ПАМЯТНИК ИСТОРИИ ИЗ СЕЛА ПУРЕХА




А. Н. ЕРАНЦЕВ

научный сотрудник

Городецкого краеведческого музея

ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТЫНЬ

*

Иллюстрированные очерки

О колоколе князей Пожарских из села Пуреха

И старинной хоругви «Богоматерь Смоленская»

И «Вознесение»

 

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

 

Ноября 2005 года в России впервые отметили новый государственный праздник – День народного единства. Он призван напомнить о подвиге ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, в октябре 1612 года освободившего Москву от польских интервентов.

В начале XVII века Русское государство переживало один из самых драматичных периодов свой истории. Некогда могущественное Московское царство, созданное жестоким и деспотичным Иваном Грозным, оказалось в глубоком кризисе. Правившая на Руси почти семь веков династия Рюриковичей прервалась со смертью в 1598 г. сына Ивана IV – Фёдора. Земский собор избрал царём брата овдовевшей царицы Бориса Годунова, ещё при Фёдоре фактически управлявшего страной. Однако бояре были недовольны тем, что Годунов опирался на дворянство, и стали выжидать удобного случая для его свержения.

Политическую обстановку осложнил жестокий голод, охвативший в 1601–1603 гг. многие русские земли. Таинственная гибель в Угличе наследника русского престола, сына Ивана Грозного царевича Дмитрия усилила в обществе недовольство Годуновым и «подлила масла в огонь» закулисной борьбы за власть. Борьба боярских группировок вылилась наружу и нашла активную поддержку за рубежом.

В 1601–1602 гг. в Польше объявился «чудесно спасшийся» царевич Дмитрий – самозванец Григорий Отрепьев. Опираясь на польских магнатов и надеясь на непопулярность Годунова, он решил захватить царский трон. Осенью 1604 г. Лжедмитрий с небольшим войском из казаков и польских шляхтичей перешёл русскую границу и двинулся на Москву. В то время как правительственные войска сражались с самозванцем, в апреле 1605 года царь Борис Годунов скоропостижно умер (говорили, что он был отравлен). Под воздействием «прелестных грамот» Лжедмитрия 1 июня в Москве поднялось народное восстание; 16-летний Фёдор Годунов и его мать были взяты под стражу и тайно убиты. 20 июня 1605 года Лжедмитрий торжественно вступил в Москву.

Самозванец смог продержаться всего год. Откровенно антинациональной политикой и связями с польской шляхтой Лжедмитрий возбудил серьёзное недовольство среди простого народа, дворянства и духовенства. 17 мая 1606 г. в Москве опять поднялось восстание. Ворвавшаяся в Кремль толпа убила Лжедмитрия, и труп его был выставлен на Красной площади на посмеяние народу. К власти пришли бояре, которые посадили на царство своего ставленника, хитрого и ловкого интригана князя Василия Шуйского.

Однако раскол в «верхах» русского общества продолжался. Едва осенью 1607 г. Шуйский жестоко подавил под Тулой народное восстание Ивана Болотникова, как на юго-западных рубежах страны появился новый Лжедмитрий. Кто был этот авантюрист, не могли сказать даже современники, главной же силой его войска были отряды польской шляхты.

Летом 1608 г. самозванец подошёл к Москве и, не сумев взять её «с хода», встал лагерем вблизи столицы, в селе Тушине. В ставку к Лжедмитрию II перебежала часть боярства, дворянства и духовенства, недовольная политикой Василия Шуйского. Вооруженные отряды «тушинского вора», внося смуту и сумятицу, рыскали по всей стране; доходили они и до Балахны, и до Нижнего. В стране наступило двоевластие.

 

Царь Василий Шуйский – створка резного шкафа мастера Токарева-Казарина.

Конец XIX в. Собрание ГИХМК

Жизнь государства окончательно расстроилась после того, как Василий Шуйский был смещён и пострижен в монахи, а московские бояре пригласили на царство королевича Владислава – наследника польского короля Сигизмунда. Поляки вошли в Москву, захватили Смоленск, взяли в осаду Троице-Сергиеву лавру, призывавшего к борьбе с иноземцами патриарха Гермогена заточили в темницу и уморили голодом. Неспокойно было и на северо-западе страны, где шведы заняли Новгород. Над Россией нависла смертельная угроза расчленения и окатоличивания. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба страны, если бы не патриотический подъём, охвативший широкие массы простого народа.

Созванное в 1611 г. первое всенародное ополчение (в которое вошли жители Владимира, Суздаля, Мурома, Нижнего Новгорода, Ярославля, Костромы, а также других городов и уездов) попыталось освободить Москву от захватчиков. Но стоявшему во главе ополчения дворянству не хватило организованности. В упорной битве под стенами Москвы в марте 1611 г. ополчение потерпело поражение, а его предводитель рязанский дворянин Прокопий Ляпунов был убит заговорщиками.

Инициативу созыва второго ополчения взял на себя Нижний Новгород. Осенью 1611 г. патриотическая агитация земского старосты Козьмы Минина нашла горячую поддержку у нижегородцев. Всю хозяйственную и финансовую часть в подготовке похода на Москву взял на себя Минин, а военным предводителем был приглашен герой первого ополчения князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

 

 

Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский – створка резного шкафа

мастера Токарева-Казарина. Конец XIX в. Собрание ГИХМК

В начале марта 1612 года ополчение вышло из Нижнего и через Балахну, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плёс, Кострому пришло в Ярославль. Здесь ополчение собирало силы, тут же работало Земское правительство из представителей разных сословий и городов. В конце июля ополченцы двинулись к столице. Нужно было как можно быстрее перехватить идущий на подмогу польскому гарнизону в Кремле отряд гетмана Ходкевича.

С 22 по 24 августа на улицах Москвы разыгралось упорное сражение, после которого противник был вынужден отступить на запад. Ополченцы начали осаду Кремля и Китай-города, по-прежнему занятого поляками. Оккупанты надеялись отсидеться за высокими кремлёвскими стенами до прихода подкрепления из Польши. Но время работало против них. Польский гарнизон не вытерпел смертельного голода и согласился на сдачу.

22 октября, когда уже начались переговоры, наиболее решительно настроенные ополченцы пошли на приступ Китай-города. Ослабленный голодом противник не оказал сильного сопротивления. Китай-город был занят русскими войсками, а 26 октября без боя капитулировал гарнизон Кремля. В воскресенье 1 ноября состоялся крестный ход по Кремлю, символизировавший полную победу и освобождение столицы России от иноземцев.

 

 

Въезд Минина и Пожарского в Кремль – створка резного шкафа мастера Токарева-Казарина.

Конец XIX в. Собрание ГИХМК

В марте 1613 года Земский собор избрал на царство молодого сына патриарха Филарета Михаила Романова. Кандидатуры иностранных претендентов на москов-ский престол – королевичей Владислава Польского и Карла-Филиппа Шведского – были отвергнуты. И хотя дальнейшее правление Романовых оказалось далеко не безоблачным, с их воцарением в России тогда наступил долгожданный мир.

После окончания смуты день 22 октября (по старому стилю) отмечался в Москве как годовщина освобождения города от поляков. При царе Алексее Михайловиче празднование этого дня стало проходить по всей стране. Затем традиция прервалась почти на четыре века.

Теперь «День народного единства» (4 ноября) встал в ряд главных государ-ственных праздников. Видимо, наиболее важные праздничные торжества будут проходить в Москве и в Нижегородском крае. У нас ряд исторических мест непосредственно связан с ополчением 1611–1612 гг.: это Балахна – родина Козьмы Минина; Нижегородский кремль – олицетворение боевой славы наших предков; сёла Вершилово и Пурех (в Чкаловском районе) – вотчины князя Д. М. Пожарского.

Наверняка входили в состав ополчения не только жители г. Балахны, но и добровольцы из Балахнинского уезда, в том числе из села Городца. К сожалению, имён рядовых ополченцев история не сохранила. Однако это нисколько не умаляет значения их ратного подвига. Изгнание поляков из Москвы и спасение страны от смуты состоялось благодаря единению разных слоёв русского общества: знатных бояр и князей, дворян, духовенства, крестьян и горожан.

Подвиг нижегородского ополчения 1612 года вошёл в историю России как одна из самых героических её страниц.

ПАМЯТНИК ИСТОРИИ ИЗ СЕЛА ПУРЕХА

День народного единства призван увековечить память о подвиге Нижегородского ополчения, освободившего в 1612 году Москву от польских интервентов. Славными героями тех далёких событий являются князь Дмитрий Пожарский и гражданин Козьма Минин. И главные центры праздничных торжеств непосредственно связаны с их именами. Наряду с Москвой, Нижним, Костромой и Ярославлем это Балахна – родина Минина, Суздаль – место упокоения Д. М. Пожарского, сёла Мугреево и Пурех – бывшие княжеские имения.

К сожалению, история не сохранила имён ратников нижегородского ополчения, и потому затруднительно сказать точно, каково было участие в нём городчан. Однако нельзя поверить, что жители села Городца оказались глухи к патриотическому призыву Минина, что в трудную минуту не оказались они в рядах ополченцев вместе со своими ближайшими соседями – жителями Нижнего, Балахны и Юрьевца-Поволжского.

Важно отметить, что память о событиях Смутного времени, о подвигах наших предков живёт в подлинных исторических реликвиях – прямых свидетелях той героической поры. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся сабли Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, а также главная святыня Нижегородского ополчения 1612 года – его знамя. До 1827 года оно хранилось при храме с. Пуреха

Храм в честь Преображения Господня в селе Пурехе. XVII в. Фото конца XIX в.

 

Балахнинского уезда. Затем по приказанию царя Николая I знамя Пожарского было отправлено в Москву, где и хранится до сего дня.

Село Пурех Чкаловского района – одно из замечательных исторических мест нижегородчины. Село было пожаловано Д. М. Пожарскому царём Михаилом Фёдоровичем Романовым. Древний Спасо-Преображенский собор здесь заложил сам князь в 1620-е годы, а завершено было строительство в 1647 году, уже после смерти Дмитрия Михайловича, его сыном Иваном. Храм строился как монастыр-ский, однако ещё в XVIII веке обитель была закрыта, и храм стал принадлежать сельскому приходу.

В своё время князь Пожарский и его потомки сделали в Спасо-Преображенский храм немало ценных пожертвований. После закрытия собора в конце 1930-х годов богатая церковная утварь была частично отправлена в Горький (так тогда назывался Нижний Новгород), частично уничтожена. Однако не всё вывезенное из Пуреха пропало для истории. В Городецком краеведческом музее сегодня можно видеть уникальный экспонат – древний колокол с пуреховского храма.

В истории его немало тайн и загадок. Первая запись о колоколе была сделана в музейную книгу поступлений в 1972 году 4 ноября (такое совпадение!). Согласно этой записи, экспонат поступил в музей из Городецкого пожарного депо в 1968 году. В описании говорится, что колокол – с церкви села Пуреха, перевезён в Городец в 1930-е годы.

Сегодня уникальный колокол выставлен в экспозиции Городецкого музея. Размер его довольно внушительный: высота 67 см, диаметр 60 см, а вес, судя по процарапанной на нём надписи – 7 пудов 30 фунтов, т.е. 127 кг. По колоколу идёт круговая надпись церковно-славянской вязью: «Лета 7149 (1641) ноября в 14 день дан сий колокол в дом Боголепного Преображения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа и преподобного отца нашего Макария Унженского Чудотворца князь Василий Петрович Пожарского в вотчине деда своего боярина князя Дмитриея Михаиловича Пожарского Нижегородцкого уезду в Пуреховской волости при первоначальном игумене Еуфимии». К сожалению, время и люди не щадили древнюю реликвию: на теле колокола образовалась большая трещина, отсутствует язык.

Предысторию появления реликвии в музее рассказал бывший директор Городецкой автошколы Анатолий Константинович Синяев. Колокол был обнаружен его курсантами в подвале старого здания автошколы на улице Фигнер (там, где сейчас расположено фотоателье). Судя по всему, здесь было когда-то Городецкое пожарное депо. Курсанты поначалу думали сдать огромный колокол на металлолом, но директор позаботился о том, чтобы его передали в музей.

С тех пор древний церковный колокол из села Пуреха – музейный экспонат и живой свидетель славной истории князей Пожарских.

 

Колокол из села Пуреха и гири от часов с колокольни городецкого Троицкого собора

в экспозиции Городецкого краеведческого музея

 

«Богоматерь Смоленская» – лицевая сторона хоругви ГРМ 105. Холст, масло.

Отреставрирована в РАЖВиЗ. Фото М. С. Мокровский

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ РЕЛИКВИИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: