План – конспект проведения тренинга педагогического общения для коллег по теме «Технологии разрешения конфликта в педагогическом взаимодействии»
Цель: ознакомить с понятием «конфликт», «конфликтоген», видами конфликтов, причинами, положительными и отрицательными сторонами конфликта, проявлениями конфликтогенного поведения, технологиями решения конфликта, формировать умение бесконфликтно вести себя, учитывая интересы и нужды других, развивать аналитические способности, рефлексию, воспитывать вежливость, доброжелательность.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Актуализация и мотивация.
Обсуждение вопроса: «Для чего мы рассматриваем тему «Конфликт и способы его решения»? Что вы ожидаете от сегодняшнего занятия?»
2. Упражнение «Приветствие — мне нравится твой…».
Цель: подготовить участников к работе, создать комфортную атмосферу, хорошее расположение духа, оказывать содействие сплоченности, продемонстрировать роль чувств в нашей жизни, необходимость их выражения для формирования дружеских взаимоотношений.
Ход упражнения: участники садятся в круг, каждый должен сказать другому члену группы предложение об их внешности: (имя)… мне нравится твой (твоя)…» или то, что нравится в поведении или чертах характера
Рефлексия:
Как вы чувствовали себя, когда говорили приятные вещи другим?
А когда говорили вам?
3. Упражнение «Мозговой штурм».
Цель: определить понятие «конфликт», главные причины конфликтов и систематизировать их в зависимости от источника.
Ход упражнения: психолог обращается к группе с вопросом: «Что такое конфликт?». Все варианты ответов фиксируют на доске или на листах бумаги. После этого аналогично выясняют причины конфликтов. Названные причины разделяют на объективные и субъективные.
|
Причины конфликтов
Причины конфликтов состоят в расхождении:
· знаний, умений, привычек, личностных черт;
· функций управления;
· эмоциональных, психических и других состояний;
· экономических процессов;
· задач, средств и методов деятельности;
· мотивов, нужд, ценностных ориентаций;
· взглядов и убеждений;
· понимании, интерпретации информации;
· ожиданий, позиций;
· оценок и самооценок.
Информационное сообщение «Конфликт».
Почему эпиграфом является древнеиндийское выражение: «Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обеих — и себя, и другого»? Гнев всегда вызывает у нас отрицательные эмоции.
Конфликт в переводе из латыни — столкновение разнонаправленных сил (ценностей, интересов, взглядов, позиций) субъектов — сторон взаимодействия.
Конфликт — это столкновение противоположно направленных, несовместимых тенденций в сознании отдельного человека, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными переживаниями.
Наука, которая изучает причины возникновения, особенности хода, предотвращение и решение конфликта называется конфликтологией.
В основе любого конфликта лежит ситуация, которая содержит: противоречивые позиции сторон по какому-то вопросу; противоположные задачи или средства; расхождение интересов, желаний, стремлений оппонентов.
Типология конфликтов
Определяют типичные причины конфликтов, которые разделяют на:
· объективные (столкновенье материальных и духовных интересов, ошибки управления, слабая разработанность правовых процедур решения межличностных разногласий, недостаток значащих для нормальной жизнедеятельности человека материальных и духовных благ, сформированный образ жизни, который оказывает содействие повышению агрессии человека);
|
· субъективные (неспособность понять другого человека, несбалансированное ролевое взаимодействие, нетерпимость к мыслям других, раздражительность, острое восприятие замечаний и советов, неуравновешенность характера, эгоизм, стремление лидерства, склонность к сплетням).
5. Групповая работа.
Педагоги делятся на 4 подгруппы и на листах пишут позитивные и негативные стороны конфликта.
Определите положительные и отрицательные стороны конфликта.
Положительные стороны конфликта:
· дает возможность сформулировать и осознать проблему, выявить трудности;
· найти новые пути решения;
· оживляет нашу жизнь, делает ее более привлекательной, интересной;
· учит формам общения, умению налаживать отношения;
· оказывает содействие личностному, профессиональному росту и развивает волевую саморегуляцию;
· сплачивает коллектив;
· развивает познавательные черты ума, скорость реакции, принятие решений.
Отрицательные стороны конфликта:
· разрушает здоровье;
· вызывает стресс, психотравмы;
· разрушает межличностные отношения, семьи, личности;
· формируется отрицательная установка, отрицательный жизненный сценарий.
Какой вывод мы можем сделать, проанализировав положительные и отрицательные стороны конфликта?В конфликте есть много положительного (отрицательного).