В основном « يَفْرَحُ » пришло в Коране порицаемо « مَذْمُومَةٌ ». Например:
«… Соплеменники сказали ему [116] : «Не ликуй, ведь Аллах не любит ликующих»» (28:76) [117].
Самая великая подаренная милость – это послание посланников. Всевышний Аллах дал развитие и воспитание людям, оказав одну из самых великих милостей – а это послание посланников, которые радуют тех, кто следовал за ними, и предупреждают и угрожают тем, кто не следует. Также есть огромное, другое множество видов развития и воспитания. Аллах дает развития, воспитания телам [118].
Аллах дал нам развитие в наших телах, развитие в наших инстинктах, развитие нашим мыслям и разумам. То, что Аллах проявил милость сыну человеческому. Поэтому если ты посмотришь, намного шире, а это – широкие великие создания, огромное количество создания Всевышнего Аллаха, миры, все что кроме Аллаха. Ты находишь, что смысл рубубия (господство Аллаха) – это развитие благами Аллаха, соответственное, постепенное развитие Всевышний Аллах дает своим созданиям. Всевышний Аллах знает, что лучше для Своих создании:
«Твой Господь создает, что пожелает, и избирает…» (28:68).
Поэтому ты явно видишь, что под рубубия подразумевается смысл развития, воспитания. У рубубия также есть другой смысл. Это – то, о чем мы говорили. Т.е. таухид рубубия (единство Аллаха в Его господстве) – это убеждение в том, что Всевышний Аллах является Единственным Создателем этих создании. То, что Он один кормит, Он один управляет, Он над всеми стоит, Он всем владеет и другие смыслы рубубия.
Всевышний Аллах говорит:
«Хвала Аллаху, Господу миров!» (1:2).
Шейх привел в довод этот аят. «Хвала» - « الْحَمْدُ », подразумевается не просто хвала, а вся хвала. Потому что « لامٌوَأَلِفٌ » здесь - все охватывание ( استغراق ), т.е. охватывание всех видов хвалы. Любая хвала, которая существует, или же была и или же появится, все это принадлежит Всевышнему Аллаху.
|
Смысл « الْحَمْدُ » – это хвала полноценных атрибутов. Восхваление – это хвала полных атрибутов Всевышнего Аллаха. А « لامٌ » здесь – « للاستحقاق », т.е. всей, любой хвалы достоин Аллах. Хвала Аллаху всеми видами хвалы. Всеми-всеми видами похвалы достоин Всевышний Аллах, потому что здешний « لامٌ » - « لام الاستحقاق ».
Иногда « لامٌ » указывает на « مِلْكٌ », если впереди стоит вещь или предмет. И также бывает « اسْتِحْقَاقٌ », если впереди будет « مَعْنًى », а не вещь или предмет. Если мы скажем « الدار لفلان », потому что дом здесь является предметом или вещью, т.е. имеется в виду дом кого-то, значит, он – хозяин дома. Если же впереди « لامٌ » стоит « مَعْنًى », то это указывает на достоинство. Хвала и гордость кому-то принадлежит [119]. Т.е. имеется в виду то, что гордости достоин некий. «Хвала Аллаху» - поэтому хвала у нас « مَعْنًى », и указывает на « اسْتِحْقَاقٌ ». И Всевышний Аллах достоин любой хвалы. Тот объект поклонения, Которому поклоняются истинно, нет никого кроме Него. Атрибут этого божества то, что Он – Господь Миров!
|
«Господь миров» - « رَبِّ الْعَالَمِينَ ». Что такое миры? Множественное число слово « عَالَمٌ » - т.е. все-все-все что есть. И все кроме Всевышнего Аллаха является « عَالَمٌ ». Как сказал шейх: «И все кроме Всевышнего Аллаха является « عَالَمٌ », и я один из этих миров». Т.е. мир человека, мир птиц, мир растений, мир ангелов, мир джиннов, мир небес, мир земель, мир воды и т.д. «И все кроме Всевышнего Аллаха является « عَالَمٌ », и я один из этих миров». Слово « عَالَمُونَ » является множественным числом « عَالَمٌ ». А « عَالَمٌ » – это все что кроме Аллаха из разных видов. Поэтому если ты – один из этих миров, то первый кому обращается этот аят, это – верующий. «Хвала Аллаху, Господу миров!», и читая этот аят, верующий убеждается или имеет убеждение в то, что господства достоин только Всевышний Аллах, достойным всей хвалы, достоин того, чтобы мы Его описали полными описаниями.
Потом шейх сказал: «Если тебя спросят: «Как ты познал своего Господа?»» [120]. И Коран нам указал на то, как нам познакомиться с Всевышним Аллахом. Аллах сказал:
«Скажи: «Понаблюдайте за тем, что на небесах и на земле»…» (10:101).
«Неужели они не вглядываются в царствие небес и земли, а также всего, что сотворил Аллах?...» (7:185) [121].
Т.е. Коран нас призывает смотреть на Его создания. Как мы довод приводим на то, что Аллах является Одним Единственным достойным? Шейх сказал: «Если тебя спросят: «Как ты познал своего Господа?». Скажи: «Его знамениями и созданиями. Из знамений Всевышнего Аллаха: солнце, луна, ночь, день; а из созданий Аллаха: небеса и земля»». И нет сомнений в том, что ночь, день, солнце, луна являются знамениями Всевышнего Аллаха. Так как Всевышний Аллах сказал:
|
«Среди Его знамений - ночь и день, солнце и луна…» (41:37).
Также небеса и земля, это и есть знамения Всевышнего Аллаха, как сказал « أبو العتاهية » в своем стихе:
«И в каждой вещи есть Ему знамение,
Который указывает на то, что Он (Всевышний Аллах) – Один».
Если вы заметили, шейх Салих обращает наши внимания на то, что шейх Мухаммад разделил здесь, сказал « الآيات » (знамение) и « المخلوقات » (создания). Также в Коране пришло то, что небеса и земля тоже являются знамениями. Зачем он разделил? И ответом будет то, что шейх разделил здесь, это – очень тонкая вещь. Потому что знамения « الآيات » является множественным числом слова знамение « آية ». Знамение – это явное указание, указывающее на цель. Аллах сказал в Коране:
«Воистину, в этом - знамение, но большинство их не стали верующими» (26:190).
Т.е. явное указание, знамение на то, что под ним подразумевается. Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, в этом - знамения для зрячих» (15:75).
Имеется в виду, явные указания, знамения на то, что под этим подразумевается. А здесь мы смотрим в отношении того, кому был задан этот вопрос, т.е. в отношении того, кого спрашивается, бытие ночи, дня, солнца и луны знамение явное, у того, кого спрашивает или у того, кто будет отвечать, чем небеса и земля [122]. Потому что эти вещи описаны тем, что эти знамения меняются. Они же меняются, как день и ночь, они приходят-уходят, приходят-уходят.
أما السماء فهو يصبح ويرى السماء، ويصبح ويرى الأرض، فإِلفُه للسماء وللأرض يحجب عنه كون هذه آيات، لكن الأشياء المتغيرة التي تذهب وتجيء، هذه أظهر في كونها آية، ولهذا إبراهيم الخليل عليه السلام طلب الاستدلال بالمتغيرات
Сказал Всевышний Аллах:
«Так Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, дабы он стал одним из убежденных. Когда ночь покрыла его своим мраком, он увидел звезду и сказал: «Вот мой Господь!». Когда же она закатилась, он сказал: «Я не люблю тех, кто закатывается» (6:75-76) [123].
То, что когда он указывает на то, что есть « حَرَكَةٌ », что-то движет этим солнцем и луной. И поэтому этим передвижением он указал, на то, что это является знамением для другого. Когда же он увидел луну вошедшей, «О, смотрите, луна!». Когда увидел, что солнце вышло, привел в довод солнце, потому что они меняются. Что касается небес и земли, то это – знамения. Однако если кто-то внимательно посмотрит, он увидит, что это не является тем, что явное или конкретно показывает, указывает на цель в отношениях того, кого спрашивается этот вопрос. Однако у тех, кто обладает разумом и у тех, кто обладает мозгами, это – действительно одно из сильнейших знамений, т.е. существование небес и земли, как Аллах сказал о них в Своей книге. Что касается солнца, луны, дня и ночи, то это – вещи, которые меняются, приходят и уходят. Это – знамения и указания на господство Всевышнего Аллаха и то, что эти вещи сами по себе не могут появиться. Однако небеса стоят, и земля тоже на своем месте стоит, смотрит на это и на это. А это меняется, солнце, луна, день и ночь меняются, и здесь возникает вопрос. Почему оно ушло? Зачем оно пришло? Зачем пришла ночь? Зачем пришла день? Почему добавилась длина ночи? Почему убавилась длина дня? И таким образом указание в этом намного сильнее, чем указание просто создании [124]. Поэтому шейх сказал: «Если тебя спросят, как ты узнал своего Господа, скажи: «Его знамениями и Его созданиями». Потому что знамения указывают на познания Аллаха и на то, что мы узнаем Аллаха. Также и Его создания указывают на то, через что мы узнаем Всевышнего Аллаха. Однако то, что он назвал знамениями намного сильнее и конкретнее, чем те вещи, что он назвал созданиями. Это – ответ тому возражению, которую вывели некоторые из ученых шейху, за то, что он разделил эти создания, т.е. он разделил знамения от созданий. Он разделил это, смотря на положение того, кого он учит этим основам, и это разделение является очень тонким и конкретным [125].
«И довод – слова Аллаха: «Из знамений Аллаха – ночь и день, и солнце и луна»». Т.е. из тех вещей, которые указывают явным, конкретным указанием, это – ночь, день, солнце и луна. Поистине, если размышляющий размыслит над ночью и днем, замечает, как ночь входит в день, и тот входит в другой. Иногда бывает день длинная, иногда бывает ночь длинная, или наоборот. Узнает, что ночь и день сами по себе не могут прийти, кто-то должен двигать этим. Кто-то этим управляет. Чем является ночь? Уходом света. День чем является? Приходом света. Пришло солнце своим светом и становится днем. И когда уходит солнце, приходит луна, наступает ночь. Это указывает без сомнения на то, что этими вещами кто-то управляет. Если кто-то управляет, то кто он? Это – вопрос, ответом которого является легкий, простой для большинства из тех, кто смотрит, даже любому, кто задумается над этим. Указывает на то, что они созданы, и кто-то им управляет. Должен быть кто-то, который создает, и тот Создатель является создателем его, управляет этим день и ночь [126]. Он является Господом миров, поэтому в другом аяте говорится:
«Воистину, ваш Господь - Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует…» (7:54).
« يغشي الليل » - т.е. делает ночь покрытием для дня. « يطلبه » - т.е. один за другим следует. Приходит один раз ночью, берет что-то из дня, следует очень высокой скоростью, один за другим, между ними перерыва нет. А иногда день за ночью идет очень быстро. Аллах сказал в Коране то, что Он покрывает. Кто покрывает ночью день? Всевышний Аллах.
«… Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звезды - все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (7:54).
Указал на Свое господство в мирах после того, как перечислил эти знамения и создания.
И затем привел шейх то, что рубубия – это и есть ульухия, приведя в довод слова Всевышнего Аллаха:
«О, люди! Поклоняйтесь вашему Господу…» (2:21).
В этом аяте пришел приказ [127]. Самый первый приказ в Коране – приказ поклоняться Аллаху. Сказал: «Поклоняйтесь вашему Господу!» - т.е. « رَبٌّ », на него падает поклонение. «Поклоняйтесь Господу!», поклоняющиеся – это люди. Тот, кому поклоняются, это – Господь. Не так ли? Из этого вывод берем, что Господь, это – тот, кому поклоняются или объект поклонения. Потому что Он сказал: «Поклоняйтесь вашему Господу!». « رَبٌّ » является объектом поклонения, что же делается, какое действие падает на него? Поклонение. И поэтому « رَبٌّ » становится объектом поклонения. Поэтому ибну Кясир сказал: «Тот, кто создал эти вещи, является достойным поклонения». Аллах говорит:
«О, люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо кровлей…» (2:21-22) и до конца аята.
Ибну Кясир сказал: «Тот, кто создал эти вещи, Он достоин поклонения». Поэтому после этого пришел приказ Всевышнего Аллаха: «О, люди! Поклоняйтесь вашему Господу!». Почему? Потому что Он нас создал. Т.е. это причина того, что до него. Потому что Он достоин этого поклонения. «О, люди! Поклоняйтесь вашему Господу!», как будто спрашивающий спросил: «Почему Он достоин поклонения? Почему нам приказано поклоняться?». Сказал: «Который сотворил вас и тех, кто был до вас, быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо кровлей… » и до конца. Все это является смыслом господства. Мы до этого говорили, что рубубия содержит в себе ульухия (достоинство Аллаха в поклонении). Поэтому отсюда мы понимаем, что здесь под предложением «Поклоняйтесь вашему Господу!» подразумевается ульухия. Аллах является объектом поклонения. Тот, кто сделал все эти вещи, Он достоин поклонения, никто кроме Него не достоин поклонения. Потому что Он Один, кто создал. Он Один, кто дает пропитание. Он Один расстелил землю. Он Один, кто поднял небо. Он Один, кто ниспослал с неба воду. И все Его создания ничего не сделали из этого. И достойный поклонения Тот, который сделал, создал, дал форму и что-то новое сделал.
Шейху задали два вопроса.
Первый вопрос насчет « الله لا يوصف بالمعرفة ». Он сказал, пришло в одном хадисе от ибну Аббаса: «Познай Аллаха в благополучии, Он тебя познает в неблагополучии». В этом хадисе Аллах описывается как обладатель « مَعْرِفَةٌ ». Он сказал, что это подобно следующему аяту:
«… Они хитрили, и Аллах хитрил…» (8:30).
Т.е. у нас есть четыре вещи:
1) « الأسماء الله » -Иимена Аллах.
2) « الصفات الله » -Атрибуты Аллаха.
3) « الأفعال الله » -Дела Аллаха.
4) « الأخبارعن الله » -Сообщения об Аллахе.
И говорят, что « الأخبارعن الله » (сообщения об Аллахе), это – самый большой раздел. Действия Аллаха немного меньше, чем рассказ. Т.е. рассказ об Аллахе намного шире, больше возможностей, чем рассказ о действиях Аллаха. Что касается действия Аллаха, то это больше, чем атрибуты Аллаха. Что касается атрибутов, то это шире, чем имена Аллаха. Значит, имена это – первое. Шире, чем имена, это – атрибуты. Шире, чем атрибуты – действия Аллаха. Шире, чем действия, это – сообщения об Аллахе. И здесь, когда мы говорим « الأخبارعن الله », оно связано, нельзя говорить просто Один. Например, мы не имеем права говорить, что Аллах « يَمْكُرُ », запрещено. Однако можем говорить: « يَمْكُرُ بِمَنْ مَكَرَ بِهِاللَّهُ », т.е. Аллах проявляет хитрость тому, кто Его хитрит, против Него хитрит. Точно также здесь. Нельзя просто говорить: « اللَّهُ يَعْرِفُ ». Можно говорить: « الله يعرف من؟ », « من تعرَّف عليه ». Т.е. чтобы это связано было.
Второй вопрос: разница между « الحمد » и « الشكر ». Ученые говорят, еще проще, чем шейх сказал. То, что « الحمد » намного шире, чем « الشكر » со стороны того, на что он падает. У Аллаха есть два вида атрибута. Есть атрибут « لازِمَةٌ » – это, который только у Всевышнего Аллаха, и они не отражаются на Его созданиях, как « جَبَّار ». И я могу сказать: « الْجَبَّارِلِلَّهِالْحَمْدُ ». И также есть атрибуты « مُتَعَدِّيَّةٌ », которые переходят на Его рабов, например: « رزّاق ». Я говорю: « الرَّزَّاقِلِلَّهِالْحَمْدُ ». Т.е. этот атрибут отрицается на Его рабов, а « جَبَّار » не отрицается на Его рабов. И говорят, « الحمد » шире смотря на то, на что он падает. Он падает и на атрибуты и имена « لازِمَةٌ » и « مُتَعَدِّيَّةٌ ». Что касается « الشكر », нельзя его делать кроме как на « مُتَعَدِّيَّةٌ ». Т.е. нельзя говорить: « الْجَبَّاراللَّهَأَشْكُرُ », так не говорят. Лучше говори: « الرَّزَّاقاللَّهَأَشْكُرُ »! Только на « مُتَعَدِّيَّةٌ » « الشكر » делаешь. И « الشكر » шире, чем « الحمد » со стороны того, чем он делается. Что касается « الحمد », то он только языком делается. А « الشكر » делается языком, делами и намерениями.
(матн)
«И виды поклонения, которыми нас обязал Аллах, как Ислам, иман и ихсан. И из них: мольба, боязнь, надежда, упование, желание, страх, смиренность, страх, покаяние, прощение помощи, прибегание к Всевышнему Аллаху, прощение помощи в тяжелый момент, жертвоприношение, обет и другие виды поклонения, которыми обязал нас Всевышний Аллах.
И довод слова Всевышнего Аллаха: «И все мечети или места поклонения принадлежат Аллаху, поэтому не поклоняйся никаким видом поклонения никому кроме Аллаха».
И тот, кто какое-либо из этих поклонений будет делать, посвящать не Всевышнему Аллаху, этот человек является многобожником и неверующим.
Довод – слова Всевышнего Аллаха: «И тот, кто поклоняется (или просит) другому божеству с Аллахом (или какому-либо божеству кроме Аллаха), нет у него никакого довода на то, что он делает. Аллах его рассчитает, поистине не могут иметь успех неверующие».
Как пришло в хадисе: «Мольба – центр (или мозг) поклонения» [128].
Аллах Субханаху уа Таъала сказал: «И сказал ваш Господь: «Просите Меня! Я вам отвечу. Поистине, те, кто проявляют высокомерие в поклонении Мне, зайдут в ад униженными» [129].
После того, когда мы разобрали, что Господь – это объект поклонения, здесь было бы подходящим напомнить или рассказать о некоторых видах поклонения, которыми надо поклоняться Всевышнему Аллаху, и объяснить также, что эти виды поклонения надо посвящать только Одному Всевышнему Аллаху [130].
Ученые, посмотрев понимания слова «поклонение», дали некоторые правила понимания слова «поклонение». Одно из правил, которые вывели ученые по « الْفِقْهِأُصُولُ ». Поклонение – все, что приказано рабу Аллахом, даже если твой разум не примет это и даже если это не соответствует твоим обычаям [131]. Как мы сказали, это – вещь, которая человеку приказано, соответствует его разуму или нет, соответствует ли это его обычаям или нет, это и есть поклонение. Более конкретно объясняет шейх Ислама ибну Таймия в своей великой книге, которая называется « العبودية »: «Поклонение – это имя, охватывающее все, что любит Аллах и чем Он доволен. Будь это речи, или же дела, будь они скрытые, будь они явные» [132]. Это – соответствующее определение. Потому что намного проще его понять. Второе, что очень близко или соответствует тому, на что указывают контексты Корана и сунны. Он сказал, что поклонение – это имя, охватывающее в себе много вещей. Какие вещи охватывает? Охватывает все, что любит Аллах и чем Он доволен. А как нам узнать, что некое дело или слово, будь это явным или скрытным, что Аллах любит его и доволен им?
Это должно быть приказано, или же сообщено в Коране и сунне пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что Аллах любит это дело и доволен им [133]. Виды [134] – дела и речи. Значит, у нас есть речь, есть дело. Отсюда мы берем, что поклонение у нас делится на два вида:
1. « عبادات قولية », т.е. поклонения, связанные с речью.
2. « عبادات عملية », т.е. поклонения, связанные с делами.
Что касается поклонения связанные с речью, то они бывают двух видов:
1. « اللِّسَانِقَوْلُ », т.е. речь языка.
2. « الْقَلْبِقَوْلُ », т.е. речь сердца.
Что касается поклонения связанные с делами, то они тоже бывают двух видов:
1. « الْقَلْبِعَمَلُ », т.е. дело сердца.
2. « الْجَوَارِحعَمَلُ », т.е. дела органов.
Третьего ничего нет: либо речь, либо дело. Значит, поклонение либо связано с речью, либо связано с делами. Речь у тебя может быть либо явная, либо скрытая. Дело может быть либо явным, либо скрытым. Результат: виды поклонения, это – речи и дела, которых Аллах любит и которыми Он доволен. Речь у тебя может быть либо языком, либо сердцем.
Что касается речи связанное с языком, то много разных дел бывает, из тех, которые приказал Всевышний Аллах. Например, поминание Всевышнего Аллаха языком, или же чтение Корана, приказывать одобряемое и т.п. Все это является видами поклонения связанное с языком. Что касается речи связанное с сердцем, то это – намерение, цель человека. Некоторые люди запутались в деле, в намерениях, и начали произносить его [135]. Да, мы согласны с тем, что намерение – речь. Однако это – речь сердца, но не речь языка. Потому что если сердце берет себе какую-то цель и направляется к этой цели [136], этим самым он как бы произносит его. Но не речью языка. Потому что речь – одно из описаний языка [137]. И « كَلامٌ », т.е. речь – это явная вещь [138]. А « قَوْلٌ » бывает либо скрытым, либо явным.
Дела – либо дела сердец, либо дела органов. И эти виды поклонения, которых упомянул шейх чуть выше, некоторые из них из речей, некоторые из них из дел. Некоторые явные, некоторые скрытые. Некоторые связаны с языком, некоторые связаны с сердцем. Некоторые связаны с делами сердец, некоторые связаны с делами органов. Например: искренность. Искренность является делом сердца. Упование является делом сердца [139]. Что касается искренности, то это из дел сердец. И упование – дело сердца. И поэтому нельзя искренность посвящать никому кроме Всевышнего Аллаха, т.к. это – поклонение. Искренность посвящается только Всевышнему Аллаху, как сказал Аллах: