен знать: · Физическую природу явления радиоактивности · Виды радиоактивного распада и их свойства · Основной закон радиоактивного распада · Физический смысл величин, характеризующих радиоактивный распад · Какими типами фундаментальных взаимодействий обусловлены виды радиоактивного распада · Применение эффекта Мёссбауэра для исследования вещества Студент должен уметь: · Записать уравнения -, - распадов ядер различных химических элементов · Используя основной закон радиоактивного распада вычислять постоянную распада, период полураспада, активность радиоактивных препаратов · Объяснять, в чем состоит эффект Мёссбауэра.   Литература 1. Ремизов А.Н., Максина А.Г., Потапенко А.Я. Медицинская и биологическая физика.М., «Дрофа», 2004, §§ 27.1, 27.2.   2. Ремизов А.Н., Потапенко А.Я.Курс физики. М., «Дрофа»,2004, §§ 31.4-31.6.     3. Физики и биофизика.(под ред. Антонова В.Ф.). М., «ГЭОТАР-Медиа», 2008, §§ 12.1, 12.2.   4. Антонов В.Ф., Коржуев А.В. Физика и биофизика. М., «ГЭОТАР-Медиа», 2004, §§ 9.1, 9.2.   5. Боциев И.Ф., Катаев Т.С., Газданова Р.Ю., Кумалагова З.Х., Мацкова О.А. Руководство к практическим и лабораторным занятиям по физике с математикой. Владикавказ, 2008, с.242-250.    

3.Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

 

1.В чем заключается явление радиоактивности? Что называют естественной и искусственной радиоактивностью?

 

2.Запишите основной закон радиоактивного распада. Какую зависимость он описывает?

 

3. В чем состоит физический смысл постоянной распада? Как связаны постоянная распада и период полураспада?

 

4. Что такое активность препарата и в каких единицах она измеряется?

 

5.Перечислите основные типы радиоактивного распада.

 

6.Запишите уравнение распада и приведите его характерные особенности.

 

7.Запишите уравнения , - распадов и электронного захвата.

 

8.Запишите реакции -распада нейтрона и протона.

 

9.В чем заключается эффект Мёссбауэра? Приведите примеры его использования для исследования различных веществ.

 

10. Опишите метод радиоуглеродного анализа.

 

11. Объясните, почему -распад сопровождается -излучением.

 

12. Допишите недостающие сведения в нижеследующем тексте:

· Период полураспада-это время, за которое распадается……….радиоактивных ядер

· Главной особенностью -распада является то, что он обусловлен не ядерными, не электромагнитными, а……….взаимодействиями. -распад процесс не внутриядерный, а…….

 

13. Запишите зависимость числа распавшихся ядер от времени. Постройте соответствующий график. Какому моменту времени соответствует пересечение графиков для временной зависимости числа распавшихся и нераспавшихся ядер?

 

14.Решите задачу:

Найдите активность препарата, если в течение 20 мин распадается 10000 ядер этого вещества.

 

 

Тесты для самоконтроля

 

1. Изотопы ядер данного химического элемента имеют одинаковое число:

a) протонов;

b) нейтронов;

c) электронов.

 

2. Какие из указанных ниже элементарных частиц не относятся к нуклонам?

a) электроны;

b) протоны;

c) нейтроны.

 

3. Количество протонов в ядре атома равно:

a) массовому числу химического элемента;

b) порядковому номеру химического элемента в таблице Менделеева;

c) разности массового числа и порядкового номера.

 

4. На рисунке приведен:

 

a) спектр α-распада;

b) спектр β- - распада.

 

5. Если постоянные распада для двух веществ соотносятся как , то периоды полураспада соответственно:

a) ;===

b) ;

c) .

 

6. Активность радиоактивного вещества со временем:

a) уменьшается;

b) не меняется;

c) возрастает.

 

7. Любой из видов радиоактивного распада сопровождается:

a) α – излучением;

b) β – излучением;

c) γ – излучением.

 

8. Радиоактивное излучение, представляющее собой поток электронов называется:

a) α – излучением;

b) β – излучением;

c) γ – излучением.

 

9. Какое из выражений соответствует закону радиоактивного распада?:

a) N(t)=N0(-λt);

b) N(t)=N0/λt;

c) N(t)=N0e-λt.

 

10. Радиофармпрепараты – это:

a) фармацевтические препараты, содержащие радиоактивный нуклид;

b) препараты, поглощающие радиоактивные излучения;

c) препараты для передачи информации по радиоканалу.

 

11. Какое число нейтронов входит в состав ядра химического элемента ?:

a) 6;

b) 8;

c) 14.

 

12. γ - излучение при радиоактивном распаде является:

a) потоком электронов;

b) потоком нейтронов;

c) потоком коротковолнового электромагнитного излучения;

d) потоком протонов.

 

13. Какой вид радиоактивного распада соответствует уравнению ?:

a) α – распад;

b) β+- распад;

c) βраспад;

d) электронный захват.

 

14. На рисунке приведены кривые радиоактивного распада двух разных веществ. Постоянные распада соотносятся как:

 

a) λ1›λ2;

a) λ12;

c) λ1‹λ2;

 

15. В законе радиоактивного распада величина это:

a) начальное число радиоактивных ядер;

b) число радиоактивных ядер;

c) число нераспавшихся ядер.

 

16. При превращении протона в нейтрон появляются частицы:

a) электрон;

b) нейтрино;

c) позитрон;

d) антинейтрино.

 

1) ab; 2) ac; 3) bc; 4)cd.

17. Какой вид радиоактивного распада соответствует уравнению :

a) α – распад;

b) β+ - распад;

c) β-распад;

d) электронный захват.

 

 


Тема: «Дозиметрия ионизирующих излучений. Взаимодействие с веществом и биологическое действие ионизирующих излучений»

1. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:

1.Состав атомных ядер.

2.Явление радиоактивности.

3.Виды радиоактивного распада.

4.Основной закон радиоактивного распада.

 

2. Целевые задачи:

Студент должен знать: · Определения и формулы поглощенной, экспозиционной и эквивалентной (биологической) доз, мощности дозы; единицы измерения этих величин (системные и внесистемные) · Взаимосвязь между системными и внесистемными дозиметрическими единицами · Физические основы взаимодействия -, -, -излучений и нейтронов с веществом · Физические основы действия ионизирующих излучений на организм · Способы защиты от ионизирующих излучений · Классификацию и принцип действия детекторов ионизирующих излучений   Студент должен уметь: · Объяснять механизм формирования дозы в веществе и живой ткани для различных видов ионизирующих излучений · Используя соотношения между дозиметрическими величинами вычислять дозу и мощность излучения · Объяснять основные механизмы взаимодействия ионизирующих излучений с веществом · Объяснять механизм первичного действия ионизирующих излучений на организм Литература 1.Ремизов А.Н., Максина А.Г., Потапенко А.Я. Медицинская и биологическая физика.М., «Дрофа», 2004, §§ 27.3-27.4, 28.1, 28.2. 2.Ремизов А.Н., Потапенко А.Я.Курс физики. М., «Дрофа»,2004, §§ 31.7-31.9, 32.1-32.3. 3.Физика и биофизика.(под ред. Антонова В.Ф.). М., «ГЭОТАР-Медиа», 2008, §§ 13.1-13.5, 24.3-24.6. 4.Антонов В.Ф., Коржуев А.В. Физика и биофизика. М., «ГЭОТАР-Медиа», 2004, §§ 9.3-9.5. 5. Боциев И.Ф., Катаев Т.С., Газданова Р.Ю., Кумалагова З.Х., Мацкова О.А. Руководство к практическим и лабораторным занятиям по физике с математикой. Владикавказ, 2008, с.256-273.  

3. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. От чего зависит величина поглощенной дозы? Что такое мощность дозы?

 

2. Опишите физические процессы формирования поглощенной дозы для различных частиц. В результате каких основных процессов происходит формирование поглощенной дозы в живой ткани?

 

3. Чем обусловлена необходимость введения понятия экспозиционной дозы рентгеновского и -излучения? В каких единицах она измеряется?

 

4. Запишите формулу, связывающую поглощенную и экспозиционные дозы. От чего зависит переходной коэффициент f?

 

5. Как мощность дозы зависит от расстояния до радиоактивного препарата – источника ионизирующего излучения?

 

6. От чего зависит биологическое действие ионизирующих излучений?

 

7. Приведите значения коэффициента качества излучения для разных видов ионизирующих излучений.

 

8. Что называется профессиональной дозой?

 

9. Почему в дозиметрии нет смысла отказываться от внесистемных единиц измерения?

 

10.Что называется средним линейным пробегом заряженной ионизирующей частицы?

 

11. Дайте определение линейной плотности ионизации и линейной тормозной способности вещества.

 

12. Опишите механизмы взаимодействия с веществом -частиц, -частиц, -квантов и нейтронов.

 

13.Что такое проникающая и ионизирующая способности ионизирующего излучения? Сравните различные виды ионизирующих излучений по этим характеристикам и объясните различия.

 

14. Допишите недостающие сведения в нижеследующем тексте:

· Естественный фон ………излучений (космические лучи, радиоактивность почвы, воды, воздуха и т.д.) создает в среднем…………дозы……..в год.

· Для данного вида излучения………….действие обычно тем больше, чем……………излучения.

· Для оценки радиационной опасности при хроническом………….вместо ОБЭ используют…………..

· Тяжелые заряженные частицы взаимодействуют в основном с………электронами и поэтому………отклоняются от ………своего первоначального движения.

· В косвенном механизме под действием излучения происходит………….воды. Продукты……реагируют с………..

· Структуру живого организма можно разделить на три уровня:

· ……………..

· ……………..

· макроскопические части или системы организма.

· В настоящее время на Земле сохранилось…… долгоживущих изотопа с периодом полураспада от …….. и более.

 

15. Каков основной механизм потерь энергии заряженной частицы при прохождении через вещество?

 

16. Опишите прямой и косвенный механизмы повреждения молекул.

 

17. Почему эффективность облучения внутренних органов внешними источниками - или рентгеновского излучения выше, чем при облучении -частицами или -электронами?

 

18. Почему хроническое облучение малыми дозами также является опасным?

 

19. Решите задачу:

Средняя мощность экспозиционной дозы в рентгеновском кабинете 6,45·10-12 Кл/(кг·с). Врач находится в кабинете 5 ч в день. За сколько рабочих дней он получит дозу в 69,66·10-8 Кл/кг?

20. Заполните таблицу:

 

 

Доза, Р Действие на человека
      Отсутствие явных повреждений
      Возможные изменения состава крови
      Изменение состава крови
      Повреждения. Возможная потеря трудоспособности
      Нетрудоспособность. Возможная смерть
    Смертность 50%
      Смертельная доза

 

21. Какую опасность для человека несет выброс различных радиоактивных изотопов в атмосферу? Одинаково ли действие их на организм? Какие основные показатели определяют степень их воздействия на организм?

 

 

Тесты для самоконтроля

 

1. Удельные потери энергии тяжелых заряженных частиц возрастают:

a) с уменьшением энергии частицы;

b) с увеличением энергии частицы;

 

2. Радиационная длина L – это:

a) cредняя толщина вещества, на которой энергия электрона уменьшается в 2 раза;

b) средняя толщина вещества, на которой энергия электрона уменьшается в е раз;

c) средняя толщина вещества, на которой энергия электрона уменьшается в 10 раз.

 

3. Телом массой 60 кг в течение 6 часов была поглощена энергия 1 Дж. Мощность поглощенной дозы равна:

a) 7,7∙10-7 Гр/с;

b) 9,3∙10-7 Гр/с;

c) 1,59∙10-6 Гр/с;

d) 1,74∙10-6 Гр/с.

 

4. Ионизационные потери S представляют собой:

a) потери энергии на половине пути;

b) потери энергии на всем пути;

c) потери энергии, происходящие вследствие ионизационного торможения частицы.

 

5. Следовые детекторы позволяют:

a) получать информацию о потоке ионизирующего излучения;

b) регистрировать появление частицы в заданном пространстве;

c) наблюдать траекторию частицы.

 

6. К интегральным детекторам относится:

a) камера Вильсона;

b) счетчик Гейгера-Мюллера;

c) ионизационная камера непрерывного действия;

d) искровая камера.

 

7. Из функций клеток к действию ядерных излучений наиболее устойчивы:

a) способность к делению;

b) синтез белков и нуклеиновых кислот;

c) дыхание и фотосинтез.

 

8. Средний линейный пробег - частицы зависит:

a) от ее энергии;

b) от плотности вещества;

c) от ее энергии и плотности вещества.

 

9. По способности концентрировать радионуклиды и продукты их деления основные органы можно расположить в следующий ряд:

a) щитовидная железа>скелет>мышцы>печень;

b) печень>скелет>мышцы> щитовидная железа;

c) щитовидная железа>печень>скелет>мышцы;

d) мышцы>печень> щитовидная железа>скелет.

 

10. Изотоп калия в организме человека содержится:

а) только в костном мозге;

b) только в головном мозге;

c) только в мышцах и селезенке;

d) головном мозге, мышцах, селезенке и костном мозге.

 

11. Из функций клеток к действию ядерных излучений наиболее чувствительны:

a) способность к делению, синтез белков и нуклеиновых кислот;

b)дыхание;

c) фотосинтез.

 

12. Кислород усиливает биологическое действие:

a) слабо ионизирующих излучений;

b) сильно ионизирующих излучений.

 

О Т В Е Т Ы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: