Физическая подготовка
Задачи:
- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
- формирование, совершенствование и коррекция разнообразных двигательных умений и навыков;
- согласованности движений;
- коррекция пространственной ориентировки в ходе занятий физическими упражнениями;
- коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
- формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов средствами физических упражнений;
- воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности в процессе занятий физической культурой.
Психическая и оздоровительная подготовка
Цели и Задачи:
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
· Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
· Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.
· Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
· Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
· Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
Гимнастика
Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста.Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики.
|
Практический материал.
Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (коррегирующие и общеразвивающие упражнения):
основные положения и движения рук, ног, головы, туловища;упражнения для расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; формирования правильной осанки; укрепления мышц туловища.
Упражнения с предметами:
с гимнастическими палками;флажками; малыми обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами (вес 2 кг); упражнения на равновесие; лазанье и перелезание; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений;переноска грузов и передача предметов;прыжки.
Легкая атлетика
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики.
|
Практический материал:
· Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д. Ходьба шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами.
· Бег. Перебежки группами и по одному 15—20 м. Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.). Быстрый бег на скорость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на скорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег.
· Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках до. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту способом «перешагивание».
|
· Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками.
Лыжная и конькобежная подготовка
Лыжная подготовка
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах. Одежда и обувь лыжника.Подготовка к занятиям на лыжах. Правила поведения на уроках лыжной подготовки.Лыжный инвентарь; выбор лыж и палок. Одежда и обувь лыжника. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Правильное техническое выполнение попеременного двухшажного хода. Виды подъемов и спусков. Предупреждение травм и обморожений.
Практический материал. Выполнение строевых команд. Передвижение на лыжах. Спуски, повороты, торможение.
Конькобежная подготовка
Теоретические сведения. Одежда и обувь конькобежца. Подготовка к занятиям на коньках. Правила поведения на уроках. Основные части конька. Предупреждение травм и обморожений при занятиях на коньках.
Практический материал. Упражнение в зале: снимание и одевание ботинок; приседания; удержание равновесия; имитация правильного падения на коньках; перенос тяжести с одной ноги на другую. Упражнения на льду: скольжение, торможение, повороты.
Игры
Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу
Практический материал. Подвижные игры:
Коррекционные игры;
Игры с элементами общеразвивающих упражнений:
игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча (в том числе пионербол в IV-м классе); построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием.
Примерный годовой учебный план общего образования обучающихся с ОВЗ (различными нарушениями): (I1)-IV классы | ||||||||||||
Классы Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | ||||||||||
I1 | I | II | III | IV | ||||||||
Обязательная часть | ||||||||||||
Физическая культура | ||||||||||||
Этапы | Первое полугодие Количество часов | Второе полугодие Количество часов |
Физическая подготовка | 10 ч. | 20ч. |
Психологическая и оздоровительная подготовка | 15ч | 15ч |
Тактическая подготовка | 9ч | 10ч |
Волевая подготовка | 10ч | 10ч |
Всего в год 99ч.
3. Примерное распределение тренировочных нагрузок по объему интенсивности
Этапы | Примерный объем нагрузок | Примерная интенсивность нагрузок |
Физическая подготовка | средний | средняя |
Психологическая и оздоровительная подготовка | средний | средняя |
Тактическая подготовка | малый | низкая |
Волевая подготовка | малый | низкая |
4. нет
5. Контрольные нормативы по полугодиям
Минимальный уровень:
· представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
· выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
· знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;
· выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;
· представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
· ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
· взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
· знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
· практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
· самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
· владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
· выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
· подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений.
· совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
· оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
· знание спортивных традиций своего народа и других народов;
· знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;
· знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
· знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;
· соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Контрольные упражнения | мальчики | девочки | |||||
высокий | средний | ниже среднего | высокий | средний | ниже среднего | ||
Бег 30м (сек) | 6,5 | 6,8 | 7,2 | 6,8 | 7,0 | 7,4 | |
Челночный бег 3*10м (сек) | 10,0 | 10,2 | 10,6 | 10,5 | 10,8 | 11,2 | |
Прыжки в длину с места (см) | |||||||
Подтягивание в висе/в висе лежа (раз) |
6. Соревновательного периода нет
ловкость | 15% | 12% | 14% | 16% |
гибкость | 8% | 12% | 10% | 18% |
координ | 12% | 14% | 18% | 25% |
понимание правильности выполнения упражнений | 21% | 27% | 16% | 31% |
7. Врачебный и педагогический контроль (ПМПК)
Мед. осмотр, оценка функционального состояния систем организма, оценка физической подготовленности, средства восстановления
8. Места занятий (спортивный зал), площадка футбольная и волейбольная, каток и лыжная трасса на территории школы
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Физкультуры» включает:
Спортивные снаряды;
Мячи, скакалки кегли, теннисные столы, ракетки, велосипеды, самокаты;
программно-методическое обеспечение: методические рекомендации для учителя по отдельным разделам учебного предмета;
печатные пособия: наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам;
учебно-практическое оборудование:
опорные таблицы по отдельным изучаемым темам;
инструкции по техники безопасности
технические средства обучения: наборы для выполнения различных спортивных упражнений.