Фонетика в начальной школе ( c современным русским языком)




Фонетические знания очень важны для младших школьников, так как они тесно связаны с графикой и проявляются в орфографической грамотности и орфоэпических нормах, а также способствуют осмысленному и глубокому усвоению родной речи.
Как сформировать фонетические представления учащихся начальной школы так, чтобы они стали прочной базой для дальнейшего освоения языковой системы – вот проблема, над которой работает каждый учитель начальной школы. Фонетика изучает способы образования звуков речи и их изменения в речевом потоке. Фонетические знания помогают нам в усвоении правильного облика слова, в установлении закономерных отношений между звучанием слова и его написанием. Фонология рассматривает их с функциональной точки зрения, то есть звуки в фонологии рассматриваются как смыслоразличительные единицы. Для обозначения звуков с функциональной стороны используется термин фонема. Фонема – языковая единица, представленная всем рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для различения и отождествления слов и фонем. Фонема проявляется в речи в отдельных конкретных звуках; она может включать в пределах известного диапазона несколько разновидностей звуков в физическом соотношении, поскольку они не выступают по отношению друг к другу смысловымиразличителямизначимых элементов.
Звук — это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. Буква является графическим обозначением звука на письме, то есть некоторой совокупностью линий, рисунком.
Термины «звук» и «буква» недопустимо смешивать. Слова что и кто различаются звуками [ш] и [к], а не буквами. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются. Иные соотношения невозможны: букву нельзя произнести, пропеть, проговорить, продекламировать, ее невозможно и услышать. Буквы не бывают ни твердыми, ни мягкими, ни глухими, ни звонкими, ни ударными, ни безударными. Все приведенные характеристики относятся к звукам. Это звуки являются языковыми единицами, буквы же принадлежат алфавиту и к описанию языковых закономерностей чаще всего не имеют отношения. Именно качество звука определяет выбор буквы, а не наоборот. Звуки есть в любом языке независимо от того, имеет он письменность или нет.
В современном русском языке звуки могут перекодироваться в письменные обозначения, перекодировкой звука в буквы занимается графика. Графика – раздел в языкознании, изучающий совокупность знаков, используемых в данной системе письма вместе с правилами, устанавливающими соответствие между знаками (графемами) и звуками (фонемами). Графика тесно связана с фонетикой. В основе современной русской графики и орфографии лежит фонематический принцип: система букв и орфографические правила их использования обеспечивают передачу на письме фонем русского языка.
В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения) звук сам по себе не имеет значения. В то же время существование звуков неразрывно связано со значимыми единицами. Функция звуков в языке нацелена на обеспечение возможности общения между людьми и сводится к формированию и различению морфем и слов.
Определяя различительную способность звуков, важно понять, в каких позициях они встречаются. Позицией называются условия произношения звуков, задаваемые их положением по отношению к соседним звукам, к ударному слогу, к началу/концу слова. Различать слова (морфемы) могут лишь те звуки, которые обладают способностью встречаться в одной позиции. Разница в произношении таких звуков замечается носителями языка в отличие от остальных звуковых особенностей.


Как выше было сказано, буква является графическим обозначением звука на письме, то есть некоторой совокупностью линий, рисунком. Буквы объединяются в особый последовательный ряд графических знаков. Алфавит [греч. alphabetos, от названий первых двух букв греческого А. - альфа и бета (новогреч. - вита); аналогично: азбука - от аз и буки], совокупность графических знаков - букв (например, латинский, русский алфавиты) или слоговых знаков. Русский алфавит называется кириллическим и насчитывает 33 буквы. Буквы делятся на три больших группы: гласные, согласные и буквы, не обозначающие звуки. Для обозначения согласных звуков используется 21 буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. 10 букв служат для обозначения гласных звуков: а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е. Существуют еще 2 буквы, которые не обозначают звуков: ъ, ь. Между фонетическим и графическим обликом слова может быть зеркальное соответствие: [том] том. Однако такое соответствие необязательно: в слове пять [п’ат’] три звука, а записывается оно четырьмя буквами. Буквы обладают «многозначностью», которая снимается, если известны соседние буквы. Так, буква ё в слове ёлка обозначает звук [j] и звук [о] и мы произносим букв ё как сочетание звуков [jo], а в слове тёлка буква ё – признак мягкости согласного [ ’] и гласный звук [о], поэтому читается мяткое сочетание согласного и гласного [т’о], а в слове шёлка – один гласный звук [о], так как согласный [ш] всегда твердый.
Для записи звучащей речи используется специальная система знаков — фонетическая транскрипция. Фонетическая транскрипция построена на принципе однозначного соответствия между звуком и его графическим символом. Транскрибируемый звук (слово, предложение, текст) принято заключать в квадратные скобки: [мы] мы. Запись звучащей речи осуществляется без прописных букв и знаков препинания, но с расстановкой пауз: #. В словах, состоящих более чем из одного слога, следует указывать место ударения: [зимА] зима. Если два слова (например, предлог и существительное) характеризуются единым ударением и произносятся слитно, то они соединяются лигой: [в_дом].
В русской фонетической транскрипции в основном используются буквы русского алфавита. Запись согласных звуков осуществляется с помощью всех соответствующих букв, кроме щ и й. Рядом с буквой могут ставиться особые надстрочные или подстрочные значки. Они указывают на некоторые особенности звука:
[н’]— мягкий согласный ([н’]ёснёс);
[н:] — долгий согласный (ванна); может обозначаться надстрочной чертой или[н:].
Буква щ в большинстве случаев соответствует звуку, который передается знаком [ш’] - у[ш’:]елье, [ш’]етина. Звонкой параллелью к [ш’] будет звук [ж’], выступающий, например, в слове дро[ж’]и дрожжи (допускается и иное произношение — дро[ж]и). Латинская буква [j] обозначает в транскрипции согласный «йот», который звучит в словах [jа]блоко яблоко, водо[jо]м водоём, воро[б’jи] воробьи, [jи]зык язык, сарб[j]сарай, ма[j]ка майка, ча[j]ник чайник и т.д. Согласный «йот» далеко не всегда передается на письме буквой й. Запись гласных звуков осуществляется с использованием разного рода знаков. Ударные гласные транскрибируются с помощью шести символов: [ и] — [п’ир] пир, [ы] — [пыл] пыл, [у] — [луч] луч, [э] — [л’эс] лес, [о] — [дом] дом, [а] — [сад] сад. Безударные гласные подвергаются различным изменениям в зависимости от места по отношению к ударению, от соседства твердых или мягких согласных, от типа слога. Для записи безударных гласных применяются символы [у], [и], [ы], [а], [ъ], [ь]. Безударный [у] встречается в любом слоге. По своему качеству он похож на соответствующий ударный гласный: м[у]зыкальный, р[у]да, вод[у], [у]дар. Безударные гласные [и], [ы], [а] произносятся в слоге, который непосредственно предшествует ударному (такой слог называется первым предударным): [р’и]дов - рядов, мод[ы]льйер - модельер, д[а]ска - доска. Эти же гласные, за исключением [ы], выступают и в абсолютном начале слова: [и]кскурсант - экскурсант, [а]быскать - обыскать. Безударные [и], [ы], [а] по своему качеству похожи на соответствующие ударные звуки, но не идентичны им. Так, безударный [и] оказывается гласным, средним между [и] и [э], но ближе к [и]: [л’и]са- лиса — ср.: [л’и:]сам - лисам. Отличается произношение и остальных гласных. Употребление символов [и], [ы], [а] для обозначения безударных звуков связано с определенной степенью условности. Итак, перечисленные выше безударные гласные характерны для позиций 1-го предударного слога и абсолютного начала слова. В остальных случаях произносятся звуки [ъ] и [ь]. Знак [ъ] («ер») передает очень краткий звук, по своему качеству средний между [ы] и [а]. Гласный [ъ] — один из самых частотных звуков в русской речи. Он произносится, например, во 2-м предударном и в заударных слогах после твердых: п[ъ]роход - пароход, в[ъ]довоз - водовоз, зад[ъ]л - задал, гор[ъ]д город. В аналогичных позициях после мягких согласных фиксируется звук, напоминающий [и], но более краткий. Этот гласный передается знаком [ь] («ерь»): [м’ь]ровой - мировой, [м’ь]ловой - меловой, за[м’ь]р - замер, за[л’ь]жи - залежи.
Для 40 фонем русского языка понадобилось бы 40 букв, если бы каждая буква обозначала одну фонему. На самом деле в русском письме, без нарушения фонематического принципа, достигается экономия в наборе букв (их всего 33) и при этом сокращается, по сравнению с сорокабуквенной передачей, длина орфографически передаваемых текстов.
Сочетание фонем «<j> + гласная» передается: в начале слова и после гласного буквами я = <jа>, ё = <jo>, е = <jэ>, ю = <jу>, и = <jи> (или <и>); после согласного – буквосочетаниями ъя и ья, ъе и ье, ъё и ьё, ъю и ью, а также ьи, например: яблоко, буян, ёлка, неуёмной, уехать, юг, мою [моju]; сочетание [ju] обычно реализуется в звуке [и]; необъятный, семья, объем, семьей, съехать, семье, адъютант, семью, семьи. Сочетание «гласная фонема + <j>» передается буквами ай, ой, эй, уй; ий (или яй, ей, юй, ый).
Те же буквы я, е, ю, ё используются и с другой целью: они указывают на определенную гласную фонему и на мягкость предшествующей согласной, ср.: конь – коня – конём – коню. Напротив, буква ы указывает на твердость предшествующей согласной, ср.: игры – разыгрывать, стол – столы (но конь – кони).
Буквы а, о, у не указывают на твердость или мягкость предшествующего согласного, это немаркированные буквы; именно поэтому из парных букв а–я, о–е, у–ю буквы а, о, у употребляются во всех случаях, когда надо обозначить только гласный, без указания на мягкость предшествующего согласного:

1) в начале слова: ад, он, ум;

2) после гласных: заахать, заочно, наука;

3) после согласных непарных по твердости-мягкости;

у этих согласных мягкость или твердость нефонематична и поэтому не подлежит обозначению в фонематическом письме: крича, трещат, врачом, трущоба, лечу, щука.
В буквенной паре ы – и немаркированным членом является и: эта буква не указывает, что перед <и> находится фонематически твердый согласный; ср.: ищет, поищет (но разыскивает, где ы обозначает твердость последнего согласного приставки), ищи, лежи, гроши.
Буквы е–э недостаточно четко разграничены: э используется всегда, когда не следует обозначать мягкость согласного, предшествующего <э>: это, поэт, мэр, сэкономить и проч. Буква же е используется и тогда, когда надо обозначать мягкость согласного, предшествующего <э>: конь – о коне, синь – синее, и когда это обозначение не нужно: отель, на ноже, хуже и проч. Мягкость согласных фонем, если за ними не следует гласная, обозначается мягким знаком: прорезь, резьба.



Буквы я, ё, е, ю оказываются многозначными: в одних случаях они обозначают <jа, jо, jэ, jу>, в других – <ьа, ьо, ьэ, ьу>. Но эти два значения строго разграничиваются позициями: я, ё, е, ю после букв согласных означают мягкость предшествующей согласной фонемы и соответствующую гласную; в остальных позициях – сочетания <j> с гласной. Следовательно, не возникает никакой двусмысленности при использовании этих букв. Поэтому неверно мнение, что многозначность указанных букв – недостаток нашего алфавита.
Напротив, использование ъ и ь далеко не всегда мотивировано. Буква ъ употребляется и после твердых согласных: объем (хотя есть другой вариант литературного произношения, с [б’] мягким перед [j]) и после мягких: адъютант. Буква ь употребляется и после мягких согласных: семья, судья, и после твердых: Сантьяго, и после тех, которые фонематически не имеют ни твердости, ни мягкости: ружье, шьет, чью. Очевидно, что ни ъ, ни ь в позиции после буквы согласного перед я, е, ё, ю не обозначает ни твердости, ни мягкости, а только наличие <j>. Поэтому употребление и ъ, и ь в качестве «разделительных» (т.е. обозначающих <j>) явно избыточно. Правило: после приставок пишется ъ, в остальных случаях ь – тоже иллюзорно для современной русской орфографии (например, слова объем, съемка, адъютант – бесприставочные в языке нашего времени).
Особенностью русской графики является то, что многие буквы многозначны. В русском языке можно выделить три вида букв:

Буквы, обозначающие один звук: а, б, в, г, д, ж, з, и, й, к, л, м, н, о, п, р, с, т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ, ы;


Буквы, обозначающие два звука: е, ё, ю, я;


Буквы, не обозначающие звуков: ъ, ь.

 

Исходя из выше сказанного, можно определенно сказать, что звук и буква – различные понятия, буква является письменным обозначением звука. Чтобы прочитать слово необходимо расшифровать буквенный код и перевести его в звуки.

 



 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: