Средняя группа (от четырех до пяти лет)




Нравственное развитие ребенка 4–5 лет связано с накоплением опыта поведения, основанного на правилах вежливости. Он стремится быть хорошим, получать похвалу воспитателя. В то же время ему небезразлично, если товарищи проявляют к нему внимание, помогают, приглашают поиграть и т. д. Это усиливает потребность в общении со

сверстниками. Если общение почему-либо не складывается, ребенок испытывает дискомфорт, но понять, почему не налаживается контакт, не может. В одних случаях дети просто не умеют играть. И их нужно этому научить. В других случаях они проявляют грубость по отношению к товарищам. Тогда воспитатель должен дать детям образцы правильного поведения, хвалить их за положительные поступки.

Пятый год жизни отличается приобщением детей к более широкому кругу видов деятельности. Опыт нравственного поведения переносится из одного вида деятельности в другой. Игра остается ведущей деятельностью, поэтому поведение в ней является определяющим для формирования умения самостоятельно выполнять правила в других видах деятельности. Дети данного возраста в большинстве случаев в ходе игры проявляют доброжелательность, делятся игрушками со сверстниками. Малыши по предложению кого-либо из играющих объединяют свои игрушки: "Давай я с тобой поделюсь". – "Ладно. Это общее". Наблюдения показывают, что отказ поделиться игрушкой не всегда вызывает ссору: "Настя, дай мне простыночку. У тебя две". – "Э, нет. Это одеяльце". Если отказ не вызывает отрицательной реакции и дети играют дружно, нарушать игру не следует, но напомнить, что нужно делиться игрушками, необходимо. При этом важно дать детям возможность вспомнить, что, когда что-либо просишь, надо говорить "пожалуйста", а получив просимое, следует сказать "спасибо".

В большинстве своем дети этого возраста отличаются возросшей самостоятельностью. Взрослый уже не подсказывает игровые действия, а предлагает на выбор сюжеты игр и роли или поддерживает предложения детей. Дошкольники многократно повторяют игровые действия в соответствии с ролью. Например, играя в дочки-матери, они будят своих кукол, ведут их в детский сад, затем забирают домой, кормят и укладывают спать. У детей появляется специфическая игровая речь в соответствии с ролью: "Соседи, можно у вас взять одно печенье?" – "Вот, возьмите". Наблюдая за игрой, воспитатель обращает внимание на "вежливые" слова, которые используют дети. Можно поинтересоваться у ребенка, как он относится к своей "дочке": "Ты любишь свою дочку? Как ты ее баюкаешь? Как ласково называешь ее?". Следует отметить, что в условиях игры дети чаще проявляют доброжелательность, чем в обычной жизненной ситуации. Это объясняется тем, что игра требует активного взаимного общения, значимость которого велика для ребенка. Поэтому игра создает особые условия, благоприятные для актуализации нравственных норм.

На пятом году жизни, несмотря на силу влияния взрослого, дети реже обращаются к воспитателю за советом, так как уже умеют самостоятельно решать некоторые проблемы взаимоотношений. Это свидетельствует об определенном уровне складывающихся коллективных отношений, умении самим решать возникающие недоразумения. В период освоения правил дети часто жалуются друг на друга, желая проверить себя, получить поддержку педагога. Поэтому не следует сводить такие жалобы к злонамеренным действиям. Но и поощрять их не нужно. Это стремление детей в ряде случаев может перерасти в желание наказать товарища с помощью воспитателя. Поэтому так важна последовательная и вдумчивая позиция взрослого по преодолению недружелюбного поведения детей, которое может стать для некоторых из них нормой отношений.

Развитие коллективистских начал в детской среде позволяет педагогу опираться на самостоятельность дошкольников, их способность поддерживать и реализовывать правила нравственного поведения в общении друг с другом.

На этой возрастной ступени, когда дети все больше и больше осознают правила и нормы коллективной жизни, важна определенность и последовательность в предъявлении к ним требований. Это необходимо для того, чтобы у них складывалось четкое представление о том, как следует поступать в каждой конкретной ситуации.

Как уже говорилось выше, товарищеские отношения, проявляющиеся уже на четвертом году жизни, постепенно оформляются в избирательные, устойчивые дружеские отношения. Воспитателю важно обращать на это внимание, привлекать для образца конкретные жизненные примеры, художественную литературу.

Дети очень общительны. Это качество постепенно проявляется в стремлен™ играть вместе. Замкнутость детей, отсутствие свойственной им жизнерадостности, возможно, говорят о слабом развитии речи, игровых умений. Любое стремление этих детей общаться со сверстниками необходимо поддерживать, отмечать их успехи, осторожно вводить в игровую деятельность. Для обучения детей правилам общения можно использовать приемы, помогающие распознавать эмоциональное состояние другого человека. Например, можно прочитать такой рассказ:

...

"В группу пришла новая девочка. "Это Люба, она будет с вами играть и дружить", – сказала Анна Ивановна. Дети посмотрели на новенькую и занялись своими делами. Люба по-стояла-постояла и решила подойти к Маше. "Она такая красивая", – подумала Люба. Маша ей очень понравилась. "Давай вместе играть", – предложила Люба. "Я уже играю", – сказала Маша, одевая куклу. – А ты мне мешаешь". Люба отошла. Никто на нее не обращал внимания. Она грустно стояла в стороне, готовая заплакать. Это заметил один мальчик, весь в веснушках. Он подошел к Любе: "А меня зовут Костя. Идем играть в машины. Я шофер, ты будешь пассажиром. Возьми этих кукол, они будут твоими детьми. Я вас повезу в детский сад". Любе уже не хотелось плакать, она улыбалась".

Беседа с детьми по прочитанному рассказу дает возможность указать им на переживания других, на потребность во внимании со стороны товарищей. Можно предложить дошкольникам внести изменения в поведение персонажей, с которыми они не согласны. (Маша должна принять Любу в игру, ведь Люба новенькая и никого не знает и т. д.) Предложения детей дают им возможность самостоятельно оценивать поступки, называя их содержание (принять в игру, помочь новенькой, поделиться игрушками). Можно обсудить и действия Кости, начав с вопроса: "Когда человек улыбается?". (Когда он чему-нибудь (кому-нибудь) рад, ему хорошо.) Затем, стимулируя оценку Костиного поведения, следует поинтересоваться у детей: "Кто, когда и почему стал улыбаться в этом рассказе?".

Развитие симпатии, внимание к товарищу, понимание его приходят постепенно. В этом могут помочь следующие игры:

...

Игра "Угадай, что я делаю"

Педагог показывает детям знакомые действия (шьет, забивает гвоздь, рисует и т. д.), а они отгадывают их. Затем действия загадывают дети.

Игра "Угадай, что со мной"

С помощью жестов, мимики воспитатель выражает то или иное внутреннее состояние (радость, грусть, обиду), а дети стараются отгадать его. Угадав, они пытаются помочь обиженному, развеять грусть другого, разделить радость. Потом дошкольники изображают те же состояния.

Рассматривание вместе с детьми иллюстраций в книгах, репродукций помогает им научиться различать эмоциональное состояние другого. Умение выражать сочувствие, помогать товарищу дети из игры постепенно переносят в реальные ситуации. Большое значение в понимании состояния другого имеет умение объяснить это состояние. Этому способствует как достаточно развитая речь детей, так и появление наглядно-образного мышления.

Многим детям свойственна нравственная черствость, жестокость, равнодушие, стремление обидеть слабого. Часто это связано с опытом, полученным детьми вне детского сада. Они могли на себе испытать жестокость, равнодушие. К таким ребятам нужно особое внимание: следует доброжелательно, ласково общаться с ними, поощрять их благожелательные проявления, стремление оказать помощь другому. Важно предупреждать грубость детей по отношению к товарищу.

Поощряя дружеские проявления, отмечая негативные, воспитатель учит детей самостоятельно оценивать поступки. Для того чтобы не возбуждать ссор, педагог должен сначала сам описать поступок, а затем предложить детям оценить его. (Тот, кто это сделает, поступит правильно или неправильно.) Потом он может попросить "нарушителя" оценить свое поведение. Постепенно можно переходить от оценки к самооценке, стимулируя поиск детьми верного и обоснованного ответа. Все эти приемы способствуют формированию правильного поведения, закреплению его в сознании ребенка, а также неприятию недозволенного. Проиллюстрируем сказанное на примере.

Воспитатель обращает внимание детей на то, как играли Света и Маша. Света попросила у Маши кастрюльку: "Дай мне одну кастрюльку, я тоже сварю кукле обед". Маша не дала, хотя у нее было две кастрюли. Света обиделась, и игра расстроилась.

Воспитатель просит детей определить, кто поступил правильно, а кто нет. Затем он предлагает им продолжить игру и играть дружно.

Дети играют в больницу. Врач обнаружил, что нет стетоскопа: "Скажите, кто взял трубку. А то я не буду принимать больных". Игра вот-вот прервется. Но дети увидели, что новый мальчик этой трубкой "выслушивает" мишку. Все выражают свое возмущение. Воспитатель предлагает детям объяснить новенькому правило, которое он нарушил. ("Ничего нельзя брать без разрешения". "Надо попросить, сказав "пожалуйста"".) Воспитатель формулирует правило, предлагает мальчику извиниться, а детям пригласить его в игру.

В игре можно научить детей выполнять обязанности дежурных, месте с дошкольниками воспитатель вспоминает, что обычно делает нянечка, чтобы приготовить столовую к обеду. Потом дети играют в столовую: готовят обед, расставляют тарелки и т. д. В ходе игры они поправляют друг друга. Включение детей в практическую деятельность начинается с организации парного дежурства. Осознание, что они выполняют "взрослую" работу, важную и нужную для всех, добавляет в их деятельность новые мотивы. У детей развивается интерес к новым обязанностям, появляется чувство ответственности. Кроме того, они оказывают помощь друг другу в новом виде деятельности. Оценка действий детей воспитателем ориентирует их в самоконтроле и самооценке. В первое время дети жалуются воспитателю, замечая ошибки товарища. Педагог предлагает им самостоятельно исправить ошибки сверстников. Постепенно дети начинают оказывать друг другу помощь.

Включение детей в труд взрослых, освоение новых трудовых навыков и умений, трудовые контакты с товарищами изменяют взаимоотношения со сверстниками и отношение ко взрослым: дошкольники начинают понимать то, что они могут заботиться о взрослых, помогать им.

В 4–5 лет у детей начинает формироваться чувство долга. Простейшие представления о нем неотделимы от соответствующего поступка, а также от того, что раньше обозначалось словами "ты должен". Формированию чувства долга способствует переключение детей с интересной игры на обязательное дело. Это требует специальной подготовки. Воспитатель должен пояснить, почему и что "сейчас мы должны сделать". При этом нужно дать детям время внутренне подготовиться к завершению игры и переходу к другому виду деятельности.

Существенным направлением в развитии и воспитании детей является освоение ими на основе правил и норм нравственности слов-понятий. Воспитатель постоянно напоминает дошкольникам о правилах поведения, сопровождая каждый факт называнием того или иного нравственного качества (добрый, стыдный, трудолюбивый, ленивый и т. д.). Хотя для ребенка эти слова ограничены по своему содержанию, но он уже активно начинает ими пользоваться.

Биполярность нравственных понятий (добро – зло) всегда требует противопоставлений. Если совершен негативный поступок, возникает вопрос: "А как надо, как правильно?". Даже если дети такой вопрос не осознают, не высказывают его, он все равно существует. Поэтому, обсуждая отрицательный (с точки зрения нравственных позиций) поступок, всегда желательно наглядно показать его противоположность. Подбирая тексты для чтения детям, надо иметь это в виду. Проиллюстрируем сказанное на примере.

Подружки

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки -

Весь поцарапали.

Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели – нет игрушки.

Сели и заплакали.

А. Шибаев

Ссора

Два котенка разругались,

Раздружились, отвернулись,

Но украдкой обернулись…

И вовсю Расхохотались!

Л. Яковлев

Подарок

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Веселая, смешная.

Мне скучно без игрушки -

Любимая была.

А все-таки подружке

Лягушку отдала.

Е. Благинина

...

Когда дети поймут смысл двух первых стихотворений, их веселый шуточный характер, можно поинтересоваться: "Вам жалко девочек?". Ответы детей могут содержать как жалость к подружкам (они заплакали, лишились шарика), так и признание того, что неприятность произошла из-за их неумения играть вместе, уступать друг другу, договариваться и играть по очереди. Этот вывод и делает воспитатель. "А как поступили котята?" – спрашивает он затем. Дети высказываются, а педагог обобщает их ответы: "Да, котята ссорились, ссорились, а потом поняли, что глупо ссориться, ссоры мешают играть, дружить. Они стали смеяться над своей глупой ссорой".

Стихотворение Е. Благининой позволяет показать детям, что во время игры можно не ссориться; что нужно проявлять дружеские чувства.

Сравнение всех трех стихотворений дает детям возможность понять, как можно поступать, а как нет.

Можно напомнить детям народную мудрость: "Друг дороже денег".

В этом возрасте формирование личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм выходит на первый план. Опираясь на инсценировки, художественные произведения, детские рисунки, иллюстрации и т. д., воспитатель вместе с детьми вспоминает, какие правила они уже знают (правила гигиены, аккуратности, дружной игры, взаимопомощи и др.). Формулировать правила целесообразно с помощью пословиц, поговорок, стихов, рассказов.

Осваивая правила доброжелательного отношения друг к другу, дошкольники средней группы уже могут более адекватно оценивать поступки сверстников как "хорошие" или "плохие". Им уже знакомы способы разрешения конфликтов и ссор. Для закрепления правил желательно приводить примеры из книг, предлагая детям оценивать поступки героев произведений. Например, можно прочитать рассказ из "Азбуки" Л. Н. Толстого:

...

"Был у Пети и Мити конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они коня друг у друга рвать. – Дай мне, мой конь. – Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой. Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей".

После беседы с детьми по содержанию рассказа (действующие лица Петя и Митя – наверное, братья; у них была общая игрушка; потом каждому захотелось, чтобы конь был только его) воспитатель задает вопросы: "Справедливо ли желание мальчиков? Почему мама отобрала у детей игрушку? Давайте придумаем, что стати делать мальчики, когда лишились игрушки". (Миша и Петя плакали. Обещали маме не ссориться. И так далее.) Воспитатель помогает детям составить связный рассказ. Придумывая продолжение, дети опираются на оценки, которые дают героям, на те правила поведения и общения, которые им уже известны. Одновременно они мысленно "проигрывают", как достойно выйти из неприятной ситуации. Нравственное правило, включенное в творческий процесс, принимается детьми без назидательности со стороны взрослого.

Постепенно дети начинают понимать суть понятий: "вежливый", "аккуратный", "заботливый", "справедливый". Отрицательные поступки сопровождают оценкой: "Это стыдно". Дети уже понимают, что стыдно обманывать, обижать другого, дразнить кого-либо из-за физического недостатка (заикание, косоглазие и т. п.). Они гордятся тем, что научились выполнять определенные правила: "Я не жадный", "Я не лентяй", "Я послушный". Это означает, что дети уже утвердились в тех нравственных ценностях, которые поощряются взрослыми. На этой основе у них формируются начатки общественного мнения.

Детям очень важно не быть носителями плохих качеств. Поэтому они довольно часто говорят: "Я не жадный", а не "Я добрый". Переживание чувства стыда за плохой поступок может возникнуть, только если у ребенка накоплен положительный опыт. Если же у него нет опыта положительных переживаний, если он не испытал по этому поводу гордости, то бесполезно пытаться обращаться к нему со словом "стыдно".

Закрепление навыков вежливого обращения с окружающими требует включения уже усвоенного материала в новые ситуации. Здесь помогут инсценировки с участием детей. Воспитатель выступает в роли разных взрослых (соседка, мама, папа, старшая сестра, бабушка и т. д.), а ребенок – в своей роли. Такие инсценировки обычно предваряют сценки с куклами. Можно организовать школу Мальвины, которая учит вежливости Буратино (после чтения отрывка из соответствующей сказки это особенно интересно детям).

Выяснить, насколько глубоко дети понимают, что о них заботятся, что их любят, поможет наблюдение за игрой в дочки-матери, детский сад, где они выполняют роли взрослых.

Иногда для налаживания доброжелательного отношения к ребенку в семье требуется помощь воспитателя. В качестве ориентировочного теста используются рисунки детей, изображающие их семьи. Если кто-то из членов семьи не изображен на рисунке или нарисован далеко от ребенка, значит, следует задуматься, все ли благополучно в этой семье.

Дополнительный материал

Отрывок из стихотворения в. Маяковского "что такое хорошо и что такое плохо"

Если бьет

Дрянной драчун

Слабого мальчишку,

Я такого

Не хочу

Даже вставить в книжку <…>

Этот вот кричит -

не трожь

тех,

кто меньше ростом! -

Этот мальчик

так хорош,

Загляденье просто.

Буду

делать хорошо

И не буду -

плохо.

Воспитатель. Какими словами воспитатель говорит о тех, кто поступает плохо? ("Я такого не хочу даже вставить в книжку".) А как говорится о тех, кто поступает хорошо? ("Этот мальчик так хорош, загляденье просто".)

Стихотворение А. Барто "Медвежонок-невежа"

Родители беседуют -

Мешает он беседе.

Перебивагь не следует

Взрослого медведя!

Вот он примчался к дому

И первый влез в берлогу -

Медведю пожилому

Не уступил дорогу.

Вчера пропал куда-то.

Мамаша сбилась с ног!

Взъерошенный, лохматый

Пришел домой сынок

И заявляет маме:

– А я валялся в яме.

Ужасно он воспитан!

Всю ночь ревет,

Не спит он!

Он мать изводит просто!

Тут разве хватит сил?

Пошел сыночек в гости,

Хозяйку укусил,

А медвежат соседки

Столкнул с высокой ветки.

Не знает он приличий -

Он дом разрушил птичий,

Дерется он в кустах,

В общественных местах!

Но вот дошло и до того,

Что на медведя самого,

Па родного папу,

Мишка поднял лапу!

Отец, сердито воя,

Отшлепал сорванца.

(Задел он за живое,

Как видно, и отца!)

Воспитатель. Как вы думаете, как называется это стихотворение? (Сначала педагог не дает название стихотворения.) Давайте придумаем ему заглавие. Перечислите правила вежливости, о которых здесь идет речь и которые нарушил медвежонок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: