Королева Наталья, 6 класс
Руководитель:
Королева Ж.О.
МАУ ДО «Бабаевская ШИ»
2021год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................................................
История вепсской вышивки.......................................
Особенности орнамента...........................
Технология вышивки. Виды швов.
Заключение....................................................
Список использованных источников и литературы....................
Приложение....................................................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта: Народное искусство – наше материальное и духовное богатство. Мы должны его беречь и передавать следующим поколениям.
Цель проекта: Изучить историю вепсской вышивки и познакомить своих сверстников с этим древним искусством.
Задачи:
1. Узнать об истории вышивки из литературы и интернет ресурсов.
2. Узнать значение орнаментов вепсской вышивки.
3. Изучить виды швов и технологических приемов в данном виде вышивки.
ИСТОРИЯ ВЕПССКОЙ ВЫШИВКИ
Во всех вепсских деревнях девушки и молодые женщины занимались вышиванием предметов интерьера и одежды. Вышивкой украшали обрядовые полотенца, края подзоров, мужские и женские праздничные и свадебные рубахи, нижние юбки, головные уборы. В конце XIX – начале XX в. вышивка выполнялась на льняном полотне домашнего изготовления; вышивали красными и белыми льняными и хлопчатобумажными нитками. В конце первой четверти XX в. стали использовать желтые, зеленые хлопчатобумажные нити и разноцветную овечью шерсть.
Древнейшими орнаментами вепсов можно считать узоры,, которые состояли из многократно повторяющихся мелких геометрических фигур: крестов, ромбов, многоугольников, ломаных линий, «утиных лапок», завитков и пр. Дошедшие до нас орнаменты сюжетной вышивки датируются второй половиной XIX в. Узоры, исполненные на полотенцах, предметах одежды, представляли собой сложные композиции, состоящие из женских фигур, коней, птиц и стилизованных деревьев. Все эти образы в давние времена несли смысловую нагрузку; они отражали мифологические представления об устройстве мира, однако к началу XX в. уже были забыты.
|
Основными мотивами геометрического орнамента на вепсских вышивках являлись сложные ромбы, косые кресты, различные виды свастик (солярных знаков) и знаки ночного светила (луны) – восьмилучевые и восьмилепестковые розетки. Изредка на полотенцах встречались изображения прямых крестов, по форме аналогичных нательным православным крестам и с тройными лопастями на концах. В создании геометрического орнамента важную роль играл цвет. Чаще всего вепсские вышивальщицы использовали для создания узора красные нити. На старинной свадебной и праздничной одежде вепсов чаще всего встречалась вышивка, выполненная швом «роспись». Шов «роспись» Этот шов двухсторонний. Он состоит их тонких линий, которые на лицевой стороне ткани и на изнанке дают одинаковый узор. Рассматриваемый вид вышивки использовался при декорировании изделий до х начала 1930-х гг. Им украшали предметы интерьера, женскую и мужскую праздничную одежду.
Вышивка женских головных уборов была довольно скромной. В основном вышивались очелья сорок, они заполнялись редким мелким геометрическим орнаментом, выполненным белыми, красными и синими бумажными нитями.
|
В начале XX в. широкое распространение в вепсских деревнях получила вышивка крестом;
Дольше всего в вышивке полотенец сохранялся традиционный элемент декора – восьмилучевые розетки. Этот рисунок можно было увидеть на вафельных полотенцах послевоенного времени, которые имели широкое бытование в вепсских деревнях. В 1950-е гг. традиционные техники окончательно вытеснила вышивка гладью в сочетании с крестом и стебельчатым швом. Эту вышивку выполняли нитями мулине.
Техника вышивания.
Техника вышивания была разнообразной. Использовалось различные техники и приемы.
Шов «вперед иголку» Это самый простой шов. Он выполняется ровными стежками и напоминает пунктир; расстояние между стежками должно быть одинаковым. Этот способ вышивки использовался в тех случаях, когда нужно было подчеркнуть контур или сделать линию, отделяющую один сюжет вышивки от другого.
Стебельчатый шов. Это один из самых распространенных контурных швов. Он мог быть тонкий в виде шнурочка и толстый (более выпуклый). На изнанке этого шва получаются ровные стежки. Тонкий стебельчатый шов вышивается слева направо или снизу вверх. Стежки небольшие, равной величины, плотно уложенные один к другому. Толстый стебельчатый шов выглядит как шов косой глади. Этими швами обычно делали обшивку контура рисунка, но могли сделать и настил.
Тамбурный шов «цепочка» По внешнему виду этот шов похож на цепочку, а на лицевой стороне образует строчку. Применяется тамбурный шов при обшивке контура рисунка либо для заполнения больших плоскостей.
Отделочные украшающие швы Шов «петля» Он представляет собой ряд изолированных петель, которые можно располагать в любом порядке по рисунку. По технике исполнения он близок к тамбурному шву.
|
Шов «ёлочка» По технике выполнения этот шов похож на шов «полупетля». Он имеет много различных вариантов: «одинарная ёлочка», «двойная ёлочка» и «тройная ёлочка». Эти швы напоминают веточку. Такой шов использовали в качестве бордюра либо для подшивания рубца на полотенцах, подзорах.
Шов «козлик» Этот шов представляет собой перекрещивающиеся стежки на лицевой стороне изделия и два параллельных ряда мелких стежков на изнанке. Перекрещивающиеся стежки по виду напоминают козлы. Шов «козлик» может быть широким или узким в зависимости от его применения и вида вышиваемой вещи.
. Мережки Мережка это узкая строчевая вышивка, в которой нити ткани выдернуты в одном направлении. Оставленные вертикальные нити соединяются в пучки различными способами. Мережки были простыми и сложными, узкими и широкими;. Этой вышивкой украшали предметы интерьера, одежду.
Вышивка крестом К этому виду вышивки относятся русский крест (косой), двойной или сложный крест, шов «роспись». При вышивании изделия в технике «русский крест» на лицевой стороне образовывались косые крестики, а на изнанке вертикальные или горизонтальные параллельные стежки (эту вышивку называли односторонней
Шов «роспись» Этот шов двухсторонний. Он состоит их тонких линий, которые на лицевой стороне ткани и на изнанке дают одинаковый узор. Шов выполнялся по счету нитей ткани (обычно через три пять нитей) и часто сочетался со многими видами другой вышивки (с крестом, со счетной гладью, с набором и др.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив материал для данного проекта,я узнала много нового и интересного. И буду рада, если данный материал будет интересен моим слушателям
.Вышивку надо изучать, и узнавать значения орнаментов. Ведь если люди смогут расшифровать узоры, то может быть, нам откроются многие загадки и тайны прошлого. Также необходимо хранить традиции своего народа.
Список использованных источников и литературы
1.Королькова Л.В. Традиционная вышивка вепсов, води и ижоры
2. Гущина В.А. - Вепсская вышивка в фондах музея-заповедника «Кижи» [2010, PDF, RUS]
· Славянские обереги. Схемы вышивкиТ2Авто2р:Евдокия Ладинец ЛитРес: 2014г
ПРИЛОЖЕНИЕ