Тема занятия «Найди ассоциацию».




Дистанционное занятие для групп 101, 102, 103, 104, 105.

1. Теория о том, что такое ассоциации.

Название этого вида мышления само за себя говорит. Это процессы опосредованного и обобщенного познания и отражения окружающего мира, основанные на ассоциациях.

Возникает логичный вопрос: «Что же такое ассоциации?» Это определенная связь между разными понятиями или представлениями, которая возникает при осознании какого-либо из них. Такая взаимосвязь может быть нормальной и логичной для одного человека и абсолютно противоречащей для другого.

Ассоциативное мышление помогает людям открывать что-то новое, расширять границы познания мира. Например, у одного человека слово «зима» вызывает ассоциативную связь со скукой и холодом, у другого с красивой заснеженной аллеей, у третьего с днем рождения, праздниками.

Так расширяются понятийные ряды, человек учится мыслить нестандартно, креативно. Люди, имеющие хорошо развитое мышление ассоциативно-образное, ценятся на работе, воспринимают мир в веселых красках. Поэтому такой вид познавательного процесса важно развивать еще с детства.

Как и все сложные научные понятия, это также имеет свою классификацию. Ассоциации разделяются по следующим критериям:

Ø причинно-следственным связям: холод — болезнь, туча — дождь;

Ø подобию понятий: грязь — пыль, свадьба — праздник;

Ø близости в пространстве и времени: телевизор — пульт, кастрюля — суп;

Ø контрасту качеств предмета: тепло — холод, свет — темнота;

Ø обобщению: Ваня — ребенок, роза — цветок;

Ø дополнению: каша — масло;

Ø подчинению понятий: фрукт — слива, бобовые — фасоль;

Ø целому и части: организм — сердце, комната — потолок;

Ø соподчинению конкретному объекту: йогуртница — соковыжималка, кресло — диван.

Этот вид мышления дает преимущества в следующем:

У ребенка развивается воображение и он может продуцировать необычные идеи. В школьном возрасте ребенок уже может образовывать новые смысловые связи. Ребенок меньше подвержен возрастным страхам, у него хорошо развито воображение, фантазия, память, начинает раньше появляться произвольное внимание.

В психологии принято выделять несколько видов ассоциаций:

Ø контрастные, противоположные (вода-огонь);

Ø родственные (карета-машина);

Ø обобщенные (яблоко-фрукт);

Ø близкие в пространстве и времени (жара-лето);

Ø причинно-следственные (карандаш-рисование);

Ø тематические (зуд-аллергия);

Ø образующиеся на основе одного корня (муть-мутный);

Ø имеющие фонетическое родство (точка-дочка).

Важно начинать развивать ассоциативное мышление с детства, поскольку это даст преимущества в будущем, а именно:

Ø формируется неординарная фантазия;

Ø улучшается память;

Ø появится произвольное внимание;

Ø ребенок в раннем возрасте начинает предлагать необычные идеи;

Ø ребенок с легкостью начинает генерировать новые смысловые связи.

Давайте подробнее разберем самые эффективные способы для работы с ассоциациями.

 

Ассоциативная цепочка – необходимо придумать два совершенно разных слова и построить между ними цепочку из других слов, с помощью которых между ними возникнет связь.

Начало ассоциаций – нужно выбрать одно слово, которое будет стоять в начале цепочки. А после этого уже нужно подбирать другие слова, каким-либо образом связанные с началом. Попробуйте построить настолько длинную цепочку, насколько хватит фантазии.

Общая ассоциация – это упражнение также требует выдумать два слова, однако на сей раз нужно придумывать ассоциации, которые будут общими для них. Например, холодный и белый. К ним одинаково подходят слова зима, снег, холодильник.

Раскрой секрет друдлов – суть этого упражнения – описание картинки, на которой изображены разнообразные каракули, в которых каждый человек увидит определенный образ. Встречаются разные варианты картинок, которые прекрасно тренируют мыслительные процессы.

Нетривиальная ассоциация – выберите определенный термин и подберите к нему необычную ассоциацию. Например, когда большинство людей слышат слово «бумага», они думают о канцелярских товарах. Однако бумагу можно использовать и для поделок, например, для бумажных самолетиков или оригами. Значит, ассоциацией к слову «бумага» может стать «самолетик» или «поделка».

Эти упражнения не требуют от человека больших усилий как физических, так и умственных, поэтому тренироваться можно даже во время выполнения бытовых дел.

Развитое ассоциативное мышление предоставляет человеку много преимуществ:

Ø стимулирует работу клеток мозга;

Ø увеличивает объем памяти;

Ø облегчает восприятие незнакомой информации;

Ø способствует развитию новых смысловых связей;

Ø позволяет генерировать незаурядные идеи;

Ø улучшает реакцию на неожиданные ситуации и помогает в поиске решений.

Попробуйте скачать приложения для развития ассоциативного мышления:

«Угадай слово по картинке»;

«Стоминутка»;

«Эмодзи Викторина».

2. Игра «Придумываем слова».

Упражнение 1. Придумайте первое слово, которое будет являться началом цепочки ассоциаций. А теперь подберите к нему следующие слова, продолжая цепочку. Например: кошка – шерсть – мягкость – гладкость и т. д.

Вода

Дом

Игра

Музыка

Упражнение 2. Придумайте два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе – ее концом.

Ваша задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например: исходные слова – собака и машина.

Составляем цепочку: собака – лай – прохожий – тротуар – дорога – машина.

Дом – завод;

Кошка – лампа;

Вода – телевизор.

Упражнение 3. Придумайте два-три исходных слова, а после подберите к ним ассоциации, имеющие связь с исходными по любому признаку или по нескольким признакам. Например: исходные слова – яркий и горячий. Ассоциации: свет, еда, печь, цвет.

Желтое, огромное –

Синее, глубокое –

Зеленое, красивое -

Упражнение 4. Придумайте два-три слова и подберите к ним слова, которые связаны с ними со всеми одновременно. Например: Исходные слова – белый и холодный. Подбираем ассоциации: снег, мороженое, камень, металл.

Синее, теплое –

Деревянное, цветное –

Металическое, маленькое -

Упражнение 5. Придумайте первое слово, а затем постарайтесь подобрать к нему необычную ассоциацию, которая не связана с исходным словом напрямую. Например: конверт.

Первая ассоциация, которая обычно приходит в голову – письмо. Но вам нужна необычная. Для чего еще можно использовать конверт? Например, для хранения семян.

Значит, ассоциация – семена.

Книга –

Газета –

Стол –

Мыло –

Ботинок -



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: