Лекция № 8
Тема :
Вопросы лекции:
1. Теоретико-методологические основы организации как функции менеджмента.
2. Проектирование и строительство организационных структур обеспечения реализации принятого управленческого решения.
Вопрос 1. Теоретико-методологические основы организации как функции менеджмента.
Функция организовывания (организация деятельности) предполагает:
• выделение элементов (звеньев) управления;
• упорядочение связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач.
Организационная структура управления (ОСУ) представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев управления. Она выражает отношение власти и подчинения, которые юридически закрепляются в нормативных документах (устав, положение о подразделениях, должностные инструкции и т. п.).
Элементы - это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятыми принципами специализации.
Звенья включают несколько элементов.
Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную иерархическую ступень в ОСУ.
Выделяютуровни управления:
1. Институциональныйуправленческий уровень (решение корпоративных стратегических задач): директор, совет директоров;
2. Функциональный уровень управления (решение стратегических и тактических функциональных задач): руководители функциональных подразделений;
3. Технический уровень управления (решение оперативных и тактических задач): начальники отделов и цехов, мастера и др.
Отношения между элементами поддерживаются благодаря связям, которые принято, подразделять на:
|
· горизонтальные и вертикальные;
· линейные и функциональные;
· формальные и неформальные;
· прямые и косвенные.
Построение организационной структуры предполагает:
· группировку (департамезации) всех видов работ по функциям, видам продукции, географическим признакам, по потребителям» этапам производства;
· формирование соответствующих звеньев (отделов, рабочих групп и определения индивидуальных исполнителей);
· распределение полномочий и ответственности между звеньями;
· формирование каналов коммуникаций и механизмов координации.
Полномочия — это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия подчиненных на выполнение определенных задач. Задачи вместе с полномочиями могут быть делегированы (переданы) лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Ответственность — это обязанность выполнять задачи и отвечать за их решение.
Власть — это право влиять на поведение других людей и заставлять их действовать в определенном направлении.
Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач. Существует два основных аспекта организационного процесса.
· Во-первых, деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.
· Во-вторых, делегирование полномочий и ответственности.
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Важно осознать, что делегирование реализуете только в случае принятия полномочий, и собственно ответственность не может быть делегирована.
|
Сущность функции - обеспечение выполнения решения с организационной стороны, то есть создание таких управленческих отношений, которые бы обеспечили наиболее эффективные и результативные связи между всеми элементами подсистемами сложной системы предприятия.
Сущность организации как функции состоит в том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы. Организовать - значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.
Содержанием функции является:
· доведение решения до исполнителя;
· приспособление организационной структуры фирмы к задачам намечаемой деятельности;
· подборка людей для конкретной работы и делегирование им полномочий, прав использования ресурсов организации.
Для успешной реализации функции необходимо учитывать требования следующих локальных принципов организации:
· принцип цели. Организация, ее отдельные звенья работают во имя достижения общей цели;
· эластичности организации. При определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий отдельных работников и административными предписаниями;
|
· устойчивости. Систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды;
· непрерывного совершенствования. Предполагает необходимость систематической организационной работы по совершенствованию процесса организации и реализации решений;
· прямой соподчиненности. Любой работник должен иметь одного начальника;
· объема контроля. Менеджер в состоянии квалифицированно обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных;
· безусловной ответственности руководителя за действия подчиненных; соразмерности ответственности данным полномочиям;
· исключения. Решения повторяющегося характера низводятся до рутинных, выполнение которых поручается нижестоящим управленческим звеньям;
· приоритета функций. Управленческая функция рождает орган управления, а не наоборот;
· комбинирования. Необходимо обеспечивать наиболее правильное сочетание централизма исамостоятельности.
Организационная структура - это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач. Такая многосторонность организационного механизма несовместима с использованием каких-либо однозначных методов - либо формальных, либо неформальных. Поэтому необходимо сочетание научных методов и принципов формирования структур (системного подхода) с большой экспертно-аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта. В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено: сначала - цели, а затем - механизм их достижения.
Системность самого подхода к формированию структуры проявляется в следующем:
· не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется не полной;
· выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления - от генерального директора предприятия до мастера участка;
· исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления;
· обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления.
Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.
Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:
• Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование как организационной структуры, тай и других важнейших аспектов системы (способность переработки информации).
• Разработка состава основных подразделений и связей между ними заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, секторы, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.
• Регламентация организационной структуры - предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает:
· определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей);
· определение проектной численности подразделений;
· распределение задач и работ между конкретными исполнителями;
· установление ответственности за их выполнение;
· разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях;
· расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.
Когда требуется взаимодействие многих звеньев и уровней управления, разрабатываются специфические документы, которые называются органиграммами. Последние представляют собой графическую интерпретацию процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающую распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками.
Глубокие социально-экономические изменения, развитие демократизации, изменение социальных ценностей, стремление людей к участию в управлении производством, а также возрастающие сложность и взаимозависимость организаций и окружающей среды приводят к пониманию, что выработка плодотворных идей и предложений о перспективах развития организации не является специальной прерогативой его руководителей или профессиональных плановиков.
Более того, необходимо создать такую систему управления, которая использовала бы знания, умения и навыки работников всех уровней и подразделений организации. Одновременно этой системе должна быть адекватна организационная структура управления фирмы. Это - непременное условие эффективности стратегического управления.
Современный этап перестройки организационных структур управления фирмами, ориентированными на рынок и на создание структур стратегического менеджмента, приобретает форму поиска «золотой середины» между централизацией и децентрализацией властных функций.
Тенденции централизации и децентрализации в системах управления, в формах планирования и управления тесно связаны с производственно-хозяйственными характеристиками организаций и, в первую очередь, с их отраслевой структурой.
Там, где производство тяготеет к одноотраслевому, однопродуктовому, где тесны связи между технологическими переделами и велики объемы производства, обоснованно применение функциональных централизованных систем управления. В этих системах ставка делается на четкое планирование и строгий контроль производственно-хозяйственной деятельности.
В многоотраслевых организациях, к которым относятся большинство крупных научно-технических и производственных комплексов, где разнообразны рынки сбыта и технологии производства, слабы внутрифирменные производственно-технологические связи, где требуются различные рыночные стратегии по каждой группе продукции и услуг, более целесообразна децентрализация в управлении.
Она проявляется в широкой коммерческой самостоятельности стратегических подразделений фирмы и менее жестком контроле со стороны высшего руководства, который в основном осуществляется по финансовым результатам.
Таким образом, желание найти приемлемые соотношения между централизованным и децентрализованным управлением приводит к необходимости создать систему стратегического управления, которая характеризуется централизованной разработкой стратегии и хозяйственной политики и децентрализованным оперативным управлением.
Вопрос 2. Проектирование и строительство организационных структур обеспечения реализации принятого управленческого решения.
Проектирование организации - это постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных, таких как:
1. Разделение труда и специализация. Разделение труда происходит по двум направлениям: вертикальному (уровни управления) и горизонтальному (специализация с выделением наиболее критических областей деятельности, например, маркетинг, финансы и т.п.).
2. Департамезация - группировка схожих работ по результатам деятельности (продукт, потребители, рынки) или вокруг ресурсов (технология, вид производства (массовое, опытное), тип оборудования и т. п.).