Формирование белорусского этноса (VI в. – начало XX в.)




1. Древнейшее население на белорусских землях. Начало расселения славян и славянизация балтов. Восточнославянская общность.

2. Экономические и политические факторы формирования белорусского этноса в XIV-XVIII вв.

3. Развитие белорусского этноса в условиях складывания рыночных отношений в XIX– начале XX в.

1. Древнейшее население на белорусских землях. Начало расселения славян и славянизация балтов.

Первым и самым длительным периодом в истории человечества был первобытнообщинный строй. Начался он с выделения человека из животного мира примерно2,5-2 млн. лет назад и продолжался (для большинства европейских народов) до I тыс. н.э. Историю первобытного общества делят на три основных периода: 1) каменный век (2,5-2 млн лет назад – IV тыс. до н.э.), 2) бронзовый век (III тыс. – начало I тыс. до н.э.), 3) железный век (I тыс. до н.э. – I тыс. н.э.). Каменный век подразделяется на палеолит или древний каменный век, мезолит или средний каменный век, неолит или новый каменный век.

Каменный век на Беларуси начался 100-35 тыс. лет назад с начала заселения юго-востока страны первыми людьми. В каменном веке выделяется палеолит (до X тыс. до н.э.), мезолит (IX-V тыс. до н.э.), неолит (IV-III тыс. до н.э.). Бронзовый век датируется II тыс. – VIII в. до н.э., железный век – VII в. до н.э. – V в. н.э.

В среднем палеолите – 100-35 тыс. лет назад на Беларуси появились первые люди. Об этом говорят находки кремневых изделий около д. Светиловичи Ветковского района, д. Обидовичи Быховского района, д. Клеевичи Костюковичского района и д. Подлужье Чечерского района. Это были неандертальцы. Стоянок выявлено не было. Территория Беларуси подвергалась обледенению. Последнее – позерское началось примерно 95 тыс. лет назад. Оно прерывалось относительными потеплениями, во время которых на территорию Беларуси проник кроманьонец. Об этом свидетельствуют стоянки возле д. Юровичи Калинковичского района и д. Бердыж Чечерского района. Их датировка – 26 и 23 тыс. лет назад. Ныне стоянка возле Юровичей переведена в разряд места убоя и разделки животных. Однако из-за суровых условий ледника человек не смог надолго закрепиться. Более интенсивное заселение территории Беларуси приходит с потеплением в период мезолита. На каких языках говорило тогдашнее население мы не знаем.

Для эпохи неолита ученые выделяет четыре ареала расселения людей: неманский, днепро-донецкий, верхнеднепровский и нарвенский. Носителей неманской археологической культуры считают автохтонным населением.

В конце неолита в III тыс. до н.э. на территорию Беларуси проникают финно-угорские племена. Общей для финно-угров является гребенчато-ямочная керамика.

В конце каменного и начале века металлов шло расселение индоевропейских племен. Относительно их прародины до сих пор ведутся споры. Одни считают их прародиной Балканы, другие – южные степи Восточной Европы и районы Сибири, наиболее обоснованной является концепция переднеазиатской прародины (территория современной Турции, Ирана, Ирака). В процессе расселения индоевропейцев по Европе возникли такие этнические общности как кельты, германцы, италики, балты, славяне.

III-II тыс. до н.э. – середина I тыс. до н.э. – это балтский период истории Беларуси. В результате заселения балтов образовался ряд культур шнуровой керамики или боевых топоров. Началась эпоха бронзового века.

В эпоху железного века археологическая карта выглядит следующим образом. На юге доминировали племена милоградской археологической культуры. В средней и северной Беларуси – племена штрихованной керамики и днепро-двинской археологической культур (балты). На рубеже новой эры в Поднепровье зародилась зарубинецкая культура – возможно славяне.

Началом славянского этапа этнической истории Беларуси считаются VI-VII вв. Существует несколько концепций прародины славян: дунайская изложена в «Повести временных лет». В XX в. прародину славян стали располагать в ареале рек Эльба, Одер, Висла и Неман, в Среднем Поднепровье и по Припяти. Сейчас в Белорусском Полессье обнаружено присутствие славян еще в середине IV в. н.э. Ученые предполагают, что формирование и первоначальное расселение раннеисторических славян происходило на данной территории.

В середине I тыс. н.э. славяне под натиском готов и гуннов активно перемещаются. В VII-VIII вв. они заселили Балканский полуостров. Здесь формируются южные славяне (сербы, хорваты, словенцы, македонцы, болгары и т.д.). Часть славян переместилась в Висло-Одерский бассейн, здесь формируются западные славяне – поляки, чехи, словаки и сербы-лужичане. На юге Беларуси, на Среднем Поднепровье и на севере украинской Волыни сформировалась еще одна ветвь славян – восточная (белорусы, украинцы, русские).

В процессе заселения славянами территории Беларуси происходила славянизация балтов. Сохранились лишь отдельные островки балтского населения.

Восточнославянская общность. В результате славяно-балтского синтеза, продолжавшегося вплоть до XII-XIII вв., появились три крупные восточнославянские группы – дреговичи, радимичи и кривичи.

Дреговичи жили между Припятью и Западной Двиной. Название происходит от дрыгва – болото. Северные районы дреговичей рано вошли в состав Полоцкой земли. Позднее здесь образовалось Менское княжество. На землях дреговичей располагались города Туров, Пинск, Менск, Брест, Слуцк, Рогачев, Мозырь.

Радимичи занимали Посожье, земли юго-восточной части Беларуси (восток Гомельской и Могилевской областей), а также западные районы Брянской и юго-западные районы Смоленской областей. Согласно легенде, название данного племенного объединения произошло от имени собственного – Радим. Почти до конца Х в. радимичи жили самостоятельно, но выплачивали дань хазарам. Потом стали платить Киеву. С XI в. территория радимичей вошла в состав Черниговского княжества, а с начала XII в. ее северная часть попала под власть Смоленска. Города радимичей – Гомель, Кричев, Славгород, Чечерск.

Кривичи – большое объединение племен, ассимилировавшее балтов и западных финнов. Жили в верховьях Днепра, Западной Двины, Волги, на юге Чудского озера. Их отличают браслетоподобные височные кольца, амулеты-подвески в виде коньков. Кривичи насыпали длинные курганы. Название произошло либо от старейшины рода Криво, от слова крэуныя – близкие по крови, имени языческого первосвященника – Киво-Кивейта, холмистой местности. Объединение кривичей распалось на три группы: полоцкую, смоленскую и псковскую. В конце X в. у кривичей-полочан сложилось крупное Полоцкое княжество. Города – Полоцк, Копысь, Лукомль, Изяславль, Логойск, Орша, Копысь, Борисов.

2. Экономические и политические факторы формирования белорусского этноса в XIV-XVIII вв.

Процесс формирования белорусского этноса является длительным по времени, сложным и многогранным, он тесно переплетается с процессами формирования русского и украинского этносов.

Для рабовладельческого и феодального строя характерна народность. Народность образуется в результате консолидации племен и складывается, как правило, в условиях государства, предшествует образованию нации.

Этнос – это устойчивая общность людей, которая складывается на определенной территории и характеризуется единством языка, быта, культуры, черт психики, самосознанием, представлением о единстве происхождения, которое выражается в определенном этнониме (названии).

Термин «Белая Русь» в течение XII-XV вв. использовался применительно к разным восточнославянским землям. Впервые он был упомянут в летописях под 1135 г. и относился к Владимиро-Суздальскому княжеству. В большинстве письменных источников XIV-XV вв. отражены представления о Белой Руси как о территории, которая охватывает все или часть русских земель. С середины XVI в. в источниках все более четко прослеживаются представления о Белой Руси как об отдельной белорусской или белорусско-украинской и частично русской территории. Матей Стрыйковский описывает Белую Русь в границах ВКЛ как часть Белой Руси, в древности охватывающей все восточнославянские земли. Первое употребление названия «Белая Русь» самими белорусами по отношению к своей этнической территории документально зафиксировано в 1592 г. На аудиенции с королем Жигимонтом писарь великокняжеской канцелярии Ярош Волович, выступая против кандидатуры нового виленского епископа из поляков, ссылался на тот факт, что издревле это место занимал шляхтич из Белой Руси.

Важнейшим политическим условием формирования белорусского этноса стало включение белорусских земель в состав ВКЛ. С централизацией власти, усилением политических связей между отдельными частями страны ВКЛ превратилось в достаточно мощное государство, которое могло обеспечить условия для развития всех входящих в него этносов, в том числе и белорусского. На белорусских формируется собственный язык с характерными «дзеканнем», «цеканнем», «аканнем», «яканнем», твердым «р», мягким «г». Образованию белорусской народности содействовали прогресс в сельском хозяйстве и развитие ремесла. Это та экономическая основа, на которой происходит формирование этноса. В XIV-XVI вв. в ВКЛ происходит постепенное разрушение натурального сельского хозяйства. Оно втягивалось в товарно-денежные отношения, устанавливались все более широкие торговые связи между городом и деревней. Вокруг крупных городов складывались местные рынки. Возросло значение крупных городов. Стремительно увеличивалось количество местечек. Одновременно складывалась сословно-классовая структура общества. Ведущая роль в государственном управлении принадлежала шляхте. Отдельным сословием было духовенство. Формировалось сословие мещан – жителей городов и местечек. Крестьянство в XVI в. окончательно преобразовалось в единое сословие-класс.

Кроме социальных, политических и экономических факторов, этноконсолидирующую функцию имел и конфессиональный фактор. До середины XVI в. большинство населения Беларуси исповедовало православие. Но со времени Кревской унии 1385 г. правящие круги ВКЛ переориентировались на католичество, усиливалась дискриминация православных, все большее количество шляхты переходило в католицизм, что затрудняло выработку ее этнического самосознания.

К традиционным религиозным конфессиям ВКЛ XVI в. добавил новые, появившиеся под влиянием Реформации. Реформация в Беларуси являлась частью европейской Реформации и пришла к нам в основном в виде кальвинизма. Со временем на территории Беларуси распространились различные протестантские течения. Во второй половине XVI в. в странах Европы началось религиозно-политическое движение против Реформации – контрреформация. Активную борьбу с Реформацией вели иезуиты. Распространение Реформации и последовавшее затем укрепление позиций католической церкви совпали с кризисными явлениями в православной церкви. В результате часть верхов православной церкви поддержала идею унии с католической церковью в надежде на сохранение собственных привилегий. Правящие круги РП поддержали идею унии с целью консолидации общества. Провозглашение унии состоялось на церковном соборе в Бресте 6 октября 1596 г.

Следует отметить, что униатским священникам пришлось приложить значительные усилия для того, чтобы привлечь население на свою сторону. Историки отмечают, что униатство явилось средством католической миссии на территориях восточных славян, но, с другой стороны, уния способствовала сохранению языково-культурной традиции белорусов. Уния стала в определенной степени препятствием для окатоличивания и ополячивания белорусов. Однако ведущую роль в государстве по-прежнему играли католики. Униатский митрополит и епископы не были допущены в сенат РП. Наряду с христианскими конфессиями в ВКЛ были распространены иудаизм и ислам. По мнению историков, отношение к ним было позитивное. Этноконфессиональные противоречия усложняли церковную жизнь ВКЛ в составе РП, а также влияли на социально-политическую ситуацию. В то же время они стали частью формирования бытовой и общественной толерантности, социально-политического и культурного сотрудничества между людьми различных религиозных ориентаций.

Конец XVI–XVII в. характеризуется процессом закрепления за белорусскими территориями названия «Белая Русь» и «Литва». Самоназвание восточнославянских жителей ВКЛ и РП сохранялось прежним – «русины»; к нему добавилось определение «литвины», ставшее более устойчивым для жителей западных и центральных земель. Для жителей Западного Подвинья и Поднепровья – «белорусцы». «Тутэйшасць» как модель идентичности означала глубинную привязанность к «малой родине».

К концу XVI в. завершилось формирование белорусской народности. Сложились ее основные сословия – мещанское, крестьянское, шляхетско-магнатское, а также православное, католическое и униатское духовенство. Государственные акты определили территориальные границы, росли города и их количество, была введена единая валюта (литовский полугрош, польский злотый) – все это способствовало возникновению гражданской идентичности. Старобелорусский язык был признан государственным по Статуту 1588 г.

Этносоциальные процессы на белорусских землях во второй половине XVI-XVIII в. проходили в условиях ликвидации послевоенного опустошения белорусских земель в XVII-начале XVIII в. и полонизации. Это оказало негативное воздействие на этнокультурное развитие белорусов и замедлило процесс трансформации белорусской народности в нацию. Городское население пополнялось в основном за счет еврейской миграции. Население городов и местечек было пестрым.

Таким образом, совокупность всех этнообразующих факторов содействовала формированию белорусской народности, ее территории, относительной общности языка, своеобразию материальной и духовной культуры, самосознанию и самоназванию. Исторические условия для этногенеза белорусов были сложными и противоречивыми, так как неоднократно менялось территориально-государственное пространство, где происходило формирование белорусского этноса. В то же время генетическая преемственность была сохранена, а этнические изменения носили эволюционный характер.

3. Развитие белорусского этноса в условиях складывания рыночных отношений в XIX – начале XX в.

В европейских странах XIX в. был отмечен двумя равнозначными процессами: промышленной революцией и начавшейся политической модернизацией государств. Благодаря европейским революциям формируется представление о национальности, о праве наций на независимое государство. Однако в первой половине XIX в. революционное движение не смогло полностью достигнуть успеха: буржуазия не добилась полноты власти, также нигде не были решены задачи национально-государственного строительства.

Большая часть белорусов в составе Российской империи проживала в сельской местности. В городах доминировало еврейское население. Борьба за восстановление независимости РП привела к акцентированию внимания на утраченной государственной принадлежности, и уже в начале XIX в. белорусско-литовская шляхта самоидентифицирует себя как «поляки» и «русские». Особенностью белорусского этноса было также разделение по конфессиональному признаку на католиков, православных и униатов.

На процесс формирования национального самосознания повлияла и начавшаяся русификация края, где белорусы признавались западной частью русского этноса. По мнению царской администрации, начавшееся в середине XIX в. изучение быта, культуры, языка и истории белорусов должно было подтвердить «исконно русский характер Северо-Западного края». Однако результаты исследований Доленго-Ходаковского, Шпилевского, Шейна, Киркора и других ученых свидетельствовали о том, что белорусы являются самостоятельным этносом, со своим языком и своеобразной культурой. Краеведческая, этнографическая и литературная работа интеллигенции Беларуси давала возможность повысить национальное самосознание белорусов. В 1897 г., согласно переписи, все население Беларуси насчитывало 6,7 млн человек, из них к белорусам относилось 65,6%, к евреям – 14,6%, русскими себя считали 6%, поляками – 5,2%.

Помимо политических факторов, содействовавших переходу народности в нацию на белорусских землях, со второй половины XIX в. стали складываться и экономические. К ним можно отнести прежде всего более высокий уровень общности экономической жизни населения при капиталистических отношениях, чем при феодализме, отмену крепостного права, строительство сети железных дорог, развитие торговли, рост городов и численности капиталистических предприятий.

В 1794-1863 гг. белорусское освободительное движение протекало в рамках польского национального движения. Предпосылки для развития национальной идеи возникли лишь во второй половине XIX в., когда стали появляться культурно-просветительские, общественно-политические организации, проводившие целенаправленную работу по формированию белорусской нации. В 1863-1918 гг. оформились два направления в белорусском национальном движении: либерально-народническое и революционно-народническое. Пришло время для понимания необходимости борьбы за собственно белорусские национальные интересы и создание самостоятельного государства.

В 1884 г. студенты – члены «Народной воли» Марченко, Ратнер, Крупский и другие создали в Санкт-Петербурге группу «Гомон». Они издали два номера журнала «Гомон», в котором прозвучала идея о необходимости национально-государственного строительства.

В конце XIX – начале XX в. в белорусском общественно-политическом движении появилось деление. Одни – представители национально-демократического течения отстаивали возможность самоопределения Беларуси на правах автономии в будущем демократическом федеративном Российском государстве. Другие – сторонники западнорусизма (общественное явление XIX в., которое обозначает ориентацию части интеллектуальных кругов Беларуси на Россию и почти полное отрицание ими самобытности белорусов в национальном измерении) рассматривали Беларусь как часть России, так как считали, что в силу разных причин она не может быть самостоятельной, а белорусов относили к одному из славянских племен единого русского народа. Были и сторонники краевасци – выступали за возрождение ВКЛ на основе гражданской нации литвинов с опорой на польскую культуру.

Первая половина XIX в. стала временем возникновения белорусоведения – науки, которая изучает историю, культуру, традиции, отличительные черты белорусов, их взаимоотношения с соседями и их роль в общности народов. Изучение белорусских земель проводили Российская академия наук, Русское географическое общество, Виленский университет, Виленская археологическая комиссия. В результате появились такие работы как: «История литовского народа» в 9 т. Нарбута, «Белорусский архив древних грамот» и «Словарь западнорусского наречия» Григоровича и др.

Процесс формирования белорусской нации стимулировал интерес к культурно-историческому прошлому Беларуси. Например, братья Тышкевичи занимались сбором историко-этнографических документов, археологического материала, фольклора. В 1855 г. они основали первый в Беларуси и Литве Виленский музей древностей, куда передали коллекции из своих имений. В 1867 г. в Вильно был основан Северо-Западный отдел Русского географического общества, который занимался сбором исторических документов, этнографическим описанием языка, быта, фольклора, обычаев и традиций с помощью местной интеллигенции.

Большой вклад в развитие белорусской этнографии внесли Шпилевский «Путешествие по Полесью и белорусскому краю», Носович «Словарь белорусского наречия», Шейн, Карский и др. В 1903-1922 гг. вышло в свет исследование Карского «Белорусы». В 1910 г. появилось издание Ластовского «Краткая история Беларуси». Таким образом, в конце XIX в. исследования ученых – лингвистов, археологов, фольклористов, этнографов, историков, художественное творчество писателей и поэтов содействовало формированию белорусского литературного языка и белорусоведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: