Социальные функции физической культуры и спорта




 

Общеизвестно, что культурные ценности, когда бы они ни были созданы, имеют определенное функциональное значение и для современности. Эти функции, как правило, не поддаются строгой дифференциации и имеют комплексную природу. Строго определить функции того или иного вида культуры не представляется возможным. Поэтому в интересах точности правомернее говорить о преобладании в культурных ценностях той или иной функциональной возможности (В. Харчева).

Физическая культура, как вид культуры общества, используется и реализуется в практике человеком, удовлетворяя при этом определенные потребности:

– биогенные, физические, обеспечивая тем самым физическое развитие организма, гомеостазис его внутренней среды и улучшая физическую дееспособность и подготовленность;

– биоэкоэтические, антропогенно образуя для человека комфортную оздоравливающую среду спортивных и физкультурно-оздоровительных, сооружений, тренажеров;

– психофизические, обеспечивая физическое совершенство как синергетический комплекс физического состояния, развития и дееспособности, соответствующих оптимизации активной связи индивида с основными факторами внешней среды (в первую очередь производственно-средовой и экосферной);

– социальные, коммуникативные, расширяя и упрочивая социальные контакты, обеспечивая социальную мобильность и изменение социального статуса, модификацию и расширение социальных ролей;

– психоэмоциональные, обновляя и расширяя личностное психоэмоциональное пространство и круг лиц общения, стимулируя психоэмоциональные состояния в связи с успехом, ролями, событиями физкультурно-спортивной деятельности;

– информационные, обусловленные новыми событиями, нормами спортивных и физкультурно-оздоровительных увлечений, расширением специфического социокультурного пространства личности;

– духовные, рефлексируемые в декларируемых нравственных, этических и культу-рологических ценностях, в принципах олимпизма, клятвах участников Олимпийских игр, в кодексе честной игры и т.п.

В жизни человека и общества физическая культура и спорт имеют большое социальное и социально-педагогическое значение. Основные социальные эффекты и значение физической культуры и спорта проявляются в личностном и социальном аспектах. В личностном аспекте важен эффект воздействия физической культуры и спорта на индивида, показывающий, как совершенствуется человек в результате занятий физическими упражнениями. Социальный аспект показывает, как изменяется, совершенствуется под благотворным воздействием физической культуры и спорта социальная деятельность человека и его вклад в социальный прогресс, в общественное производство для удовлетворения потребностей всего общества.

Общая социально-экономическая и социокультурная эффективность физической культуры и спорта основаны на положительном влиянии активных занятий физическими упражнениями на человека, а также на массовом развитии физкультурно-спортивного движения.

Физическая культура и спорт проявляют себя в жизни современного человека и общества неотъемлемым компонентом образа жизни – общества в целом, социальной общности, группы и личности. Более того, в прогрессирующем цивилизованном обществе все более актуализируется и выдвигается на передний план именно физическая культура личности. Она как сознательная и целеустремленная, рационально организованная, оптимально нормированная и научно управляемая деятельность обеспечивает развитие телесно-двигательной основы человека. В целом физические упражнения способствуют совершенствованию социальных навыков и качеств человека.

Физическая культура и спорт входят органичным компонентом в феномен, называемый «уровень жизни», под которым понимается степень удовлетворения потребностей людей, обеспеченность населения потребительскими благами, в том числе наличием объективных условий для занятий физической культурой и спортом каждого члена общества.

Физкультурно-спортивные занятия составляют часть стиля жизни, способа осуществления субъектом индивидуальной или групповой жизнедеятельности. Отношение человека к физической культуре и спорту выражается в активных регулярных или эпизодических занятиях. По некоторым данным, в Москве регулярно занимаются спортом примерно 6,3% населения, из которых дошкольников – 7%, взрослых – 2,5%, школьников и студентов – 23% (Е.В. Кузьмичева,
Б.Г. Фадеев).

Необходимо подчеркнуть, что в среднем уровень обеспеченности граждан РФ спортивными залами и сооружениями составляет лишь 19% от рекомендуемых нормативов, бассейнами – 4,5% и плоскостными сооружениями – 56% (М.Н. Золотов, табл. 1).

 

 

Таблица 1

Обеспеченность регионов некоторых регионов РФ физкультурно-спортивными сооружениями (2003 г.)

 

Регион Залы (%) Бассейны (%) Плоскостные сооружения (%)
Алтайский край 17,5 2,7 87,0
Архангельская область 20,1 5,1 65,7
Астраханская область 20,2 5,9 47,8
Брянская область 27,2 3,1 84,9
Владимирская область 15,6 2,6 23,6
Волгоградская область 20,6 4,8 71,3
Вологодская область 17,9 4,2 52,3
Ивановская область 19,2 2,8 59,5
Иркутская область 19,3 6,6 49,2
Калининградская область 23,6 4,4 72,7
Кемеровская область 17,4 1,4 22,1
Кировская область 26,2 1,3 61,0
Костромская область 11,5 0,1 12,6
Красноярский край 2,4 1,1 1,9
Москва 30,6 8,0 27,4
Московская область 16,9 5,0 39,5
Нижегородская область 14,9 3,6 43,6
Санкт-Петербург 18,3 3,4 22,6
Тверская область 19,4 2,5 73,8
Республика Саха (Якутия) 31,2 3,4 58,4

 

Физкультурно-спортивные занятия составляют часть стиля жизни, способа осуществления субъектом индивидуальной или групповой жизнедеятельности. Отношение человека к физической культуре и спорту выражается в активных регулярных или эпизодических занятиях. По некоторым данным, в Москве регулярно занимаются спортом примерно 6,3% населения, из которых дошкольников – 7%, взрослых – 2,5%, школьников и студентов – 23% (Е.В. Кузьмичева,
Б.Г. Фадеев).

Пассивно-зрительское наблюдение или безразличие представляют собой форму поведения личности, а также характеризуют качество жизни субъекта со стороны влияния физической культуры и спорта на развитие и совершенствование человека.

Основными социально-экономическими категориями образа жизни являются производство–воспроизводство–обмен–распределение–потребление. Физическая культура и спорт находят свое место и роль в образе жизни, рассматриваемом в плане таких категорий.

На основе возрастающего общественного производства осуществляется и совершенствуется рост общественных фондов потребления и личного благосостояния людей. Это, в свою очередь, существенно определяет масштабы и основные направления физической культуры и спорта в стране, гарантирует широким слоям населения удовлетворение их потребностей в занятиях физической культурой и спортом, в рациональной активизации двигательного режима, обеспечивающего здоровье и высокую работоспособность, творческое долголетие и хорошее самочувствие.

Основными социальными функциями физической культуры и спорта являются: воспитательная, гуманистическая, образовательная, совершенствование общественных отношений, материально-производственная.

Ведущей социальной функцией физической культуры и спорта является воспитание человека. Эффективность воспитывающих функций обусловлена их взаимосвязью с другими явлениями общественной жизни, сочетанием физического воспитания с остальными компонентами комплексной системы воспитания. Наряду с физическим воспитанием человек получает духовное, умственное, трудовое, эстетическое и патриотическое воспитание. В процессе физкультурно-спортивной деятельности, на физкультурно-спортивных занятиях, спортивной тренировке, в туристических походах и краеведческих экскурсиях человек воспитывается многосторонне.

История обоснования физкультуры как школьной дисциплины вплоть до ее сегодняшнего состояния в значительной мере является также историей подтверждения ее воспитательных возможностей. Традиционно образ преподавателя физической культуры характеризовался его исключительным, уникальным, по сравнению с преподавателями других предметов, воспитательным воздействием, которое он оказывает на своих учеников.

Воспитание человека в сфере физической культуры и спорта включает:

– распространение духовного, идеологического, гуманистического влияния социальной среды на все стороны физкультурно-спортивной деятельности и на разнообразные формы, виды и методы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;

– использование совокупности экономических, социальных и духовных условий физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;

– целеустремленное использование различных форм, средств и методов физического воспитания как специфической сферы образовательной и социально-педагогической деятельности.

В процессе занятий физкультурой и спортом развиваются ценные социальные качества личности, такие, как гуманистическая убежденность, признание первостепенной ценности и приоритетности прав и свобод личности, устойчивость дружелюбных и уважительных отношений к людям. Сами по себе абстрактные понятия «спорт», «физическая культура», так же, как и «образование», «культура», «искусство», человека не воспитывают. Его воспитывает активный субъект деятельности, в частности тренер, учитель, инструктор, менеджер, при этом ученик, спортсмен не остается пассивным объектом, а со своей стороны активно включается в физкультурно-спортивную деятельность, стремясь творчески добиться наилучших результатов. Своим старанием и инициативой ученик, в свою очередь, воздействует на тренера, педагога. Таким образом, в процессе физкультурно-спортивных занятий создается субъектно-объектная воспитывающая система.

В процессе занятий физической культурой и спортом развивается общественная активность личности. Физкультурники, спортсмены, туристы широко участвуют в выборной общественной деятельности, старательно выполняя функции и обязанности общественных судей, тренеров, инструкторов, капитанов команд, старост групп, секций и кружков.

Гуманистическая нравственность активно реализуется и воспитывается в товарищеском взаимодействии в спортивном, физкультурном коллективе, в команде, группе, между спортсменами и тренером, среди партнеров и соперников по спорту на основе сознательно и добросовестно соблюдаемых правил, обычаев, традиций, неразрывно связанных с этикой общественного поведения, спортивной этикой.

В процессе занятий физкультурой и спортом осуществляются в прямой и опосредованной форме их образовательные функции, так как человек познает много нового и обучается новым навыкам и умениям. Увлеченный человек ищет и охотно усваивает дополнительные знания из разных наук, которые способствуют успехам в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Тем самым развивается познавательная активность, творческое использование получаемых и накапливаемых знаний.

В ряду общих и социальных функций физической культуры и спорта находится формирование, регулирование и совершенствование общественных отношений. Эта функция реализуется в следующих основных направлениях:

– социально-политические отношения приобщают широкие массы к общественному самоуправлению, содействуют развитию и упрочению демократии;

– развиваются и совершенствуются национальные отношения.

Физкультурно-спортивное движение объединяет многочисленные и разнообразные группы людей в добровольные физкультурно-спортивные организации. Руководство и осуществление всей деятельности этих организаций происходит выборными органами.

Спортивные мероприятия способствуют сближению и взаимопониманию, становлению и укреплению товарищеского партнерства и дружеских связей между представителями различных этнических общностей. Спортивные межнациональные контакты способствуют сближению национальных культур, ускорению духовного и нравственного развития каждого народа. Общение спортсменов содействует преодолению негативных настроений и предубежденности между представителями разных этносов и стран.

Укрепление материально-производственной базы общества происходит под благотворным воздействием занятий физкультурой и спортом на человека как основной производительной силы.

Важнейшей социальной проблемой физической культуры является ее связь с общественным производством, ее роль и место в системе научной организации труда. Рациональное применение производственной физической культуры обеспечивает простое и расширенное воспроизводство, восполнение рабочей силы единичного работника - участника производственного процесса.

Производственный компонент имеет выраженный экономический характер. Это проявляется:

– в более высокой работоспособности трудящихся и продлении на многие годы активной жизнедеятельности;

– в снижении заболеваемости и уменьшении потери рабочего времени в связи с укрепление здоровья, в том числе путем профилактики профессиональных заболеваний;

– в рациональной организации труда в режиме рабочего дня благодаря включению в него физкультурных пауз, которые предупреждают развитие утомления и снижение работоспособности;

– в развитии и укреплении товарищеских отношений между членами бригад, производственных подразделений, участков, что способствует коллективистской сплоченности трудовых коллективов.

Занятия физическими упражнениями обеспечивают повышение умственной работо-способности, более полное и качественное усвоение новых знаний, что положительно сказывается на сроках и плодотворности обучения разных контингентов, имеет немалый социально-экономический эффект.

Сложный комплексный эффект влияния занятий физической культурой и спортом на человека проявляется многогранно и разнообразно, плодотворно способствуя развитию социальной активности личности, психологической подготовленности человека, его физическому совершенствованию.

Социальная активность личности выражается в таких показателях, как социализация, включенность в социальную жизнь, способность к принятию и принятие новых специфических социальных ролей, норм и ценностей; ценностные ориентации, жизненные идеалы, обуслов-ливающие активную социальную жизненную позицию; коммуникабельность, отношения в социальной общности, развитость межличностного общения (что особенно проявляется среди членов спортивной команды, экипажа, туристской группы), коллективизм; эффективность производственно-трудовой деятельности.

Занятия физической культурой и спортом способствуют повышению общей и специальной работоспособности, социальной биогенной адаптации к условиям среды и обеспечивают готовность человека к социальной деятельности.

 

Список источников:

1. Виленский М.Я. Физическая культура. Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 2016.

2. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2005.

3. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2008.

4. Олимпийский вестник. №2 (420), 24 января 2002 г. С. 10-11.

5. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. М., 2004.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: