Лекция: Композиционный центр. Законы количества, качества и смыслового фактора.




Г. Композиция в костюме и текстиле

Пара 9:40 – 11:10 лекция

Пара 11:30 – 13:00 практическая работа

Левицкая В.А.

Мастерская «Декор костюма и текстиля»

Курс ДПИ-17

Тема 13. Деление формы, соподчинение разных частей.

Лекция: Композиционный центр. Законы количества, качества и смыслового фактора.

Основные вопросы:

1. Понятие композиционного центра.

2. Выделение композиционного центра.

3. Закон количества.

4. Закон качества.

5. Закон смыслового фактора.

 

Лекция (2 часа)

Композиционно организованная форма, в том числе какая-либо одежда и дополнения к ней, составляющие вместе костюм, обязательно имеет главную часть или композиционный центр, которому подчиняются другие зависимые части. Главная часть, или композиционный центр, является доминирующей в целостной композиции.

В одежде, которая обычно состоит из нескольких основных частей (платье, например,- из лифа, юбки, рукавов, воротника), композиционный центр может находиться в любом месте, т. е. в той части одежды, которую хотят подчеркнуть, выделить в зависимости от художественных задач, решаемых модельером в каждом конкретном случае.

Выделение главной части, или композиционного центра, достигается на основе закономерностей свойств элементов формы, определяющих неравенство, подчеркивающих главенство центра композиции над остальными частями. Рассмотрим эти закономерности.

Закон количества. Большее количество будет главенствовать при прочих равных условиях. Часть целого, большая по величине, объему, массе или по количеству однородной отделки, будет (при прочих равных условиях) выделяться, доминировать над остальными частями. Например, при обычном масштабном соотношении частей платья: лифа, юбки, рукавов, воротника - юбка будет главенствовать над остальными частями платья. Если увеличить по величине, объемности лиф, то главенствовать будет лиф. Если «количество» будет использовано по отношению к воротнику, то над всем остальным будет доминировать воротник.

Закон центрального расположения. Расположение какой-то части на относительно центральном месте при прочих равных условиях выделяет эту часть и делает ее главным композиционным центром. Понятно, что в отношении одежды центральное положение определяется ее средней частью, приходящейся на область талии.

Закон качества.Использование количества или центрального расположения для выделения главной части целого иногда оказывается недостаточным или по каким-либо причинам нежелательным. Тогда используется закон качества. В этом случае главенствует та часть целого, свойства или группа свойств которой преобладают. Например, в платье лиф является главной частью, так как, кроме его подчеркнутой величины, на нем заложены складочки, по своему качеству более активные, чем на юбке. В пальто, например, воротник становится главной частью, если его величина, а особенно качественная активность цвета и фактуры меха выделяют его над остальными частями.

Использование различной активности, качества всякого рода отделки, деталей, носящих формальный характер, является одним из приемов выделения главной части целого.

Закон смыслового фактора.Часть целого, имеющая отделку смыслового значения, главенствует над частями, имеющими отделку формального (от формы) характера. Например, если в каком-либо месте платья поместить хорошо видимую отделку, имеющую смысловое значение, например эмблему, девиз, украшение - цветы, отделку изобразительного характера - предметное изображение и т. п., то эта часть целого будет главенствовать над всеми остальными частями, привлекая к себе все внимание.

Следует сказать, что расположение отделки, имеющей смысловое значение, или украшения на каком-то конкретном месте должно, быть оправдано общей формой платья, деталями, формальными особенностями композиционного построения. Использование указанных закономерностей выделения композиционного центра может быть как раздельным (в простых композиционных связях), так и комбинированным (в сложных построениях).

В сложных видах композиции - в одежде или в комплексе одежд, составляющих костюм, возможно наличие нескольких композиционных центров, соподчиненных друг с другом. Каждый из этих центров, являясь доминирующим на своем участке композиции, должен быть связан с Другими или подчиняться одному главному композиционному центру.

Возможность построения нескольких соподчиненных композиционных центров позволяет организовать целый комплекс одежды в единое целое -ансамбль. Объединение композиционного центра (главной части целого) и остальных частей одежды достигается средствами построения единства и связи.

Выразительность композиции, ее читаемость находятся в зависимости от того, в какой мере создается зрительное движение (динамика) формы в границах силуэта костюма от подчиненных частей к главной части или к композиционному центру. Для выделения подчеркивания главного в композиции движение должно быть организовано так, что на какую бы часть костюма ни был обращен взгляд, динамика неизбежно указала бы ту часть, которая выделена художником. Такое движение создается благодаря свойствам различного ряда линий, ритма и принципа неравных отношений в членении - сходства и контраста. Чем лучше организовано это движение, тем яснее читаемость композиции костюма.

Динамика формы, возникающая при использовании свойства линий направлять наш взгляд по конструктивной поверхности формы, может быть использована не во всех частях, составляющих костюм, а только в тех из них, которые органически связаны между собой, так как невозможно иметь непрерывную линию на всех частях костюма. Организация динамики с помощью линий требует особенно вдумчивого решения, так как динамика общей формы силуэта одежды часто не совпадает с той, которую нам нужно разработать.

В той же степени для создания зрительного движения в моделировании одежды используют принцип неравных отношений членений частей одежды и других свойств элементов формы, где их различные состояния свойств при совместном воздействии вызывают динамику в сторону частей, имеющих более активные свойства. Например, при неравных членениях объемных величин общей формы какого-либо платья при их сопоставлении возникает динамика формы в различных направлениях.

Практическая работа (2 часа)

Задание: Выполнить 5 эскизов современных костюмов с использованием законов количества, качества и смыслового фактора. Решение: в цвете. Формат: А-3.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: