Глава I. Роль плаката в формировании патриотизма в годы Великой Отечественной войны.




У каждого периода войны были свои задачи, все они требовали безотлагательного решения. Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны. Плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой.

22 июня 1941 года на рассвете фашистская Германия, нарушив Пакт о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. С первых дней острым оружием идейной борьбы стала политическая графика. В 1941 году отчеканился художественный стиль советского военного плакатного искусства. Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами. Одним из важнейших видов изобразительного искусства в годы войны стал плакат.

Так, уже 24 июня 1941-го появилась острая реакция Кукрыниксов на случившееся - их первый знаменитый военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на улицах Москвы и стал неотъемлемой частью по-военному строго облика столицы. Статный красноармеец бьет штыком жалкого Гитлера со скрюченными пальцами, высунувшегося из порванного договора о ненападении и из-под маски лицемерной дружелюбности. Создан он был к вечеру 22 июня 1941 года и опубликован в газете «Правда». Этот плакат поднимал моральный дух советского народа, вдохновлял советских воинов на подвиг. 24 июня 1941 года плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!».(приложение 1)

Наверное, нет в нашей стране человека, незнакомого с одним из известнейших военных плакатов - "Родина-мать зовет!" художника Ираклия Тоидзе. Изображенная на нем простая женщина с текстом Военной присяги в руке стала олицетворением высокого и святого понятия - Родина. Каждый солдат и офицер находил в ней черты своей матери. Седая женщина строго и требовательно смотрит прямо в глаза, одна ее рука вскинута вверх, другая держит текст военной присяги. Мастер понимал, что образ должен вобрать в себя черты всех матерей, убеленных сединой, вырастивших для Родины любимых сыновей, которых теперь предстоит благословить на ратный подвиг. Но основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте. Плакат вышел миллионными тиражами на языках всех народов СССР. Его видели и в Берлине, на колонне поверженного рейхстага. (приложение 2)

Итак, плакаты начальных месяцев войны призывали советский народ к оружию, к борьбе за честь и независимость отчизны. Они были пронизаны пафосом самоотверженной борьбы со смертельным врагом. Подчеркивая единство партии и народа, его неразрывную связь с армией, воскрешая в графических произведениях славную историю нашей Родины, художники создавали такие произведения, в которых ярко отражался массовый героизм советских людей на фронте и в тылу.

После поражения под Москвой гитлеровское командование предприняло широкое наступление на южном крыле советско-германского фронта с целью овладения Кавказом и захвата Сталинграда. Летом 1942 года советские войска вели тяжелые оборонительные бои. Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому не только в Великой Отечественной войне, но и во всей Второй мировой войне, предопределила изгнание ненавистных захватчиков с советской земли. Одной из тем плаката 1942 года стала тема страдания советских людей, особенно детей, на оккупированных территориях.

Плакат В.Б.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» впервые появился на страницах газеты «Правда» 5 августа 1942 года. Работая над эскизами плаката, В.Б. Корецкий концентрировал внимание зрителя на лицах женщины и прижавшегося к ней мальчугана. Необходимо было добиться такой выразительности глаз матери, чтобы зритель мог прочесть в них презрение и ненависть к врагу. Оба смотрят не на штык, а на врага. Призыв, как бы написанный каплями крови, стекающими со штыка, сделал плакат еще более понятным и действенным. (приложение 3)

Можно сделать вывод, что созданные в 1942 году плакаты, художественно передают непреодолимое стремление советских воинов армии к разгрому Германии, исторической неизбежности победоносного исхода войны.

1943 год вошел в историю как год завершения коренного перелома в ходе Второй мировой войны. В плакатах преобладают темы и настроения, вызванные началом решительного наступления советских войск.

Таков, например, плакат Н.А Долгорукова «Чуден Днепр при тихой погоде…». «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет, ни прогремит». Эти строки о Днепре принадлежат русскому писателю Н.В.Гоголю. Но не был спокоен Днепр в суровые дни сентября 1943 года, когда ударные группировки советских войск вышли к этой крупной водной преграде и начали ее форсировать. Именно в этом контрасте заключается авторский замысел. По лунной дорожке реки плывет перевернутая немецкая каска со свастикой на боку и слова: «Чуден Днепр при тихой погоде…». Река предстала перед зрителем во всем своем величии, в блеске и сиянии подвига советских воинов, в свершившейся победе. Плакат нарисован черной и серой красками. Лишь на мчащихся вперед танках видны красные флажки. Строгая, почти скупая графика, но за всем этим чувствуется всепобеждающая сила. Такая манера исполнения придавала плакату еще большую выразительность и достоверность.

В 1944 году В.Дени создает одно из наиболее значительных и острых своих произведений - «Узнал фашистский стервятник, что у нас не ягнятник». Сильная рука красноармейца намертво сжала горло хищной черной фашистской птице. В голове хищника без особого труда узнаются черты лица Гитлера.

В.С.Иванов тоже ясно понимал установку плакатов 1944 года: звать воинов к окончательной победе над фашизмом. Одним из выдающихся его произведений этого периода стал плакат «На Запад!». Он предельно прост и лаконичен: советский воин-освободитель прикладом своего автомата сбивает установленную фашистами доску-указатель с надписью «На Восток!». В.С.Иванов стремился к созданию обобщенного, типического образа воина-защитника, воина-освободителя. Все это помогало придавать героям плакатов глубокий символический смысл.

Таким образом, в 1944 году в произведениях плакатистов решается новая задача – мобилизация усилий советского народа на восстановление разрушенных врагом городов в освобожденных от немецких оккупантов территорий.

1945 год занимает особое место в летописи героических свершений советского народа и его Вооруженных Сил. Победоносно завершилась Великая Отечественная война. 8 мая представители фашистской Германии подписали акт о полной и безоговорочной капитуляции, а 9 мая Советский народ, все прогрессивные люди мира с огромным ликованием праздновали Победу.

В 1945 году Советская Армия развернула победоносные наступательные операции на всем советско-германском фронте. Она била и гнала врага с нашей земли, не давая ему закрепиться на новых рубежах. В один из таких дней Л.Ф.Голованову позвонили по телефону и попросили сделать плакат на тему: «Дойдем до Берлина!»

Конкретным героем, прообразом солдата на плакате «Дойдем до Берлина!» стал улыбающийся русский богатырь, олицетворяющий советского воина-снайпера Голосова. Вскоре плакат увидели на всех фронтах, он облетел всю страну.

Плакатная живопись Великой Отечественной войны завершается серией ярких и праздничных плакатов, вышедших в 1945 году. Одно из первых мест принадлежит плакату Л.Ф.Голованова «Красной Армии – слава!»

Плакат в годы Великой Отечественной добился больших успехов. По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня, плакат оказался одним из самых эффективных средств для выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины, для оповещения срочных новостей фронта и тыла. Наиболее важную информацию необходимо было передать при помощи самых простых и действенных средств и при этом в короткие сроки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: