Дистанционное занятие для групп 101, 102, 103, 104, 105.
1. Теория о том, что такое ассоциации.
Название этого вида мышления само за себя говорит. Это процессы опосредованного и обобщенного познания и отражения окружающего мира, основанные на ассоциациях.
Возникает логичный вопрос: «Что же такое ассоциации?» Это определенная связь между разными понятиями или представлениями, которая возникает при осознании какого-либо из них. Такая взаимосвязь может быть нормальной и логичной для одного человека и абсолютно противоречащей для другого.
Ассоциативное мышление помогает людям открывать что-то новое, расширять границы познания мира. Например, у одного человека слово «зима» вызывает ассоциативную связь со скукой и холодом, у другого с красивой заснеженной аллеей, у третьего с днем рождения, праздниками.
Так расширяются понятийные ряды, человек учится мыслить нестандартно, креативно. Люди, имеющие хорошо развитое мышление ассоциативно-образное, ценятся на работе, воспринимают мир в веселых красках. Поэтому такой вид познавательного процесса важно развивать еще с детства.
Как и все сложные научные понятия, это также имеет свою классификацию. Ассоциации разделяются по следующим критериям:
Ø причинно-следственным связям: холод — болезнь, туча — дождь;
Ø подобию понятий: грязь — пыль, свадьба — праздник;
Ø близости в пространстве и времени: телевизор — пульт, кастрюля — суп;
Ø контрасту качеств предмета: тепло — холод, свет — темнота;
Ø обобщению: Ваня — ребенок, роза — цветок;
Ø дополнению: каша — масло;
Ø подчинению понятий: фрукт — слива, бобовые — фасоль;
Ø целому и части: организм — сердце, комната — потолок;
|
Ø соподчинению конкретному объекту: йогуртница — соковыжималка, кресло — диван.
Этот вид мышления дает преимущества в следующем:
У ребенка развивается воображение и он может продуцировать необычные идеи. В школьном возрасте ребенок уже может образовывать новые смысловые связи. Ребенок меньше подвержен возрастным страхам, у него хорошо развито воображение, фантазия, память, начинает раньше появляться произвольное внимание.
В психологии принято выделять несколько видов ассоциаций:
Ø контрастные, противоположные (вода-огонь);
Ø родственные (карета-машина);
Ø обобщенные (яблоко-фрукт);
Ø близкие в пространстве и времени (жара-лето);
Ø причинно-следственные (карандаш-рисование);
Ø тематические (зуд-аллергия);
Ø образующиеся на основе одного корня (муть-мутный);
Ø имеющие фонетическое родство (точка-дочка).
Важно начинать развивать ассоциативное мышление с детства, поскольку это даст преимущества в будущем, а именно:
Ø формируется неординарная фантазия;
Ø улучшается память;
Ø появится произвольное внимание;
Ø ребенок в раннем возрасте начинает предлагать необычные идеи;
Ø ребенок с легкостью начинает генерировать новые смысловые связи.
Давайте подробнее разберем самые эффективные способы для работы с ассоциациями.
Ассоциативная цепочка – необходимо придумать два совершенно разных слова и построить между ними цепочку из других слов, с помощью которых между ними возникнет связь.
Начало ассоциаций – нужно выбрать одно слово, которое будет стоять в начале цепочки. А после этого уже нужно подбирать другие слова, каким-либо образом связанные с началом. Попробуйте построить настолько длинную цепочку, насколько хватит фантазии.
|
Общая ассоциация – это упражнение также требует выдумать два слова, однако на сей раз нужно придумывать ассоциации, которые будут общими для них. Например, холодный и белый. К ним одинаково подходят слова зима, снег, холодильник.
Раскрой секрет друдлов – суть этого упражнения – описание картинки, на которой изображены разнообразные каракули, в которых каждый человек увидит определенный образ. Встречаются разные варианты картинок, которые прекрасно тренируют мыслительные процессы.
Нетривиальная ассоциация – выберите определенный термин и подберите к нему необычную ассоциацию. Например, когда большинство людей слышат слово «бумага», они думают о канцелярских товарах. Однако бумагу можно использовать и для поделок, например, для бумажных самолетиков или оригами. Значит, ассоциацией к слову «бумага» может стать «самолетик» или «поделка».
Эти упражнения не требуют от человека больших усилий как физических, так и умственных, поэтому тренироваться можно даже во время выполнения бытовых дел.
Развитое ассоциативное мышление предоставляет человеку много преимуществ:
Ø стимулирует работу клеток мозга;
Ø увеличивает объем памяти;
Ø облегчает восприятие незнакомой информации;
Ø способствует развитию новых смысловых связей;
Ø позволяет генерировать незаурядные идеи;
Ø улучшает реакцию на неожиданные ситуации и помогает в поиске решений.
|
Попробуйте скачать приложения для развития ассоциативного мышления:
«Угадай слово по картинке»;
«Стоминутка»;
«Эмодзи Викторина».
2. Игра «Придумываем слова».
Упражнение 1. Придумайте первое слово, которое будет являться началом цепочки ассоциаций. А теперь подберите к нему следующие слова, продолжая цепочку. Например: кошка – шерсть – мягкость – гладкость и т. д.
Вода
Дом
Игра
Музыка
Упражнение 2. Придумайте два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе – ее концом.
Ваша задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например: исходные слова – собака и машина.
Составляем цепочку: собака – лай – прохожий – тротуар – дорога – машина.
Дом – завод;
Кошка – лампа;
Вода – телевизор.
Упражнение 3. Придумайте два-три исходных слова, а после подберите к ним ассоциации, имеющие связь с исходными по любому признаку или по нескольким признакам. Например: исходные слова – яркий и горячий. Ассоциации: свет, еда, печь, цвет.
Желтое, огромное –
Синее, глубокое –
Зеленое, красивое -
Упражнение 4. Придумайте два-три слова и подберите к ним слова, которые связаны с ними со всеми одновременно. Например: Исходные слова – белый и холодный. Подбираем ассоциации: снег, мороженое, камень, металл.
Синее, теплое –
Деревянное, цветное –
Металическое, маленькое -
Упражнение 5. Придумайте первое слово, а затем постарайтесь подобрать к нему необычную ассоциацию, которая не связана с исходным словом напрямую. Например: конверт.
Первая ассоциация, которая обычно приходит в голову – письмо. Но вам нужна необычная. Для чего еще можно использовать конверт? Например, для хранения семян.
Значит, ассоциация – семена.
Книга –
Газета –
Стол –
Мыло –
Ботинок -